Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задания, упражнения, игры для развитиям мышления



2019-10-11 254 Обсуждений (0)
Задания, упражнения, игры для развитиям мышления 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Великий А.Эйнштейн утверждал, что «фантазия важнее знания». Способность к воображению, фантазии присуща только человеку и отличает его от всех других существ.

Воображение — психический процесс, сущностью которого является отражение реальной действительности в непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. С помощью воображения создаются образы таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Различают воображение воссоздающее и творческое. Основу воссоздающего воображения составляет создание образа предмета по его описанию, рисунку, рассказу и т.д. Этот вид воображения особенно важен в учебной деятельности, поскольку позволяет учащимся (по рассказу учителя, тексту учебника и пр.) создавать правильное и достаточно полное представление о новом учебном материале.

    Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Такое воображение составляет основу всякой творческой деятельности, которая открывает возможность самовыражения, позволяет человеку реализовать его личностный потенциал.

    Однако все образы воображения, как бы оригинальны и причудливы они ни были, базируются на тех представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни. По словам Л.С.Выготского, «первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека»[25].

    Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, в рисовании и других видах творчества.

Вместе с тем было бы ошибкой утверждать, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого. Как отмечает Л.С.Выготский, «чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта»[26].

Отсюда следует важный педагогический вывод: для того, чтобы создать благоприятные условия для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения»[27].

Завершение рассказа

Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы — 10 мин.

    Рассказ можно оценить по следующим критериям: — законченность рассказа; — яркость и оригинальность образов; — необычность поворота и сюжета; — неожиданность концовки.

 

Составление рассказа с использованием отдельных слов

Детям предлагаются отдельные слова. Например: а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе»[28], А.В.Финогенова «Игровые технологии в школе»[29] и О.А.Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей»[30]

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали автору возможность определить теоретические основы конструирования и использования дидактических игр разных типов, предназначенных для применения на уроке русского языка.

Анализ литературы и практики преподавания подвел автора к необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении нового материала.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Исследование показало, что дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение русского языка.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. М., 1998.

2. Азаров Ю. Л. Искусство воспитывать. М., 1985.

3. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993.

4. Андреева Г. Н. Социальная педагогика. М., 1996.

5. Аркин Е. А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М., 1935.

6. Асеев В. Г. Возрастная психология. Иркутск, 1989.

7. Асмолов А. Г. Знаем ли мы себя? М., 1989.

8. Бабанский Ю. Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985.

9. Бабанский Ю. Н. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М., 1977.

10. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 1992.

11. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 1996.

12. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.

13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.

14. Богусловская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры // Известия АПН РСФСР. Вып. 64, М., 1955.

15. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

16. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997

17. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.

18. Возникновение человеческого общества. Палеолит Африки. Спб., 1977.

19. Вуд Г. Ф. Морские млекопитающие и человек. Спб., 1979

20. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

21. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. № 6.

22. Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982.

23. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.

24. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1996.

25. Гарбузов В. И. От младенца до подростка. Спб., 1996.

26. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. М., 1989.

27. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. К., 1916.

28. Давыдов В. В. Виды общения в обучении. М., 1972.

29. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

30. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.

31. Кавтарадзе Д.Н. Учеб. пособие для учителей. М., 1998.

32. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.

33. Колоцця Д. А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. М., 1909.

34. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.

35. Крутецкий В.А.Психология. М., 1986.

36. Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. М., 1977.

37. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1996.

38. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

39. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.

40. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции: Конспект лекций. М., 1971.

41. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Сов. педагогика, 1944. № 8-9.

42. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1959.

43. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

44. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.

45. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. М,, 1992.

46. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М., 1940.

47. Мухина В. С. Возрастная психология: учебник для студентов. М., 1997.

48. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990.

49. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты. М., 1995.

50. Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. Ростов н/Д. 2002.

51. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избр. труды. М., 1969.

52. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М., 1996.

53. Пирс Дж. Символы, сигналы, шумы. М., 1967.

54. Плеханов Г. В. Письма без адреса. Письмо третье // Плеханов Г. В. Соч. Т. 14. М., 1925.

55. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте / Сб. ст. под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1957.

56. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии / Под. ред. Ю. М. Забродина. М., 1990.

57. Психологические исследования общения. М., 1979.

58. Психология личности и деятельности дошкольников / Под. ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.

59. Психология и педагогика игры дошкольника / Материалы симпозиума. М., 1966.

60. Психология учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1982.

61. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Отв. ред. А. Пономарев. М., 1990.

62. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.

63. Рудик П. А. Игры детей и их педагогическое значение. М., 1948.

64. Русский язык в школе. 1989, №4.

65. Русский язык в школе. 1992, №5.

66. Русский язык в школе. 1993 г., №3.

67. Русский язык в школе. 2000 г., №6.

68. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

69. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. М., 1988.

70. Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; Науч. ред. В.А.Фадеев. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994.

71. Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. М., 1949.

72. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1 // Ушинский К.Д. Соч. Т. 8. М., 1950.

73. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.

74. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры // Хейзинга Й. Номо Ludens : Статьи по истории культуры. М., 1997.

75. Чкаников И. Игры и развлечения. М., 1957.

76. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994.

77. Эльконин Д.Б. Возрастная психология. М., 1991.

78. Эльконин Д.Б. Игра // Педагогическая энциклопедия / Гл. Ред. И.А. Каиров и Ф.Н. Петров. Т. 2. М., 1965.

79. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

80. Эльконин Д.Б. Игры и психологическое развитие ребенка-дошкольника // Тр. Всероссийская научная конференция по дошкольному воспитанию. М., 1949.

81. Эльконин Д.Б. Некоторые итоги развития детей дошкольного возраста // Психологическая наука в СССР. Т.2.М., 1960.

82. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

83. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

84. Эльконин Д.Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.

85. Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А. К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ



2019-10-11 254 Обсуждений (0)
Задания, упражнения, игры для развитиям мышления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задания, упражнения, игры для развитиям мышления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)