Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура денежной массы. Активная и пассивная часть.



2019-08-13 628 Обсуждений (0)
Структура денежной массы. Активная и пассивная часть. 0.00 из 5.00 0 оценок




В структуре денежной массы выделяется активнаячасть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, ипассивнаячасть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами. Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами прежде всего, наличные средства — бумажные деньги и мелкую разменную монету. На деле основная часть сделок между предприятиями и организациями, даже в розничной торговле, осуществляется в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра банковских денег — депозитов, которые обслуживаются такими инструментами, как чеки, кредитные и депозитные карточки, чеки для путешественников и т.п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться безналичными деньгами. При оплате товара или услуги покупатель, используя чек или кредитную карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.

Вместе с тем, в пассивную часть денежной массы включаются такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, краткосрочных государственных облигациях, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т.п.

Вопрос 27.

В экономической литературе выделились две основные концепции спроса на деньги: неоклассическая (монетаристская) и кейнсианская. Монетаристская теория спроса на деньги основывается на неоклассических традициях и унаследовала основные постулаты количественной теории денег, возникшей еще в XVIII веке и безраздельно господствовавшей в экономической науке до 30 - 40-х годов ХХ века. Основной постулат количественной теории заключается в следующем: абсолютный уровень ценопределяется предложением номинальных денежных остатков. Иными словами - чем больше предложение денег, тем выше уровень цен, и наоборот.

В количественной теории денег существует два подхода к определению объема денежной массы (М) и уровня цен (Р). Первый - основывается на уравнении Фишера, а второй - на уравнении Кембриджской школы.

Уравнение обмена, сформулированное Фишером, исходит из того, что каждую сделку по купле-продаже товара или услуга можно записать следующим образом:

M1 = p1q1,

где М1- количество денег, необходимых для проведении данной сделки;

р1 - цена покупаемого товара;

q 1 - количество единиц данного товара, участвующих в данной сделки.

Если учесть тот факт, что каждая денежная единица участвует в процессе обмена не один раз. и ввести понятие - скорости обращения денежной единицы, то уравнение обмена Фишера можно представить следующим образом:

MV = PY,

где М - объём (количество) денег на рынке;

V - скорость их обращения;

Р - средневзвешенный уровень цен;

Y - количество произведенных и реализованных благ и услуг.

Сторонники классической теории денег считали, что в данном уравнении скорость денежного обращения (V) и объём производимого продукта (Y) являются величинами постоянными и не зависят от количества денежной массы (М). В таком случае общий уровень Цен (Р) будет изменяться пропорционально количеству денег (М), находящихся в обращении.

Уравнение Кембриджской школы иначе описывает взаимосвязь между объёмами денежной массы, ценами и уровнем реального дохода:

М = k·Р·Y,

Коэффициент k определяет долю дохода индивида, которую он желает оставить в наличной (ликвидной) форме, и рассматривается как величина, обратная скорости оборота денежной единицы:

K = 1 / V

Представители Кембриджской школы при определении спроса на деньги исходили из предпочтения ликвидности, которое определяется потребностью в определенной денежной наличности для совершения текущих сделок.

Если стремление к текущим расходам среди населения и фирм будет высока, то увеличится доля доходов, которая будет находиться в ликвидной форме, следовательно, скорость оборота денежной массы возрастёт, а коэффициент k уменьшится.

Представители классической теории считали, что предложение денег в их реальном выражении равно спросу на них Мd = Ms, a спрос и свою очередь, изменяется пропорционально доходу. Уровень цен P0 устанавливается в экономике соответственноравновесному состоянию между спросом и предложением денежной массы.

Из рассмотренного раннее уравнения Фишера (М=kРY), при стабильности V, следует что величина денежной массы определяет не только уровень цен (Р), но и объем производства (Y) в стоимостном выражении.

Дж. М. Кейнс рассматривал деньги как один из типов богатства и считал, что та часть активов, которую население и фирмы желают хранить в форме денег, зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности. Деньги М-1 являются ликвидными активами. Дж. Кейнс назвал свою теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.

Как считал Дж. Кейнс, три причины побуждают людей хранить часть их богатств в форме денег:

1) использование денег в качестве средства платежа(трансакционный мотив хранения денег);

2) обеспечение в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег (мотив предосторожности);

3) спекулятивный мотив - хранения денег, возникающий из желания избежать потерь капитала, вызванных хранением активов в форме облигаций в периоды ожидаемого повышения норм ссудного процента. Именно этот мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой процента.

Вопрос 28. Предложение денег (МS)– количество денег, находящихся в обращении за пределами банковской системы.

Предложение денег во всех странах регулируется центральными и коммерческими банками.

Предложение денег (МS) включает в себя наличность (С) вне банковской системы и депозиты (D), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок (фактически это агрегат M1, хотя в качестве показателя предложения денег может использоваться и агрегат М2):

Современная банковская система – это система с частичным резервным покрытием: только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов, а остальные используют для выдачи ссуд и других активных операций.

В отличие от других финансовых институтов банки обладают способностью увеличивать предложение денег («создавать деньги»). Кредитная мультипликация – процесс эмиссии платежных средств в рамках системы коммерческих банков.

Предположим, что депозиты банка №1 выросли на 1000 д.е. При норме обязательного резервирования 20%(норма резервов – отношение резервов к депозитам – в данном случае составляет 20%, или 0,2) в резерве банка остается 200 д.е., а остальные депозитные средства отдаются в ссуду. Таким образом, банк №1 увеличил предложение денег на 800 д.е., и теперь оно равно 800 + 1000 = 1800 д.е. Вкладчики по-прежнему имеют депозиты на сумму 1000 единиц, но и заемщики держат на руках 800 единиц, то есть банковская система с частичным резервным покрытием способна увеличить предложение денег.

Далее, если эти 800 д.е. опять попадают в банк в виде депозитов, процесс возобновляется: 20%, то есть 160 д.е. банк №2 оставляет как обязательный резерв, а остальные 640 д.е. использует для выдачи кредитов, увеличивая предложение денег еще на 640 д.е. Третий банк, куда могут попасть эти деньги, добавит еще 512 д.е. и так далее.

Если процесс продлится до использования последней денежной единицы, то количество денег в системе можно будет определить следующим, образом:

Первоначальный вклад = 1000.

Ссуда 1-го банка (дополнительное предложение денег) =(1- 0,2)х1000 = 800.

Ссуда 2-го банка - (1- 0,2)[(1 – 0,2)х1000]=(1- 0,2)2 х1000=640.

Ссуда 3-го банка - (I – 0,2)1(1 0,2)2:х1000]=(1- 0,2)3 х1000=512.

……..

____________________________________________

Суммарное предложение денег равно:

1000x[1+(1 – 0,2)+ (1 0,2)2 +(1- 0,2)3 +…]=1/0,2x1000

В общем виде суммарное предложение денег, возникшее в результате появления нового депозита (включая первый депозит), равно:

,

где rr– норма банковских резервов;

D – первоначальный вклад.

Коэффициент 1/rr — называется банковским мультипликатором или депозитным мультипликатором.

Если же исходить из того, что первый вклад в 1000 единиц появился в банке вследствие сокращения на эту же сумму объема наличности (С), то есть в результате этой операции предложение денег не изменилось, то дополнительное предложение денег в экономике, возникшее в итоге кредитной мультипликации, составит: 800 х 1/rr . В данном случае мультиплицируется первая ссуда (первого банка), или первый новый депозит, появившийся во втором банке в процессе денежного расширения (а не вследствие простого перевода денег из наличной формы в форму депозита).

Общая модель предложения денег строится с учетом роли Центрального Банка, а также с учетом возможного оттока части денег с депозитов банковской системы в наличность и включает ряд новых переменных.

Денежная база (деньги повышенной мощности, резервные деньги) – это наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном Банке. Наличность является непосредственной частью предложения денег, тогда как банковские резервы влияют на способность банков создавать новые депозиты, увеличивая предложение денег. Обозначим денежную базу через MB, банковские резервы через R, тогда

где MB – денежная база;

С – наличность;

R – резервы.

где МS – предложение денег;

С – наличность;

D – депозиты до востребования.

Денежный мультипликатор (m) – это отношение предложения денег к денежной базе:

МS = m xМВ.

Денежный мультипликатор можно представить через отношение наличность–депозиты сr (коэффициент депонирования) и резервы–депозиты rr (норму резервирования):

Разделим почленно числитель и знаменатель правой части уравнения на D(депозиты) и получим:

где

, .

Величина сr определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты. Отношение rr зависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой Центральным Банком, и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы.

Теперь предложение денег можно представить как

Таким образом, предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора (или мультипликатора денежной базы). Денежный мультипликатор показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу. Увеличение коэффициента депонирования и нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор.

Центральный Банк может контролировать предложение денег прежде всего путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложение денег. Таким образом, процесс изменения объема предложения денег можно разделить на два этапа:

· первоначальная модификация денежной базы путем изменения обязательств Центрального Банка перед населением и банковской системой (воздействие на величину наличности и резервов);

· последующее изменение предложения денег через процесс «мультипликации» в системе коммерческих банков.

Инструменты денежной политики корректируют величину денежной массы, воздействуя либо на денежную базу, либо на мультипликатор.

Вопрос 29.

В долгосрочном периоде спрос на деньги не зависит от изменения процентных ставок. Уравнение долгосрочного равновесия на денежном рынке, получившее название денежного (монетарного) правила М. Фридмена, выглядит следующим образом:

M = Y + Pe,

где М- долгосрочный (среднегодовой) темп увеличения предложения денег;

Y - долгосрочный (среднегодовой) темп изменения национального дохода;

Ре - темп ожидаемой инфляции.

Целью долгосрочной денежной политики является антиинфляционное регулирование. Краткосрочная денежная политика, направленная на регулирование процентных ставок, допустима только в рамках долгосрочной денежной стратегии, основанной на монетарном правиле М. Фридмена.

Один из самых распространенных способов государственного воздействия на экономику получил название кейнсианской денежной политики, которая заключается в систематическом нарушении равновесия денежного рынка.

Эта политика используется государством для воздействия на реальный сектор экономики путем изменения уровня процентных ставок, который в свою очередь оказывает влияние на инвестиции, занятость, объем производства и уровень доходов. Однако активное использование данной политики может привести к попаданию экономики в ликвидную ловушку.

Ликвидная ловушка-эта такая ситуация в экономике, когда процентные ставки находятся на минимально возможном уровне и дальнейшее увеличение предложения денег не способно оказать на них никакого влияния, в результате чего происходит разрыв между товарным и денежным рынками, растет спрос на деньги и усиливается инфляция.

Выход из ликвидной ловушки возможен лишь силами государства с использованием активной финансовой ловушки. Денежная политика в условиях ликвидной ловушки оказывается непригодной

 

Вопрос 30.

Кредитная система – это комплекс валютно-финансовых учр-ний, призванных регул-ть эк-ку посредством измен-я кол-ва находящихся в обращении денег. Современная кредитная система состоит из трех звеньев центральный банк, коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые институты.

На каждом из трех уровней выполняются соответствующие функции:

1. Денежно-хозяйственные функции (работа с деньгами вкладчиков, сделки по хранению, предоставление кредита, предоставление информации, консультирование и др.) осуществляются кредитными институтами (банками). 2. Регулирующие функции (установление учетной ставки, установление резервов и т.п.) осуществляются центральным банком и ведомствами, по надзору.3. Регламентирующие функции (контроль за частными банками и т.п.) осущ ЦБ и Министерством финансов.

