Взаимодействие следователя с оперативными работниками и другими структурами ОВД
Своевременность и качество реализации намеченных мероприятий в немалой степени зависит от того, учтены ли при составлении плана возможности взаимодействия с различными службами органов внутренних дел и другими государственными и общественными организациями. Благоприятные предпосылки для такого взаимодействия возникают при специализации определенных сотрудников следственного и оперативного аппаратов на делах о преступлениях несовершеннолетних. Целесообразно разрабатывать единый согласованный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который после согласования с руководителями соответствующих подразделений утверждается начальником органа внутренних дел, осуществляющего расследование. Нужно иметь в виду, что вопрос о возбуждении уголовного дела по фактам преступных действий несовершеннолетних должен решаться следователем, за исключением единичных, не терпящих отлагательств случаев. В ходе проведения первоначальных следственных действий оперативно-розыскные мероприятия направлены: на установление подростка, совершившего преступление; организацию мер по розыску и задержанию преступников; выяснение отдельных обстоятельств преступления (например, выявления свидетелей, соучастников преступления); изучение личности несовершеннолетнего (получение сведений об условиях жизни и воспитания и так далее); сбор информации о готовящихся преступлениях и о принятии мер к их пресечению; получение данных о похищенных ценностях и имуществе, о возможностях возмещения ущерба, причиненного преступлениями. Нежелательно поручать сотрудникам уголовного розыска проведение наиболее важных следственных действий, требующих, как правило, знание всех материалов дела. Одним из условий успешного решения профилактических и других задач расследования по рассматриваемой категории дел является взаимодействие с отделом профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН). Рекомендуется, в частности, следующие основные формы взаимодействия: 1. Получение из ОППН сведений о подростках, склонных к совершению преступлений, в ходе проверки версии о совершении неочевидного преступления несовершеннолетними. 2. Сообщение в ОППН полученных при расследовании преступлений данных о неблагополучных семьях, подростках, другой информации, представляющей интерес для ОППН, а также направление справок – характеристик на несовершеннолетних обвиняемых. 3. Истребование из ОППН справок о личности несовершеннолетнего обвиняемого, условиях его жизни и воспитания. 4. Изучение следователем материалов профилактического дела на несовершеннолетнего, состоящего на учете в ОППН. 5. Поручение ОППН обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, если соответствующие материалы отсутствуют в профилактическом деле. О результатах обследования следователю представляется справка. 6. Направление следователем в ОППН копий представлений и ответов на них. 7. Подготовка и внесение совместных представлений. 8. Оказание ОППН помощи следователю в организации выступлений в коллективах по материалам расследованных уголовных дел, а также подготовка совместных выступлений. 9. Совместные сообщения в средствах массовой информации. В результате взаимодействия с ОППН следователь может получить данные, характеризующие не только личность несовершеннолетнего, но и отношение к нему педагогического коллектива школы, в которой он учился, взаимоотношения несовершеннолетнего с конкретным представителем. Эти данные, безусловно, будут способствовать обоснованному выбору педагога для участия при допросе несовершеннолетнего подозреваемого. Располагая такими данными, следователь при всех прочих условиях может учитывать их при принятии и других процессуальных решений (например, при избрании меры пресечения). Необходимо обратить внимание на недопустимость смешения функций ОППН и следствия. Сотрудникам ОППН нельзя, в частности, поручать проведение следственных действий, проверок заявлений и сообщений о преступлениях, розыскных мероприятий. 1. Организация расследования групповых преступлений несовершеннолетних. Организация расследования рассматриваемой категории преступлений отличается рядом особенностей, связанных именно с групповым характером совершения. Нередко уже на первоначальном этапе расследования можно выдвинуть версию о совершении преступления группой несовершеннолетних и- в ее развитие – версии об условиях формирования такой группы. К их числу относятся: – проживание членов группы в одном микрорайоне; – обучение в одном учебном заведении, расположенном в данном микрорайоне; – общие интересы и занятия (спорт и так далее); – общее времяпрепровождение (посещение парков, дискотек, пляжей и так далее); – нахождение членов группы на учете в отделении профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН); – наличие в группе подростков или взрослых, недавно освободившихся из мест лишения свободы. На основе данных версий раскрытие может идти по следующим направлениям: – патрулирование в районе совершения преступления силами местной милиции, патрульно-постовых служб с целью выявления по имеющимся приметам или кличкам групп подростков, проводящих свое время на улицах (в близлежащих парках, на дискотеках); – проверка оперуполномоченным уголовного розыска, специализирующимся по делам несовершеннолетних, преступных или озорных групп из числа состоящих на учете в ОППН на причастность к совершению преступлению. Однако поскольку на учете в ОППН состоят далеко не все группы, необходимо проверять по имеющимся кличками и приметами всех подростков, зарегистрированных в ОППН; – беседы инспекторов ОППН с преподавателями находящегося в данном микрорайоне учебного заведения с целью установления обучаемых, склонных к совершению правонарушений; – проверка в районе совершения преступления, ближайших микрорайонах спортивных секций, молодежных клубов; – проверка подростков и взрослых, недавно освободившихся из мест лишения свободы, на причастность к данному преступлению; – иная оперативная работа сотрудников уголовного розыска по имеющимся приметам или кличкам. При планировании расследования рекомендуется уделять внимание не только проблемам выявления и использования фактических данных, имеющих значение для дела. Не менее важна и организационная сторона реализации запланированных действий, поскольку многие их них (одновременные задержания, обыски и так далее) являются большими как по объему выполняемой работы, так и по количеству участников. Своевременное разрешение организационных вопросов в значительной степени облегчает проведения расследования. По делам данной категории большое значение приобретает взаимодействие следователя с сотрудниками оперативных служб. Так, сотрудникам уголовного розыска целесообразно поручать: – выявление неизвестных участников преступной группы несовершеннолетних и их задержание; – установление организаторов и их связей со взрослыми преступными группами; – проверку причастности несовершеннолетних к совершению других преступлений; – установление потерпевших в случаях выявления незарегистрированных фактов преступной деятельности группы несовершеннолетних; – поиск свидетелей; – получение оперативной информации о взаимоотношениях в группе; – установление мест нахождения (сбыта или хранения) похищенных вещей и их изъятие; – выявление круга лиц, которые имеют положительные или антисоциальные связи с несовершеннолетними подозреваемыми; – установление каналов поступления огнестрельного оружия [2001. С. 514–515]. Учитывая довольно высокий процент знакомства детей потерпевших с участниками преступных групп несовершеннолетних при совершении последними квартирных краж или разбойных нападений на квартиру, необходимо: – поручать сотруднику уголовного розыска по линии несовершеннолетних установить подростков – знакомых, родственников потерпевших и их связей; – с помощью сотрудников ОППН изучить образ жизни последних (если они не состоят там на учете), их связи и особенности поведения; – выявлять наличие у них похищенных вещей и ценностей или факты сбыта ими вещей, аналогичных похищенным. Взаимодействие следователя с ОППН возможно в следующих формах: – получение из ОППН сведений о преступных и «озорных» группах несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, в ходе проверки версий о совершении преступления группой несовершеннолетних в условиях очевидности; – получение информации из ОППН о группе несовершеннолетних, причастных к совершению преступления, ее структуре, а также взрослых лицах, отрицательно влияющих на группу, о взаимоотношениях между членами группы; – изучение и использование в ходе расследования материалов профилактического отдела ОППН, заведенного на преступную или «озорную» группу несовершеннолетних. Инспекторы ОППН в большинстве случаев обладают достаточной информацией о наличии в районе «озорных» и преступных групп несовершеннолетних, ведут их учет, особо отмечая руководителей группы. Следователи, имея такую информацию, могут выдвигать достаточно обоснованные версии о других соучастниках преступления, о которых умалчивает задержанный несовершеннолетний, о «слабых звеньях» в группе и, главное, о лице, являющемся ее организатором. Взаимодействие с указанными службами поможет следователю получить более полную информацию о самом подростке и его связях, что будет способствовать объективности расследования.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |