Глава 3. «Грачи прилетели»
На первой выставке Товарищества передвижников 1871 года появился пейзаж А. Саврасова «Грачи прилетели». Этой небольшой скромной по краскам картине была уготована счастливая судьба. «Весной русского пейзажа» называли ее современники, и спустя столетие она пользуется самой широкой популярностью. Между тем в этом пейзаже нет поражающих воображение величественных панорам, ярких красок южных краев, ничего такого, к чему приучены были тогда ценители «изящной природы» и «романтических ландшафтов». Есть околица села Костромской губернии, холодный сырой март на дворе, когда еще стоит зима, но в воздухе, облачном небе с чистыми голубыми просветами уже повеяло предчувствием весны, почерневший снег с проталинами, березки - и то не «девицы-красавицы», а искривленные, но упрямо и жадно тянущиеся ввысь, старые заборы, такие же домишки и церковка с колокольней, равнина, мерно уходящая вдаль, к синеющей на горизонте полоске леса. И первые вестники весны - грачи, деловито хлопочущие над своими гнездами. Будничный мотив художник сумел претворить в картину поэтическую и лирическую, наполненную искренним волнением, в обобщенный, глубоко народный образ русской природы. «Грачи прилетели» - назвал свою картину Алексей Саврасов, и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, поэтому картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля - все обжито и согрето сердечным теплом. Исаак Левитан так отзывался о картине «Грачи прилетели»: «Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, у которых уселись прилетевшие грачи, - и только... Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу»[26]. Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Это было, довольно большое село со старинной церковью на окраине. Церковь была построена в конце 18 века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в России! А.К. Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно работал над этюдами с натуры так что ни какая мелочь не ускользала от его пристального взгляда. Уже в первых этюдах тонкие, трепетные стволы берез потянулись к солнцу, просыпалась от зимней спячки земля. Все оживало с наступлением весны – любимой поры художника. Эти первоначальные этюды были решены художником в едином цветовом ключе. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Однажды он пришел на окраину и, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский дух, здесь - у околицы обычного русского села – приобрело то особую силу и очарование. Сначала А. Саврасов отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, который и лег в основу полотна. Правда, история создания этой картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней полностью не выявлены. А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова утверждал, что картина была исполнена в один день: «Начав картину рано утром, художник окончил ее к вечеру. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе, пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»[27]. И. Грабарь же в свою очередь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве. Сравнивая два дошедших до нас этюда с самой картиной, он предположил, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти: «С натуры нельзя так написать. Береза имеет свой рисунок... По такому этюду не сделаешь картину. Это скорее эскиз по памяти»[28]. Такова краткая история написания картины «Грачей». Известность картины, как уже говорилось выше, началась, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы. Вместе с этим полотном в русскую живопись входил сюжет издавна знакомый жителям русских сел и деревень, напоминавший им о близком приходе весны. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. И все же при появлении «Грачей» перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. Как будто по-прежнему идет жизнь вокруг, и среди этой жизни на пустыре, огороженном забором, совершается великое чудо тихого пробуждения природы от зимнего сна. В таком скромном, но пленяющем взор облике предстала перед А. Саврасовым весна, такой она навеки и запечатлена - со своей вечной темой обновления жизни. Все казалось таким обыденным, проще простого, и, тем не менее, волновало зрителя красотой живописи и гармонией светового строя. Это было единственное произведение на выставке, в котором Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал: «Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и И.И. (Шишкин). Но все это деревья, вода, и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»»[29]. А Бенуа даже охарактеризовал самого мастера на основе этой картины: «Очевидно, в Саврасове, в этом скорее пустоватом, банальном художнике, ничем в прочих своих вещах не отличавшемся от разных Каменевых, Ясновских и Каменевых – от всего порядочного, но далеко не передового в искусстве, - жила настоящая душа живописца и настоящий могучий художественный темперамент, священный дар внимать таинственным голосам природы, до него никем еще из русских живописцев не расслышанным»[30]. Таким образом, эта прекрасная картина подарила художнику бессмертие, утвердив имя А.К. Саврасова в одном ряду с величайшими художниками мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале второй половины 19 века начинает складываться качественно новое направление – реалистический национальный пейзаж. Овладение национальным пейзажем, изображаемым в виде тех картин, которые простой человек мог видеть постоянно вокруг себя, той природы, в которой жил русский народ, противостояло всепоглощающему и всеобъемлющему влиянию академической живописи. Ощущение непосредственного соприкосновения человека с природой, новаторский творческий метод, артистизм исполнения – все это явилось ценными завоеваниями реалистической школы русского пейзажа. Но не менее важным было и то, что данное течение оказалось неразрывно связанным с историческими событиями времени. Крестьянский вопрос волновал всех, и в том числе не оставил равнодушными и пейзажистов. Необходимо отметить, что эволюция и достижения данного живописного жанра не остались в стороне и от внимания передовой общественности. Развитие русской реалистической живописи и ее достижения в области пейзажа были постоянным объектом обсуждения и оценки профессиональных исследователей-критиков и простых ценителей искусства. Федоров-Давыдов в своей работе выделил две тенденции внутри передвижнического пейзажа. С одной стороны в нем немалую роль играло обличение, показ беспросветности российской действительности. С другой, существовала линия, связанная с поисками положительного идеала, и именно ее развитие привело к усилению роли пейзажа в русской живописи второй половины 19 века. Передвижники впервые сумели по-настоящему раскрыть и утвердить красоту и большую содержательность родной природы. Именно в этом направлении работали и создавали свои произведения такие выдающиеся пейзажисты как Шишкин, Саврасов, Поленов, Клодт и многие другие: «В серьезное и обстоятельное понимание природы Саврасов и Клодт вносят поэтический момент лирического отношения к миру, но и они идут по линии жанрово-описательной трактовки природы, соответствующей основной характеристике передвижнической живописи семидесятых годов»[31]. Каждый из этих великих художников имел свою точку зрения на приемы и способы изображения природы, собственный творческий метод, индивидуальную и неповторимую манеру письма, присущее только ему цветовое и светотеневое решение композиции. Но все же ведущую роль в становлении русской критической пейзажной живописи сыграл Алексей Кондратьевич Саврасов, который самостоятельно искал и творил свой образ русской природы. В своих работах художник стремился отобразить окружающую его действительность, нисколько ее не приукрашивая и не искажая. Демократизм, гражданственность, гуманизм русского реалистического искусства ярко проявились в его пейзажах. Любовь и сочувствие к народу, интерес к его жизни и отражение его надежд и чаяний, служение освободительным идеям двигали художником также и тогда, когда он создавал образы природы. Реализм, национальность содержания и идейность – эти основные черты демократического искусства и стали основой новых образов. Главное, что составляет особую прелесть всех произведений А. Саврасова - острый интерес к миру и внимательное изучение действительности. И не случайно мастер всегда избирал в природе мотив, который был душевно близок простому человеку. Можно даже сказать, что в работе над своими произведениями особенность метода художника выразилась в желании раскрыть те черты жизни природы, которые дороги и близки ему, и вместе с тем, значительны своим объективным содержанием. Именно в этом он видел и общественное значение искусства, и возможность усилить в творчестве роль познавательного начала. Список литературы
1. Бенуа А. История русской живописи в 19 веке. М.: Республика,1995. с.307-324. 2. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М.: Галактика,1992. с.173-179. 3. Добровольский О. Саврасов. М.: Мера,2001. 304 с. 4. Ионина Н.А. Сто великих картин. М.: Вече, 2004. с. 280-283. 5. Мальцева Ф.С. А.К. Саврасов. Л.: Художник РСФСР,1984. 192 с. 6. Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа. М.: Издательство Государственной Третьяковской Галереи,1953. 178 с. 7. Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа: 1870-е годы. М.: Искусство,1999. 73 с. 8. Островский Г. Рассказы о русской живописи. М.: Изобразительное искусство,1971. с.243- 258. 9. Пейзаж в русской живописи: Альбом / Под ред. Д. Сарабьянова. М.: Гознак,1972. 93 с. 10. Саврасов А. Из собрания Государственной Третьяковской Галереи: Альбом / Авт.-сост. В.А. Петров. М.: Изобразительное искусство,1986. 48 с. 11. Стасевич В.Н. «Пейзаж. Картина и действительность». М.: Просвящение,1978. с.77-82. 12. Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. М.: Искусство,1968. с.5-41. 13. Федоров-Давыдов А.А. «Русский пейзаж 18 – начала 20 века». М.: Советский художник, 1986. с.151-153. 14. Федоров-Давыдов А.А. А.К. Саврасов 1830-1897. М.: Академия художеств СССР,1950. 78 с. 15. Энциклопедия пейзажа/ Под ред. Ткач М. И. М.: ОЛМА ПРЕСС Образование,2002. с.300-301, 338-341. 16. Ягодовская А.Т. «О пейзаже». М.: Советский художник,1963. с.36-41. [1] Федоров-Давыдов А.А.«Русский пейзаж 18 – начала 20 века». М., 1986. [2] Федоров-Давыдов А.А.А.К. Саврасов 1830-1897. М.,1950. [3] Мальцева Ф.С.А.К. Саврасов. М.,1984. [4] Мальцева Ф.С. «Мастера русского реалистического пейзажа». М.,1953. [5] Бенуа А. «История русской живописи в 19 веке». М.,1995. [6] Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М.,1992. [7] Островский Н. К. Рассказы о русской живописи. М.,1971. [8] Добровольский О. Саврасов. М.,2001. [9] Ягодовская А.Т. «О пейзаже». С. 36. М.,1963. [10] Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа: 1870-е годы. С. 9. М.,1953. [11] А. Саврасов. Из собрания Государственной Третьяковской Галереи: Альбом / Авт.-сост. В.А. Петров. С. 30. М.,1986. [12] Стасевич В.Н. «Пейзаж. Картина и действительность». С. 78. [13] Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа: 1870-е годы. С. 10. [14] Мальцева Ф.С. «Мастера русского реалистического пейзажа». С. 12. [15] Беспалова Н.И. Верещагина А.Г. «Русская прогрессивная художественная критика второй половины 19 века». С 11. [16] Федоров-Давыдов А.А.А.К. Саврасов 1830-1897. С. 6. [17] Мальцева Ф.С. «Мастера русского реалистического пейзажа». С. 14. [18] Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. С. 36. [19] Мальцева Ф.С. «Мастера русского реалистического пейзажа». С. 14. [20] Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. С. 7. [21] Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж 18 – начала 20 века. Стр. 153. [22] Федоров-Давыдов А.А.А.К. Саврасов 1830-1897. С. 9. [23] Островский Н. К. Рассказы о русской живописи. С. 243. [24] А. Саврасов. Из собрания Государственной Третьяковской Галереи: Альбом / Авт.-сост. В.А. Петров. С. 26.
[25] Федоров-Давыдов А.А.А.К. Саврасов 1830-1897. С. 9. [26] Ионина Н.А. Сто великих картин мира. С. 280. [27] Ионина Н.А. Сто великих картин мира. С. 282. [28] Мальцева Ф.С.А.К. Саврасов. С. 72. [29] Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж 18 – начала 20 века. Стр. 156. [30] Бенуа А. «История русской живописи в 19 веке». С. 319. [31] Федоров-Давыдов А.А.«Русский пейзаж 18 – начала 20 века». С. 152.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |