Характеристика этапов творчества Лорки
Контрольная работа по зарубежной литературе Лирика Лорки Выполнил: Студентка 2 курса Группа ССо № 208 Прямичкина Л.В. Проверил: Андрушко Ю.П.
г. Челябинск – 2008 г.
План 1. Особенности исторической эпохи 2. Ф.Г.Лорка и сюрреализм 3. Характеристика этапов творчества Лорки 4. Особенности поэтики на примере анализа стихотворения «Возвращение с прогулки» 5. Значение творчества Список литературы Особенности исторической эпохи
Двадцатый век стал новым «золотым веком» испанской литературы. После долгого столетнего застоя заново рождалась поэзия: Мишель де Унамуно, Антонио Мачадо, Рамон дель Валье-Инклан – с них начался в Испании XX век. Всплеск поэзии вызван был событиями, происходившими в стране. Ведь лирика – это «голос души», «голос сердца», который быстро реагирует и отвечает на потрясения. Поражения в испано-американской войне, потеря последних заокеанский колоний в 1898 году (год рождения Ф. Г. Лорки) привели к осмыслению трагедии Испании, к социально-философским и историческим проблемам, которые нашли свое отражение в лирике. На книгах Асорина, Бароху, Хименеса и др., растревоживших страну, росли молодые поэты, среди которых и оказался Лорка. Война, смерть или изгнание – вот, что ожидало всех этих поэтов. И предчувствие этой судьбы, знание ее неизбежности пронизывают испанскую поэзию XX века. Именно этим и объясняется напряженность, свойственная ей. Начало XX века в западной литературе ознаменовано возникновением модернистских течений как реакция на исторические потрясения, как своего рода «уход» от реальности: имажизм – в англо-американской литературе, экспрессионизм – в германской и скандинавской поэзии, сюрреализм – во Франции и Испании. Для сюрреализма характерно стремление порвать со всей предшествующей культурной традицией, с литературой прошлого (18-19 веков). Апелляция к собственным ассоциациям, ставка на иррациональность, восприятие мира как хаоса, сотворение в произведениях собственной реальности – вот с чего начинался XX век, вот к чему привели исторические катаклизмы и философские школы Ницше, Фрейда, Юнга и т.д. Несмотря на то, что сюрреализма как течение сформировался во Франции (А. Бретон, Л. Арагон), самое известное имя сюрреалиста принадлежит Испании – это Сальвадор Дали, в творчестве которого художественный мир сюрреализма нашел наиболее яркое воплощение.
Ф.Г.Лорка и сюрреализм
Интерес С. Дали вызывал и у Лорки, и в творчестве поэта очевидны некоторые элементы схождении с сюрреализмом, но назвать Лорку сюрреалистом неправомерно. Сам поэт говорил: «Светоч поэзии – противоречие», - именно данное утверждение является стержнем его эстетики. По мнению Лорки, поэтический факт рождается от столкновения противоречий, от сплетения контрастных линий, и все же отношения Лорки с сюрреализмом были намного сложнее: «Все мы идем по двум ложным дорогам, - писал Лорка своему другу, - одна ведет к романтизму, другая – к высохшим змеиным шкуркам и пустым стрекозам». Так поэт называл неоклассику с ее точно выверенной искусностью. Сложнее о плодотворнее была связь Лорки с тем, что он назвал романтизмом. По сути он говорит о сюрреализме. В творчестве Лорки сюрреалистические элементы появляются в сложном сочетании с фольклорными, взаимодействуя и переплетаясь друг с другом, и те и другие видоизменяются. Лорка был самостоятелен по отношению к сюрреалистическому движению. Если для сюрреализма характерно полное отсутствие логических связей, то Лорка подчеркивает строгую поэтическую логику своих произведений. Предлагаемые же сюрреалистами способы интуитивного познания и освобождения от реального мира кажутся ему лишь несколькими из многих и далеко не главными. Для поэта сюрреалистический сон – не более чем попытка защитить себя от трагедии мира, бегство, но не освобождение. Он не уходит и не уводит от мира, а раскрывает его трагическую сущность, не сглаживает противоречия, а обостряет их.
Характеристика этапов творчества Лорки
Творческий путь Лорки начался с прозы (1918г. – сборник путевых заметок «Впечатления и пейзажи»), но в 1921 году появляется первый поэтический сборник «Книга стихов». Это самый большой из сборников Лорки. Здесь поэт пробует свои силы в самых различных жанрах: элегия, баллада, песня, мадригал и др. Здесь мы встретим и повествовательные стихи, и песни, и романсы, и импрессионистические зарисовки:
Покрыта засохшей кровью рана заката, бумага бесцветных гор скомкана, смята… У неба пепельный цвет, а у деревьев – белый. («Поле»)
Собственный голос поэта зазвучит в его следующих книгах: «Поэме Канте хондо» (1921г.) и «Песнях»(1921 – 1924гг.). Необычайно здесь то, что поэтическое самоопределение ускорила музыка, вошедшая в его жизнь с раннего детства. Даже стихи носят музыкальные названия: «Схематический ноктюрн», «Серенада»», Прелюдия» и др. Именно в этих сборниках углубляется связь поэзии Лорки с фольклором. Фольклор, по мнению Лорки, нельзя имитировать, копировать. Поэт стремится постичь мироощущение, свойственной мифу, ведь фольклор для Лорки – это традиция, устремленная в будущее, залог бесконечного обновления. Возможно, поэтому лирика Лорки очень далека от фольклорных стилизаций, захлестнувших Испанию в начале XX века. Тоска, горе, смерть, разлука – вот основные мотивы лирики в «Стихах о Канте хондо». Возникает ощущение не просто тревоги, но зыбкости, ненадежности всего окружающего, ощущение того, что лирический герой стоит на грани между жизнью и смертью, сна и яви. Эта грань – запечатленный, замерший миг, сиюминутная картинка. И это сближает Лорку с импрессионизмом:
Лунная вершина, ветер по долинам… Лунная дорожка, ветер над луною… («Ноктюрны из окна»)
Тень моя скользит в реке, молчаливая, сырая. Из нее лягушки звезды, как из сети, выбирают… («Дебюсси»)
Недосказанность, свойственная Лорке, - это не прерванная мысль. На фоне порой импрессионистической зарисовки звучит напряженный голос лирического героя, который умеет, не договорив, сказать все, подчеркивая еще больше грань свободы и принуждения, счастья и беды:
На желтой башне колокол звенит. На желтом ветре звон плывет в зенит. Дорогой, обрамленной плачем, шагает смерть в венке увядшем… …Из пыли бриз мастерит серебряные кили. («Вопль») Вообще образ смерти у Лорки довольно-таки постоянен. Но смерть для него неразделима с любовью, это понятия возвышающие. Смерть и реальна и призрачно одновременно. Но в мире Лорки смерть – не знак конца, а знак свободы. Это выбор героя, это вызов миру. В 1928 году выходит «Цыганское романсеро», самая завершенная и цельная книга Лорки. В этом сборнике автору удалось возродить и преобразить романс – старинный, исконно испанский жанр. Кроме того, в «Цыганском романсеро» Локка воплотил преображенный миф. Для этой книги основными стали мотив смерти, луны, любви, а единственным персонажем – андалузская тоска:
Родится ли когда иль не родится с судьбой такою бурной андалузец? О красоте твоей пою со стоном, и грустно шелестит в оливах ветер. («Отсутствующая душа»)
То, что Лорка создает свою собственную мифологию, очевидно. Летом 1929 года он уезжает в Америку, а после возвращения выходит его новая книга стихов «Поэт в Нью-Йорке», которая явилась сюрреалистическим экспериментом. Все прежде традиционные мотивы для Лорке здесь доходят до кульминации: до смерти. Даже излюбленные его мотивы сна и смерти возведены до однообразной серой массы. Совершенно сюрреалистическая образность сопровождается отсутствием какой-либо окрашенности. Единственный красный тон – это раненое сердце поэта. Традиционно принято считать, что этим циклом Лорка предсказал трагедию своей страны. Вообще можно выделить несколько основных тем, которые проходят через все творчество Лорки. Во-первых, неизменным образом, встречающимся во всех книгах, является гитара. С гитарой в руках лирический герой поет серенаду, с гитарой он коротает часы одиночества, с гитарой идет на смерть. Гитара – неизменный спутник испанского народа, способный хотя бы отчасти выразить его душу. В стихах Лорки всегда звучит нота любви: любви к женщине, любви к родной Испании. Но любовь у Лорки неизменно связана со смертью. Возможно, это отпечаток времени, исторических событий. Отсюда, возможно, и неизбежное глубокое одиночество, которое пронизывает все циклы стихов.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |