Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II.1 Концептуальные основы личностно-ориентированного образования



2019-10-11 868 Обсуждений (0)
II.1 Концептуальные основы личностно-ориентированного образования 0.00 из 5.00 0 оценок




I. Современные парадигмы образования

 

I.1 Современные парадигмы образования: личностно-отчужденная и личностно-ориентированная. Гуманизация образования

 

Табл. 1. Современные парадигмы образования

Система образования

Парадигма - исходная концептуальная идея, господствующая

в течение исторического периода

Социальный подход (базируется на принципе культуросообразности) Антропологический подход (базируется на принципе природосообразности)

Логика образовательного процесса

Передача социального опыта ребенку (от программ - к ребенку) От ребенка к программам
Личностно-отчужденная парадигма Личностно-ориентированная парадигма
Потребности, способности ребенка не учитываются Учет потребностей, способностей ребенка

Социально-ориентированная парадигма

Учет требований всех заказчиков, в том числе и ребенка

Гуманизация образования занимает важное место в многогранном процессе современного общества.

Гуманистический потенциал идей, заложенных в теориях:

развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков);

воспитывающего обучения (З.И. Васильева, К.И. Дулов и др.);

целостности учебно-воспитательного процесса (В.И. Ильин);

индивидуализации и дифференциации учебной деятельности (А.А. Бударный, В.В. Иванов, О.Н. Иващенко, Л.М. Захарова, А.А. Кирсанова, Е.С. Рабунский, Р.С. Семенова, И.Э. Унт);

приобщения учащихся к самообразованию и самовоспитанию (Б.Ф. Райский, Л.И. Рувинский, В.Н. Котляр);

формирования мотивации учения (Ю.Д. Алферов, В.С. Ильин, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина);

саморазвития и индивидуальности учителя (Е.П. Белозерцев, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик, Л.Ф. Спирин);

диалогизация обучения (С.Ю. Курганов, Ю.В. Сенько).

Разработка целостной теории гуманизации образования: М.Н. Берулавы, Г.Б. Корнетов, Н.И. Осухова, В.П. Лежникова, Е.Н. Шиянова и др.

Смыслом педагогического процесса становится развитие ученика, обращенность к его внутреннему миру, его индивидуальности.

Гуманистически-ориентированная дидактическая система включает:

новые цели образования, направленные на самореализацию ученика и учителя через усвоение системы общечеловеческих ценностей;

новое содержание образования, соотнесенное с личными потребностями субъектов учебного процесса;

систему личностно-ориентированных методов и форм обучения, их выбор учащимися и учителями;

демократический стиль педагогического и профессионального общения;

включение деятельности учения в структуру процессов саморазвития и жизненного самоопределения личности обучающихся.

Принципы гуманизации процесса обучения:

познания и усвоения обучающимися в педагогическом процессе истинно человеческого;

познания обучающимися себя как человека;

совпадения интересов обучающихся с общечеловеческими интересами;

предоставления обучающимися в педагогическом процессе необходимого общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности;

очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе;

определения качеств формирующейся личности обучающегося, его образованности и развития в зависимости от качества самого педагогического процесса.

Гуманистическая ориентация предполагает не отказ от универсальных педагогических технологий, а их вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Гуманизация учебно-воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса требований:

безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;

проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

осознание права личности быть не похожей на других;

предоставление права на свободу выбора;

оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

способность чувствовать (эмпатия) каждого ребенка, смотреть на проблему глазами конкретного ребенка с его позиций;

учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка.


ІІ. Личностно-ориентированный подход в образовании

Личностно-ориентированное образование - педагогический процесс, создающий условия для проявления личностных функций обучающегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и т.д.

Функции личностного подхода

охрана (жизни, здоровья, свобода прав человека);

опора (помощь в самоутверждении);

помощь в становлении положительной Я - концепции.

Идея личностного подхода обосновывалась и развивалась: Ананьевым Б.Г., Выготским Б.Г., Леонтьевым А.Н., Бодалевым А.А., Давыдовым В.В., Божович Л.И., Занковым Л.В., Зинченко В.П. и др.

Виды личностного подхода: гуманно-личностный; личностно-деятельностный; личностно-развивающий.

 

II.1 Концептуальные основы личностно-ориентированного образования

Модель личностно-ориентированного образования принадлежит известному американскому психотерапевту Карлу Роджерсу.

Источники и движущие силы развития и личного роста находятся в самом человеке. Главная задача обучения: помочь личности понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.

Условия личностно-ориентированного (значимого) учения (К. Роджерс):

наполненность содержания обучения жизненными проблемами учащихся, создания такой ситуации учения, в которой бы учащиеся в определенной степени могли определиться с решением важных для них лично проблем и вопросов;

учащийся - субъект жизни;

"реальность личности учителя", т.е. вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками;

принятие учителем учащегося таким, каков он есть;

недирективная, диалогичная позиции учителя к источникам и способы получения знаний;

опора на самоактуализацию личности учащихся.



2019-10-11 868 Обсуждений (0)
II.1 Концептуальные основы личностно-ориентированного образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II.1 Концептуальные основы личностно-ориентированного образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (868)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)