Обследование речи детей по методике Г. А. Волковой
Логопедическое обследование проводится в начале коррекционно-воспитательного воздействия на заикающихся. Такие проявления, как способность заикающихся детей к подражанию, развитие игровой активности, степень сформированности у них общественного поведения, личностные и эмоциональные реакции, могут выявляться и уточняться в процессе всей комплексной работы с детьми. Как мы говорили выше, обследование начинали со сбора анкетных данных: ФИО, дата рождения, дата обследования, возраст, домашний адрес, телефон. Из какого детского сада, поликлиники направлен, дата поступления в логопедическую группу. Фиксировались сведения о родителях: образование, профессия, жалобы родителей на дефект ребенка. Уточнялось наличие наследственных заболеваний. Затем уточнялись данные об общем развитии ребенка: от какой беременности ребенок, возраст матери при рождении ребенка, благоприятно ли протекала беременность, как прошли роды матери? Какие заболевания перенес, и не было ли осложнений? Особо уточнялись сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, гуление, лепет, первые слова. Какие звуки долго произносил неправильно, так как этот симптом может провоцировать судороги в речи из – за излишнего напряжения артикуляторных мышц на неправильного произносимых звуках. Для выявления состояния моторики мы предлагали детям разного возраста соответствующие задания. Задания для детей второго и третьего года жизни: · пройти по дорожке, начерченной мелом на полу; · перешагнуть через препятствие высотой 25 – 30 см; · медленно покружиться на месте; · отбросить мяч от груди, из-за головы двумя руками; · бросить мяч логопеду двумя руками; · поймать брошенный мяч; · подпрыгнуть на месте на двух ногах; · наклоны вперед и в стороны; · присесть, держась за спинку стула; слепить из пластилина палочку, шарик, баранку. Задания для детей трех лет и четвертого года жизни: · пробежать 3 – 4 раз между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20 – 25 см; · менять движения по сигналу (по слову, по удару в бубен, по хлопку в ладоши); · перейти с бега на ходьбу; · остановиться после бега или ходьбы, пройти по шнуру, положенным на пол; · прыгнуть в длину с места; · переложить из одной руки в другую флажок, маленький мячик над головой, за спиной, перед собой, подняться на носки. Задания для детей четырех лет и пятого года жизни: · задания, предлагаемые детям 3 – 4 лет; · мяч бросить вверх – поймать, ударить об пол и поймать двумя руками; · присесть на корточки и перекатить мяч логопеду; · пролезть через обруч; · прыгнуть в обруч на полу и выпрыгнуть из него; · катить обруч, бежать рядом с ним, держась за него; · поднять руку с флажком вверх, другую – вверх, переложить флажок из руки в руку; · кругообразные движения рукой (левой. Затем правой) с лентой над головой. Задания для детей пяти лет и шестого года жизни: · пробежать, затем проскакать на обеих ногах, на одной ноге по заданию (от стула к окну, от окна к двери и др.); · остановиться по сигналу (бубен, хлопок в ладоши, слово «стой») после ходьбы, пробежки, прыжков; · установка связи между сигналом и действием: тихие удары в бубен – ходьба на носочках, громче – на полной ступне, громко – пробежка, нет ударов – остановиться; · бросить мяч логопеду через круг и в ответном броске поймать; · правой рукой взять обруч, поставить на пол и поворачивать его от себя, чтобы обруч крутился; · прыгнуть на носках двумя ногами в обруч, лежащий на полу, и выпрыгнуть из обруча; · руки с флажками вперед, назад, вверх, в них (по команде логопеда); · держа руки над головой, переложить из одной руки в другую три ленточки поочередно; · то же самое с пятью ленточками. Задания для детей шести лет и седьмого года жизни: · задания, предлагаемые детям 5 – 6 лет; · присесть, покатать мяч на полу от руки к руке, встать, подняв мяч; · ударять мяч ладонью об пол и считать до пяти; · взять в руки как можно больше мячей и принести их логопеду; · пробежать, на бегу бросая и ловя мяч; · прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из обруча; · завязать ленту узлом, бантом. В ходе исследования моторики детей 2 – 7 лет мы фиксировали: - координацию рук, ног (правильная, замедленная, нет координации); - чувство равновесия (есть, нет); - осанку (правильная, неправильная); - объем выполнения движений (полный, неполный); - переключение движений (своевременное, замедленное, отсутствует); - самостоятельность выполнения (полная, с помощью взрослого); - сопутствующие движения (есть, нет); - наличие леворукости, амбидекстрии; - мимические движения (нормальные, амимичность, гиперкинезия мышц лица, синкнезии, т. е. дополнительные движения, сопровождающие основное, - слабо или ярко выраженные). Данные исследования моторной функции заикающегося ребенка мы обобщилм по следующим параметрам. Нормальная моторика: - сформирована статическая координация движений: умеет по заданию и произвольно фиксировать некоторое время нужную позу; - сформирована динамическая координация движений: движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности (в беге, прыжках, подскоках, пробежках, хлопках, покачиваниях тела, размахиваниях руками в такт шагам и т. д.); - вполне сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук; - выразительна и эмоциональная мимика лица. Нарушения моторики: - повышенная двигательная активность, расторможенность и наличие некоординированных движений с широкой амплитудой колебаний, выраженная зависимость моторики от эмоциональных переживаний; - моторная напряженность , скованность и некоординированность движения, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта. Какой – либо ситуации, от наличия логофобии. Для исследования подражательности предлагали детям разного возраста следующие задания: Задания для детей трех лет – четвертого года жизни: - повторить за логопедом предложения из 3 – 4 слов; - по образцу подобрать однородные предметы по форме (шарик, яйцо); - нанизать кольца пирамидки, подбирая их по величине (6 – 7 колец); - построить из кубиков воротца; - отобрать две одинаковые куклы из четырех; - подобрать два контурных одинаковых рисунка, например, два яблока из фруктов, двух зайцев из животных. Задания для детей четырех лет – пятого года жизни: - повторить за логопедом фразу из пяти слов; - по образцу собрать и разобрать пирамидку по кольцу, называя действия: «Я надеваю (снимаю) синий кружок»; - построить домик, забор, воротца из строительного материала; - раскрасить кисточкой контурное изображение (яблоко, вишню, солнце). Задания для детей пяти лет – шестого года жизни: - по образцу разыграть с помощью игрушек небольшой сюжет после трехкратного показа и рассказа логопедом. Например: «У Саши папа летчик, Он часто летает на север. Однажды он привез Саше медвежонка. Саша с мамой поили его молоком. Когда медвежонок подрос, его отдали в зоопарк». Игрушки: самолет, куклы (мама, папа, сын, мишка). Задания для детей шести лет – седьмого года жизни: · после показа и рассказа логопеда разыграть с фигурками настольного театра отрывок из любой знакомой сказки. Таким образом мы зафиксировали: - подражание полное; - подражание творческое (дети внесли дополнительные детали в показ действия и другие обороты речи в рассказ, ничего не опустив из данного образца); - подражание неполное (дети не до конца выполнили увиденное и услышанное задание, опустив часть его); - отказ от подражания. Для исследования импресивной речи предлагали следующие задания: Задания для детей двух лет – третьего года жизни: · показать по словесной инструкции логопеда различные предметы обстановки комнаты, вещи личного обихода; · выполнить поручение по речевой инструкции, например: «Возьми куклу», «Принеси мяч» и т. д. Задания для детей трех лет – четвертого года жизни: · показать по словесной инструкции предметы обстановки, вещи личного обихода и др.; показать по словесной инструкции предметы той или иной формы (круглое яблоко, квадратный стол), величины (большой шкаф, маленький стул), того или иного цвета (красный шар, зеленый огурец0; выполнить поручения по речевой инструкции, например: «Возьми шарик и положи на стол», «Встань и подойди к окну»; · ответить на вопросы по содержанию небольшого рассказа (для выяснения понимания содержания). Например, можно прочитать следующий текст: «У Миши был серый котик. Хвост у котика пушистый, глазки зеленые, лапки мягкие. Миша давал ему молока и каши. А котик кашу не любил, просил мяса. Котик был ленивый, не хотел мышей ловить. Хорошо мышам. Котик молока полакает и спит на солнышке. Вот плутишка!»; · ответить на вопросы: Кто был у Миши? Какой у котика хвост? Глазки? Лапки? Чем Миша кормил котика? Что просил котик? Почему мышам было хорошо? Какой был котик? Задания для детей четырех лет – пятого года жизни: · показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол – персонажей сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы и цвета; ответить на вопросы по содержанию программной сказки или рассказа (для выяснения понимания содержания). Задания для детей пяти лет – шестого года жизни: · показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол – персонажей сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы и цвета; · ответить на вопросы по содержанию программной сказки или рассказа (для выяснения понимания содержания); · показать по сюжетным картинкам времена года, диких и домашних животных. Задания для детей шести лет – седьмого года жизни: · показать понимание и знание слов, обозначающих величину, форму и цвет предмета, понимание и знание времен года (с использованием сюжетных картинок); · показать понимание и знание праздников, основных профессий (с использованием сюжетных картинок); · ответить на вопросы по содержанию программного рассказа, газетной статьи. Исследование экспрессивной речи Задания для детей двух лет – третьего года жизни: · назвать окружающие предметы, игрушки; · показать язык широкий, узкий, зубы, облизать языком губы, вытянуть губы вперед и т.д. (предложить выполнить одиночные движения и серию движений для всех последующих возрастных групп); · рассказать сказку, например, «Курочка Ряба»; · описать несложную сюжетную картинку; · рассказать об игрушке; · прочитать стихотворение. Задания для детей трех лет – четвертого года жизни: · назвать предметы обстановки, вещей личного обихода, качеств предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, величина, форма, вкус); · побеседовать с ребенком на тему, интересную для детей этого возраста; · рассказать по картинке; · прочитать стихотворение. Задание для детей четырех лет – пятого года жизни: · побеседовать с ребенком о семье, его игрушках, любимых сказках, мультфильмах; · пересказать известную сказку; · назвать за логопедом предметные и простые сюжетные картинки (отраженная речь); · рассказать стихотворение вместе с ребенком (сопряженная речь); · поиграть с ребенком в лото, домино на сопряженной речи. Задания для детей пяти лет – шестого года жизни: · побеседовать с ребенком об известных ему овощах, фруктах, машинах, профессиях и т. д. (по логическим группам слов); · сравнить, отвечая на вопросы логопеда, два предмета, рассказав об их сходстве и различии (например, двух кукол); · назвать за логопедом сюжетные картинки; · вместе с логопедом дать описание, какой – нибудь игрушки в игре «Игрушка – сюрприз»: развернув пакет, ребенок рассматривает игрушку, а затем по образцу логопеда вместе с ним называет игрушку и описывает ее качества (например, мягкую игрушку – медвежонка). Задания для детей шести лет – седьмого года жизни: · составить несколько предложений по сюжетным картинкам типа «Что делает?» Например, «Мальчик ловит рыбу», «Девочка кормит котенка», «Бабушка вяжет носки»; · показать инсценировку знакомой сказки, используя фигурки настольного театра; · побеседовать с ребенком о детских передачах, книгах, его друзьях, о семейных праздниках и т. п.; · повторить за логопедом предложения небольшого текста; · вместе с логопедом назвать и выполнить действие, например, с мозаикой: «Я взял красный кружок. Я взял еще один красный кружок…» – «Получился цветок». В ходе исследования речи ребенка фиксировали: - особенности внимания заикающегося (внимательный, сосредоточенный, отвлекаемый, неусидчивый, раздражительный, истощаемый, негативный); - форму судорог (клоническая, тоническая, смешанная: клоно-тоническая, тоно-клоническая); - вид судорог (дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный: дыхательно-голосовой, дыхательно-артикуляторный, артикуляторно-голосовой и т. д.); - степени выраженности заикания: легкая – ребенок активен в деятельности, заикание не влияет на общительность, легкий контакт со сверстниками, со взрослыми, судороги наблюдаются только в самостоятельной речи; средняя – активность в