Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИССЛЕДОВАНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



2019-08-14 271 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Дальнейшее развитие топливно-энергетического комплекса будет направлено на надежное и бесперебойное снабжение народного хозяйства и населения страны всеми видами энергетических ресурсов, в первую очередь газом, электрической энергией и нефтепродуктами. Важнейшими задачами ТЭК на 2006—2010 гг. являются: устойчивое, экологически безопасное функционирование предприятий комплекса на основе эффективного использования топлива и энергии; активизация процесса модернизации и технического перевооружения действующих энергообъектов за счет собственных средств, внешних инвестиций и других привлеченных средств; реализация республиканских, региональных и отраслевых программ по энергосбережению; обеспечение рациональной структуры топливно-энергетического баланса, н том числе за счет увеличения потребления местных видов топлива; совершенствование системы управления предприятиями комплекса. Решение этих задач позволит в 2006—2010 гг. снизить энергоемкость ВВП и приблизиться к уровню европейских стран.

С целью накопления необходимых инвестиций для обновления основных фондов концерном «Белэнерго» проводится активная политика по привлечению иностранных инвестиций. Часть кредита Правительства КНР для реализации проекта модернизации Минской ТЭЦ-2 будет осуществлена в рамках межгосударственной договоренности.

Концерн «Белэнерго» предпринимает усилия по развитию экспортного потенциала отрасли как в сфере экспорта электроэнергии, так и в сфере экспорта услуг строительных организаций и экспорта научно-технической продукции, сотрудничества в сфере развития межгосударственных электрических связей, реализации совместных энергетических проектов с Россией, Казахстаном, Прибалтикой, Украиной, Польшей, Китаем, Суданом, Ливией, Италией. Со странами Балтии и Россией изучается вопрос о целесообразности и возможности синхронного присоединения к сетям ОСТЕ.

Концерн «Белэнерго» принят в 2004 г. в качестве ассоциированного члена в состав «Евроэлектрик», что позволит создать синхронную (уже созданную на технической основе) сеть не только с Российской Федерацией, но п европейской системой в целом.

Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь является активным участником международных энергетических организаций. Для привлечения иностранных инвестиций Беларусь в 1992 г. в числе 52 стран подписала Договор к Европейской Энергетической Хартии (ЕЭХ).

ЕЭХ — это декларация политического намерения стимулировать сотрудничество между Востоком и Западом в области энергетики, а договор является юридически обязательным многосторонним документом, конкретно посвященным межправительственному сотрудничеству в энергетическом секторе.

Также принята концепция реформирования Белорусской энергетической системы. Данный документ разработан в целях определения подходов по совершенствованию управления энергосистемой путем создания финансово устойчивых энергетических организаций. Он предполагает конкуренцию и рыночные отношения в области производства и продажи электрической и тепловой энергии, создание условий для привлечения инвестиций и адаптации системы к проводимым в соседних государствах реформам в области электроэнергетики.

Концепция разработана с учетом Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 года № 433. В основе нового документа лежит также Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов до 2011 года (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 2007 года № 575).

Необходимость реформирования Белорусской энергетической системы вызвана также и внешними факторами, в числе которых международные договоры с участием Республики Беларусь.

Это, в частности, Концепция формирования общего электроэнергетического рынка государств СНГ (подписана 25 ноября 2006 года в Москве) и Соглашение о формировании общего электроэнергетического рынка государств СНГ (подписано 25 мая 2007 года в Ялте).

Внешние факторы обязывают иметь в республике сформированный оптовый рынок электрической энергии (мощности).

Конечной целью реформирования Белорусской энергосистемы должно стать:

· создание республиканского оптового рынка электрической энергии(мощности);

· разделение энергопроизводства по видам деятельности на производство, передачу, распределение и продажу электрической и тепловой энергии;

· обеспечение прозрачности затрат на всех стадиях производства, передачи, распределения и продажи электрической и тепловой энергии;

· формирование привлекательные условий для инвесторов в электроэнергетике с целью реализации программы модернизации;

· повышение заинтересованности на местах в результатах финансово-хозяйственной деятельности;

· формирование рыночных структур и организация республиканского оптового рынка электрической энергии (мощности);

· обеспечение надежного и эффективного функционирования Белорусской энергетической системы в результате создания единой системообразующей сети РУП "Белорусская сетевая компания";

· акционирование производящих и продающих электрическую и тепловую энергию организаций;

· сохранение устойчивого функционирования Белорусской энергетической системы и ее технической управляемости.

В результате реформирования Белорусской энергосистемы должны быть созданы условия для разгосударствления и приватизации генерирующих, энергосбытовых организаций, что позволит привести структуры управления и хозяйствования в соответствие с условиями рыночной экономики, и повысит эффективность энергетического производства.

С учетом замечаний, высказанных в ходе сегодняшнего обсуждения на Президиуме Совета Министров, Министерству энергетики поручено доработать проект концепции реформирования Белорусской энергетической системы.

Оценку уровня энергетической безопасности предложено осуществлять на базе индикаторов, количественно характеризующих ее состояние и степень угроз на основе:

установления текущих и ожидаемых значений индикаторов;

сопоставления их значений с пороговыми (предельно допустимыми) уровнями;

определения качественного состояния энергетической безопасности, которое предполагается характеризовать как нормальное (Н), предкритическое (ПК), критическое (К).

Разработаны 12 значений индикаторов энергетической безопасности и установлены их пороговые уровни. При этом впервые использован новый показатель, имеющий определяющее значение для характеристики и контроля над процессом потребления энергоресурсов, — энергоемкость ВВП, исчисляемая в килограммах условного топлива на доллар США по паритету покупательной способности (ППС).

Ключевым моментом в определении путей развития энергокомплекса с целью обеспечения энергетической безопасности стало научное обоснование и разработка структуры топливно-энергетического баланса (ТЭБ) страны до 2020 г. с детальным анализом всех энергоносителей (включая потребность в энергоресурсах, общее потребление ТЭР, прогноз потребления электрической и тепловой энергии, пиковой мощности).
Топливно-энергетический баланс является наиболее унифицированным инструментом, с помощью которого государство способно оценивать состояние и прогнозировать развитие не только топливно-энергетического комплекса, но и экономики страны в целом. Более того, в современном мире именно баланс топлива и энергии является стержнем экономической политики.

Разработка ТЭБ Республики Беларусь на период до 2020 г. базировалась на глубоком анализе мировых тенденций развития топливно-энергетических балансов государств-лидеров и прогнозных показателях социально-экономического развития страны. При этом нами использован вариантный принцип его построения, иными словами, в основу легли расчеты минимально допустимого количества и пропорций энергоресурсов, чтобы гарантированно обеспечить высокие экономические показатели на перспективу. Оптимизацию топливно-энергетического баланса следует рассматривать как постоянный процесс. Параметры соотношения видов топлива должны определяться исходя из широкого круга факторов, вплоть до прогнозирования технического прогресса и изменений конъюнктуры на мировом рынке.

В основу оптимальности ТЭБ заложен критерий максимальной энергетической безопасности и экономической эффективности. При обеспечении ускоренного роста ВВП к 2020 г. (за расчетный период планируется увеличить его в 3,2 раза) объемы валового потребления ТЭР возрастут с 37,05 в 2005 г. до 52,4 млн т у.т., в том числе электроэнергии — с 35 до 50,3 млрд кВт•ч.

Для выполнения прогнозных показателей ТЭБ разработаны мероприятия по диверсификации видов топливно-энергетических ресурсов. К 2020 г. важное значение приобретут новые виды энергоносителей:

ядерное топливо — до 5 млн т у.т. (около 11%) путем строительства собственной АЭС;

каменные угли — в объеме не менее 3 млн т у.т. (7,2%);

бурые угли — 0,2—0,4 млн т у.т. (0,5—0,9%) с целью получения новых видов жидкого топлива, ранее не применявшихся в Республике Беларусь.

Доля использования местных видов топлива возрастет с 2,5—3,0 млн т у.т. в 2005—2006 гг. до 6,7—6,9 млн т у.т. к 2020 г.
Эти факторы должны обусловить значительное снижение в ближайшей перспективе количества природного газа, используемого в выработке тепловой и электрической энергии, — с 81% в 2005 г. до 57—43% к 2020 г., в потреблении котельно-печного топлива (КПТ) — с 81 до 61—51%. Объем доминирующего поставщика энергоресурса (природного газа) уменьшится с 83 до 64—57%. При этом предусмотрено достичь для основного индикатора — энергоемкости ВВП, а также еще шести показателей энергетической безопасности (таких как доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива, доминирующего энергоресурса (газа) в производстве тепловой и электрической энергии, доминирующего поставщика энергоресурсов в потреблении валовых ТЭР, износ основных производственных фондов предприятий ТЭК, обеспеченность емкостями для хранения запасов КПТ (по газу и мазуту), отношение инвестиций в предприятия ТЭК к стоимости их основных производственных фондов) такого уровня, который позволяет обеспечить переход из предкритической зоны (ПК) в нормальную (Н). То есть семь индикаторов перейдут в Н-зону.

Таким образом, к 2020 г. только два индикатора энергетической безопасности останутся в предкритической зоне — доля потребления моторного топлива за счет добычи нефти в стране и доля газа в потреблении КПТ.

Министерство энергетики и его подведомственные организации и ранее активно осуществляли работу по модернизации основных производственных фондов Белорусской энергосистемы. Так, в 2004-2005 годах были построены и введены в эксплуатацию следующие объекты строительства и реконструкции:

- Энергоблоки ст. № 3 и № 4 Березовской ГРЭС с применением передовых парогазовых технологий.

- Установлены паровая теплофикационная турбина мощностью 40 МВт на Витебской теплоэлектроцентрали (далее - ТЭЦ) и паровые турбины мощностью 6 МВт каждая на Полоцкой ТЭЦ и Могилевской ТЭЦ-1.

- Реконструирована Лидская ТЭЦ с установкой турбины 12 МВт.

- Первая очередь подстанции 330 кВ "Колядичи".

- Турбодетандерная установка электрической мощностью 5 МВт на Минской теплоэлектроцентрали - ТЭЦ-4.

В соответствии с Государственной программой в 2006-2010 годах по системы концерна "Белэнерго" планируется:

- осуществить модернизацию энергетического оборудования практически всех крупных электростанций Беларуси - Лукомльской и Березовской ГРЭС, Минских ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5, Новополоцкой ТЭЦ, Могилевской ТЭЦ-2, Гродненской ТЭЦ-2 и других;

- ввести в эксплуатацию миниТЭЦ, установив электрогенерирующее оборудование на районных котельных в городах Молодечно, Могилев, Борисов, Гомель, Жлобин, на котельных "Восточная" в городе Витебске, "Северная" в городе Гродно и на других.

В республике, с учетом народнохозяйственного эффекта, будут реализованы ряд крупных энергоэффективных проектов на объектах подведомственных предприятиях концерна "Белнефтехим", Министерства строительства и архитектуры, Министерства промышленности, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и других .

С целью увеличения объемов использования местных видов предусмотрено ввести в эксплуатацию миниТЭЦ и отдельных агрегатов, работающих на древесине, отходах деревообработки, торфе на базе котельных "Осиповичи", "Вилейка", в городах Витебск, Рогачев, Лунинец, на Пинской, Жодинской и Бобруйской ТЭЦ и другие.

Использование гидроэнергоресурсов является одним из путей решения проблем уменьшения зависимости энергетики от импорта топлива. Планируется строительство малых гидроэлектростанций, в том числе - Гродненская (17 МВт), Полоцкая (23 МВт), Днепро-ГЭС (5 МВт), Зельвенская (0,2 МВт), Браславская (0,3 МВт), Погостская (0,27 МВт) и другие.

Будут построены турбодетандерные установки на Лукомльской ГРЭС и Гомельской ТЭЦ-2.

Планируется осуществить модернизацию и развитие тепловых и электрических сетей, что позволит сократить потери энергии, а также снизить износ электрических сетей - с 54,7 в 2005 году до 42,4 процента в 2010 году, тепловых сетей - с 78,2 до 60,3 процента.

В соответствии с Государственной программой за счет реализации энергоэффективных мероприятий будут наращиваться установившиеся тенденции снижения энергоемкости валового внутреннего продукта в республике, повышаться эффективность использования топливно-энергетических ресурсов.

Реализация Государственной программы позволит:

в сфере энергетики повысить:

-уровень обеспечения энергетической безопасности Республики Беларусь за счет обновления основных производственных фондов Белорусской энергосистемы, эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и увеличения использования местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

- надежность работы Белорусской энергосистемы в целом за счет обновления основных фондов;

в социальной сфере увеличить:

- количество рабочих мест на новых объектах, всех стадиях добычи, производства, транспортировки и использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии;

- налоговые отчисления в республиканский и местные бюджеты;

в производственной сфере:

- увеличить спрос на оборудование и технологии для использования местных видов топлива;

- увеличить объем производства и потребления местных видов топливно-энергетических ресурсов к 2010 году до уровня 6,17 млн. т у.т., в том числе:


 

- дров и отходов лесозаготовок 2,24 млн. т у.т.
- торфа и лигнина 1,18 млн. т у.т.
- попутного газа и продуктов переработки из собственной нефти 1,26 млн. т у.т.
- тепловых вторичных энергоресурсов 0,78 млн. т у.т.
- коммунально-бытовых отходов и ветроустановок 0,02 млн. т у.т.
- прочих видов топливно-энергетических ресурсов, в том числе гидроэнергоресурсы 0,69 млн. т у.т.

 

В качестве прогнозируемых результатов к 2010 году предусматривается:

- снижение энергоемкости ВВП не менее 25 процентов к уровню 2005 года;

- получение суммарного объема годового замещения местными видами импортного топлива в 2010 году 6170 тыс. т у.т.;

- экономия топлива в республике 4600 тыс. т у.т., по энергосистеме в 2006-2010 годах 900 тыс. т у.т.;

- обновление основных производственных фондов в целом по энергосистеме со снижением степени износа с 60,7 до 45,8 процента, или на 14,9 процентного пункта;

- достижение установленной мощности в энергосистеме до уровня 8840 МВт, в том числе ввод новых мощностей - 1413,9 МВт, демонтаж устаревших энергетических мощностей - 461,6 МВт;

Общий предполагаемый объем финансовых ресурсов на реализацию всех мероприятий программы в 2006-2010 годах составит 5167,5 млн. долларов США.

В том числе:

в модернизацию основных производственных фондов - 2567,5 млн. долларов США;

- в энергосбережение - 1852,2 млн. долларов США (без учета объектов концерна "Белэнерго");

- в местные виды топлива - 747,8 млн. долларов США (без учета объектов концерна "Белэнерго").



2019-08-14 271 Обсуждений (0)
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИССЛЕДОВАНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)