Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выводы по третьей главе



2019-10-11 204 Обсуждений (0)
Выводы по третьей главе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для опытно-экспериментальной работы мы выбрали методику В.И. Селиверстова. На практике данная методика была полностью реализована, в том числе была проведена индивидуальная работа с детьми, даны рекомендации родителям после каждого занятия.

Были сформированы две группы по 10 детей. В обеих группах наблюдались дети с одинаковыми симптомами и нарушениями речи. Работа по методике В.И.Селиверстова проводилась со второй группой детей. Первая группа не участвовала в курсе логопедических занятий по данной методике.

При вторичном обследовании выяснилось, что значительные улучшения в преодолении темпо-ритмических нарушений наблюдались у 8 детей. У 2 детей в преодолении заикания существенных сдвигов не произошло.

Что касается первой группы, то вторичное обследование показало отсутствие изменений в преодолении заикания у 9 детей. У 1 ребенка, в частности у А. Ксении, при повторном обследовании наблюдалось заметное улучшение в преодолении нарушения темпа речи.

Стало быть, выбранная методика В.И.Селиверстова, по которой проводилась экспериментальная коррекционная работа, эффективна.

 


Заключение

Дошкольный возраст занимает особое место в проблеме заикания. Именно в этом возрасте, в случае своевременно проведенной предупредительной и коррекционной работы, построенной на всестороннем учете факторов, изучив историческое становление и разработку методов преодоления заикания можно существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых.

Традиционные классические и современные исследования показывают теснейшую взаимосвязь заикания с психофизическим состоянием заикающегося, с его личностью.

В литературе симптоматика заикания описана достаточно полно. Но до сих пор, при описании одних и тех же симптомов, во многих работах используются различные определения и термины.

Значительные расхождения также наблюдаются в классификации видов заикания.

- для эффективности коррекционной работы с заикающимися детьми необходимо правильно организовать обследование заикающихся детей;

- изучить методику обследования, в частности, методику Г.А.Волковой. Рассмотренная методика обследования дает возможность всесторонне обследовать ребенка, установить причины, симптомы, вид заикания;

- проведенное обследование 37 заикающихся показало, что причины заикания лежат в психической травме, то есть можно констатировать невротический вид заикания. Среди симптомов отмечались сопутствующие движения, зависимость заикания от эмоционально-значимых ситуаций. Среди современных комплексных методов преодоления заикания мы рассмотрели методику Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау, которая является первой отечественной методикой логопедической работы с детьми дошкольного возраста. В основу этой методики положено использование коррекционных приемов и зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Это методика используется по сей день.

Широко используется методика устранения заикания в процессе ручной деятельности Н.А.Чевелевой.

Позже С.А.Миронова предложила систему обучения заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи. Эта методика разработана для детских дошкольных учреждений в соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском саду», что очень облегчает работу логопеда.

Методика В.И.Селиверстова, напротив, рассчитана на работу с заикающимися детьми в медицинских учреждениях.

Многие работы посвящены вопросу устранения заикания в процессе игровой деятельности. В частности, методика Г.А.Волковой; И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской; а также методика Е.Ю.Рау.

Выделить какую-либо методику и сказать, что она является «лучшей» сложно, так как каждая методика предназначена для работы с заикающимися детьми в разных условиях: в дошкольных учреждениях, в медицинских учреждениях, в домашних условиях.

Для опытно-экспериментальной работы мы выбрали методику В.И. Селиверстова. На практике данная методика была полностью реализована, в том числе была проведена индивидуальная работа с детьми, даны рекомендации родителям после каждого занятия.

Были сформированы две группы по 10 детей. В обеих группах наблюдались дети с одинаковыми симптомами и нарушениями речи. Работа по методике В.И.Селиверстова проводилась с экспериментальной группой детей. Контрольная группа прнимала участие на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

При вторичном обследовании выяснилось, что значительные улучшения в преодолении темпо-ритмических нарушений наблюдались у 8 детей. У 2 детей в преодолении заикания существенных сдвигов не произошло.

Что касается первой группы, то вторичное обследование показало отсутствие изменений в преодолении заикания у 9 детей. У 1 ребенка, в частности у А. Ксении, при повторном обследовании наблюдалось заметное улучшение в преодолении нарушения темпа речи.

Значит, выбранная методика В.И.Селиверстова, по которой проводилась экспериментальная коррекционная работа, эффективна.

Итак, мы выявили и обосновали особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников. Среди особенностей можно назвать своевременно проведенную предупредительную и коррекционную работу, построенную на всестороннем учете факторов. Стало быть, поставленная цель, а именно: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников, в ходе экспериментальной деятельности, достигнута.

Определимся, достигнута ли гипотеза.

В работе определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников. К ним относятся:

- первичное обследование заикающихся детей (по методике Г.А.Волковой);

- анализ результатов первичного обследования и планирование дальнейшей работы, формирование двух групп детей с одинаковыми симптомами и нарушениями речи;

- коррекционная работа со второй группой детей по методике С.И.Селиверстова;

- контрольный анализ обследования обеих групп детей (по методике Г.А.Волковой), сравнение результатов.

Также обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников. Для этого была изучена и реализована на практике методика В.И.Селиверстова, которая удовлетворяла условиям опытно-экспериментального исследования в нашей работе.

Преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников протекало успешно, следовательно: положения гипотезы были подтверждены.

В работе решены поставленные задачи:

1)теоретически обоснованы психолого-педагогические особенности заикающихся дошкольников, темпо-ритмические нарушения у заикающихся дошкольников. К ним относятся теснейшая взаимосвязь заикания с психофизическим состоянием заикающегося (особенно с эмоционально-волевой сферой), с его личностью в целом, с его отношениями и установками на окружение. Это определяет необходимость осуществления психолого-педагогического подхода в изучении и коррекции заикания.

2)подобраны диагностические методики для выявления особенностей темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников Г.А.Власовой, которая учитывает все параметры, необходимые для эффективной помощи заикающимся.

3)рассмотрены комплексные методики по преодолению заикания. К ним относятся методики Н.А.Власовой и Е.Ф. Рау, Н.А.Чевелевой, В.И.Селиверстова, И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской, В.В.Цвынтарного. Подобрана методика коррекционной работы по преодолению темпо-ритмических нарушений заикающихся дошкольников В.И.Селиверстова.

4) Сделан сравнительный анализ по состоянию преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников, сформированных в две группы, с одной из которых проводилась коррекционная работа по методике В.И.Селиверстова. Анализ показал успешные результаты в группе, с которой проводился курс логопедических занятий и отсутствие результатов преодоления заикания в группе, с которой курс занятий не проводился.

Заикание – одна из сложнейших проблем логопедии как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Недостаточная представленность в современной методической литературе психолого-педагогической характеристики заикающихся дошкольников делает нашу проблему актуальной. Исходя из вышесказанного, мы знаем как важно знание психолого-педагогической характеристики для преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников. Именно поэтому важно дальнейшее изучение психолого-педагогической характеристики заикающихся дошкольников, ведь именно в дошкольный период легче всего исправить нарушения речи.

 


Список используемой литературы

 

1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. – М., 1993. – 368с.

2. Арутюнян Л.З. Мифы о рецидивах заикания // Логопедия. 2006. №4. – с.53-56

3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. – М., 1998. – 486с.

4.Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание // Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений., -М., - 2003. – 208 с.

5. Большакова С. Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. –М., 2002. – 160 с.

6. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. Книга для логопедов.-Томск, 2001. – 246с.

7. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися. – М., 1999. – 624с.

8. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для высш. учеб. заведений., - М., - 2003. – 272с. – (Коррекционная педагогика).

9. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб., - 2005. – 144с.

10. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. Книга для логопеда. – М., 1993. – 246с.

11. Заикание у подростков: Кн. для логопеда: Из опыта работы/ Е. В. Богданова, М. И. Буянов, Т. В. Калошина и др.; Сост. М. И. Буянов. – М., 1989. – 175с.

12. Казбанова Е.С. Развитие темпо-ритмических организаций детской речи как способ профилактики заикания // Логопед. 2005. №6. – с.28-37

13. Калягин В. Если ребенок заикается. – СПб., 1998. – 168с.

14. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – М., 2004. – 432с.

15. Кузьмин Ю.И., Коробков Г.А.Оценка тяжести речевых нарушений при заикании: Метод. Рекомендации. – Л., 1991. – 13с.

16. Леонова С.В. Клинико-психолого-педаогическая характеристика заикающихся школьников. // Логопед. 2004, №2. – с.70-76

17. Леонова С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учеб. пособие для высш. учеб. заведений., - М., - 2004. – 128с. – (Коррекционная педагогика).

18. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн.2: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – 432 с.

19. Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 1998. – 480с.

20. Миссуловин Л. Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы: Учебное пособие. – СПб., 2002. – 320с.

21. Морозова Н. Ю. Как преодолеть заикание. – М., 2002. – 192с.

Неткачев Г.Д. Заикание. Новый психологический способ лечения. – М., 1999. – 288с.

22. Основы логопедии / Под ред. Т.В.Волосовец. – М., 2000. – 200с.

23. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2002. – 200с.

24. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – М., 2002. – 333с. – (Как воспитать гения).

25. Поварова И.А. Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания) // Логопедия. 2006.№1. – с.12-31

26. Поварова И.А. Практикум для заикающихся. Учимся говорить правильно и красиво. – СПб., 1999. – 380с.

27. Поварова И.Л. Коммуникативные нарушения в структуре субъективного отражения качества жизни заикающихся // Практическая психология и логопедия. 2006. №4. – с.34-37

28. Резниченко Т.С. Чтобы ребенок не заикался. – М., 2000. – 122с.

29. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений., - М., 2000. – 208с. – (Коррекционная педагогика).

30. Соловьева Е. Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий. – СПб., 2002. – 112с.

31. Хрестоматия по логопедии. Т.1 / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М., 1997. – 376с.

32. Цвынтарный В. В. Радость правильно говорить. – М., 2002. – 111с.

Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Психолого-педагогическая коррекция в комплексной системе лечения заикания// Логопедия. 2005. №3. – с.49-57

33. Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. – М., 2001. – 120с.

34. Шилова Е. А., Замотаева С. А. Как работать с заикающимися дошкольниками. Календарный план и конспекты занятий в логопедической группе детского сада. – М., 2004. – 128с.

35. Яковлев С.Б. Логопедическая работа по коррекции заикания дошкольников // Практическая психология и логопедия. 2006. №4. – с.37-40

36. Ястребова А.В., Воронова Г.Г. Обследование детей с заиканием // Методы обследования речи детей / Под ред. п. Г.В. Чиркиной. – М., 2003. – 270с.

 


Приложение 1



2019-10-11 204 Обсуждений (0)
Выводы по третьей главе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выводы по третьей главе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)