Первый уровень кредит. системы представлен Центральным банком (ЦБ). В его функции входит: эмиссия (выпуск) банкнот; хранение гос. золото-валютных резервов; хранение резервного фонда других кредит. учр-ний, главным образом коммерч. банков; денежно-кредитное регул-е эк-ки, кредитование коммерч. банков и осущ-е кассового обслуж-я гос. учреждений; проведение расчетов и переводных операций, контроль за деятельностью кредитных учреждений. Конечной целью всех этих функций является проведение денежной политики. Денежная политика - это политика упр-я уровнем %-та, величиной ден. массы и кредитов. 1. Управ-ие уровнем % осущ-ся опр-ем уровня учетной ставки %-та. Учетная ставка % - это норма процента, по которой ЦБ предоставляет краткоср. кредиты коммерч. банкам. Коммерч. банки для осущ-я своей деят-ти берут кредит у ЦБ под опр-ый %, т.е. учетную ставку (скажем 80%). Банки предоставляют полученныые средства своим клиентам по %, который выше учетного (скажем, 100%). Если ЦБ повысит учетную ставку %, то коммерч. банки поднимут ставку % своим клиентам. Если ЦБ снизит учетную ставку, то же самое сделают коммерч. банки. Т.о., ЦБ воздействует на эк-ку, проводя политику "дешевых" или "дорогих" денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность. 2. Упр-е величиной ден. массы осущ-ся посредством определения нормы обязательных резервов. В соответствии с законом коммерч. банки часть своих средств обязаны хранить в виде резерва в ЦБ. Размер этого резерва устанавливает ЦБ. При уменьшении его величины у коммерч. банков увел-ся возможность размещать деньги среди своих клиентов , и ден.масса в стране растет. С увеличением доли резерва предложение денег уменьшается, цена на них, т.е. уровень процента, растет, деньги становятся "дорогими". Политика резервов, проводимая ЦБ, является наиболее жестким инструментом денежно-кредитного регул-я. Она прим-ся как средство для быстрого сжатия или расширения кредитной массы в стране.3. Управление кредитами осущ-ся методом "операции на открытом рынке", когда ЦБ проводит куплю-продажу цен. бумаг. Если ЦБ продает цен. бумаги, то он получает взамен ден. средства, кол-во денег в обращении падает, % растет и деньги опять становятся "дорогими". Если же ЦБ покупает ценные бумаги, то это приводит к падению нормы процента и "подешевлению" денег. Этот метод прим-ся для проведения либо экспансивной (покупка), либо рестрикционной (продажа) политики ЦБ в отношении ден. массы.

Второй ур-нь кредит. системы представлен коммерч. банками, кот. непосредс-но работают с клиентами - физическими или юридическими лицами. По видам совершаемых операций банки могут быть универсальными или специализированными. Коммерческие банки как кредитные институты играют большую роль в регулировании денежной массы: - они аккумулируют временно свободные денежные средства; - они предоставляют кредиты; - они создают кредитные деньги; - они эмитируют ценные бумаги. Привлечение и размещение ден. средств банки осущ-ют через проведение пассивных и активных операций. Среди услуг коммерческих банков, важных для макроанализа, выделяют следующие виды: 1. Прямое кредитование, т.е. выдача ссуды на условиях возвратности, платности, срочности. 2. Банковские инвестиции, т.е. приобретение банком акций и облигаций. З. Лизинг, т.е. опосредствованная банком аренда различных видов имущества и оборудования. 4. Факторинг, т.е. инкассирование дебиторской задолженности клиента с выплатой суммы счетов немедленно или по мере погашения задолженности. 5. Трастовые операции, т.е. операции по управлению капиталом клиентов. Третий уровень кредитной системы представленспециализированными кредитно – финансовыми институтами: пенсионными Фондами, Страховыми Компаниями, инвестиционными и ипотечными банками, ссудно-сберегательными ассоциациями и т.д. Они сосредотачивают у себя громадные денежные ресурсы и поэтому оказывают большое воздействие на денежную политику. Для норм-го функционирования экономики важно, чтобы банковская система была стабильна. К причинам, вызывающим нарушения в функционировании банковской системы, относятся: - нестабильность курса национальной валюты; - неудачная денежно-кредитная политика ЦБ; - неразумная фискальная (налоговая) политика; - отсутствие системы страхования депозитов.

Вопрос 31.

Различают два вида монетарной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая монетарная политика

Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада, имеет целью "взбадривание" экономики, стимулирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег, которыми являются:

• снижение нормы обязательных резервов;

• снижение учетной ставки процента;

• покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Рост предложения денег (рис. 2,а) ведет к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 до AD2). Это обеспечивает рост выпуска от Y1 до потенциального объема выпуска Y* и, следовательно, служит средством преодоления рецессии и использования ресурсов на уровне их полной занятости.

Сдерживающая монетарная политика

Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума, "перегрева" экономики и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Сдерживающая монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег, к которым относятся:

• повышение нормы обязательных резервов;

• повышение учетной ставки процента;

• продажа центральным банком государственных ценных бумаг. Уменьшение предложения денег (рис. 2,б) сокращает совокупный спрос (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2), что обеспечивает снижение уровня цен от P1 до P2 (поэтому выступает антиинфляционной мерой) и возвращение величины выпуска Y1 к своему потенциальному уровню Y*.

Рис. 2. Виды монетарной политики



2019-08-13 628 Обсуждений (0)
Структура денежной массы. Активная и пассивная часть. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура денежной массы. Активная и пассивная часть.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (628)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)