Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Общая идея развития



2019-08-14 168 Обсуждений (0)
Глава 1. Общая идея развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Азия представляет собой территорию площадью более 45 млн. кв.км. и населением более 3 млрд. человек, где расположено более 50 государств. За 20 век здесь прогремело немало войн, произошли десятки революций, переворотов, восстаний. В большинстве азиатских стран господствует авторитарный режим, тирания.

Южно-восточные азиатские страны всегда считались странами 3-го, чуть ли не 4-го мира, которые являлись экономически отсталыми, бедствующими государствами, представляющими малый интерес. Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань - встали на путь экономического развития приблизительно в один период времени (50-70 годы 20 века)

Страны, которые так быстро смогли добиться высоких результатов в экономике, совершить переход от кризиса к подъёму всего за десяток лет, являются странами с новой индустриализацией. Эти страны объединили в одну группу под названием «Новые индустриальные страны», которые смогли проявить высокую экономическую гибкость, улучшить основные экономические показатели в финансовых и корпоративных секторах. Более высокая гибкость, в том числе более высокая мобильность труда и капитала, позволила странам Азии всё активнее участвовать в глобализации производства, особенно в обрабатывающей промышленности, и расширять свои услуги, связанные с технологиям.

В современное время уже не секрет, что центр мирового развития постепенно перемещается из Европы в Азию. Ряд стран Азии входит в число государств с наиболее растущей экономикой в мире. А ведь Азия всегда считалась «второсортной» стороной света с низким уровнем жизни, бедностью и низким качеством продукции.

Целью моей работы является изучение политических и экономических процессов южно-восточных азиатских стран после Второй мировой войны и по сегодняшнее время, анализ причин их экономического прогресса.

Задача – понять в целом, что предприняли новые индустриальные страны на пути к международному разделению труда.


 

Глава 1. Общая идея развития

В середине 60-х годов страны южно-восточной Азии выдвинули стратегическую задачу структурной перестройки экономики с опорой на достижения научно-технического прогресса, то есть ориентация на создание высокотехнологичных отраслей, ориентированных на внешний рынок. Азиатские страны воспользовались японской моделью, поскольку не обладали большими природными ресурсами, а опирались в первую очередь на огромные трудовые ресурсы, пополняющиеся благодаря высокому естественному приросту населения.

Дешевая рабочая сила послужила основным внутренним фактором экономического роста. Экономико-географическое положение, а именно расположение стран на пересечении важнейших морских и воздушных путей также способствовали развитию.
  Все страны определили приоритетность образования: сделали общедоступной школу, подняли уровень профессиональной подготовки молодежи до современных стандартов. Студенты, обучающиеся в США и Западной Европе, после окончания учебы в подавляющем большинстве воз­вращаются домой, хотя и получают на родине зна­чительно меньшую зарплату.[1]
    Основная ориентация НИС была и остается направленной на привлечение иностранного капитала. Для этого еще в 70-80 годы начали создаваться «свободные экономические зоны» - территории, на которых иностранные предприниматели имеют преимущества для осуществления административных и финансовых операций (сниженные тарифы, налоги и т.д.). Тем самым они обеспечили себе быструю иностранную экспансию и сами для себя определили политику экспорто-ориентированного производства.
    Главной «визитной карточ­кой» НИС стала электроника. Доля этих стран в мировой продукции этой отрасли еще в 1990 году превысила отметку в 25%. НИС Азии начали с выпуска дешевой массовой продукции (электронные часы, микрокалькуляторы, видео­игры), затем перешли к выпуску более сложных изделий (цветные телевизоры, видеомагнитофоны) и персональных компьюте­ров.
    При анализе состояния финансовой системы «азиатских тигров» необходимо выделить целый ряд особенностей: общую неразвитость финансовой системы, а в институциональном плане - ее особенный упор на банковский сектор. В большинстве этих стран практически отсутствуют такие элементы обеспечения устойчивости финансовой системы как национальное страхование депозитов, централизованное выделение «проблемных» финансовых учреждений и надзор за ними и т.п.  Сравнительно небольшую роль играют так называемые устойчивые консервативные инвесторы (национальные), прежде всего негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.
Нестабильности системы способствовали и распространенные в новых индустриальных странах многочисленные барьеры, ограничивавшие доступ иностранного капитала к прямому контролю над местными фирмами: в таких условиях большая часть вложений иностранных инвесторов носила портфельный характер.[2]
    Медленное развитие рынков ценных бумаг приводило к тому, что частные капиталы притекали в «страны-тигры», как правило, в форме не прямых инвестиций, а займов, предоставляемых местным банкам. В результате иностранные инвесторы по существу полностью делегировали местным финансовым посредникам ответственность за выбор конечных заемщиков и их контроль. Между тем, компетентность банковского менеджмента оказалась ограниченной, банковский надзор в рассматриваемых странах – слабый. Это привело к финансовому кризису, который произошел в 1997-1998 годы. В основе кризиса, как было ранее сказано, лежали, прежде всего, глубинные факторы, связанные с накоплением издержек ускоренной индустриализации.
Схема финансового кризиса была примерно одинаковой: массовый отток внешнего капитала создавал угрозу падения курса национальной валюты, после чего иностранные институциональные инвесторы, действовавшие на внутреннем рынке, стремились вывести капитал и зафиксировать полученную прибыль. В результате, кризис распространялся на различные сектора финансового рынка.


Глава 2. Страны-тигры

Сингапур

    1 апреля 1946 г. Сингапур стал отдельной коронной колонией Великобритании. Колониальную администрацию возглавлял английский губернатор, при котором с совещательными функциями действовали Законодательный и Исполнительный советы, назначенные губернатором из числа чиновников и верхушки местной буржуазии.

Сингапур представлял особую ценность для Британии как первоклассная военно-морская и военно-воздушная база. Поэтому в связи с борьбой против коммунистического вооруженного восстания в соседней Малайе, действие чрезвычайных законов было распространено в 1948 г. и на Сингапур. Демократические партии и организации были разгромлены, левые профсоюзы распущены. Но, несмотря на репрессии властей, политическая жизнь Сингапура в первые послевоенные годы характеризовалась борьбой сингапурского пролетариата и мелкобуржуазных слоев за отмену чрезвычайных законов, демократизацию управления и независимость.

В 1956—1958 гг. проходили переговоры между правительством Сингапура и властями Великобритании. Эти переговоры в конце концов завершились разработкой конституции 1959 г., превращавшей колонию в самоуправляющееся государство в рамках Британского содружества наций. По условиям соглашения Великобритания сохраняла на острове свою военную базу.[3]

Экономика Сингапура в первые послевоенные десятилетия сохраняла колониальный характер. Страна полностью лишена полезных ископаемых, кроме небольших месторождений графита и сланцев. Нет в достаточном количестве даже пресной воды, которая поступает по трубопроводу с Малаккского полуострова. Латеритные почвы малоплодородные. Сельское хозяйство не обеспечивало внутренних потребностей в продовольствии и сырье. Из природных ресурсов главными являются дары моря и рыбопродукты. Сингапур постепенно восстановил свою роль как важный перевалочный пункт для экспорта индонезийской нефти и малайского каучука, а также как крупный судоремонтный и торговый порт на стратегических коммерческих путях Юго-Восточной Азии. В экономике страны доминировал иностранный, прежде всего британский капитал. Но одновременно укреплялись позиции местного китайского, индийского и малайского капитала.

Согласно конституции 1959 г. создавалось государство Сингапур с назначаемым английской королевой на четыре года верховным главой — малайцем по происхождению. Посредством всеобщих выборов создавалась Законодательная ассамблея. Лидер победившей на выборах партии формировал правительство и становился премьер-министром. Вне компетенции правительства оставались вопросы внутренней безопасности, иностранных дел и обороны, находившиеся в ведении британского комиссара в Сингапуре. Власти Великобритании сохраняли право приостановить действие сингапурской конституции 1959 г.

В мае 1959 г. состоялись выборы в сингапурский парламент — Законодательную ассамблею. На выборах полную победу одержала ПНД во главе с Ли Куан Ю, получившая 43 места из 51. Успех партии во многом объяснялся выдвинутой ею программой — создание независимого демократического некоммунистического социалистического Сингапура, получившей поддержку основной массы населения и профсоюзов. 5 июня 1959 г. было официально провозглашено самоуправление Сингапура. Лидер ПНД Ли Куан Ю возглавил первое правительство самоуправляющегося государства Сингапур.[4]

Правительство разработало планы индустриализации страны, чтобы ликвидировать ее зависимость от реэкспортной торговли. Были созданы благоприятные условия для привлечения в промышленность местного, а также иностранного капитала, которому отводилась роль равного партнера. Активную роль в экономике играло государство, которое регулировало ее развитие не только монетаристскими методами, но и создавало инфраструктуру (электро- и водоснабжение, коммуникации и т.п.) для ускорения и облегчения строительства новых промышленных предприятий частными предпринимателями.

Такая политика дала значительный положительный эффект. В Сингапуре открывались отделения крупных американских, японских, австралийских и других монополий, занятых производством различных промышленных изделий. Многие их них стали функционировать как совместные предприятия с участием местного капитала. Уже за первые четыре года (1961 — 1965) индустриализации в строй вошло около 70 промышленных предприятий по производству металлоизделий, химических продуктов и электротоваров, крупные судоремонтные и сборочные предприятия, нефтеперерабатывающие заводы.

Глубокое влияние на политическую и экономическую жизнь Сингапура оказала выдвинутая в 1961 г. премьер-министром Малайи Абдул Рахманом идея создания Федерации Малайзии, в которую предполагалось включить Малайю, Сингапур, Саравак, Сабах и Бруней.

Условия, на которых малайское правительство согласилось на включение Сингапура в Федерацию, оказались не очень выгодными для Сингапура. Вопросы внешней политики, обороны и безопасности передавались в ведение центрального правительства Федерации. Сохраняя автономию в вопросах образования, здравоохранения и трудовой политики, Сингапур получал только 15 мест из 159 в федеральном парламенте, т.е. вдвое меньше, чем ему полагалось, исходя из численности его населения. Сингапурское правительство обязывалось отчислять 40% от своих доходов в федеральный бюджет.

Такие невыгодные условия вызвали протест со стороны оппозиционных правительству сил. Премьер-министр Ли Куан Ю предложил провести референдум по вопросу вступления Сингапура в Малайзию. Он состоялся в сентябре 1962 г. и принес победу правившей ПНД. Неожиданно для всех 31 августа 1963 г. Сингапур провозгласил свою независимость и вступил в Федерацию Малайзию, созданную 16 сентября 1963 г., в качестве суверенного государства.

Вхождение Сингапура в состав Малайзии не принесло тех экономических и политических результатов, на которые рассчитывали сингапурское руководство и местная буржуазия. Резко обострились противоречия между сингапурской и малазийской буржуазией. Против товаров сингапурского производства продолжали действовать таможенные барьеры. В политической сфере малайская феодально-бюрократическая элита выступала против призывов ПНД построить в стране государство демократического социализма. Рост малайского национализма усиливал антикитайские настроения.

Нарастание малайско-сингапурского антагонизма привело к тому, что 7 августа 1965 г. по инициативе центрального правительства руководители Малайзии и Сингапура подписали соглашение о выходе Сингапура из Федерации Малайзии.

9 августа 1965 г. было провозглашено создание нового суверенного государства — Республики Сингапур. Конституция независимой Республики Сингапур вступила в силу 9 августа 1965 г. Сингапур — парламентская республика. Однопалатный парламент совместно с президентом являются высшей законодательной властью и избираются посредством прямых всеобщих выборов гражданами страны. Функции президента носят в основном представительский характер, поскольку все его конституционные нрава передаются правительству. Исполнительная власть осуществляется правительством — кабинетом министров. Его возглавляет премьер-министр. Согласно конституции, президент утверждает на пост премьер-министра лидера партии большинства. Премьер-министр и его кабинет несут коллегиальную ответственность перед парламентом. Именно в их руках сосредоточена реальная власть.[5]

С 1965 по 1990 г. пост премьер-министра Сингапура занимал Ли Куан Ю, бессменно возглавлявший правительство еще с июня 1959 г. Он считается «отцом сингапурской нации», создателем современного государства Сингапур. Благодаря его умелой и продуманной политике Сингапур превратился из отсталой британской колонии в модернизированное процветающее государство, одну из самых развитых стран современного мира.

Для той политико-экономической модели, которую создал Ли Куан Ю за годы своего правления, характерны централизация власти, опора, при сохранении партийного плюрализма, на правящую ПНД и сильную исполнительную власть, высокий уровень персонализации в политике, регламентация внутриполитической жизни, основанная на законодательной базе, сохранение действия закона 1948 г. о внутренней безопасности, который позволяет контролировать деятельность оппозиции, лидеры которой преследуются. Следует подчеркнуть, что эта авторитарная по сути политическая система действовала при сохранении внешних форм и механизмов либеральной демократии западного типа.

Политическая стабильность и хорошо продуманная экономическая политика обеспечили Сингапуру быстрый экономический рост и конкурентоспособность в условиях глобализации. При отсутствии полезных ископаемых и плодородных земель единственным преимуществом Сингапура является его географическое положение на перекрестке торговых и коммуникационных путей.

В начале независимого развития Сингапур столкнулся с серьезными трудностями, характерными для развивающейся страны, — высоким уровнем безработицы, трудовыми конфликтами, ограниченным внутренним рынком, зависимостью от внешних источников продовольствия и пресной воды, энергии, капитала, технологий. К этому следует добавить низкий уровень образования и профессиональной подготовки населения, бедную инфраструктуру и нехватку жилья. ВВП на душу населения в 1965 г. составлял 432 долл., уровень безработицы достигал 14%.

Правительство Ли Куан Ю взяло курс на привлечение средств производства из-за рубежа, сотрудничество с транснациональными компаниями. К концу XX в. в Сингапуре уже работали 3000 ТНК мирового уровня. Государство стремилось к мобилизации и внутренних сил путем использования социального инжиниринга для формирования позитивного отношения людей к труду.

Особое внимание уделялось образованию и обучению молодого поколения. Государство выделяет стипендии для бедных, но талантливых студентов для обучения внутри страны и за границей.

Наряду с развитием человеческих ресурсов правительство уделяло огромное внимание внедрению в экономику страны высоких технологий, используя последние достижения мировой науки и техники.

К концу XX в. Сингапур решил большинство стоявших перед ним коренных социально-экономических проблем. На протяжении более чем 30 лет годовой экономический рост составлял около 8%. При этом он сопровождался поддержанием социального равенства, поэтому все сингапурцы могли ощутить на себе успехи развития и процветания страны. Безработица исчезла. Его граждане обеспечены жильем, работой, образованием, услугами здравоохранения, живут в условиях безопасности и стабильности. В 2013 г. ВВП на душу населения, исчисленный по паритету покупательной способности, превысил 60 000 долл.

По мнению сингапурского руководства, главным показателем успешности проводимых реформ в экономике является рост, в политике — стабильность. Поэтому для экономической и социальной модернизации такого хрупкого государства, как Сингапур, требуется крепкий политический режим с легитимной правящей партией. Элиты страны считают, что созданная ИНД система государственности — лучшая для Сингапура. В целях сохранения политической стабильности при обновлении руководства страны этот процесс тщательно планировался и осуществлялся путем передачи власти в партии, а также поста премьер-министра специально отобранному и подготовленному лидеру.

В 1990 г. Ли Куан Ю на посту премьера сменил выбранный им преемник Го Чок Тонг, руководивший Сингапуром до 2004 г. Новый премьер в целом продолжил курс своего предшественника, несколько смягчив подчас слишком жесткие методы правления Ли Куан Ю. Этим он завоевал высокий авторитет среди народа, что позволило ему применить «шоковые» методы для вывода страны из финансово-экономического кризиса 1997—1998 гг. — уменьшить зарплату на фоне роста безработицы, сохранив политическую стабильность.

Пробыв 13 лет во главе правительства Сингапура, Го Чок Тонг в августе 2004 г. передал власть новому лидеру ПНД и страны Ли Сянь Лунгу — старшему сыну Ли Куан Ю. Приняв эстафету, Ли Сянь Лунг продолжил курс, которым Сингапур шел все предыдущие десятилетия, обозначив приоритетными направлениями своей политики экономику, социальную сферу, а также внешнюю политику как важный фактор укрепления позиций Сингапура в международных политических и экономических отношениях. Курс Ли Сянь Лунга — политическая модернизация в направлении более открытого и справедливого общества, постепенная, но очень медленная и дозированная демократизация. В экономике был сделан упор на инновации. За годы пребывания Ли Сянь Лунга на посту премьер-министра Сингапур стал одним из ведущих производителей игрового программного обеспечения, разработчиком новых технологий световых эффектов, компьютерной графики. Быстро развивались биотехнологическая и фармацевтическая отрасли. Сингапур занимает третье место в мире по конкурентоспособности после США и Швейцарии и самые высокие позиции среди стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом.[6]

Южная Корея

    2.2.1 1948-1960

В период президентства Ли Сын Мана происходило формирование авторитарной политической системы при сохранении видимости политического плюрализма, парламентаризма и других атрибутов буржуазнодемократического общества. Этот этап в историческом развитии Южной Кореи отмечен жестокими репрессиями в отношении оппозиционных сил (в 1948 г. принят Закон о безопасности государства), фальсификацией парламентских и президентских выборов, широким недовольством населения социально-экономической политикой лисынмановского режима.

Состоявшиеся в мае 1958 г. парламентские выборы, хотя и принесли относительную победу Либеральной партии, в то же время продемонстрировали неустойчивость лисынмановской власти. Росло недовольство населения репрессивной политикой режима, отсутствием демократических свобод. Выступления масс против правительства Ли Сын Мана приобретали все более широкие масштабы.

Экономическая ситуация в РК в этот период была крайне тяжелой. Объявив о начале восстановления разрушенной войной экономики, правительство Ли Сын Мана мало что сделало для реанимации экономической жизни. Огромная помощь со стороны США (с 1945 по 1961 г. более 3 млрд долл.) в основном направлялась на содержание вооруженных сил РК. Тем не менее, провозглашенный курс на приоритетное развитие легкой промышленности или так называемых трех белых промышленных производств — муки, сахара и хлопчатобумажных тканей позволил несколько улучшить экономическую ситуацию в стране.[7]

В период президентства Ли Сын Мана началось создание крупных семейных финансово-промышленных корпораций — чэболей («финансовая голова»). Именно в эти годы сформировались ставшие хорошо известными во всем мире корпорации «Самсунг» («Samsung»), «Эл Джи» («LG»), «Хендэ» («Hyundai»), «Голд Стар» («GoldStar») и др.

Правительство Ли Сын Мана провело реформу в сельском хозяйстве. У помещиков выкупались излишки земли, которые затем перераспределялись среди безземельных и малоземельных крестьян. Земля была передана около 900 тыс. крестьянских хозяйств. Земельная реформа несколько смягчила социальные противоречия в деревне.

Несмотря на предпринятые меры по стимулированию хозяйственного развития, экономика РК продолжала оставаться в стагнации. Росла безработица (в 1958 г. — 4,3 млн человек, или 36,6% всего самодеятельного населения РК). Ежегодно уровень инфляции рос на 20%.

В условиях серьезного политического и экономического кризиса Южная Корея вступила в новую кампанию по выборам президента, назначенным на май 1960 г. Однако неожиданные сроки выборов были перенесены на март того же года. Основной оппонент Ли Сын Мана Чо Бен Ок скоропостижно скончался во время лечения в США. Было объявлено, что Ли Сын Ман одержал очередную победу, получив, по официальным данным, около 90% голосов. Оппозиция выступила с резкой критикой итогов президентских выборов, обвинив власти в их фальсификации.

По всей стране прошли антиправительственные демонстрации. В день выборов 15 марта полиция расстреляла демонстрацию в г. Масане. Антиправительственные выступления нарастали с каждым днем. 19 апреля более 100 тыс. человек, в основном молодежь, вышли на улицы Сеула с антиправительственными лозунгами, требуя отставки Ли Сын Мана и его правительства. Власти ввели чрезвычайное положение во всех крупных городах, охваченных волнениями. Полиция расстреляла демонстрацию, было убито около 200 человек, 6 тыс. человек ранено. 26 апреля национальное собрание РК приняло резолюцию с требованием отставки Ли Сын Мана, который, в конечном итоге, отказался от власти и покинул Южную Корею.

Внешнеполитическая ориентация Южной Кореи в период президентства Ли Сын Мана была сконцентрирована на укреплении всесторонних связей с Соединенными Штатами Америки. В октябре 1953 г. РК и США подписали Договор о взаимной обороне,в соответствии с которым в Южной Корее были размещены американский военный контингент, базы и другие военные объекты.[8]

Южнокорейско-японские отношения в период президентства Ли Сын Мана оставались сложными. Сторонам не удавалось их нормализовать. Тем не менее японский капитал активно внедрялся в экономику РК.

В июне 1960 г. в РК проводятся выборы в парламент. Демократическая партия получает две трети мест в Национальном собрании.Президентом избирается Юн Бо Сон, премьер-министром — Чан Мен.

Приход к власти оппозиционных сил не улучшил обстановку в стране. Продолжал углубляться экономический кризис, росла безработица. Оппозиция, объединившаяся в борьбе против диктатуры Ли Сын Мана, вскоре раскололась и стала стремительно терять влияние в южнокорейском обществе. Не добавило авторитета новым властям принятие закона о контроле над демонстрациями, а также закона, направленного на пресечение развернувшегося движения за мирное, без вмешательства извне объединение Кореи.

2.2.2. 1961-1992

Данный этап связан с длительным пребыванием у власти военных. В условиях экономического хаоса, коррупции и политической нестабильности южнокорейские военные 15 мая 1961 г. совершили государственный переворот. Созданный военно-революционный комитет возглавил генерал-лейтенант Чон До Ен. В стране вводилось военное положение, распускались национальное собрание, политические партии и общественные организации, закрывались многие печатные издания, запрещалось проведение демонстраций и митингов. В июне 1961 г. был опубликован закон о чрезвычайных мероприятиях по реконструкции государства. Верховным органом власти был объявлен Высший совет государственной реконструкции (ВСГР), который возглавил генерал-майор Пак Чжон Хи. Программа, обнародованная южнокорейскими генералами, предусматривала возрождение национальной экономики, борьбу против коррупции, достижение мирного объединения Кореи.

В декабре 1961 г. в Южной Корее был проведен референдум по новой конституции. В 1962 г. состоялись президентские выборы. Президентом РК был избран Пак Чжон Хи. Бывшие военные создают Демократическую республиканскую партию (ДРП), которая становится правящей.

Режим генерала осуществил крупные экономические реформы в стране. Именно благодаря этим реформам РК добилась гак называемого экономического чуда. Целью экономической политики Пак Чжон Хи были модернизация экономики, укрепление позиций национального капитала, всемерное поощрение частной инициативы. Была введена система «управляемой капиталистической экономики» с приоритетным развитием экспортных отраслей. Южнокорейский экспорт вырос со 100 млн долл, в 1960 г. до 10 млрд долл, к концу 1970-х гг. В конце 1960-х гг. был принят ряд законов, призванных ускорить развитие таких отраслей, как машиностроение, нефтехимия, судостроение, электроника, производство стали и проката. Создавались свободные экономические зоны. Заметно окрепли финансово-промышленные корпорации — «чэболи» — «Самсунг», «Эл Джи», «Хендэ» и др. Количество их увеличилось к 1975 г. до 20.

Глубокие реформы были осуществлены в сельском хозяйстве. Военные реформаторы освободили крестьян от выплат долгов, ввели стабильные цены на сельскохозяйственную продукцию, предоставили южнокорейским фермерам льготные кредиты и т.п.

В 1971 г. в стране было провозглашено «движение за новую деревню», призванное не только осуществить модернизацию сельского хозяйства, но и обеспечить политико-идеологическую поддержку режима со стороны многочисленного крестьянства.[9]

Проводение крупных преобразований в экономике сопровождалось репрессивной политикой Пак Чжон Хи в отношении оппозиционных сил. В 1969 г. правительство РК принимает очередную поправку к Конституции, позволившую Пак Чжон Хи в 1971 г. в третий раз стать президентом РК. По утверждению оппозиции, президентские выборы были сфальсифицированы. Антиправительственные выступления становились все более массовыми, внутриполитическая напряженность нарастала.

В октябре 1972 г. президент Пак Чжон Хи ввел в стране чрезвычайное положение, приостановил действие конституции, распустил парламент, запретил деятельность оппозиционных политических партий. В условиях чрезвычайного положения был проведен референдум по новой конституции, которая сильно ограничивала права и политические свободы граждан. Новый основной закон предусматривал избрание президента не на всенародном референдуме, а коллегией выборщиков — Конференцией по мирному объединению Кореи, одна треть которой назначалась президентом. Проведенные преобразования получили в РК название «реформы октябрьского возрождения» и завершили формирование в Южной Корее жестокой авторитарной политической системы. На основе новой конституции были приняты чрезвычайные президентские декреты, запрещавшие критику режима и его политики. Создавались специальные военные трибуналы. Пак Чжон Хи назвал новую систему «кореизированной демократией».

Особенность пакчжонхистского режима — проникновение военных во властные и экономические структуры государства. Ежегодно более 100 высших офицеров южнокорейской армии выходили в отставку и направлялись на работу в органы государственной власти, бизнесе, другие организации. Это позволяло режиму «зорко» следить за положением в стране.

Во второй половине 1970-х гг. внутриполитическая обстановка в Южной Корее резко обострилась. Оппозиция требовала демократических свобод. Кризис авторитарного режима нарастал. Администрация Пак Чжон Хи демонстрировала неспособность справиться с антиправительственными выступлениями оппозиции, молодежи и студентов. В октябре 1979 г. Пак Чжон Хи был убит директором южнокорейского ЦРУ Ким Чжэ Гю. Так завершился 18-летний период авторитарного правления президента Пак Чжон Хи.[10]

Внешняя политика Пак Чжон Хи, как и Ли Сын Мана, была направлена на укрепление союзнических отношений с США в целях обеспечения безопасности РК, создание внешних условий для модернизации страны. Вместе с тем режим Пака стремился сохранить определенную внешнеполитическую самостоятельность, что, естественно, вызывало раздражение американцев.

Пак Чжон Хи подверг резкой критике американские планы сокращения военного присутствия США в Южной Корее. Президент РК в обход своего союзника предпринял попытку создать собственное ядерное оружие. Вашингтон резко отреагировал на эти намерения Пака, который в конечном итоге вынужден был отказаться от них.

Дипломатическим успехом правительства Пак Чжон Хи стала нормализация отношений с Японией. После многолетних переговоров Сеул и Токио в 1965 г. установили дипломатические связи. Япония предоставила РК в качестве компенсации за колониальное прошлое 800 млн долл., а также многомиллиардные кредиты, которые были использованы для создания новых отраслей, модернизации экономики.

Режим Пак Чжон Хи предпринимал попытки установить связи с социалистическими странами, прежде всего с СССР и КНР. Однако эти попытки успеха не имели.

Убийство Пак Чжои Хи привело к резкой дестабилизации обстановки в Южной Корее. Новое правительство, возглавляемое вновь избранным президентом Цой Гю Ха, ие смогло стабилизировать ситуацию. Военные снова вмешались, совершив государственный переворот. Восстание в Кванчжу в мае 1980 г. было жестоко подавлено. Более 200 человек, в основном молодые люди, были убиты, 2,5 тыс. человек арестовано. В стране было введено чрезвычайное положение, распущен парламент и политические партии. Видные деятели оппозиции Ким Дэ Чжун и Ким Ен Сам, а также деятели прежних режимов были лишены политических прав.

Военные во главе с генералом Чон Ду Хваном (Chun Doo-hwan) приняли новую конституцию, провели парламентские выборы, на которых победу одержала проправительственная Демократическая партия справедливости (ДПС). В 1981 г. коллегия выборщиков избрала Чон Ду Хвана президентом РК. Новый режим обнародовал программу построения «демократического процветающего государства». В действительности же Чон Ду Хван продолжал жесткое авторитарное правление. Подавлялись основные права и свободы граждан. Правительство объявило «борьбу против трех зол» — насилия, коррупции и наркотиков. В стране создавались «трудовые отряды по перевоспитанию молодежи».

Режиму Чон Ду Хвана удалось стабилизировать экономическую ситуацию в стране и обеспечить рост валового внутреннего продукта (ВВП превысил 80 млрд долл.). Ежегодный рост промышленного производства составлял 8%. Устойчивыми темпами возрастал экспорт (в 1985 г. — 55 млрд долл.). Республика Корея выходила на передовые позиции в мире по производству электроэнергии, автомобилей, судов и другой продукции.

Внутриполитическая обстановка, однако, оставалась напряженной. Оппозиционные силы требовали пересмотра конституции, прямых президентских выборов, демократизации общественной жизни. Активную силу антиправительственного движения составляла молодежь, в первую очередь студенты, которые устраивали массовые демонстрации, захватывали американские культурные центры, громили штаб-квартиры правящей партии. С 1980 по 1985 г. за участие в антиправительственных выступлениях более 1,5 тыс. студентов были исключены из вузов. Под давлением массового народного движения Чон Ду Хван был вынужден согласиться на пересмотр конституции. На референдуме в октябре 1987 г. была одобрена новая конституция, в которой содержались нормы, предусматривавшие прямые выборы президента, закреплялись основные права и свободы граждан. Основной закон запрещал вмешательство военных в политическую жизнь страны.[11]

На президентских выборах в конце 1987 г. победу одержал отставной генерал Ро Дэ У (Roh Tae-woo), который начал процесс демократизации, сопровождавшийся динамичным развитием экономики (среднегодовые темпы роста составляли 8%). Заметно вырос доход на душу населения (с 2 тыс. долл, в начале 1980-х гг. до 6,5 тыс. — в 1989 г.).

Внешнеполитические позиции РК при президенте Ро Дэ У значительно окрепли. В 1988 г. в Сеуле состоялись Олимпийские игры. Южная Корея нормализовала отношения с рядом социалистических стран. В 1990 г. были установлены дипломатические отношения с СССР, в 1992 г. — с КНР. В 1991 г. РК и КНДР стали членами ООН.

Президентством Ро Дэ У завершился более чем 30-летний этап военного правления в Южной Корее. Страна вступила в эпоху демократических перемен.

Современность

Данный этап начинается с 1990-х гг. Его можно охарактеризовать как период укрепления демократических завоеваний населения РК, расширения гарантий прав и свобод граждан, дальнейшей демократизации политической системы.

В 1993 г. президентом РК становится один из лидеров оппозиции Ким Ей Сам, провозгласивший курс на построение «новой Кореи». Правительство осуществило ряд мер по демократизации общественной жизни

В области экономики создавались более благоприятные условия для бизнеса, был образован специальный фонд поддержки мелкого и среднего бизнеса, сокращалось вмешательство государства в экономическую жизнь.

Финансово-экономический кризис, разразившийся в азиатских странах в 1997—1998 гг., оказал сильное негативное воздействие на экономику Южной Кореи. Более 1,5 млн человек потеряли работу, разорилось 60 тыс. мелких и средних предприятий и компаний. С 10 тыс. до 6,8 тыс. долл, уменьшился доход на душу населения.

Правительство, возглавляемое бывшим диссидентом Ким Дэ Чжуном, ставшим президентом РК в 1998 г., предприняло ряд срочных мер по стабилизации экономического положения. РК получила от МВФ кредит на сумму 53 млрд долл., начался процесс реструктуризации финансово-промышленных конгломератов — чэболей. Правительственные мероприятия способствовали сравнительно быстрому преодолению кризиса. Уже к 2000 г. экономика РК стабилизировалась. Доход на душу населения достиг прежних 10 тыс. долл., среднемесячная зарплата — 1700 долл. Заметно выросли объемы товарооборота (280 млрд долл, в 2001 г.). В Южную Корею вновь активно пошли иностранные инвестиции, снизилась инфляция (3%) и безработица (менее 4%). Экономический рост составил в среднем 5% в год.[12]

Новое левоцентристское правительство президента Но Му Хена продолжило демократический процесс в Южной Корее. Но Му Хен, став президентом в 2003 г., провозгласил курс на «установление демократии народа», строительство общества «сбалансированного развития».

Республика Корея продолжала стабильное экономическое развитие (ежегодный рост ВВП — 4,5—5,0%). В начале 2000-х гг. РК входила в число 15 ведущих в экономическом отношении стран мира. ВВП (по паритету покупательской способности) достиг 1 трлн долл., доход на душу населения превысил 20 тыс. долл. Заметно вырос товарооборот — до 857 млрд долл, в 2008 г. (экспорт — 435 млрд долл., импорт — 422 млрд долл.). Валютные резервы превысили 240 млрд долл. В 2007 г. Южная Корея занимала первое место в мире по производству крупнотоннажных судов, пятое место — по производству автомобилей (5,5 млн шт.) и по выплавке стали (51 млн т).

Экономические успехи РК стимулировали принятие правительством Но Му Хена амбициозной программы — «Концепция 2030»,предусматривавшей коренную реф



2019-08-14 168 Обсуждений (0)
Глава 1. Общая идея развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Общая идея развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)