деятельности снижена, заикание повлияло на общительность ребенка, со взрослыми и детьми вступает в контакт неохотно, судороги имеются в самостоятельной, вопросно – ответной, отраженной речи; тяжелая – ребенок пассивен в деятельности, необщителен, контакт только при побуждении со стороны взрослого, судороги во всех видах речи. - проявления заикания (количество судорог, их сила и длительность) в различных формах речи: в самостоятельном рассказе, в рассказе по картинке, в беседе, в пересказе прочитанного логопедом текста, в вопросно-ответной речи, при чтении стихотворения во время отраженной, сопряженной и шепотной речи; - состояние дыхательной функции: ритм (нормальный, ускоренный, замедленный), Характер вдоха (нормальный, укороченный, слишком глубокий, во время речи), характер выдоха (соответствует количеству слов во фразе, укороченный, слишком быстрый выдох), характер дыхания (диафрагмально-брюшное, диафрагмальное, поверхностное); - состояние, строение и подвижность артикуляторного аппарата: аномалии в строении губ, челюстей, зубов, языка, твердого и мягкого неба (нет, есть, какие). Отмечали – параметры движений: - наличие или отсутствие движения; - активность (расторможенность, заторможенность); - объем (полный, неполный); - точность выполнения; - длительность (способность удерживать органы в заданном положении); - темп движений (норма, замедленный, ускоренный); - замена движения (синкнезии). Состояние звукопроизношения. Определяли нарушения звукопроизношения по механизмам: дислалия или стертая дизартрия. По форме: моторное, сенсорное, смешанное нарушение. По проявлению: сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, дефекты заднеязычных звуков, дефекты озвончения, дефекты смягчения. По объему: мономорфное, полиморфное нарушение; Состояние просодических компонентов речи: темп речи (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, аритмия), сохранение пауз (норма, деление слов, слогов паузой, судорогой), голос (сила голоса – громкий, слабый, тихий, мерцающий, затухающий, высота голоса – высокий, низкий, нормальный, тембр голоса – сиплый, хриплый, резкий, с металлическим оттенком, с носовым оттенок, особое внимание обратить на наличие мягкой или твердой атаки голоса), внятность речи (внятная, отчетливая, смазанная, неясная). Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений Простой фонематический анализ Выделение ударного гласного на фоне слова (у заикающихся детей, начиная с 4 – 5 лет). Инструкция: «Слышишь ли ты звук [А] в слове Аня? Звук [О] в слове Оля? Звук[У] в слове утка?» Выделение согласного звука на фоне слова, начиная с 5 лет. Инструкция: «Слышен ли звук [С] в слове сани?» Выделение согласного звука из слова. Инструкция: «Какой согласный звук ты слышишь в слове шапка?» Сложный фонематический анализ Начиная с шестилетнего возраста, у заикающихся детей исследовали сложные формы фонематического анализа. При этом ребенку предлагали: - определить место согласного звука в слове, сначала в начале, конце, середине слова; определить место звука в слове по отношению к другим звукам, например: «Какой звук слышен после звука [М] в слове мак? Какой звук находится на третьем по счету месте в слове каша?»; - определить последовательность звуков в слове, например: «Какой звук находится между звуками [И], [А] в слове лиса?»; «Назови соседей звука [К] в слове рука» Начиная с возраста от 5 до 7 лет, ребенку предлагали: - определить количество звуков в словах, например: «Сколько звуков в словах рак, лапа, кошка?»; - дифференцировать звуки по противопоставлению: звонкие – глухие, мягкие – твердые, свистящие – шипящие, заднеязычные – переднеязычные, сонорные [Р] - [Л] и др. Фонематический синтез Составление слова из последовательно данных звуков, начиная с пяти летнего возраста. Инструкция: «Послушай звуки [Д], [О], [М], поставь их рядом и скажи, какое слово у тебя получилось». Фонематические представления Начиная с пяти летнего возраста, ребенку предлагали для выполнения следующие задания: - подобрать слово на заданный звук. Например: «Назови слово со звуком [Ш] или со звуком [Р]» и т. д.; - разложить в два ряда предметные картинки, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, например: [С] - [Ш], [Ч] - [Ц], [З] - [Ж], [Р] - [Л] и др.; - из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук. Перед ребенком раскладывается ряд из 10 – 12 картинок из разных логических групп слов, среди которых есть картинки со звукос [С] - куртка, стакан, шапка, помидор, собака, яблоко, свекла, чашка, сковорода, пирамидка, сумка, сова. Ребенку предлагается внимательно посмотреть на картинки, подумать и отложить в сторону картинки со звуком [С]. Исследование состояния лексики В ходе обследования мы исследовали способность детей: - начиная с трехлетнего возраста, называть предметы окружающей обстановки; - начиная с четырехлетнего возраста, называть предметные картинки с изображениями предметов, действий, качеств и признаков. Предметы и картинки могут быть подобраны по темам: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, части тела человека, животные, растения, профессии людей, виды природы, времена года; - называть действия по предъявленному предмету, картинке: «Доктор что делает?» – ребенок отвечает на вопрос, называет действие. Другой вариант этого приема: Например, логопед показывает ребенку картинки с изображениями животных, птиц, предметов, а ребенок называет глагольное слово: щука (плавает), ласточка (летает), кузнечик (прыгает), змея (ползает), собака (лает), медведь (рычит), корова (мычит), лошадь (ржет), баран (блеет) и т. д. Детям 6 – 7 лет предлагали более сложное задание: назвать ряд предметов (или их изображений) одним общим словом. Например, логопед показывает ребенку чашку, стакан, блюдце, тарелку, вазу и задает вопрос: «Как назвать все эти предметы одним словом?» или «Как назвать одним словом клубнику, землянику, смородину, крыжовник, чернику?». Исследовали грамматический строй речи На данном этапе обследования мы предлагали заикающимся детям в возрасте от 4 до 7 лет выполнить следующие задания: - составить рассказ по серии сюжетных картинок; - преобразовать имена существительные из единственного числа во множественное с использованием предметных картинок. Например, шар – шары, топор – топоры, дом – дома, белка – белки, лист – листья, окно – окна, стул – стулья, рука – руки и т. п.; - согласовать прилагательное с существительным, используя предметные картинки. Перед ребенком раскладываются три картинки, например, «красный шарф, красная шапка, красное пальто», и он называет их, или «зеленый огурец, зеленая елка, зеленое дерево»; - по речевой инструкции логопеда выполнить задания типа: «Положи кубик в коробку», «Поставь маленький кубик на большой», «положи этот листик поб картинку с изображением дерева», «Возьми игрушку из коробки», «Держи пушинку (снежинку) над столом», «Пройди и встань у окна», «Возьми мячик с полки», «Подойди к столу», «Поставь собачку около будки», «Выйди из кабинета и выгляни из-за двери», «Достань мячик из-под стола», «Перешагни через шнур»; - найти на картинках по заданию логопеда различное расположение предметов в зависимости от предлога. Можно использовать картинки с изображениями двух предметов в разных положениях, например, будки и собаки, пчелы и цветы, ложки и стаканы, облака и солнышко, стрекозы и листы. Инструкция: «Покажи картинку, на которой изображена (нарисована) собака в будке; … собака перед будкой; … собака за будкой; … собака на будке; … собака около будке». У заикающихся детей в возрасте от 5 до 7 лет проверяли способность употребления в речи предлогов В, НА, ПОД, ИЗ, НАД, У, С, К, ОКОЛО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ЧЕРЕЗ. Исследовали способности словообразования При исследовании способности словообразования мы использовали следующие задания: Образование уменьшительно – ласкательной формы имени существительного. Например, ребенку показывали две предметные картинки с изображениями предметов разной величины: ложка – ложечка, кукла – куколка, дом – домик. Образование формы родительного падежа имен существительных множественного числа: дома – домов, стулья – стульев, руки – рук, окна – окон, пальцы – пальцев. Сумки – сумок, яблоки – яблок и т. д. Ребенку давали слова в именительном падеже множественного числа, и предлагали ответить на вопрос: «Много чего?». Логопед: «В саду растут яблони, вишни». Подумай и скажи: «В саду растет много чего?» - «Яблонь, вишен». Или: «На столе стоят чашки и стаканы». Подумай и скажи: «На столе стоит много чего?» – «Чашек и стаканов». Образование прилагательного от имени существительного. Логопед: «Стул из дерева. Какой стул?» – «Деревянный». «Лопата из железа. Какая лопата?» – «Железная». «Стакан из стекла. Какой стакан?» – «Стеклянный». «Платье из шелка. Какое платье?» – «Шелковое». «Портфель из кожи. Какой портфель?» – «Кожаный». «Дом из кирпича. Какой дом?» – «Кирпичный». Образование глаголов движения с помощью приставок. Логопед показывал ряд простых сюжетных картинок и предлагал сказать о движущемся предмете. Например, самолет улетает, прилетает, отлетает, облетает, перелетает. Согласование числительных «два» и «пять» с существительными: дом, жук, ведро, шар, рыбка. Исследовали характер игровой деятельности При исследовании характера игровой деятельности обращали внимание на следующие моменты. - Характер возникновения игры (самостоятельный; по подсказке взрослого в начале, в конце или в ходе игры). - Склонность ребенка к определенным играм: дидактической, подвижной, игре – драматизации, творческой (ролевой или конструктивной). - Какие темы волнуют заикающегося ребенка в его играх. - Как любит играть заикающийся ребенок: один, с небольшой группой детей, в коллективной игре. - Комментирует ребенок свои действия в играх или же играет молча. - Доводят ли заикающиеся дети игру до конца без вмешательства взрослого или нет. - Устойчива ли тема игры или меняется: начали играть в одну игру, не закончив ее, перешли к другой, затем к третьей и т. д. - Что мешает заикающимся детям осуществлять свой игровой замысел: неумение играть, конфликты из-за ролей, отсутствие навыка коллективного общения, судорожная речь и прочее. - Какие игрушки и вспомогательные атрибуты употребляют дети в играх и как: соответственно замыслу или случайно. - Кто и как проявил выдумку в игре, если это обстоятельство имело место. - Какие конфликты и из-за чего возникают в играх. Как они разрешаются: самими детьми (отметить при этом состояние ребенка) или с помощью взрослых. - Каковы приемы руководства игрой: а) совместная игра взрослого с детьми: как долго и в какой период воспитания речи; б) договоренность взрослого с детьми, при которой взрослый участвует в игре на второстепенных ролях. Взаимоотношения детей в играх. В процессе наблюдения за детьми в творческих, сюжетно-ролевых играх выяснили: умение детей предложить или принять тему игры, распределить роли; степень участия в приготовлении игрового места; умение вносить или принимать предложения в ходе игры и согласовывать свою деятельность с замыслом сверстников; взаимоотношения детей в играх: главенство – подчиненность, частичное главенство – подчиненность, отношения равенства. Общественное поведение детей в играх. В процессе целенаправленного наблюдения за самостоятельными играми заикающихся детей и в специально организованных играх выясняли: предпочитает заикающийся ребенок играть в одиночестве, в играх рядом (когда двое детей играют каждый в свою игру и действия их не смешиваются) или в играх в коллективе; предпочитает ли ребенок игры на основе механического взаимодействия с игрушками, на основе личного интереса к сверстнику по игре. Влияние правил игр на общественное поведение. Провели с группой заикающихся детей из 4 – 5 человек 10 игр с правилами (5 игр дидактических и 5 игр подвижных). Учитывали следующее: - ребенок сам выполняет правила игры, требует выполнения правил от других детей, устанавливает новые правила; - характер взаимоотношений детей в игре: главенство – подчиненность, частичное главенство – подчиненность, отношения равенства; - отношения ребенка к выигрышу и роль этого отношения для характера выполнения правил игры: стремление к выигрышу является самоцелью, которая ведет к нарушению правил, или же стремление к выигрышу согласуется с выполнением правил, и соблюдение правил стимулирует быстрый выигрыш. Степень игровой активности. Проводили целенаправленное наблюдение за поведением заикающихся детей в самостоятельных творческих играх, после этого уточняли, к какой из следующих групп, выявляющих степень игровой активности, относится ребенок. Группа А – дети способны сами предложить тему игры и принять ее от сверстников, распределить роли и согласиться на роль, предложенную другим. Они активно участвуют в приготовлении игрового места, вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют их выполнения от участников игры. Группа Б – дети умеют предложить тему игры, распределить роли, дать указания в ходе подготовки игрового места, иногда конфликтую при этом с детьми. В процессе игры они навязывают играющим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушают ее правила. Группа В – дети принимают тему игры и роль от сверстников, активно со всеми готовят игровое место, по ходу игры высказываются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом играющих, выслушивая от них пожелания по поводу исполнения роли. Правила игры дети выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от играющих. Группа Г – дети способны играть, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указаниям более активных участников игры или с помощью взрослого; предложения по сюжету высказывают, действия с замыслом играющих согласовывают только по совету более активных детей. Правила игры соблюдают под контролем взрослого или играющих; отмечается пассивность. Группа Д – дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли другим ребенком или взрослым. По подсказке других готовят игровое место и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные играющими; выраженная пассивность, полное подчинение решениям более активных детей. Эмоциональное состояние заикающихся детей в играх. В процессе целенаправленного наблюдения за заикающимися детьми в творческих играх, организованных с помощью взрослого или по замыслу самих детей, отмечали: - повышенная эмоциональная возбудимость ребенка: неустойчивое настроение, психомоторное беспокойство, склонность к капризам и аффектам, неадекватное выражение радости и огорчения по отношению к причине, их вызвавшей; движения быстрые, неточные, с широкой амплитудой, не доводимые до конца, некоординированные, синкинезии; - сниженное эмоциональное отношение к игре, к ее участникам; нерешительность, скованность, дети нарушают общий темп игры, малоактивны в коллективных играх, отказываются от роли ведущего в игре, отстают в выполнении задания от других детей, зачастую отказываются от участия в игре, переживают свое неумение, склонны к слезливости, психомоторика заторможена; - эмоциональные проявления соответствуют теме и сюжету игры, адекватны. Данные динамического обследования заикающегося ребенка обобщали в виде логопедического заключения (уточненного диагноза). В логопедическом заключении учитывали следующее: · форма судорог (клонические, тонические, смешанные: клоно-тонические, тоно-клонические); · локализация судорог (дыхательные, голосовые. артикуляторные, смешанные, например дыхательно-голосовые, артикуляторно-голосовые и др.); · степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая); · характер общительности (легко устанавливает контакт, требует стимуляции, общительность неустойчивая, негативизм); · степень подражательности (полная, неполная, с элементами творчества); · характер психомоторики (норма, моторно заторможен, моторно расторможен); · наличие сопутствующих движений, уловок, синкинезий; · наличие эмболофразий; · отношение ребенка к имеющемуся заиканию (степень переживания: не фиксирует внимания на речи, не замечает судорог в речи, переживает свой дефект); · характер игровой активности (отнесение к определенной группе А, Б, В, Г, Д); · особенности эмоциональной сферы заикающегося: эмоциональные реакции адекватны ситуации, повышенная эмоциональная лабильность, сниженные эмоциональные реакции; · наличие нарушений звукопроизношения, элементов лексико-грамматического недоразвития или отдельных сторон речевой функциональной системы. Все вышеперечисленные данные вносятся в схему обследования заикающегося ребенка (см. Приложение 1). На основе схемы обследования и составили логопедическое заключение. В результате обследования мы выяснили, что у всех обследуемых заикающихся дошкольников невротический вид заикания. Итак, методика Г.А.Волковой направлена на обследование заикающихся для правильного построения дальнейшей коррекционной работы по преодолению темпо-ритмических нарушений заикающихся. Методика учитывает все параметры, необходимые для эффективной помощи заикающимся.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |