Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образование ФЕ по аналогии.



2019-10-11 302 Обсуждений (0)
Образование ФЕ по аналогии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Еще одним способом окказиональной фразеологической деривации является образование ФЕ по аналогии. Такие фразеологизмы более ярко и выразительно называют то, что когда-то в языке уже получило свое наименование применительно к данной ситуации или событию.

Например:

«Не все то золото, что плохо лежит» (Третья столица, 2007г., № 11, с. 7). Авторский фразеологизм не все то золото, что плохо лежит со значением "не все, что можно украсть, имеет большую ценность" образован по аналогии с фразеологизмом не все то золото, что блестит "не все ценно, что привлекает к себе внимание". Кроме того, окказиональная ФЕ не все то золото, что плохо лежит является результатом контаминации двух фразеологизмов: не все то золото, что блестит и плохо лежит "легко можно украсть, стащить".

Образование ФЕ по конверсии.

Изменение категориальной семантики фразеологизма при сохранении его общего смысла – образование по конверсии. Изменение категориального оборота оживляет его восприятие, усиливает экспрессивное звучание, вносит в семантику дополнительные смысловые значения.

Например:

«Не надоело ли депутатам сидение на своем любимом коньке – бесконечные обещания трудиться на благо народа?» (Третья столица, 2007г., № 2, с. 5). В данном контексте произошло образование окказиональной ФЕ сидение на своем любимом коньке по конверсии из ФЕ садиться на своего любимого конька "начинать говорить, рассуждать, распространяться на излюбленную тему". Глагольный компонент садиться переводится в субстантивный – сидение, в результате чего происходит изменение длительности действия, перевод его из однократного действия в действие, длящееся во времени.

Преобразования, нарушающие тождества ФЕ.

Разрушение происходит, когда используется общий образ или содержание, а не ФЕ как неделимое идиоматическое сочетание слов. Фразеологизма уже как такового нет. Однако для правильного понимания контекста необходимо знать исходный фразеологизм.

В исследовании было отмечено следующее преобразование, приводящее к разрушению ФЕ – использование не фразеологизма, а «осколка» ФЕ и ее образной основы.

Например:

«Если бояться нынешних волков – жесткой конкуренции, то в лес шоубизнеса зачем ходить?» (Третья столица, 2007г., № 2, с. 5). В этом контексте происходит расширение компонентного состава ФЕ волков бояться – в лес не ходить. Компонент волки получает определение нынешних, компонент лес – шоубизнес. За счет расширения компонентного состава происходит обыгрывание образа и конкретизация значений: волки – жесткая конкуренция, лес – непонятные законы шоубизнеса, ходить – пытаться реализовать себя, работать в шоубизнесе. Такое распространение ФЕ приводит к ее разрушению. От фразеологизма остаются только «осколки» и внутренняя форма, позволяющая эту развернутую метафору воспринимать через значение пословицы.

Таким образом, значительная часть ФЕ на страницах газеты «Третья столица» при взаимодействии с контекстом актуализируется и/или трансформируется в целях усиления или изменения значения, обнажения внутренней формы фразеологизма, развития его образной основы, восприятия фразеологизма в двойном семантическом плане.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Фразеологические единицы занимают на страницах газеты «Третья столица» значительное место. Это может быть объяснено эмоционально-стилистической окрашенностью фразеологизмов, что делает публицистическую речь газеты более выразительно, живописной, лаконичной.

При выделении ФЕ я в своей работе придерживалась широкой точки зрения на объем фразеологии, то есть рассматривала фразеологические сращения, единства, выражения, пословицы, поговорки, крылатые фразы.

Многие фразеологизмы, встречающиеся на страницах газеты «Третья столица», подверглись актуализации и трансформации с целью усиления их эмоционально-экспрессивной окраски, развития образной основы, привлечение внимания читателя и т. п.

Все окказиональные изменения ФЕ привязаны к тексту, функционально одноразовы.

Большинство фразеологизмов, встречающихся в статьях, связаны с темой «человека», со сферой его эмоциональной и социальной жизни.

Большая часть фразеологизмов, найденных на страницах газеты «Третья столица», зафиксированы в словарях со стилистической пометой – разговорное.

Все отмеченные приемы актуализации и трансформации представляют собой определенную систему:

I. Использование фразеологизмов в качестве готовых единиц.

Автоматическое использование ФЕ без изменений их формы и содержания.

Актуализация ФЕ без изменений их формы и содержания.

II. Структурно-семантические изменения фразеологизмов.

Преобразования, не нарушающие тождество ФЕ – окказиональные варианты фразеологизмов.

Преобразования, нарушающие тождество ФЕ – окказиональные фразеологические дериваты.

Преобразования, приводящие к разрушению ФЕ.

В результате трансформации и актуализации ФЕ становится органической частью текста, тесно сплетается с лексическим окружением. Однако при этом преобразованная ФЕ не отрывается полностью от исходного фразеологизма, поскольку окказиональная единица должна быть понята читателем. Поэтому ключом к правильному восприятию и интерпретации авторской ФЕ служит общеупотребляемая единица.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архангельский В. Л. Семантика фраземного знака // Проблемы русской фразеологии. Республиканский сборник. - Тула, 1978.

2. Вакуров В. Н. Фразеологический каламбур в современной публицистике. // Русская речь. - 1994. - № 6.

3. Жуков В. П. Русская фразеология. - М: Высшая школа, 1986.

4. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. Некоторые особенности языка современной публицистики. - М.: Издательство МГУ, 1971.

5. Ларин Б. А. Очерки по фразеологии // Ларин Б. А. История русского языка и общее языкознание. Избранные работы. - М.: Просвещение, 1977.

6. Лебединская В. А. Газетный язык во времена социально-политических, экономических и идеологических кризисов // Сергиевские чтения. Выпуск 3. - Курган: Издательство КГУ, 1999.

7. Мокиенко В. М. Многозначность слова и этимология фразеологизмов // Проблемы фразеологии. Межвузовский сборник научных трудов. - Тула, 1980.

8. Мокиенко В. М. Славянская фразеология, - М.: Высшая школа, 1989.

9. Телия В. Н. Что такое фразеология. - М.: Наука, 1966.

10. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. - М.: Советская энциклопедия, 1977.

11. Яранцев Р. И. Словарь-справочник по русской фразеологии. - М: Русский язык, 1981.


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Словник

фразеологических единиц,

использованных в курсовой работе

Знаком * в словнике отмечены видоизмененные фразеологизмы

 

А а счастье было так возможно
Б бить баклуши
благим матом
брать под свое крыло брать под свое могущественное крыло*
В валять дурака
взять барашка в бумажке
во всю ивановскую
во всяком случае
волков бояться – в лес не ходить
воробьиная ночь
воспрянуть духом
впадать в нужду
выносить сор из избы
выносить сор из чужой избы*
вытянуться в шпильку* вытянуться в нитку
Г гнуть спину
Д давать петуха
давать по шапке
душа вложена
Ж жевать мочалку
живут душа в душу
З за круглым столом
злоба дня
И и след простыл
из первых рук
К как без рук
как кошка с собакой
концов не найти*
кот наплакал
кромешный ад
куры не клюют
М место под солнцем местечко под солнцем*
морочить голову
Н на носу
на свою голову
на скорую руку
набить оскомину
наложить табу
не видно ни зги
не все то золото, что блестит
не все то золото, что плохо лежит*
не за горами
не лыком шит
О обивать пороги
одержать победу
от чистого сердца
очертя голову
П перемывать косточки
печки-лавочки
плохо лежит
по сердцу
подложить свинью
положа руку на сердце
притча во языцех
производить впечатление
С садиться на своего любимого конька
сидение на своем любимом коньке*
сильные мира сего
сколько веревочке не виться, все равно обрежут*
слава Богу
следа не найдешь*
сор из дворца.
спустя рукав
ставить во главу угла
стреляный воробей
Т только его и видели
тянуть волынку
тянуть лямку
У у черта на куличках
Ф Федот да не тот
Ч чреватый последствиями
что есть силы
Щ щекотливый вопрос

 



2019-10-11 302 Обсуждений (0)
Образование ФЕ по аналогии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образование ФЕ по аналогии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)