Зрительно-пространственный гнозис
Тактильный гнозис
|
Зрительно-пространственный гнозис
Восприятие пространственных отношений и ориентировка человека в пространстве является одной из самых комплексных по своему составу форм восприятия. Оно основывается на зрительной ориентировке в предметах окружающего мира, которая генетически является наиболее поздней. На первых этапах практической деятельности ребенка в состав пространственной ориентировки входит совместная работа зрительного, кинестетического и вестибулярного анализаторов. Пространственная ориентировка связана с выделением в пространстве правого и левого, сзади спереди, и все это вместе связано и с речью. Поэтому ориентировка в пространстве может нарушаться при поражении различных факторов, но основные ее формы возникают при поражении зоны совместной работы этих анализаторов, это зона ТРО (Temporalis – Parientalis - Occipitalis) т.е. височно-теменно-затылочной.
Анализируя пространственное восприятие у ребенка, надо точно анализировать ошибки, чтобы найти соответствующий фактор. То же самое относится и к пространственному праксису, и к нарушению письма, чтения и счета. Особое внимание при обследовании этой функции следует обратить на сохранность или поражение взаимодействия тех анализаторных систем, совместная работа которых и реализует пространственное восприятие; поражение взаимодействия этих анализаторов, а не их изолированное поражение, может оказаться фактором, ведущим к пространственной агнозии у детей.
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Узнавание времени на схематических часах | Нарисованные схематические часы без циферблата | "Скажи, сколько времени на этих часах". (Задача- узнавание) | Ошибки в этих тестах говорят о нарушении в понимании пространственного расположения стрелок и связи их положения со значением, т.е. со временем, о квазипространственном нарушении. Этот дефект указывает на дисфункцию теменно-затылочных отделов мозга (не только левого, но и правого полушария) |
1. Установка стрелок на часах по образцу | Тот же | «Поставь стрелки часов точно, как у меня» (дается образец) | Исследуется пространственное восприятие |
1. Установка заданного времени | Тот же | «Поставь стрелки на часах так, чтобы получилось "без15 три", "25 седьмого", и т.д.» (Задача-воспроизведение по речи) | Исследуется регуляция пространственного восприятия речью, связь речи с пространственным восприятием |
1. Узнавание и называние римских чисел | Пространственно-ориентированные римские числа IX, XI, IV, VI | «Узнай и скажи, какое это число» (предъявляется одно число) | Ошибки в оценке пространственно ориентированных цифр и букв это тоже симптом нарушения или дисфункции теменно-затылочных отделов как левого, так и правого полушария мозга |
1. Узнавание и называние арабских чисел | Пространственно- ориентированные арабские числа 6, 9, 66, 99 | 1. «Назови эти числа» (предъявляется одна цифра или одно число) 2. «Покажи такое же число» | То же |
1. Узнавание и называние букв. | Пространственно- ориентированные буквы Ф-В, Р-Ь, -б, З-Э | "Назови эти буквы. Скажи, есть здесь неправильные буквы? Покажи и скажи, что в них неправильно» | То же |
Здесь представлено несколько тестов (проб), их количество можно сократить до двух (1 и 2). Правильное или ошибочное их выполнение дает достаточную информацию для понимания состояния этого психического процесса, и если есть его нарушения, то и в мозговой зоне неблагополучия.
1. Сомато-пространственный гнозис
Тесты | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1. Показ частей своего тела | «Покажи свою правую руку, ногу, глаз, ухо». «Покажи глаз-нос, ухо-бровь, глаз-нос-ухо» | Исследуется сохранность (нарушение) схемы тела, понимание правого и левого в простран-ственных ощущениях и ориентировке в пространстве, т.е. сомато-пространственное восприятие. Нарушения в этих пробах могут говорить о дисфункции теменных и теменно-затылочных отделов левого и правого полушария | |
2. Показ правой (и левой) рукой указанных – педагогом предметов | «Покажи правой рукой стул, левой рукой люстру. Возьми левой рукой карандаш, правой рукой лист бумаги» | То же | |
3. Разделение бумаги на - левую и правую стороны | «Раздели линией (карандашом) лист бумаги на 2 части – левую и правую. Отметь правую сторону красным крестиком, левую – синим» | То же | |
1. Рисование отличающихся фигур на левой и правой сторонах по показу и по речевой инструкции | «Рисуй на правой стороне круги, а на левой треугольники после того, как я тебе: а) покажу круг или треугольник; б) скажу «круг» или «треугольник» | То же | |
5. Дорисовывание у предметов (животных) недостающих элементов - справа или слева | «Дорисуй: 1. у собаки левое ухо; 2. у девочки правую руку; 3. у стола левую ножку» и т.д. | То же | |
6. Называние пальцев своей руки, руки педагога и нарисованной кисти руки. Узнавание пальцев кисти руки | «Назови этот палец, теперь – этот» и т.д. «Скажи, как называется этот палец у тебя, у меня...» | Нарушение называния пальцев может идти в синдроме амнестической афазии, а нарушение узнавания - в синдроме агнозии - поражение теменно-затылочных отделов и левого, и правого полушария |
3.2.5. Цветовой гнозис
Тесты | Материалы | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Классификация предметов одинаковых по форме и величине, но разных по цвету | Лоскутки или картонные фигурки одинаковой формы, но разного цвета; карандаши | 1. «Разложи все фигурки в разные стопки, чтобы в каждой были фигурки одного цвета. 2. Положи сюда все красные, а сюда все синие фигурки. 3. Скажи, какого цвета эта фигурка». | Агнозия на цвета часто сочетается с агнозией на лица и поэтому возникает при дисфункции затылочных отделов как левого, так и правого полушария, но преимущественно правого. Нарушение называния (а не узнавания) цвета сочетается с поражением затылочных отделов левого полушария |
3.3. ПАМЯТЬ
3.3.1. Общая память
Исследование памяти является важным для представления о состоянии не только познавательных процессов у ребенка, но речи, формирование и развитие которой связано также и с состоянием мнестических процессов. Здесь исследуются общая и специальные виды памяти (зрительная, слухо-речевая, двигательная), произвольные и непроизвольные процессы запоминания и воспроизведения.
Исследование памяти является важным для понимания состояния психической деятельности ребенка, т.к. она играет существенную роль в развитии мышления, «общего поведения», регуляции деятельности. Исследования показывают, что мышление ребенка раннего возраста во многом определяется памятью. Кроме того, память участвует в формировании поведения ребенка, собственной его организации, мотивов поведения. Спиноза писал, что намерение - есть память.
Однако роль памяти в психической деятельности, в частности, в мышлении меняется с возрастом. В раннем возрасте память как бы замещает мышление, для этого возраста мыслить - значит вспоминать. А у подростков - память играет лишь вспомогательную роль в мышлении, для них, наоборот, писал Л.С.Выготский, - «...вспоминать - это значит мыслить»).
Важным при исследовании памяти является ее связь с речью и речевая организация памяти. Развитие памяти у детей (и у взрослых) идет по линии ее опосредствования другими ВПФ или предметами («узелок на память», логические построения запоминания, образы-представления и др.). Собственно память отличается принципиально от опосредствованной памяти, которая является собственно организацией и включением других ВПФ в процесс запоминания - это более высокий этап развития памяти. При исследовании памяти у детей следует изучить способность детей к опосредствованному запоминанию (как зону ближайшего развития).
Пробы | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Воспроизведе-ние событий | События дня. Прошлые события | «Расскажи, что ты сегодня делал?» «А что летом (зимой) делал, где был?» | Исследуется процесс воспроизведения (актуализация прошлого) и процесс запоминания и воспроизведения. Этот вид памяти нарушается при дисфункции глубинных структур мозга или при снижении корковой активности |
Слухо-речевая память
Пробы | Материал | Инструкция | Анализ симптомов (ошибок) |
1. Повторение - отдельных слов. Повторение серий слов | Слова: дом, стол, игла Серии слов: стол, звон, | По словесной инструкции: «Повторяй за мной слова: дом, стол, игла. Повтори еще раз те же слова». «Повтори*: лес, шкаф, еще раз»** | |
1. Запоминание групп слов | 1-я группа слов: круг земля, стол. 2-я группа слов: день, собака, дерево | «Запомни и повтори эти слова. Еще раз повтори. Теперь запомни и повтори эти слова. Еще раз повтори. А теперь скажи, какие слова были первыми, а какие – вторыми» | Исследуются: 1. объем запоминания; 2. прочность запоминания; 3. ретро- (лат. retro – назад) и проактивное (греч. pro – приставка, означающая находящийся перед чем-либо) торможение, которое возникает при поражении средних отделов височной зоны мозга |
1. Запоминание двух смысловых рядов | 1. Собака лает. 2. Дом горит | «Запомни и повтори. Скажи первое предложение, а какое 2-е?» | Исследуются ошибки воспроизведения: если не воспроизводятся - (или воспроизводятся с трудом) 1-е предложение (или предыдущие слова), а последующие воспроизводятся хорошо, то стоит думать о возникновении ретроактивного торможения, которое возникает при поражении средних отделов коры левой височной зоны мозга |
4. Запоминание и повторение фраз: а) непосредственное; б) отсроченное после пустой паузы; в) после паузы, заполненной беседой (гомогенная интерференция) | а) Дети взяли корзинки и пошли в лес. б) Сегодня в школу пришел новый учитель по истории. (Пауза) в) Я сначала сделала уроки, помогла маме вымыть посуду, а потом пошла в кино | а) «Повтори предложение и запомни его». б) «Повтори предложение и запомни». После паузы: «Скажи, какие ты запомнил предложения?» в) «Повтори и запомни предложение». Затем - пауза, заполненная беседой (наложение на стимульное предложение других предложений - это гомогенная интерференция). После беседы (30 сек.): «Повтори предложение, которое ты должен был запомнить» | Нарушение непосредственного запоминания может говорить о дефектах следовой деятельности и о дисфункции глубинных структур мозга. При отсроченном воспроизведении после интерференции – ошибки запоминания связаны с тормозимостью следов последующей информацией, а не с самой следовой деятельностью. Такое нарушение возможно при дисфункции височных отделов коры левого полушария (2-й височной извилины) |
5. Запоминание пар фраз: 1. непосредственное; 2. отсроченное. | 1. На ветке елки сидит красивый дятел. 2. Высоко в небе сокол летит красивой стрелой | «Повтори и запомни 1-е предложение. Еще раз повтори. Повтори и запомни 2-е предложение. Еще раз повтори» | При запоминании предложений возможны:: а) контаминации; б) замена одного предложения другим; в) воспроизведение предложений, которые были не в этой пробе, а в предыдущих; г) отказ от работы. Все эти ошибки говорят о слабости следовой деятельности, о влиянии на них последующей информации, приводящей к невозможности актуализации предыдущих предложений или к контаминациям и т.д. Все это происходит из-за дисфункции височных отделов мозга |
6. Кривая памяти. Запоминание 10 слов | 10 слов: дом, стол, кот, ночь, окно, игла, пирог, звон, крест, колодец. В зависимости от возраста, можно брать для заучивания 5-7 слов. Серия слов повторяется 5 раз. Записываются все слова, порядок их воспроизведения и побочные слова (ассоциации) | «Послушай внимательно все слова. Повтори все слова, которые запомнил» | Исследуется процесс, динамика запоминания и воспроизведения, объем, прочность, точность воспроизведения, тенденции к росту или снижению количества ошибок. Разные ошибки говорят о разной топике поражения мозга |
* «Повтори...» - проба на непосредственное воспроизведение.
** «Еще раз...» - это проба на отсроченное воспроизведение.
Здесь мы предложили несколько тестов, однако их количество можно сократить до трех проб (1-3). Этого бывает достаточно для оценки состояния слухо-речевой памяти.
2019-10-11 | 285 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Зрительно-пространственный гнозис |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы