Образовательные практики реализации личностно-ориентированных парадигм (А.М. Моисеев)
Сравнительный анализ традиционного и личностно-ориентированных подходов к обучению (по Б.Б. Айсмонтасу)
Традиционный подход
| Личностно-ориентированный подход
|
Принцип педагогического общения
|
Прямая передача готовых знаний путем объяснения и иллюстрации
| Обучение детей путем вовлечения в творческий учебный труд всех
|
Учение - тягостный, тяжелый, непосильный труд для многих детей
| Учение приносит радостное чувство успеха и умственного развития
|
Учитель выполняет роль предметника, и он с предметом идет к учащимся
| Учитель выполняет роль воспитателя, и он с учащимися идет к творческому познанию предмета
|
Учитель чаще обращается с учащимися по принципу волевого принуждения к учению
| Учитель с детьми обращается по принципу уважительного сотрудничества
|
На уроке оценку своего труда получает небольшое количество учащихся
| Каждый ученик на каждом уроке получает оценку своего труда
|
Принцип опережения в обучении
|
Учитель жестко привязан к программе, он не рискует изменить время, отведенное на изучение материала, не проявляет творческой инициативы
| Учитель жестко не привязан к программе, он позволяет себе опережать время, отведенное на изучение предмета
|
Формализм, безынициативность в выполнении учебной программы, отсутствие творческого подхода
| Опережение программы учеником доставляется удовольствие, ведет к быстрому умственному развитию
|
Класс в целом остается ленивым, бездумным, безответственным
| Класс становится думающим, трудолюбивым
|
Принцип опорных сигналов в обучении
|
Деление детей на сильных и слабых
| Отказ от деления детей на группы сильных и слабых
Отказ от дифференцированных заданий
|
Основное педагогическое средство - это объяснительно-иллюстративный метод
| Использование идеи опорных сигналов (В.Ф. Шаталов), схем (С.Н. Лысенкова) и др.
|
Отсутствие творческого поиска более оптимальных методов обучения
| Опорные сигналы - это главные и существенные признаки, правила, способы, приемы и их составные действия и др.
|
Отрицательное отношение к ученикам, не понимающим поставленная проблема и не умеющим думать
| Развитие у учащихся способности к мышлению
|
Преобладание индивидуальных форм обучения и отсутствие групповых, совместных
| Создание детского коллектива, способного вовлекать всех в коллективное учебное творчество
|
Принцип самоанализа в обучении
|
Учащихся не учат анализировать и оценивать свою деятельность, оценочные действия преимущественно или полностью принадлежать учителю
| Учащихся приучают анализировать свою деятельность, обучают индивидуальному и коллективному самоанализу
|
Каждому школьному делу оценку дают учителя и родители, дети не обучаются анализировать работу
| Каждое школьное дело анализируется и оценивается самими учащимися
|
Доминирует авторитарный стиль руководства ученическим коллективом
| Обучение коллективному самоанализу ведет к укреплению атмосферы сотрудничества
|