Практическое занятие № 3
Тема. Решение задач по теме «Непредельные углеводороды». Цели: · закрепить полученные ранее теоретические представления о типах химических реакций, механизмах их протекания на примере химических свойств алкенов, алкинов, диеновых углеводородов; · развивать навыки составления названий веществ, структурных формул изомеров. Ход работы Основные задания 1. Перечислите типы реакций, характерные для этиленовых и ацетиленовых углеводородов. 2. Допишите уравнения реакций: 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 3. Объясните, почему при гидрогалогенировании пентадиена-1,3 получается смесь галогенпроизводных. 4. Приведите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
5. В четырех пробирках находятся жидкости: четыреххлористый углерод, гексан, гексен-1 и гексин-1. Как определить, какое из веществ находится в каждой пробирке? Приведите уравнения реакций. Дополнительные задания 1. Дайте названия соединениям:
2. Укажите, для каких из них характерна геометрическая изомерия. Приведите структурные формулы цис- и транс-изомеров. 3. Приведите механизм реакции гидратации бутена-1. 4. Приведите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:→ 3.1. этанол → бутадиен-1,3 → бутадиеновый каучук 3.2. 2-метилбутан → изопрен → цис-полиизопрен ГЛАВА IV . ТЕСТЫ И ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ «НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ» Задачи 1. При пропускании 11,2 л (н.у.) смеси этана, этилена и ацетилена через склянку с бромной водой масса склянки увеличилась на 10,9 г. При пропускании исходной смеси через сосуд с аммиачным раствором оксида серебра масса сосуда увеличилась на 3,9 г. Определите состав газовой смеси (в % по объему). 2.Этилен, образовавшийся при дегидратации этанола (массовая доля выхода 75%) пропустили через раствор перманганата калия. Масса раствора увеличилась на 5,6 г. Сколько спирта (г) было затрачено на получение этилена? 3. Составьте структурные формулы соединений по их названиям: а) 2 – метилбутен – 1; б) пентен – 2; в) 3 – метилпентен – 1; г) пропин. Какие из них являются изомерами и почему? 4.Составьте схемы реакций полимеризации этилена и пропилена.Какие продукты при этом образуются и каковы их области применения? 5. С помощью каких характерных реакций можно отличить ацетилен от этана? Напишите соответствующие уравнения реакций. 6. Какой объем воздуха ( н. у.) потребуется для полного сжигания 5 л этилена? Объемная доля кислорода в воздухе составляет 21 %. 7. Неизвестный алкин массой 8 г в реакции с избытком брома образует продукт массой 72 г. Название этого алкина по систематической номенклатуре. 8. Неизвестный алкен присоединил 0,36 г воды, при этом образовался 1,2 г продукта реакции, название этого алкена по систематической номенклатуре. Тесты 1.Какие из утверждений являются верными? А) Органические вещества нельзя получить из неорганических. Б) Свойства веществ зависят не только от состава, но и от строения. 2. π-связь есть в молекуле: 1) пропана; 2) 2-метилпропана; 3) пропилена; 4) циклобутана. 3. Пространственная конфигурация электронных облаков атома углерода в состояниях sp- и sp3 – гибридизации соответственно: 1) линейная, тетраэдрическая; 2) линейная, треугольная; 3) тетраэдрическая, треугольная; 4) треугольная, линейная. 4.В виде цис- и транс-изомеров может существовать: 1) 2-метилпропен; 2) бутен-1; 3) гексен-1; 4) 1,4-дихлорбутен-2. 5.Реакция, при которой происходит перегруппировка атомов, называется реакцией: 1) элиминирования; 2) изомеризации; 3) полимеризации; 4) поликонденсации. 6. Только первичные и вторичные атомы углерода имеются в соединении, название которого: 1) 2,2 –диметилбутан; 2) 2,2- диметилпропан; 3) бутен-2; 4) этан. 7.Продуктом взаимодействия пентена-1 с хлороводородом является: 1) 1-хлорпентан; 2) 1-хлорпентен-2; 3) 2-хлорпентан; 4) 1,2-дихлорпентан. 9.В результате следующей цепочки превращений: СаС2 —+Н2О →Х1 —to, Cакт→ Х2—FeCl3, +Cl2→Х3 образуется конечный продукт Х3, название которого _______________ 10. π-связи нет в молекуле: 1) циклогексана; 2) ацетилена; 3) бутадиена-1,3; 4) этена. 11. Пространственная конфигурация электронных облаков атома углерода в состояниях sp2- и sp3 – гибридизации соответственно: 1) треугольная, линейная 2) треугольная, тетраэдрическая; 3) линейная, тетраэдрическая; 4) тетраэдрическая, линейная. 12. В виде цис- и транс-изомеров может существовать: 1) 2-метилбутен-2; 2) 2-метилпентен-2; 3) 2,3-дибромбутен-1; 4) 1-бром-2-хлорэтен. 13. Реакция, в которой происходит присоединение воды, называется реакцией: 1) гидрирования; 2) гидратации; 3) дегидрирования; 4) дегидратации. 14. Продуктом взаимодействия бутена-1 с водой является: 1) бутанол-2; 2) бутадиен-1,3; 3) ацетальдегид; 4) винилацетилен. 15. В результате риформинга протекает реакция: 1) гидрирования; 2) гидратации; 3) дегидрирования; 4) присоединения. 16.В результате следующей цепочки превращений: СН3Сl—+Na, to→ Х1—кат., to →Х2—полимеризация→Х3 образуется конечный продукт Х3 , название которого ________________. (Запишите слово в именительном падеже). 17. Как изменяется массовая доля углерода в алкенах с ростом значения молярной массы? а) возрастает б) уменьшается в) не изменяется г) изменяется случайным образом 18. Бромэтан может быть превращен в этилен: а) взаимодействием с натрием б) взаимодействием со щелочным раствором щелочи в) нагреванием с серной кислотой г) взаимодействием с водородом 19. Укажите значение относительной молекулярной массы для алкена с 6-ю атомами углерода в молекуле: а) 86 б) 84 в) 82 г) 80 20. Какие реагенты взаимодействуют с этиленом? а) бромная вода б) водный раствор перманганата калия в) кислород г) вода в присутствии концентрированной серной кислоты 21. Реакция присоединения воды называется реакцией: а) гидрирования б) дегидратация в) гидратации г) дегидрирования 22. Какие вещества, названия которых приведены ниже, являются между собой гомологами? а) этен б) 2- метилпропан в) 1, 2 дихлорпропен г) 1- хлорпропен 23. Сколько изомерных алкенов можно получить при дегидрировании 2- метилбутана? а) 2 б) 1 в) 3 г) 4 24. Укажите названия алкенов, для которых возможна геометрическая изомерия: а) 1,1 – дихлорэтен б) 1,2 – дихлорэтен в) винилхлорид г) бутен – 2 25. Присоединение каких веществ к алкенам объясняется с помощью правила Марковникова? а) водород б) хлороводород в) вода г) бром 26. Какие вещества обесцвечивают бромную воду? а) полиэтилен б) цис – 2- бутен в) транс- 2- пентен г) 2- хлор-2- бутен 27. Реакцией Лебедева называется реакция получения: а) 1,3 – бутадиена из этилена б) 1,3 – бутадиена из винилхлорида в) 1,3- бутадиена из бутана г) 1,3- бутадиена из этанола 28. Изопрен можно получить при дегидрировании: а) метана б) бутана в) 2- метилбутена г) 1,3- бутадиена 29. При взаимодействии 1моль водорода и 1моль бутадиена -1,3 преимущественно образуется: а.) бутан б) бутен- 1 в) бутен- 2 г) циклобутан 30. В результате вулканизации каучука можно получить: а) гуттаперчу б) резину в) эбонит г) фенопласт 31. С какими веществами реагирует 1,3- бутадиен? а) бром б) водород в) кислород г) хлороводород 32. При взаимодействии между собой трех молекул ацетилена в присутствии катализатора при нагревании получается? а) ацетальдегид б) винилацетилен в) винилхлорид г) бензол 33. По реакции Кучерова получают: а) из этанола 1,3- бутадиен б) из ацетилена винилацетилен в) из ацетилена ацетальдегид г) из хлорэтана этан 34. В молекуле какого вещества длина связи между атомами углерода наименьшая? а) пропан б) этен в) этин г) этан 35. В молекуле алкина 8 атомов углерода. Укажите значение молярной массы алкина (г/ моль) а) 110 б) 112 в) 114 г) 108 36. Пропин можно получить: а) гидрированием пропена б) дегидрированием пропена в) дегидрированием пропана г) гидрированием одной двойной связи пропадиена 37. Охарактеризуйте тройную связь между атомами углерода а) короче одинарной, но длинее двойной б) короче и одинарной, и двойной связи в) прочнее и одинарной, и двойной связи г) энергия равна утроенной энергии одинарной связи 38. Как изменяется массовая доля углерода в алкинах с возрастанием молярной массы алкина7 а) уменьшается б) возрастает в) не изменяется 39. С каким веществом реагирует как пропан, так и пропин? а) водородом б) бромной водой в) кислородом г) водой 40. Ацетилен можно получить: а) восстановлением этилена водородом б) взаимодействием карбида кальция с водой в) дегидрированием этана г) крекингом метана 41. Укажите число изомерных алкинов состава а) 2 б) 3 в) 4 г) 5 42. Как изменяется прочность связи между атомами углерода в ряду этан-этен-этин? а) уменьшается б) возрастает в) не изменяется г) наиболее слабая в этане, наиболее прочная в этине 43. Ацетилен можно превратить в ацетальдегид реакцией: а) гидрирования б) гидратации в присутствии сульфата ртути в) окисления подкисленным водным раствором перманганата калия г) горения 44. При окислении этилена водным раствором перманганата калия образуется: а) уксусная кислота б) этиленгликоль в) глицерин г) водород 45. Алкен можно получить при: а) при крекинге пентана б) при взаимодействии 1- хлорпропана со спиртовым раствором гидроксида калия в) при дегалогенировании 1,2- дихлорэтана г) при взаимодействии 1 моль пропина с 2 моль водорода ЛИТЕРАТУРА
1. О. В. Байдалина. О прикладном аспекте химических знаний // Химия в школе, 2005, № 5, с. 45-47. 2.Ахметов Н. С. Учебник для 10класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1998 г. 3.Рудзитис Г. Е., Фельдман Р. Г. Учебник для 10 класса средней школы. М.: Просвещение, 1992. 4 Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М., "Интеллект центр", 2001. - 296 с. 5. Деревянкина, С.Е. Клинков, Т.А. Монастырская Вопросы экологии на уроках химии// Химия в школе, 2005, № 1,с.4-7 6.Единый государственный экзамен 2002: Контрольные измерительные материалы: Химия / А. А. Каверина, Д. Ю. Добротин, М. Г. Снастина и др.; М.: Просвещение, 2002. – с. 39 – 51. 7.Химия: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Е. А. Алферова, Н. С. Ахметов, Н. В. Богомолова и др. М.: Дрофа, 1999. с. 430-438 8.Р. П. Суровцева, С. В. Сафронов. Задания для самостоятельной работы по химии. М.: Просвещение, 1993 г. 9.Борисев М. И. Н., Методика преподавания химии, т. 2, 1954 10.. Несмеянов А. Н., Несмеянов Н.А. «Начала органической химии», т.2, М.:Химия, 1969 - 826 с. 11.Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Владос, 2000. — 336 с. 12.О. С. Зайцев. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 1999. – 358 с. 13.Г. П. Хомченко. Пособие по химии для поступающих в вузы. М.: Просвещение, 1999 г. – 228 с. 14. Лидин Р.А. Химия: Руководство к экзаменам / Р.А. Лидин, В.Б. Маргулис. – М.: ООО Издательство «АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. 207 с.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (412)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |