Речь - одна из основных высших психических функций, кoторая должна быть обследована весьма тщательно. Известно, что речь у детей формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо, начиная с изучения процессов предметного восприятия и образов. Л.С.Выготский писал, что всякое слово имеет первоначальный образ-представление и рост словаря прямо связан с образованием многочисленных и многообразных связей между предметным образом и словом. Понимание речи также связано с развитием чувственной основы речи - предметных образов. Следует также вспомнить, что первыми словами у детей являются не названия предметов, а действий, т.е. глаголов. Важной является та роль речи, которую она выполняет в психической деятельности человека: она организовывает все ВПФ, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение, т.е. речь, формируясь и развиваясь как самостоятельный психический процесс, затем начинает выполнять и функции опосредствования ВПФ, их связывания и организации. Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств -жестов, мимики, интонации и пр. педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи - повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам и в ответах на вопросы, пересказы сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов). Материал исследования - вербальный и картиночный - должен быть высокочастотным, знакомым, объем не должен превышать 7+(-)2. Вербальный и картиночный материал должен отвечать следующим характеристикам: а) частотность (частота встречаемости слова, картинки у детей соответствующего возраста); б) субъективная частотность (собственный словарь ребенка); в) знакомость; г) нейтральная эмоциональная насыщенность; д) длина слова не короче двух и не длиннее 3-4 слогов, фонетический состав слова - средняя и легкая сложность.
Экспрессивная речь
Пробы
Материал
Инструкция
Анализ симптомов (ошибок)
Спонтан-ная речь. Метод беседы.
Диалоги-ческая речь. Метод коротких вопросов и ответов
Беседа с ребенком на близкую ему тему.
Короткие последовательные вопросы и ответы
«Я хотела бы узнать, как у тебя идут дела в школе. С кем ты дружишь, кто там самый драчун?» Темы: "О школе", "Что ты делал во время каникул?" и др.
Могут быть:
1. l-2-сложные, с использованием слов, содержащихся в вопросе.
2. Ошибки - отсутствие ответа, эхолалии и персеверации, и др.
3. Неадекватные ответы - эти и другие подобные речевые реакции могут говорить о дисфункции задне-лобных и лобных отделов.
4. Соскальзывание на побочные ассоциации - дисфункция лобных отделов.
5. Трудности подбора слов, построения фразы, слов - возможна дисфункция теменно-височных отделов
Автомати-зированная речь
Произнесение цифрового ряда от 1 до 10 Называние дней недели, месяцев
«Просчитай от 1 до 10, а теперь от 10 до 1, т.е. обратно. Это трудно, но ты сможешь Назови подряд дни недели: понедельник…»
Могут быть литеральные (моторные и сенсорные) парафазии, аграмматизмы(разного прохождения). Следует точно анализировать ошибки, которые могут оказать на механизмы поражения и топику дисфункции мозговых зон
Повторная речь
а) Повторение:
1. звуков: а, о, у, б, к, п, д, л, т, м, х, р, ч;
2. дизъюнктных пар звуков: б-н, к-с, м-р;
3. оппозиционных пар звуков: б-п, д-т, к-г, х-к, з-с и др.;
4. серий звуков: би-ба-бо, бо-би-ба и др.
б) Повторение слов: окно, потолок, дом, дым, балка, палка; в) Повторение серий слов с оппозиционными фонемами: дом-том-ком, батон-питон-бидон, пыль-быль, мыло-было, глаз-класс, половник, поклонник, полковник; г) Повторение фраз (постепенно увеличивать объем предложений): Луна светит. Мальчик спит. Девочка пошла в лес. Мальчик играет в мяч
Материал для повторения подается по одному элементу (звук, слог, слово и т.д.). Рот педагога прикрыт. "Повторяй за мной звуки: закрой глаза, слушай внимательно и повторяй. А теперь повторяй пары звуков" и т.д.
Повторяй за мной. Слушай внимательно.
«Повторяй по 1 слову, по 2, по 3 слова. Повторяй сразу по паре, если не получится, сначала по 1-му слову, затем – по 2. Скажи, это одно и то же слово, или разные? Повтори»
Ошибки повторения оппозиционных пар звуков могут бить результатом не только нарушения фонематического слуха, но и дефектов моторики. Проверять с помощью другого индикатора. Дефекты переключения при повторении этих пар звуков (би-ба-бо) могут говорить о дисфункции задне-лобных отделов мозга или общем снижении корковой активности. Ошибки повторения слов могут быть связаны с разными причинами, поэтому важно квалифицировать эти ошибки:
1. С нарушением фонематического слуха (височные отделы – 22 поле).
2. С инертностью речевого процесса (персеверации, контаминации) – задне-лобные отделы.
3. С нарушениепм слухо-речевой памяти (2-я височная извилина) и с нарушением моторной стороны речи (литеральные моторные парафазии и др.).
Исследуется слухо-речевая память, объем слухового восприятия. Возможные ошибки – неудержание объема фразы или последнего слова, литеральные и вербальные парафизии – могут говорить о дисфункции височных отделов: контаминации, персеверации элементов предыдущих фраз возможны соответственно при дисфункции лобных и задне-лобных отделов
Активная речь
а) рассказ по сюжетной картинке (частотной, т.е. известной ребенку, и неизвестной); б) собственное сочинение (устный рассказ на заданную тему)
«Расскажи, пожалуйста, что здесь нарисовано. Только складно и подробно»
Расскажи, о чем хочешь, ну, например, о зиме
Исследуется активность, развернутость, связность рассказа, лексика, наличие парафазий, арграмматизмов, соскальзывания на побочные ассоциации, соответствие сюжету картинки и др. эта проба многозначна, с ее помощью исследуется слухо-речевая память, речь, вербальное мышление. Ошибки: в лексике – литеральные и вербальные парафазии, бедность лексического состава, грамматика речи (поражение речевых зон), связность высказывания, адекватность, понимание сюжета и его смысла (поражение лобных зон мозга)
Номинатив-ная речь
Называние предметов по предметным картинкам (5-7 в поле зрения). Понимание и называние частей тела – нос, глаз, шея, ухо, рука, нога, брови, волосы
«Назови мне эту картинку (указывается), а теперь – эту и т.д. Затем по 2 – назови эту и эту. Затем по 3. Покажи на себе – где у тебя нос, глаз и т.д. а теперь нос-глаз, глаз-рот. А у меня покажи. Назови, что это такое (указывается на нос, глаз и т.д.)»
Могут быть ошибки: сенсорного и моторного происхождения (литеральные парафазии). Возможна дисфункция нижних теменных и височных отделов левого полушария. Дефекты называния частей тела могут говорить о нарушении сомато-пространственных ощущений, о дисфункции теменных отделов мозга
Импрессивная речь
Тесты
Материал
Инструкция
Анализ симптомов (ошибок)
1
2
3
4
Метод понимания и выполнения вербальных инструкций
Фразы:
1. Закрой глаза.
2. Открой рот.
3. Положи руки.
4. Встань, подойди к
двери, вернись сюда
«Я тебе буду давать задания, а ты внимательно слушай и выполняй»
Понимание наиболее упроченных речевых инструкций нарушается при дисфункции височных отделов. Однако, чаще всего, понимание этих инструкций сохранено.
Понимание обращенной речи
Обычная бытовая беседа.
"Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Ты любишь занятия со мной?"
«Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу»
Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой, тогда сразу обнаружится нарушение понимания. И этот дефект скорее всего будет связан с дисфункцией височных отделов
Понимание предметных слов
1. Предметные картинки.
2. Окружающие предметы
Сначала по одному предмету, затем - по два, по три.
«Покажи «стол», «яблоко».
Покажи ложку и яблоко и т.д.»
Увеличение объема может привести к ошибкам:
1) Забывание последующих слов.
2) Замена одной картинки другой.
3) Отказ.
4) Показ неадекватных картинок.
Возможна связь этих дефектов с патологией левой височной зоны, ее 2-й височной извилины
Понимание фраз. Метод понимания фраз
Короткие, простые по грамматической структуре фразы. Показатель понимания (индикатор) - показ соответствующих фразе картинок
«Покажи картинку, на которой нарисовано: мальчик сидит на стуле, на столе стоят цветы»
На основании анализа качества ошибок можно сделать вывод:
1) либо о нарушении слухо-речевой памяти;
2) либо о сужении объема восприятия.
В первом случае - это дефект сенсорной афазии (1-я височная извилина - 22 поле), во 2-м - это дефект акустико-мнестической афазии (дисфункция 2-ой височной извилины). Возможно комплексное нарушение
Фонематический слух
Отдельные звуки:
- дизъюнктные: а-к, б-л, т-ш;
- оппозиционные: б, п, т, д (дается только по 1 звуку)
«Индикатор – повторение. Повторяй за мной с закрытыми глазами. Индикатор - буква. Я назову звук, а ты найди соответствующую букву (из 3-4-х – Б, П, Г, Д или А, К, О, Р).
Индикатор - условно-рефлекторная реакция. Если я назову Б, ты подними руку, а если я назову П, не поднимай»
Ошибки - замена оппозиционных звуков говорят о наличии сенсорной афазии (о дисфункции верхней височной извилины - 22 поле)