Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РЕЧЬ И РЕЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ



2019-10-11 293 Обсуждений (0)
РЕЧЬ И РЕЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Речь - одна из основных высших психических функций, кoторая должна быть обследована весьма тщательно. Известно, что речь у детей формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо, начиная с изучения процессов предметного восприятия и образов. Л.С.Выготский писал, что всякое слово имеет первоначальный образ-представление и рост словаря прямо связан с образованием многочисленных и многообразных связей между предметным образом и словом. Понимание речи также связано с развитием чувственной основы речи - предметных образов. Следует также вспомнить, что первыми словами у детей являются не названия предметов, а действий, т.е. глаголов. Важной является та роль речи, которую она выполняет в психической деятельности человека: она организовывает все ВПФ, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение, т.е. речь, формируясь и развиваясь как самостоятельный психический процесс, затем начинает выполнять и функции опосредствования ВПФ, их связывания и организации.
Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств -жестов, мимики, интонации и пр. педагога, спонтанной устной
и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи - повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам и в ответах на
вопросы, пересказы сюжетных картинок. Исследование импрессивной
речи
начинается с обследования фонематического речевого слуха.
Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов). Материал исследования - вербальный и картиночный - должен быть высокочастотным, знакомым, объем не должен превышать 7+(-)2. Вербальный и картиночный материал должен отвечать следующим характеристикам: а) частотность (частота встречаемости слова, картинки у детей соответствующего возраста); б) субъективная частотность (собственный словарь ребенка); в) знакомость; г) нейтральная эмоциональная насыщенность; д) длина слова не короче двух и не длиннее 3-4 слогов, фонетический состав слова - средняя и легкая сложность.

 

Экспрессивная речь

Пробы Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
Спонтан-ная речь. Метод беседы. Диалоги-ческая речь. Метод коротких вопросов и ответов Беседа с ребенком на близкую ему тему.   Короткие последовательные вопросы и ответы «Я хотела бы узнать, как у тебя идут дела в школе. С кем ты дружишь, кто там самый драчун?» Темы: "О школе", "Что ты делал во время каникул?" и др. Могут быть: 1. l-2-сложные, с использованием слов, содержащихся в вопросе. 2. Ошибки - отсутствие ответа, эхолалии и персеверации, и др. 3. Неадекватные ответы - эти и другие подобные речевые реакции могут говорить о дисфункции задне-лобных и лобных отделов. 4. Соскальзывание на побочные ассоциации - дисфункция лобных отделов. 5. Трудности подбора слов, построения фразы, слов - возможна дисфункция теменно-височных отделов
Автомати-зированная речь Произнесение цифрового ряда от 1 до 10 Называние дней недели, месяцев «Просчитай от 1 до 10, а теперь от 10 до 1, т.е. обратно. Это трудно, но ты сможешь Назови подряд дни недели: понедельник…» Могут быть литеральные (моторные и сенсорные) парафазии, аграмматизмы(разного прохождения). Следует точно анализировать ошибки, которые могут оказать на механизмы поражения и топику дисфункции мозговых зон
Повторная речь а) Повторение: 1. звуков: а, о, у, б, к, п, д, л, т, м, х, р, ч; 2. дизъюнктных пар звуков: б-н, к-с, м-р; 3. оппозиционных пар звуков: б-п, д-т, к-г, х-к, з-с и др.; 4. серий звуков: би-ба-бо, бо-би-ба и др. б) Повторение слов: окно, потолок, дом, дым, балка, палка; в) Повторение серий слов с оппозиционными фонемами: дом-том-ком, батон-питон-бидон, пыль-быль, мыло-было, глаз-класс, половник, поклонник, полковник; г) Повторение фраз (постепенно увеличивать объем предложений): Луна светит. Мальчик спит. Девочка пошла в лес. Мальчик играет в мяч Материал для повторения подается по одному элементу (звук, слог, слово и т.д.). Рот педагога прикрыт. "Повторяй за мной звуки: закрой глаза, слушай внимательно и повторяй. А теперь повторяй пары звуков" и т.д.   Повторяй за мной. Слушай внимательно. «Повторяй по 1 слову, по 2, по 3 слова. Повторяй сразу по паре, если не получится, сначала по 1-му слову, затем – по 2. Скажи, это одно и то же слово, или разные? Повтори» Ошибки повторения оппозиционных пар звуков могут бить результатом не только нарушения фонематического слуха, но и дефектов моторики. Проверять с помощью другого индикатора. Дефекты переключения при повторении этих пар звуков (би-ба-бо) могут говорить о дисфункции задне-лобных отделов мозга или общем снижении корковой активности. Ошибки повторения слов могут быть связаны с разными причинами, поэтому важно квалифицировать эти ошибки: 1. С нарушением фонематического слуха (височные отделы – 22 поле). 2. С инертностью речевого процесса (персеверации, контаминации) – задне-лобные отделы. 3. С нарушениепм слухо-речевой памяти (2-я височная извилина) и с нарушением моторной стороны речи (литеральные моторные парафазии и др.). Исследуется слухо-речевая память, объем слухового восприятия. Возможные ошибки – неудержание объема фразы или последнего слова, литеральные и вербальные парафизии – могут говорить о дисфункции височных отделов: контаминации, персеверации элементов предыдущих фраз возможны соответственно при дисфункции лобных и задне-лобных отделов
Активная речь а) рассказ по сюжетной картинке (частотной, т.е. известной ребенку, и неизвестной); б) собственное сочинение (устный рассказ на заданную тему) «Расскажи, пожалуйста, что здесь нарисовано. Только складно и подробно» Расскажи, о чем хочешь, ну, например, о зиме Исследуется активность, развернутость, связность рассказа, лексика, наличие парафазий, арграмматизмов, соскальзывания на побочные ассоциации, соответствие сюжету картинки и др. эта проба многозначна, с ее помощью исследуется слухо-речевая память, речь, вербальное мышление. Ошибки: в лексике – литеральные и вербальные парафазии, бедность лексического состава, грамматика речи (поражение речевых зон), связность высказывания, адекватность, понимание сюжета и его смысла (поражение лобных зон мозга)
Номинатив-ная речь Называние предметов по предметным картинкам (5-7 в поле зрения). Понимание и называние частей тела – нос, глаз, шея, ухо, рука, нога, брови, волосы «Назови мне эту картинку (указывается), а теперь – эту и т.д. Затем по 2 – назови эту и эту. Затем по 3. Покажи на себе – где у тебя нос, глаз и т.д. а теперь нос-глаз, глаз-рот. А у меня покажи. Назови, что это такое (указывается на нос, глаз и т.д.)» Могут быть ошибки: сенсорного и моторного происхождения (литеральные парафазии). Возможна дисфункция нижних теменных и височных отделов левого полушария. Дефекты называния частей тела могут говорить о нарушении сомато-пространственных ощущений, о дисфункции теменных отделов мозга

Импрессивная речь

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1 2 3 4
Метод понимания и выполнения вербальных инструкций Фразы: 1. Закрой глаза. 2. Открой рот. 3. Положи руки. 4. Встань, подойди к двери, вернись сюда «Я тебе буду давать задания, а ты внимательно слушай и выполняй» Понимание наиболее упроченных речевых инструкций нарушается при дисфункции височных отделов. Однако, чаще всего, понимание этих инструкций сохранено.
Понимание обращенной речи Обычная бытовая беседа. "Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Ты любишь занятия со мной?" «Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу» Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой, тогда сразу обнаружится нарушение понимания. И этот дефект скорее всего будет связан с дисфункцией височных отделов
Понимание предметных слов 1. Предметные картинки. 2. Окружающие предметы Сначала по одному предмету, затем - по два, по три. «Покажи «стол», «яблоко». Покажи ложку и яблоко и т.д.» Увеличение объема может привести к ошибкам: 1) Забывание последующих слов. 2) Замена одной картинки другой. 3) Отказ. 4) Показ неадекватных картинок. Возможна связь этих дефектов с патологией левой височной зоны, ее 2-й височной извилины
Понимание фраз. Метод понимания фраз   Короткие, простые по грамматической структуре фразы. Показатель понимания (индикатор) - показ соответствующих фразе картинок «Покажи картинку, на которой нарисовано: мальчик сидит на стуле, на столе стоят цветы» На основании анализа качества ошибок можно сделать вывод: 1) либо о нарушении слухо-речевой памяти; 2) либо о сужении объема восприятия. В первом случае - это дефект сенсорной афазии (1-я височная извилина - 22 поле), во 2-м - это дефект акустико-мнестической афазии (дисфункция 2-ой височной извилины). Возможно комплексное нарушение
Фонематический слух   Отдельные звуки: - дизъюнктные: а-к, б-л, т-ш; - оппозиционные: б, п, т, д (дается только по 1 звуку) «Индикатор – повторение. Повторяй за мной с закрытыми глазами. Индикатор - буква. Я назову звук, а ты найди соответствующую букву (из 3-4-х – Б, П, Г, Д или А, К, О, Р). Индикатор - условно-реф­лекторная реакция. Если я назову Б, ты подними руку, а если я назову П, не поднимай» Ошибки - замена оппозиционных звуков говорят о наличии сенсорной афазии (о дисфункции верхней височной извилины - 22 поле)


2019-10-11 293 Обсуждений (0)
РЕЧЬ И РЕЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РЕЧЬ И РЕЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)