Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. Личностная тревожность как свойство личности



2019-08-13 383 Обсуждений (0)
Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. Личностная тревожность как свойство личности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Проблематика тревожности раскрывается на данный момент во множестве работ различных дисциплин, среди которых наряду с психологией находятся физиология, психиатрия, философия, биохимия, социология. При этом основной массив исследований приходится на зарубежную часть. В отечественном сегменте исследование феномена тревожности носят в основном не цельный, а фрагментарный характер. При этом на данный момент констатируется отсутствие одной концепции тревожности. Данный факт говорит о наличии разнообразных подходов, в русле которых рассматривается тревожность.

Важно подчеркнуть, что при рассмотрении понятий «тревога» и «тревожность», как в зарубежной, так и в отечественной психологии, нет опять-таки единого мнения. Так, зарубежные исследователи в основном вкладывают в понятие «тревога» весь объем и многогранность, которые характерны и для тревоги, и для тревожности. В этом случае тревожность представляет собой вид тревоги [1]. В отечественной науке связь между тревогой и тревожностью, как различными понятиями, является более линейной по сравнению со взглядами зарубежных ученых. В свою очередь проблематика процесса формирования и особенностей развития тревожности у отечественных исследователей вызывают наибольший интерес [23].

Под термином «тревожность» понимаются весьма различные явления. В исследованиях в основном фиксируется использование понятия тревожности, как по большей части субъективного. На данный момент времени существуют весьма большие расхождения среди представителей различных психологических направлений при изучении феномена тревожности. При этом расхождения характерны как между концепциями в целом, так и среди представителей одного направления.

Из наиболее распространенных на данный момент моделей тревожности являются:

- психоаналитическая модель тревожности (З. Фрейд, К. Хорни, Р. Мэй, П. Тиллих и др.),

- межличностная модель тревожности (Дж. Боулби, Г. Салливан, А. Майер и др.),

- когнитивная модель тревожности (Р. Лазарус, А. Бек и др.).

Рассмотрим указанные модели более подробно.

Прежде всего, обозначим особенности психоаналитической модели. Следует отметить, что З. Фрейд является одним из первопроходцев в науке, который попробовал дать объяснение тревоге, а конкретнее ее природе. Концептуальная позиция З. Фрейда основывается на том, что тревога представляет собой функцию «Эго». Тем самым она может предупреждать «Эго» о том, что надвигается какая-либо опасность, либо что-то угрожает человеку. Выполняя свою функцию, тревога помогает личности найти и применить наиболее безопасный способ в ситуации, которая несет в себе опасность или угрозу для индивидуума. При этом те переживания, действия, воспоминания, которые были у человека и были для него болезненными, мучительными, т.е. порождали тревогу, из сознания личности вытесняются. В свою очередь силы, способствующие указанному вытеснению каких-либо моментов жизни из памяти постоянно работают в направлении препятствия их восстановления [17].

Обобщая указанное выше, отметим, что тревога, согласно взглядам З. Фрейда и его последователей, является эмоциональным состоянием, соотносящимся с тем, что каждый человек может переживать при угрозе от внешних факторов. Тревога при этом представляет собой функцию «Эго». Она предупреждает об опасности, которую человек может или встретить, или при необходимости избежать ее [59]. З. Фрейд, исходя из представлений об источнике опасности для «Эго», выделил три типа тревоги. К ним относятся объективная, или реалистическая тревога. Она связана с теми воздействиями, которые оказывает окружающий мир. Также выделяется невротическая тревога, которая имеет непосредственную связь с «Ид» (бессознательной частью психики индивидуума), и моральная тревога, которая связана с воздействиями «Супер-эго». С помощью тревоги личность адаптивно реагирует на ситуации, представляющие для нее угрозу [49].

Представители социокультурной теории личности не считают, как некоторые сторонники психоанализа, что тревога – это обязательный и необходимый структурный элемент психики человека. По мнению К Хорни, этиология тревоги состоит в том, что она обуславливает отсутствие чувства безопасности в процессе межличностных отношений. Иными словами, любое нарушение, имеющее место быть в отношениях, может привести к тревоге. При этом, если нарушения отсутствуют, то возникает чувство безопасности с одновременным отсутствием самой тревоги [58].

Изучая феномен тревожности Р. Мэй выделяет, как отсутствие тревоги. Под ним данный ученый понимает явление, которое не позволяет нормально адаптироваться. Также Р. Мэй отмечает и устойчивую тревожность. Данная тревожность оказывает негативное воздействие и мешает развитию и не дает продуктивно выполнять деятельность. Согласно взглядам ученого для любого человека свойственна полезная тревожность со своим собственным оптимальным уровнем. Указанная тревожность способствует конструктивной переработке качеств личности и адекватному реагированию на любую угрозу. Прямой противоположностью полезной тревожности является тревожность невротическая. Согласно представлениям Р. Мэя невротическая тревожность является реакцией на угрозу. При этом данный вид тревожности способствует неадекватной реакции на опасность и ведет к дезорганизации качеств личности. В определенных случаях можно вести речь о невротической патологической тревожности, которая может привести к дезорганизации уже всех сфер жизнедеятельности. Даная тревожность имеет более длительный период проявления и подавляет адаптационные возможности индивидуума [40].

В своей работе «Бытие, небытие и тревога» П. Тиллих достаточно философски подходит к определению термина «тревога»: «Тревога – это экзистенциальное осознание небытия. Тревогу порождает вовсе не абстрактное знание о небытии, но осознание того, что небытие составляет часть собственного бытия человека. Тревогу порождает не мысль о том, что все имеет преходящий характер, и даже не переживание смерти близких, а воздействие всего этого на постоянное, но скрытое осознание неизбежности нашей смерти». Более того, в данной работе автор рассматривает взаимосвязь страха и тревоги, обозначая, что страх и тревога имеют общую онтологическую основу, но в то же время, они различны.

Для более полного понимания понятий тревоги и тревожности необходимым представляется рассмотрение термина «страх». Характеристика страха, которая определяет его сущность, состоит в том, что интенсивность эмоциональной реакции является пропорциональной той величине опасности, которая вызывает данную реакцию. Как понятие «страх», так и понятие «тревога» являются, вызванными разнообразными процессами, либо эмоциональными реакциями, либо состояниям.

Далее рассмотрим основные концептуальные модели, объектом исследования которых выступает тревожность. 

Межличностная модель. Дж. Боулби занимался исследованием тревоги у детей, описывая эту форму страха как переживание опасности, когда грозит утрата матери. У Дж. Боулби тревожность рассматривается в связи с тем страхом, который свойственен младенцу, т.к. именно мать позволяет ему существовать и развиваться.

Г. Салливан считал, что беспокойство является силой, уничтожающий «эйфорию», вносящей в жизнь людей тревогу и нервозность. Это противоречивая сила, которая разрушает и искажает способность индивида вступать в адекватные связи с окружающим миром. Тревогу Г. Салливан описывает как напряжение, которое препятствует действиям, направляемым на удовлетворение потребностей. Важнейшим периодом формирование опыта снижения тревоги является период детства. Причина, по которой именно в детстве происходит формирование наибольшего числа искаженных форм поведения, – неполноценный опыт [48].

Данные исследований В. Майера указывают на то, что состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки в структуре самосознания, с недостаточностью эмоциональной приспособляемости ребенка к тем или иным социальным, в том числе и межличностным ситуациям. Исходя из этого, экспериментально-психологическое определение степени тревожности предполагает раскрытие внутреннего отношения ребенка к потенциально психогенным для его возраста ситуациям, дающее прямую или опосредованную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и школе [56].

В когнитивной модели Р. Лазаруса тревожность рассматривается как то, что возникает, когда даваемая оценка человеком любой ситуации выявляет в ней угрозу. Оценка, которую дает каждый человек, основывается на его жизненном опыте, на его характерных особенностях личности (темперамента, свойств внимания, памяти, особенностей мышления и т.д.) и имеет связь с функцией эмоций, которая отвечает за их регулирование.

Р. Лазарусом указывается, что следует выделять два основных типа оценки какой-либо ситуации:

- оценка ситуации как угрожающей,

- оценка ситуации, как благоприятствующей.

Тревожность, по мнению А. Бека, представляет собой такое состояние, которому свойственно высокая степень эмоциональной возбудимости, эмоциональное напряжение, а также наличие субъективного ощущения опасности. Данный автор отмечает и то, что тревожность – это так называемый «диффузный» страх (острое ощущение неблагополучия, бессилие перед будущим). Высокая тревожность оказывает влияние, как на поведение любого человека, так и на адекватную реакцию на происходящие события, на оценку тех событий, которые еще будут. А. Бек подчеркивает, что повышенная тревожность является как особенностью личности, так и реакцией адаптации на какие-либо обстоятельства в жизни человека, и даже симптомом некоторых заболеваний.

Каждая из этих моделей акцентирует и разрабатывает определенный аспект формирования тревожности, в известной степени игнорируя остальные. Психоаналитическая модель объясняет происхождение тревожности существованием нерешенных внутриличностных конфликтов; межличностная модель – патогенным влиянием интериоризированных и неблагоприятных социальных отношений; когнитивная – неадаптивностью когнитивных процессов.

Отечественные исследования тревожности представлены различными работами, из которых можно выделить работы, выполненные Г.Ш. Габдреевой, А.М. Прихожан, Е.Е. Малковой и др. [47]. 

Так, в контексте культурно-исторической теории Л.С. Выготского, тревожность рассматривает А.М. Прихожан. Автор рассматривает тревожность как значащее переживание, отражающее в особой форме удовлетворенность потребностей человека. В рамках данного подхода, тревожность понимается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности. А.М. Прихожан показала, что тревожность, выступая в качестве личностного образования, имеет способность при определенных условиях стать главным побудителем поведения, осуществляя замену социально и личностно значимых мотивов [45 с. 29]. А.М. Прихожан достаточно точно описала данный феномен: «Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. В отечественной психологической литературе это различение зафиксировано соответственно в понятиях «тревога» и «тревожность». Последний термин, кроме того, используется и для обозначения явления в целом» [45].

Согласно другому представителю отечественной психологии, Е.Е. Малковой, тревога в самом общем смысле является субъективным переживанием сигналов угрозы организму и личности, формирующихся при нарушениях устойчивости личностно-средового взаимодействия и лежит в основе начальной фазы эмоционально-аффективной реакции – острого эмоционального или психологического стресса. Тревожность – отрицательно окрашенное переживание внутреннего беспокойства, озабоченности, чувство необходимости каких-то поисков, «горячки», взбудораженности, переходящих в ажитацию возбуждения непродуктивного демобилизующего характера [38].

Г.Ш. Габдреевой под тревогой понимается эмоциональное психическое состояние, которое имеет связь с предвосхищением опасности, неприятности, угрозы. Данное психическое состояние, по мнению автора, субъективно проявляется через ощущение напряжения, в свою очередь вызванного опасением, предчувствием беды, несчастья. С одной стороны, подчеркивается Г.Ш. Габдреевой, состояние тревоги способствует адаптации и включается в осуществление психической саморегуляции. С другой стороны, тревога при высоких показателях ведет к снижению эффективности в реализации своей адаптивной функции [15].

В рамках данного исследования считаем целесообразным рассмотреть тревожность с позиции физиологий. Тревожность является тем явлением, которое свойственно симптоматике больным психосоматическими расстройствами. В физиологии  тревожность рассматривается как реактивное состояние, вызывающее различные физиологические изменения в организме. Эти изменения ведут организм к подготовке к борьбе, которая намечается при угрозе. При условии наличия тревожности у человека происходит возбуждение сердечнососудистой системы, угнетается деятельность пищеварительного тракта. Организм тем самым осуществляет подготовку к активной деятельности.

Разнообразные физиологические реакций, которые происходят при тревоге, могут дать объяснение тому, что длительная тревога ведет к формированию у человека расстройств психосоматики, нарушениям со стороны желудочно-кишечного тракта и сердечнососудистой системы. В отдельных работах зарубежных автором, касающихся физиологии, под тревожностью понимают хроническую предрасположенность человека давать эмоциональную реакцию в любой ситуации, и даже при низкой вероятности опасности и угрозе. Дж. Смоллером подчеркивается тот факт, что тревожное состояние человека представляет собой показатель, характеризующий слабую нервную систему, показывающий хаотичность происходящих нервных процессов. Данные обстоятельства позволяют рассматривать тревожность в качестве свойства темперамента, где высокий нейротизм соответствует высокой тревожности [8]. 

Ряд прочих физиологических исследований рассматривают тревожность как приобретенную поведенческую диспозицию. При этом тревожность понимается как образование, формирующееся в ходе получения опыта переживания негативных состояний, как устойчивое личностное образование, способное сохранятся долгое время [9].

Следует отметить существование таких точек зрения в физиологии, которые свидетельствуют о том, что свойства темперамента, а также их сочетания, могут приводить к развитию личностной тревожности. Сложнейшей для исследований является проблематика тревожности в качестве устойчивого образования личности, в том числе и анализ соотношения тревожности с различными особенностями организма (нейрофизиологическими, биохимическими).

По результатам, которые отмечаются, М. Раттером, можно говорить о том, что определенную роль в процессе возникновения тревожности, как эмоционально-личностного нарушения, может играть такой биологический фактор, как повышенная ранимость, генетически передаваемая родителями. При этом в благоприятных условиях свойства темперамента не вызывают развитие тревожности [41].

Но, несмотря на разнообразие подходов к определению понятия тревожность, существует возможность определить общие закономерности тревожности, благодаря определенным факторам, таким как:

– рассмотрение тревожности в соотношении «состояние – свойство»;

– понимание функций состояния тревоги;

– понимание функции устойчивой тревожности [50]. 

Остановимся на нашем понимании тревожности. Методологическими основаниями данной работы является классификация тревожности Ч. Спилбергера, согласно которой тревожность рассматривается в двух формах: тревожность как состояние и как личностная тревожность. Мы будем рассматривать тревожность как устойчивую черту, предполагающую повышенную склонность индивида испытывать состояние тревоги. Эта черта личности способствует тому, что человек воспринимает ситуации даже при наличии безопасных обстоятельств, как те, что несут в себе угрозу, побуждая реагировать на них состоянием тревоги, интенсивность которой не соответствует объективной опасности. В отличие от тревоги как состояния, тревожность как черта личности присуща далеко не каждому, поскольку во многом обусловлена генетической предрасположенностью, являясь свойством темперамента [26, 51].

