Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Жанровая классификация эрзянских народных песен



2019-10-11 262 Обсуждений (0)
Жанровая классификация эрзянских народных песен 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Музыкальная культура – это неотъемлемая часть каждого народа, которые имеют отличительные черты, характерные только своей языковой группе, относящиеся к той или иной среде обитания, будь то карелы, финны, эстонцы, удмурты, марийцы, татары, чуваши и т.д. Мордва – эрзя и мордва – мокша тому не исключение. Находясь на берегу рек Мокши, Инсара и Суры, Мордовия богата множеством обрядов и обычаев, переполнена обилием национальной инструментальной музыки. Так же как и во всех других культурах, песни мордвы – эрзи разделяются на жанры. Этим вопросом в Мордовии занимался Бояркин Н. И. В своём сборнике «Памятники мордовского родного музыкального искусства» том 3, он представляет нашему вниманию вот такую жанровую классификацию эрзянских песен:

1. Сокицянь–видитянь морот (песни пахарей и сеятелей – календарные песни)

Колядань морот (колядки)

Мастянь морот (масленичные)

Тундонь морот (весенние песни)

Пиземень сееремат (дождевые крики)

2. Семиясо эрямо морот ды аварькшнемат (песни семейной жизни и плачи)

Свадьбань морот (свадебные песни)

Кулозь ломанде лайшемат (причитание по умершим)

Свадьбань лайшемат (свадебные плачи)

Рекрутто аварькшнемат (плачи по рекрутам)

3. Лиятне морот (другие песни)

Лавсень морот (колыбельные песни)

Тякань налксемат морот (детские игровые песни)

Кужонь морот (круговые песни)

Умонь морот (долгие песни)

А теперь хотелось бы пройтись по всем этим жанрам в отдельности. Во втором разделе все очень четко сформулировано, и вполне можно согласиться с такой трактовкой. А вот в первом разделе, я считаю, что не хватает песен рождественского дома и песен сбора урожая, следовало бы поместить и их в жанровую таблицу отдельными пунктами, т. к. эти песни не являются единичными и также представляют огромный интерес для фольклористов. Что же касается третьего пункта, то здесь возникает множество спорных вопросов. Во–первых, что это такое другие песни? Неужели эта группа не заслуживает более точного названия? Ну хотя бы к примеру не приуроченные, как в русском фольклоре. Во–вторых, эта группа слишком мала и не даёт полного представления обо всех «других» песнях. Очень много песен у эрзи, рассказывающих о нелёгкой женской доли (о выдаче замуж за младенца, о трудной ноше, выпавшей на плечи снохе, и д. т.), об исторических событиях (о строении города Казани, о Степане Разине и д. р.).

Таким образом, хотелось бы немного расширить эту жанровую таблицу для более точного представления о всех видах песен, бытующих на территории РМ.

Теперь хотелось бы ещё более глубже рассмотреть одну из подгрупп календарных песен – весенние песни. Мой выбор остановился на ней потому, что здесь у меня возникают так же спорные вопросы.

Среди весенних песен, профессор МГУ им. Н. П. Огарева Николай Иванович Бояркин, выделяет: Мастянь морот, Тундонь редямат морот и Позярат.

Мастянь морот (масленичные песни) – обычно пелись детьми. Они схожи с напевами тякань налксема морот (детскими игровыми песнями). Исполнялись группами в традиции гетерофонии, близкой к монодии.

Пример №1

с. Старое Вечканово Исаклинский район

Куйбышевской области

1. Дай дай дай пачалксе Дай дай дай блин

Дай пачалксень пелькске Дай кусочек блина!

2. Чикор – лакор эзем чире Чикор – лакор конец лавки

Чикор – эзем бруске Чикор – лавочка брусочек!

Пример №2

с. Старый Байтермиш Клявлинского района

Куйбышевской области

1. Мастянь чи, паро чи! Масленичный день, хороший день!

Саик саик якшамонть! Возьми, возьми холод!

2. Саик саик якшамонть! Возьми, возьми холод!

Паник паник якшамонть! Прогони, прогони холод!

3. Вай шубинем каладсь, Вай шубка износилась,

Вай шапкинем каладсь, Вай шапка износилась,

Вай варьгинем каладсь, Вай варежки износились,

Вай кемнинем каладсь! Вай валенки износились!

На этих примерах, мы видим, что это либо выкрикивающие, либо скороговорочные песни. Поэтическая строфа обычно состоит из 2х шести – семисложных строф и интонируется в амбитусе секунды, терции и реже кварты. В мелострофе 2х частной формы части либо контрастны (АВ – пример №1), либо построены по типовой формуле (АА1А2А3…-пример №2). Сюжет этих песен обычно прост. В песнях просятся: блины, которые символизируют солнышко, или чтобы масленица забрала с собой холода. Так как масленичные песни очень схожи с детскими игровыми песнями, то в них порой употребляются слова, не связанные между собой и слова, не имеющие смысла. (пример №1 куплет 2. Чикор – Лакор можно сравнить с русским выражением тритатушки тритата, а слова - конец лавки лавочка брусочек, являются его дополнением). Тем самым получается не смыслонесущий набор слов.

Следующая группа песен - Моро Тундонь редямат (песня весенних примет). По мелодике эти песни более разнообразны, чем мастянь морот, и пелись они уже старшим поколением в два, три, а то и несколько голосов.

Это более размеренная песня, поющаяся в умеренном темпе в дорийском h- moll. В ней встречаются скачки на ув4, ч5. Верхний голос здесь зачинает и является ведущим, а нижний выполняет опорную функцию, хотя тоже не всегда стоит на месте. Диапазон песни не велик: в пределах большой сексты. Архитектоника неуравновешенная. Также встречаются характерные унисоны в середине и в конце песни. В основном, песни примет весны имеют вопросо–ответную форму.

Ну и наконец, последняя подгруппа песен, исполняющаяся и по сей день и вызывающая некоторые споры в среде фольклористов – позярки или позярамы.

На мой взгляд было бы неправильно называть так эту группу (классификация Н.И. Бояркина). Своё название он дает по часто повторяющемуся несмыслонесущему слову, не смотря на то, что есть песни с этим же словом относящиеся к другому времени года.

Вот некоторые из них:

 

А позяра позяра

с. Старая Яксарка Шемышейского района Пензенской области.

 

А позяра позяра! А позяра позяра!

За гумном пшеница! За гумном пшеница!

-Кто проходит по краю? - Кто жнет её?

-Лида проходит по краю. - Лида жнет её.

-Кто идет за ней? - Кто стоит за нею?

-Петр идет за ней. – Петр стоит за нею.

А позяра позяра!

За гумном пшеница!

-Кто вяжет снопы?

-Лида вяжет снопы.

-Кто складывает снопы?

-Петр складывает снопы.

 

А позяра позяра

Камешкирский район

А позяра позяра позяра

За гумном пшеница, пшеница.

-Кто жнет её, её?

-Авдотья жнет её, её.

-Кто проходит по краю, по краю?

-Петр проходит по краю, по краю.

-Ох Авдотьюшка, бог в помощь, бог в помощь.

-Ох Петенька спасибо, спасибо.

-Если хочешь взять «меня» - то возьми, возьми.

-Если хочешь оставить – то оставь, оставь!

 

Эти две песни явно относятся к периоду сбора урожая, и никак не являются весенними, хотя и называются позярками. Поэтому, чтобы быть более точными в названии, следовало бы называть эти песни Тундонь позярат (Весенние позярки).

Теперь опять же обращаясь к работам Н.И. Бояркина, мы можем встретить, что позярки выделяются им как корильные песни. Это же определение мы можем встретить и у Л.Б. Бояркиной: называя их корильными, мы тем самым подчеркиваем их древнюю функцию, тематический круг, приуроченность ко времени года – это все объяснение и больше не следует никакого доказательства.

Рассмотрев тексты позярок, мы увидим, что их сюжет явно не относится к группе корильных песен, а наоборот, воспевает весенний день (красное солнышко, греющее землю и пробуждающее все живое - показывается в виде яичного желтка; пение соловушки, который является неизменным вестником весны и т. д.).

Говоря о музыкальном анализе этих песен, то можно заметить, что они очень схожи с Тундонь редямат морот (песнями примет весны) интервальным составом и соотношениями, возникающими внутри произведения. Позярки в музыкальном плане построены по типовой формуле с небольшими импровизационными изменениями. Отличительная же черта их от всех других песен заключается в том, что вначале каждой строфы повторяется одно и тоже несмыслонесущее слово- позяра, и в конце не всегда появляются унисоны, что мало свойственно для эрзянского музыкального народного творчества.

И делая вывод, мне бы хотелось сказать, что при рассмотрении жанровой таблицы разных народов, не стоит слепо верить всему что вынесено в них. Следует ознакомится с произведениями, характерными изучаемому народу, а уж после смотреть жанровую классификацию, представляемую на всеобщее обозрение.

 



2019-10-11 262 Обсуждений (0)
Жанровая классификация эрзянских народных песен 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Жанровая классификация эрзянских народных песен

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)