Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ансамбль народного танца Казахстана на современном этапе



2019-08-14 216 Обсуждений (0)
Ансамбль народного танца Казахстана на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Впервые в истории казахского танца в Астане осуществлена хореографическая постановка как драматическое действо. «Это серьезный и совершенно новый проект, заслуживающий внимания со стороны искусствоведов. Новизна его заключается, во-первых, в том, что спектакль создавался не постановщиками классического танца, а народным ансамблем. Во-вторых, здесь впервые и между тем очень умело, использован синтез жанров хореографического искусства», – прокомментировала Казинформу событие заслуженная артистка РК, соискатель института литературы и искусства при академии наук им. М. Ауезова Изимова Тойган Оспанкызы. «Танцевальное шоу», как называет спектакль сам автор идеи и постановщик Еркебулан Агимбаев, носит символическое название «Туйгындар», что с древнетюркского означает «ловкая, сильная птица-ястреб». Именно так именовали воинов шедших в первых рядах тюркских войск несколько столетий назад. Спектакль был поставлен ансамблем народного танца «Наз» государственной филармонии г. Астаны совместно с композитором-аранжировщиком Байдалы Рыспанбетовым и историком-тюркологом Каржаубай Сарткожаулы.

Хореографическая постановка «Туйгындар», как и вся творческая деятельность Еркебулан и Кадишы /супруги и помощницы режиссера/ Агимбаевых, самобытна, и одновременно с этим полностью соответствует стратегии культурного развития страны. В своем Послании народу Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил, что современную отечественную культуру необходимо развивать посредством изучения культуры прошлого. В эксклюзивном интервью корреспонденту Казинформа Еркебулан Агимбаев рассказал об особенностях новой постановки и о проблемах развития отечественного танца в целом:

Идея поставить исторический танцевальный спектакль, каким является «Туйгындар» появилась около года назад. Но настоящая работа над проектом стала вестись после того, как были решены вопросы с его финансированием и расширением коллектива. В действительности же я очень давно мечтал создать крупное танцевальное представление с использование фольклорных и современных танцевальных элементов. Но самое главное в постановке, как впрочем, и в отдельных моих танцах, это желание продемонстрировать зрителю всю глубину культурной народной хореографии.

Все привыкли считать, что казахский танец состоит лишь из минимальных движений «камажай», «атшабыс» и т.д. Это далеко не так. Национальный танец является неким отображением всей национальной казахской культуры: обрядов, традиций, быта. И в то же время, мы понимали, что фольклор в чистом виде не понятен и не интересен зрителю. В национальный танец попытались вплести современную пластику. В итоге получилось, на мой взгляд, довольно интересное танцевальное патриотическое шоу.

В чем по-вашему заключается значимость постановки для развития отечественной культуры в целом, и казахстанского танца в частности?

В данном случае нельзя говорить о роли проекта в развитии всего казахстанского танца, и тем более в развитии всей национальной культуры. Здесь корректно рассматривать постановку как некое новое явление в рамках казахской национальной хореографии. Я считаю, что казахскому танцу необходим некий толчок, который поставил бы его на новые рельсы. Все эти годы он развивался несколько однобоко, на основе концепций одной школы – советской. Я ни в коем случае не хочу умилять достоинства русской хореографической школы. Она является базой всего казахстанского танцевального искусства. Но она не может быть и не должна являться основой в развитии национальной хореографии.

Ставя спектакль, мы пытались отойти от стандартов московской школы. Любая отрасль человеческой деятельности, в особенности искусство, должно основываться на нескольких учениях. В противном случае все может окончится застоем. Работу над постановкой мы начали с изучения истории казахов, тюрков, их фольклора. Часами просиживали в библиотеках, музеях, беседовали с историками-тюркологами, объездили несколько аулов, расспрашивая аксакалов об особенностях танца их молодости… Многие элементы постановки мы додумывали, дорисовывали, дополняли чисто интуитивно.

То есть Вы считаете, что казахстанский танец развивается сегодня недостаточно хорошо?