Тревога как свойство личности отражает довольно стабильное индивидуальное свойство, определяющееся тенденцией субъекта воспринимать угрозу собственной личности и готовностью реагировать на это повышением ситуативной тревожности в условиях даже небольшой опасности или напряжения. Таким образом, тревожность как свойство описывает относительно устойчивые индивидуальные различия в склонности индивида испытывать состояние тревоги. Первичной считается тревога как состояние, вторичной тревога как свойство личности. Жизненный опыт человека влияет на формирование тревожности как черты личности [46].

Люди с сахарным диабетом 2 типа проявляют клинические и субклинические симптомы тревоги чаще, чем люди без диабета. События психологического характера являются важными факторами, мешающими секреции инсулина, приводящими к плохой диабетической стабильности. Тревога традиционно связана с плохими результатами обмена веществ и повышенными медицинскими осложнениями у пациентов с сахарным диабетом второго типа. Модели совместного лечения были использованы в многодисциплинарном лечении проблем психического здоровья и хронических заболеваний и продемонстрировали успех в лечении патологии именно депрессии, которая часто сопровождает диабет. Однако не было опубликовано никакой конкретной модели лечения, которая связывает лечение тревоги с лечением сахарного диабета 2-го типа.

Психологические расстройства и негативные аффективные расстройства распространены у пациентов с диабетом второго типа. Значительная часть пациентов имеют тревожные расстройства, и даже те, кто не соответствует полному диагностическому критерию тревожного расстройства, имеют предрасположенность. Это может препятствовать самообслуживанию, функционированию во многих сферах и влиять на качество жизни. Психологические состояния также могут существенно влиять на поведение и клинические исходы у пациентов. Негативные психологические синдромы, такие как тревога, последовательно связаны с плохими результатами у пациентов с сахарным диабетом второго типа. Зачастую, причиной для возникновения тревоги является повышенная сензитивность (чувствительность). В отличие от здоровых людей, у пациентов с соматическими заболеваниями чувствительность не помогает дифференцированно и глубоко осмысливать окружающее. Она побуждает их к самообереганию, усилению ранимости, беспомощности, приводит к отчуждению и к социальной дезадаптации.

Таким образом, из представленной выше информации можно сделать следующие основные выводы. Под тревожностью нами будет пониматься устойчивое свойство личности, которое характеризуется переживанием эмоционального дискомфорта в связи с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности (А.М. Прихожан), а также повышенная склонность индивида испытывать состояние тревоги (Ч. Спилбергер). Тревога представляет собой универсальное состояние, являясь неотъемлемой частью жизни и играя роль биологической системы предупреждения об опасности. Оптимальный уровень тревоги следует рассматривать в качестве необходимого в процессе адаптации к действительности (адаптивная тревога). Длительное состояние тревоги подавляет поведенческую активность и способствует всеобщей дезорганизации психики человека.

 

Выводы по главе 1

 

1. В своем исследовании внутренняя картина болезни при сахарном диабете понимается нами как структура, состоящая из 4 основополагающих уровней: сенситивного, эмоционального, интеллектуального, мотивационного. Индивидуальные особенности личности больного, жизненные ситуации и специфика течения болезни оказывают непосредственное влияние на психологическую структуру внутренней картины болезни и ее роль, как регулятора поведения больного. В условиях продолжительных заболеваний характерны различные перестройки внутренней картины болезни, которые связаны с разнообразными факторами: специфика хода болезни, адаптивными возможностями личности к болезни и к ситуациям в жизни, связанным и с болезнью и, происходящими помимо нее.

2. В своем исследовании мы рассматриваем тревожность следующим образом: тревожность представляет собой свойство личности, которое характеризуется прежде всего с переживанием ею эмоционального дискомфорта, возникающего в связи с ожиданием опасности, с возможной угрозой, с неблагополучием, а также повышенной склонностью человека ощущать тревогу, согласно своим личностным особенностям.

3. В исследовании мы считаем, что тревожность является решающим фактором, сильно влияющим на внутреннюю картину болезни при сахарном диабете и на психоэмоциональное состояние больных. Однако, существующие исследования не исчерпывают круг психологических проблем, связанных с особенностями внутренней картины болезни пациентов с сахарным диабетом с различным уровнем тревожности. Все это свидетельствует и необходимости эмпирического исследования данного явления. 

 

ГЛАВА 2



2019-08-13 383 Обсуждений (0)
Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. Личностная тревожность как свойство личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. Личностная тревожность как свойство личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (383)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)