Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Человекоразмерность науки в исторической перспективе.



2019-10-11 223 Обсуждений (0)
Человекоразмерность науки в исторической перспективе. 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание.

Введение………………………………………………………………3

1. Человекоразмерность науки в исторической перспективе.5

2. Наука XIX века. Механистическая парадигма и человекоразмерность……………………………………………………….7

3. Физика как парадигмальная наука XX века и человеко-размерность………………………………………………………………...11

3.1. Человекоразмерность и редукционизм………………………11

3.2. Человекоразмерность и критерий открытия…….................…14

3.3. Понятие противоречия и его объективные и субъективные коннотации……………………………………………………………….....15

4. Наука как вид субъективной деятельности……………………...17

4.1. Человекоразмерность в параллелях между искусством и наукой…………………………………………………………….………..17

4.2. Национальные и религиозные компоненты науки…………...19

5. Виртуальные миры, границы и человекоразмерность науки…..21

5.1. Множественность миров как эпистемологическая и онтологическая проблема и человеческое…………………………...…...21

5.2. Границы науки в конце ХХ века и человеческое…………….23

Заключение……………………………………..…………………….25

Список использованных источников……………………………….27


Введение.

 

Жизнь человека коротка и непредсказуема и всю свою историю человек пытается противопоставить этой непредсказуемости нечто определённое, предсказуемое. Долгое время за опору бралась религия, являвшейся идеальной моделью бытия. Соблюдая эту модель, человек мог рассчитывать на определённую степень предсказуемости в жизни (воздаяния и наказания по делам) и после смерти.

Однако, с приходом эпохи Просвещения, Бог постепенно замещался Человеком. Точнее, всемогущество Бога – всемогуществом человеческого Разума. Как это обычно бывает в истории, человек сначала разрушил «старое», и только потом приступил к освоению «нового». В итоге, к началу XIX века (условная дата завершения эпохи Просвещения) оказавшись в «тёмном мире», с «пустым» небом и незрелой наукой.

Опору теперь стали искать в науке как в чем-то высшем и независимом от человека, хранящем знания и истины, выходящие за пределы ограниченного человеческого бытия. Сложность состояла в том, что наука сама была созданием человека. Для того чтобы служить человеку опорой, чтобы рассматриваться как абсолют, наука должна была быть отделена от человека. Она должна была предстать в идеале, как нечто, не зависимое от человека, безличное, объективное и внечеловеческое.

И хотя сама задача независимости науки от человека никогда не ставилась, наука вырабатывает свой собственный безличный язык со своей собственной системой обоснований и доказательств, представляя себя как некое безличное, внечеловеческое и истинное в данный момент времени знание, — эти особенности знания и составляли то, что определялось как объективность науки.

Одновременно в науке, как создании человека, не может не присутствовать след человека, делающего эту науку, но наука делается не только человеком, но и для человека, она должна ему соответствовать. Эти характеристические особенности науки – след в ней человека и ее соответствие человеческим масштабам – можно определить как свойство науки иметьчеловеческую размерность.

Смысл созданной человеком науки (или человеческого познания) в открывании и изучении законов природы и окружающего мира, но кто сказал, что наш мир живёт по законам? Л.Шестов писал об этой особенности науки: «Наука не констатирует, а судит. Она не изо­бражает, а творит истину по своим собственным, ею же созданным законам. Наука, иначе говоря, есть жизнь перед судом разума. Разум решает, чему быть и чему не быть. Решает он по собственным — этого нельзя забывать ни на ми­нуту — законам, совершенно не считаясь с тем, что он именует "человеческим, слишком человеческим" [1].

Так что же такое наука? Очередная выдуманная человеком модель, наиболее полно удовлетворяющая потребность человека в знании в данный момент времени и на данной ступени человеческого развития, или же это способ познания Истины, тайн мироздания, частью которого является сам человек и именно по этому науке свойственна человекоразмерность? Сравнивая течения науки и стили в искусстве (очевидное проявление человеческой субъективности) различных эпох нетрудно заметить некоторую степень сходства и взаимосвязи. Являются ли эти явления действительно синхронными, или одни обуславливают другие? Или они независимы и сходство только кажущееся?

Попробуем ответить на эти вопросы.


Человекоразмерность науки в исторической перспективе.

Что же поддерживало меня? Всегда лишь беременность. И всякий раз с появлением на свет творения, жизнь моя повисала на волоске.

Фридрих Ницше. Афоризмы и изречения.

 

Само понятие человекоразмерности науки имеет явно противоречивый характер, очевидный при его изучении, а именно объективность науки легко показать, но почти невозможно доказать, обосновать, тогда как человекоразмерность науки легко обосновать, но почти невозможно показать. Действительно, со­вершенно очевидно, что наука не может, как вид человеческой деятельности, не нести в себе следы этого человеческого присутствия, однако вылепить их в содержании научного знания чрезвычайно трудно, почти невозможно. С другой стороны, наука формулирует общие, фундаментальные законы, при этом существует уверенность в незыблемости этих законов. Однако никакого обоснования окончательного и безусловного в справедливости этих законов так и не было получено. Обоснования фундаментальных законов не существует, у них есть эмпирические подтверждения, они непротиворечивы, как правило, они составляют систему внутренне непротиворечивого знания, но объяснения тому, почему, скажем, фундаментальные физические законы описывают практически неограниченные области реальности, притом, что физика — нау­ка ограничений, получено так и не было...

Проблему основания научного знания и его обоснования подчеркивал М. Планк, когда рассуждал о необходимости получения доказательства за­кона сохранения и превращения энергии индуктивно и дедуктивно. Сам Планк использовал для второго вывода закона принцип, не меньшей степени общности, — невозможность вечного двигателя, имевший только опытную проверку. Фактически это можно толковать и как отсутствие обоснования закона именно в силу его фундаментальности. [2]

Можно показать, что, казалось бы, противоположные по интенциям и предположениям интерпретации науки приводят к тому, что касается крите­риев человекоразмерности, к сходным результатам. Например, наука в интер­претации Кэртрайт во многом сводится к специфическому виду техники, к технологии, где имеет место только воспроизводство технического инструментария для создания новых проверяемых зависимостей. Подобную полуэмпирическую теорию можно соотнести с чисто техническим внутринаучным знанием. В тер­минах Петрова, наука в данном подходе есть действие внутри фиксированного полуэмпирического закона, есть репродуктивная деятельность, где степень те­оретической свободы близка к нулю, равно как и субъектный след в науке человекоразмерная составляющая теории. Но если эксплицировать применяе­мые критерии, то обнаруживается, что подобный уровень рассмотрения можно применить к довольно ограниченному социуму — к коллективам исследова­телей, работающих внутри одной нормальной парадигмы и имеющих общие системы норм, предписаний, методов и представлений о способах построения теорий. А тогда и возникают человекоразмерные компоненты данной теории, определяемые системой норм и правил данного коллектива. Э.Пикеринг ставит под сомнение одну из догм естествознания Нового времени [3] относительно окончательности, безличности и безусловности экспериментальной проверки результатов научных теорий. Он показывает сложную взаимосвязь самих направлений исследования с практическими возможностя­ми эксперимента внутри конкретного научного института или даже научной группы. Пикеринг приходит к выводу о возможности,и даже, как он пишет, не­избежности подгонки экспериментальной техники под прагматические нужды стратегии успеха.

Нетрудно понять, что в случае практики такой подгонки в течение всей истории науки, к настоящему времени след человекоразмерности в ней должен идти красной нитью. Группы учёных, работающие на основе полученных подгонкой знаний, сами подгоняя свои результаты, создают эффект накопления, именуемый в теории навигации как «накопление ошибки системой». Одни ошибки усугубляют предыдущие, другие их компенсируют, но в любом случае человеческая субъективность вводит случайное звено в стройную цепь научного знания. И хотя, согласно идеалам и нормам, выработанным нововременной наукой, её задача состоит в том, чтобы получить объективное знание о мире, из которого человек как действующее начало явно исключён, вспомним, что наука возникла из игры, как нечто необязательное, искреннее, подобное вдохновению художника или поэта создать нечто не ради корыстной цели, а ради своего интереса, ради удовлетворения потребности быть творцом. В сходстве науки и искусства и проявляется в огромной мере её человеческая особенность, человеческая размерность [4].

 


2. Наука XIX века. Механистическая парадигма и человекоразмерность.

 

В истории науки можно выделить период, когда идеал науки, приближающейся к абсолютной истине и полностью свободный от человеческой субъективности, был наиболее близок к осуществлению. Речь идёт о XIX веке, Веке Науки. Такое стало возможно благодаря эволюции понятия «точного научного знания», берущего начало ещё в XVII в. В то время понятие абсолютно точного знания опиралось на авторитет источника этого знания (вспомним Библию). Далее, в процессе своей эволюции, всё более тесно переплетаясь с понятиями наиболее вероятного и морально достоверного знания. Исчисления же вероятности и достоверности знания связывались с некоей точкой отсчёта, представляемой здравым смыслом. Причём под здравым смыслом подразумевалось мнение ограниченной группы наиболее просвещённых умов современности. К началу XIX века вера в индивидуальный и даже коллективный здравый смысл стала таять, знания требовали всё более точных доказательств. Благодаря наследованию идей Просвещения, само понятие «рациональное» всё более переплеталось с понятием «научное». Любое рассуждение, не прошедшее проверку наукой, отбрасывалось как иррациональное [5].

Начало XIX века характеризуется также укреплением позиций механики как универсальной и всеобъемлющей науки. Способствовало этому то, что на тот момент механика была единственной математизированной областью естествознания. Развивая эту ветвь научной эволюции, Лагранж ставит целью своей научной работы свести теорию механики и методы решения связанных с нею задач к общим формулам, простое развитие которых даёт все уравнения, необходимые для решения каждой задачи, результаты которой публикует в двухтомнике «Аналитическая механика». В этой работе он сводит механику к области математического анализа, который содержал в то время наиболее разработанную систему мат. доказательств, тем самым, автоматизировав её и сведя к минимуму человеческую изобретательность при решении связанных с механикой задач. Такой путь должен был привести к идеальной рационализации науки, основные положения которой имеют строгие доказательства, а использование не требует усилий. Моделируемые наглядным образом силы заменялись математически корректными абстракциями, однако наглядность такого подхода была крайне низка, что вызывало конкуренцию формалистического и аналитического подходов описания механики.

Окончательно это разделение сформировалось к первой четверти XIX века. В формалистическом случае строилась редукция физического явления в системе Лапласовских молекул (молекулярная механика), в аналитическом же, вопросы механики «переводились» в вопросы мат. анализа, что уже не подразумевало знания конкретного механизма физического взаимодействия. Последнее и послужило решающим аргументом в пользу победы именно аналитической механики к середине XIX в. – ведь она позволяла уже сейчас решать вопросы взаимодействий, принцип которых на данный момент не ясен и скоро ясным не станет. Как пример, можно привести вопросы принципа сохранения энергии или принципа теплообмена. Механизмы сих явлений были совершенно не ясны, однако они имели экспериментальное подтверждение и хорошо описывались уравнениями аналитической механики (при условии сведения всех видов энергий к энергии механического типа). Фундаментальное значение принципа было немедленно оценено. Планк тут же предложил его как фундаментальный принцип при изучении электрических и магнитных явлений – новой и «нехоженой» области физики. Это ещё один пример субъективного человеческого влияния на некий фундаментальный, безличный закон.

Развитием принципа сохранения энергии стал другой интересный принцип – принцип невозможности вечного двигателя. Важен не столько принцип, являющийся, по сути, всего лишь одной из трактовок принципа сохранения, сколько его формулировка – невозможен ДВИГАТЕЛЬ, то есть некий полезный человеку продукт. Это ещё одно подтверждение человеческого участия (точнее участия человеческих интересов) в формировании механики. Само обращение к вопросу вечного двигателя есть пример обоснования уже обоснованного закона, но уже не на безличном языке формул, а на примере терминов «мира человека». Показательно, что уже в рамках механистического мировоззрения возникали прямые отсылки к стереотипам человеческого мышления.

Максвелл, уже после формирования своей теории электрических и газовых взаимодействий на основании обобщённых уравнений Лагранжа (которые вообще пренебрегали сутью механизма процесса, который описывали), всеми силами пытался получить привычную, механистическую интерпретацию действия электромагнитного поля. В.А. Фок в середине XX века объяснял это так: «…вековое развитие физики, включая XIX век, привело к тому, что абсолютный характер физических процессов, возможность их неограниченной детализации и их однозначная детерминированность стали считаться основанием физической науки…». [6]

Для Максвелла значимо различие интерпретаций, понимаемое как различие наглядных моделей. Для Фока – математическое различие получаемых решений. Это расхождение во взглядах наиболее точно отражает расхождения во взглядах на науку в середине XIX века и век спустя. Несмотря на все попытки укрепить и модифицировать наглядный механистический подход, предпринятые в т.ч. и Герцем, известным экспериментатором, использовавшим математику «лишь как способ понять лабораторные исследования», наука к концу XIX века постепенно ушла от наглядности, приняв сухую математическую парадигму. Однако такой поворот устраивал не всех.

В 1899г. Л.Больцман в одном из докладов прямо говорит о возможности наличия нескольких, отличных, но при этом равнозначно истинных теорий, выражая возможность физического плюрализма. Утверждение истинности лишь одной теории, по его словам, выражает лишь наше субъективное убеждение. Позже, в 1929г., Ф.Клейн открыто укажет на негативные последствия «подчинения формальному методу классической механики всё более новых и далёких областей применения». Таким образом, Максвелл, пытаясь найти «классические» объяснения к своей «чисто математической» теории, хоть и поступает наоборот, относительно действий Больцмана и Клейна, но фактически закладывает первый камень в структуру физического плюрализма.

Больцмана можно назвать основателем квантовой механики. В своих работах он постоянно подчёркивает, что «мы не должны думать, что всё на свете может быть подразделено соответственно нашим категориям и что может существовать наиболее совершенная классификация». Саму закономерность Больцман трактует как специфику человеческого восприятия природы, искусственные рамки познания. В отличие от предшественников, он рассматривает не только происхождение явлений или объектов мира природы, но и происхождение, генезис, понятий.

Механическая картина мира была основополагающей до самого конца XIX века, лишь десятилетие спустя, с появлением специальной теории относительности, сдав позиции новой, плюралистической картине. Человек, как создатель и реформатор этих картин мира, возникает как на первых этапах модификации, когда объясняет принцип сохранения энергии на примере невозможности создания вечного двигателя, так и в поисках Максвелла и Больцмана. Причём человеческий компонент сказывается уже не на факте наличия множественности теорий и картин мира, а на критериях отбора из них. И хотя математизация механики уменьшала степень её человекоразмерности, формализация методов решения и описания, апелляции к человеческим компонентам (законам человеческого мышления, здравого смысла, целесообразности и т.д.) возвращали всё на круги своя. В конце концов, роль парадигмальной науки от механики перешла к физике.

 

3. Физика как парадигмальная наука XX века и человекоразмерность.



2019-10-11 223 Обсуждений (0)
Человекоразмерность науки в исторической перспективе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Человекоразмерность науки в исторической перспективе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)