Года два назад мы участвовали в областном конкурсе казахского танца. На него собралось около пятидесяти танцевальных ансамблей. Это довольно большое количество для мероприятия местного значения. Из этого можно сделать вывод, что казахским танцем занимаются достаточно широко. Это же можно сказать и о казахстанской хореографии в целом. Сегодня нет практически никаких преград для занятий танцами – во многих спортивных школах, колледжах открыты отделения хореографии. Но это лишь количественное развитие. Качество же хореографии в Казахстане оставляет желать лучшего. Главная проблема здесь в слабом педагогическом составе. Да и слабое финансирование сказывается.

После премьеры постановки некоторые историки и искусствоведы высказали критические замечания по поводу подбора костюмов…

Да, нам часто задают вопрос: «Почему вы решили, что тюрки одевались или танцевали именно так?». Я уже неоднократно говорил и еще раз повторюсь: постановка «Туйгындар» не является точным отображением исторической действительности. Это наше видение, представление о прошлом тюркского народа. Спектакль – не учебник по истории, а творческое произведение. Теперь о костюмах. В постановке есть сцена, в которой танцоры демонстрируют абызов, исполняющих ритуал жертвоприношения, прося небеса помочь их войскам одержать победу.

Критики отметили, что жрецы здесь одеты слишком богато. Я не историк, но хотел бы с ними поспорить. Разрабатывая костюмы, мы около семи месяцев провели в музеях, библиотеках, советовались с тюркологом Каржаубай Сарткожаулы и пришли к выводу, что жрецы в те времена были одними из самых уважаемых и почитаемых людей. Почему они должны быть одеты в лохмотья, если даже сами могущественные ханы относились с уважением к их предсказаниям и одаривали их дорогими подарками.

Были ли отклики о постановке со стороны зарубежных хореографов?

К сожалению, постановка на сцене была представлена всего один раз, в Астане, и зарубежные искусствоведы и хореографы ее не видели. Но, как известно слухами земля полнится. О новом танцевальном эксперименте узнала казахская диаспора в Германии и мы уже даже получили от них приглашение. Но для начала мы хотели бы, чтобы постановку «Туйгындар» оценил казахстанский зритель. В первую очередь мы работаем для него. Планируем гастроли по республике.


Вывод

 

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 ноября 2005 года №1132 «Реорганизовать республиканские государственные казенные предприятия «Ансамбль Гульдер», Государственное гастрольно-концертное объединение «Казахконцерт», «Дирекция республиканских и международных культурных программ». Путем их слияния было создано акционерное общество «Қазақ әуендері».

За короткое существование АО «Қазақ әуендері» провело ряд культурно-гуманитарных и информационных мероприятий: «Наурыз – 2006» в городе Москве в Центральном выставочном зале «Манеж». Данное мероприятие прошло в виде масштабной выставки-презентации, были представлены экспозиции, отражающие значимые вехи истории страны, среди которых копии таких археологических находок, как золотой человек, сокровища скифских курганов, предметы народно-прикладного искусства, экспозиции предприятия «Астана-генплан», презентующие новую столицу независимого Казахстана.

Также было успешно проведено торжественное открытие года Абая в России с участием казахстанских звезд. На мероприятии участвовали главы двух Государств.

АО «Қазақ әуендері» планирует провести открытие Года Пушкина в Казахстане. Деятельность АО «Қазақ әуендері» направлена на пропаганду творческих достижений казахского народного музыкально-поэтического творчества, произведений современных композиторов, лучших образцов мировой культуры, направленная на эстетическое и нравственное воспитание подрастающего поколения; организацию, подготовку и проведение концертно-зрелищных, музыкальных мероприятий, театральных постановок, конкурсов и фестивалей, а также участие в международных фестивалях и конкурсах; запись и тиражирование на различных носителях творческих и отдельных коллективов по всем жанрам музыкального искусства; содействие развитию и взаимному обогащению национальных культур народов Казахстана и участие в международном культурном обмене; а также на организацию выступлений исполнительских, танцевальных коллективов.


Список литературы

 

1. Бежкович А.С. Этнографические рисунки Вл. Плотникова по быту казахов 1859–1862 гг. // Советская этнография. 1953 №4

2. Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки). – Алматы, 1998.

3. Масанов А. Кочевая цивилизация казахов. – Москва, 1995.

4. Кишибеков Д. Кочевое общество. – Алма-Ата, 1984.



2019-08-14 216 Обсуждений (0)
Ансамбль народного танца Казахстана на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ансамбль народного танца Казахстана на современном этапе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)