Выбор конкурентной стратегии.
Конкурентная стратегия фирмы представляет собой активную позицию для достижения рыночного успеха и получения конкурентного преимущества. Выбор конкурентной стратегии на основе анализа исследований, проведенных М. Портером, определяет два главных момента. Первый момент — структура отрасли, в которой действует фирма. Суть конкуренции в разный отраслях различается, так как вероятность долговременного получения прибыли в разных отраслях неодинакова. Второй — позиция, которую фирма занимает внутри отрасли. Существенное изменение положения в конкурентной гонке влечет за собой перемены в структуре отрасли или появление новых основ для конкурентного преимущества. Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли в процессе ее изменения. В любой отрасли экономики суть стратегии конкуренции определяется пятью силами: • угрозой появления новых конкурентов; • угрозой появления товаров - или услуг-заменителей; • способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться; • способностью покупателей торговаться; • соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.
Значение каждой из пяти сил меняется в каждой из фирм (отрасли) и предопределяет прибыльность фирмы. В фирмах, где действие этих сил сказывается благоприятно, конкуренты могут получать высокую прибыль от вложенного капитала и, наоборот; в фирмах, где одна или несколько сил действуют неблагоприятно, очень немногим фирмам удается долгое время сохранять высокие прибыли. Фирмы должны не только реагировать на изменение структуры отрасли, но и выбирать позицию внутри отрасли. Позиция в отрасли — подход фирмы в целом к конкуренции, а не только ее продукция или то, на кого она рассчитана, определяет конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество включает более низкие издержки и дифференциацию товаров. Низкие издержки помогают фирмам разрабатывать, выпускать и реализовывать продукцию с меньшими затратами, чем конкуренты, и получать больше прибыли. Дифференциация продукции — это способность обеспечить покупателя большей уникальной ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Она позволяет фирме диктовать высокие цены и увеличить прибыль по сравнению с конкурентами. Вышеперечисленные силы конкуренции влияют на прибыльность конкуренции отрасли, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размер капиталовложений, необходимых для того, чтобы конкурировать в этой отрасли. Появление новых конкурентов снижает прибыльность фирм, так как они привносят в отрасль новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка сбыта. Покупатели или поставщики, торгуясь, извлекают выгоду и снижают прибыль фирмы. Наличие товаров-заменителей ограничивает цену, которую могут запросить фирмы, конкурирующие в этой отрасли. Соперничество между конкурентами было и остается умеренным и больше всего зависит не от снижения цен, а от других факторов и, прежде всего от инновации, которая способствует увеличению объема производства. При выборе конкурентной стратегии фирмы должны уделять внимание обоим типам конкурентного преимущества или хотя бы строго придерживаться одного из них. Фирма, сосредоточившаяся на низких издержках, должна, тем не менее, обеспечивать приемлемое качество и обслуживание. Товар фирмы, выпускающей дифференцированную продукцию, должен быть не настолько дороже товара конкурентов, чтобы это было в ущерб фирме. Поэтому фирма должна решать для себя, сколько разновидностей продукции она будет выпускать, какими каналами сбыта пользоваться, какой круг покупателей обслуживать в каких отраслях она будет конкурировать с учетом сегментации рынка. В разных секторах рынка требуются разные стратегии и разные способности. Вид конкурентного преимущества и сферу, в которой она достигается, можно объединить в понятие типовой стратегии. Модель пяти сил конкуренции по М. Портеру представлена на рис. 4.
Фирмы, чьи продукты могут быть заменителями Конкурентные силы, возникающие вследствие Конкурентные силы, экономических возникающие вследствие возможностей и торговых угрозы со стороны способностей поставщиков товаров – заменителей Соперничество между существующими Поставщики конкурирующими Покупатели системами («Центральный ринг») Каждая фирма следует Конкурентные силы, своей собственной возникающие вследствие конкурентной стратегии экономических для завоевания лучшей возможностей и торговых позиции и выгод от способностей поставщиков конкурентного преимущества Потенциальные Конкурентные силы, конкуренты возникающие вследствие угрозы появления новых конкурентов Рис. 4. Модель пяти сил конкуренции Подход фирмы к конкуренции зависит от видов предпринимательской деятельности фирмы. Фирмы получают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы выполнения деятельности, внедрением новой техники и технологии или исходных компонентов производства (обеспечение поставок сырья, сбыта продукции, маркетинг и продажа, послепродажное обслуживание и т.д.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др. Как было показано чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др. Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия. Если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу. В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике. Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой. ЛИТЕРАТУРА 1. Завьялов П.С. Конкуренция в условиях развитого рынка: возможности и пределы. -'• В кн.: Современный цивилизованный рынок. — М.: 1995. 2. Завьялов П.С. Конкурентоспособность и маркетинг. — Российский экономический журнал, 1995, № 12. 3. Завьялов П.С. Конкурентоспособность в экономической политике зарубежных стран. — Журнал "Маркетинг", 1996, № 2. 4. Завьялов П.С. Средство регулирующего воздействия на конкурентоспособность национальной экономики. — Маркетинг, 1996, № 3. 5. Завьялов П.С. Промышленная политика государства как средство активного воздействия на конкурентоспособность. — Маркетинг, 1996, № 4. 6. Пентелин А.К. (Ассоциация экспортеров СССР). Международные стандарты и проблемы повышения конкурентоспособности советской промышленной продукции. - М.: ЦИНТИХИМ-НЕФТЕМАШ, 1990..- 57 с. 7. Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ./ Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. — М.: Международные отношения, 1993. — 896 с. 8. Стародубровская И.В. От монополизма к конкуренции. — М.: Политиздат, 1990. — 174 с. ' 9. Фишер С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. — М.: Дело ЛТД, 1993. — 864 с. 10. Внешнеэкономические связи России / Россия на важнейших товарных рынках (анализ внешнеэкономических связей в 1993-1994 гг. и прогноз их развития в 1995-1996 гг.). Сборник № 12.'- М.: ВНИИВС и МЦНТИ, 1995. - 63 с. 11. Внешнеэкономические связи России / Совершенствование экономических отношений России со странами ближнего зарубежья. Сборник № 13-14. — М.: ВНИ-ИВС и МЦНТИ, 1995. - 95 с. 12. Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (1991 г.). 13. Федеральный Закон от 25 мая 1995 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". 14. Вопросы изучения экономических аспектов конкурентоспособности товара (на примере машинотехничес-кой продукции). / БИКИ, Приложение № 12. — М.: ВНИКИ, 1984. - 86 с. 15. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П.Фаминского. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Международные отношения, 1994. — 480 с. 16. Проблемы конкурентоспособности товаров на мировом рынке в условиях НТР. - М.: ВНИИВС, 1988. -54с. 17. Проблемы конкурентоспособности экспортной продукции и маркетинг (Методологические аспекты). — М.: ТПП СССР, 1988. - 83 с. 18. Цены на машины и оборудование на капиталистическом рынке (третий выпуск): справочник. — М.: ВНИКИ, 1990. - 266 с. 19. Экономика внешних связей России: Учебник для предпринимателя/ Под ред. доц. А.С.Булатова. — М.: Издательство БЕК, 1995. -704 с. 20. Экономическая стратегия повышения конкурентоспособности развитых капиталистических стран / Сборник обзоров. - М.: ИНИОН АН СССР, 1988. - часть I — 145 с.; часть П — 199 с. 21. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С.Булатова. — М.: Издательство БЕК, 1994. - 632 с.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |