Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нефтепровод Чад-Камерун



2019-10-11 248 Обсуждений (0)
Нефтепровод Чад-Камерун 0.00 из 5.00 0 оценок




С 1992г. находится в разработке проект нефтепровода Чад – Камерун. Богатые нефтяные месторождения в районе Добы на юге Чада были разведаны уже давно, добыча на них может достигать 400 тыс.барр. в сутки, а эксплуатация – продолжаться в течение 30 лет. Было необходимо принять решение о том, каким образом можно воспользоваться этим богатством, учитывая анклавность страны, перманентно взрывоопасную ситуацию внутри нее и в регионе в целом, отсутствие инфраструктуры и т.п. целом, отсутствие инфраструктуры и т.п.

После проведенного тщательного анализа один за другим отпали «суданский», «ливийский» и «нигерский» варианты из-за полного отсутствия, с точки зрения западников, гарантий безопасности. В итоге, наиболее приемлемым было признано камерунское направление – до терминала в Криби на атлантическом побережье. Реализацию проекта взял на себя консорциум в составе трех крупнейших ТНК: американской «Эксон», англо-голландской «Шелл» и французской «Эльф», причем главными застрельщиками выступали американцы. В целях обеспечения строительства и последующей эксплуатации нефтепровода на местах были образованы два СП: Tchad Oil Transportation Company (ТОТКО) и Cameroon Oil Transportation Company (KOTKO).

Для реализации проекта требуется 1700 млн.долл. Таким образом, капитал KOTKO должен равняться этой сумме. Долевое участие акционеров KOTKO распределяется следующим образом: 97% финансирования осуществляет консорциум, остальные 3% – Чад (35 млрд.фр.КФА) и Камерун (42 млрд.фр.КФА). Консорциум вполне мог бы обойтись и собственными силами. Тем не менее, он предпочитает участие двух государств в акционерном капитале, поскольку их взносы обеспечиваются целевыми кредитами ВБ и его филиалами, а номинально скромные объемы финансирования МБРР на самом деле представляют собой решающие гарантии для основных спонсоров. Однако, согласие Всемирного банка, несмотря на все старания участников проекта, до сих пор так и не получено.

Шквал критики в адрес планов консорциума достиг своего апогея в 1997-98 гг., когда после окончания топографических работ была объявлена трасса маршрута нефтепровода на его камерунском участке (880 км.) и площадь затронутой территории была определена в 3400 га. Непримиримыми оппонентами выступили различные партии «зеленых» и неправительственные организации
После трехмесячных дискуссий по проекту в марте 1999 г. были разработаны новые варианты прохождения трассы трубопровода. Для определения самого оптимального в апр. 1999 г. была создана комиссия, которая проконсультировала землевладельцев, по чьим угодьям пройдет линия нефтепровода, а главное – скорректировала трассу в соответствии с пожеланиями экологов. Более 60% маршрута прохождения трассы было модифицировано. Соответственно были законсервированы проводимые ранее работы по созданию первичной инфраструктуры, большинство иностранных специалистов, завербованных консорциумом, прервало или разорвало свои контракты.

Дело дошло до того, что в Нджамене стали распространяться настойчивые слухи о возможном варианте эвакуации чадской нефти через Ливийскую пустыню и поисках новых компаньонов; упоминались независимые американские «Тринити газ корпорейшн», «Карбон энерджи груп» и «Ориентал энерджи ресурсес», которые, якобы, обещали инвестировать доли Камеруна и Чада. Правда, на официальном уровне в обеих столицах они всячески опровергались. Камерунский министр по охране окружающей среды и лесного хозяйства С.Н.Ондуа заявил, что «не может быть и речи о том, чтобы трубопровод пошел не через Камерун, а через Ливию».

Приводимый перечень обстоятельств, из-за которых строительство нефтепровода могло бы быть отложено на неопределенный срок, довольно обширен:

· снятие эмбарго с Ливии, куда вновь устремились западные нефтяные монополии и скорое возрождение ее нефтяного сектора;

· – возвращение Кот д’Ивуара в «нефтяную семью» – на салоне «Офшор Вест Эфрика» (23-25 марта 1999 г.) в Абиджане принято решение об увеличении эксплуатации и производства нефти, дабы компенсировать потери, понесенные из-за кризиса сельскохозяйственным сектором. Вполне логично, что абиджанская нефть появится на рынке гораздо быстрее, чем первая капля чадской прибудет в Криби;

· – многочисленные геологоразведочные работы, осуществляемые французскими компаниями в Кабинде (Ангола), показали наличие богатых нефтяных месторождений, на которых легко можно наладить добычу;

· – при отсутствии внутренних потрясений в РЭГ эта сторона в ближайшем будущем будет фигурировать в числе наиболее крупных производителей нефти в Африке. Приводились и другие аргументы, но главный вывод был однозначен – в складывающейся ситуации нефтяной рынок вполне может обойтись и без чадцев.

Неопределенность с будущим нефтепровода стала рассеиваться лишь в самое последнее время – прежде всего вследствие благоприятной нефтяной конъюнктуры.

В плане координации усилий по урегулированию имеющихся финансовых вопросов, отмечается в коммюнике, Камерун с июня 1998 г. принимал участие во всех дискуссиях, в т.ч. в Вашингтоне, Атланте, Париже, Нью-Йорке, проводимых в целях заключения соглашения об условиях финансирования со стороны третьих лиц – кредиторов – Long Form Terme Sheet (LFTS). В данном контексте в июле 1999 г. в Вашингтоне рассматривалось досье акционерного участия Камеруна в капитале КОТКО.
Указом П.Бийи от 24 авг. 1999 г. в Камеруне образован госкомитет по проекту нефтепровода Чад-Камерун, определены его структура и функции. Председателем комитета назначен А.Мудики – гендиректор НКУ, среди его прерогатив – ведение любых переговоров, имеющих отношение к заключению контрактов по нефтепроводу, координация действий государственных ведомств, вопросы эксплуатации и технического обеспечения, мониторинг экологической ситуации. В состав комитета входят 17 представителей различных министерств и ведомств. Постоянный секретариат комиссии состоит из 6 отделов: охраны окружающей среды, экономики и финансов, администрации и бухучета, инженерного и местного обеспечения, правового, связи и образования.
К прессингу экологов и НПО стали присоединяться голоса местных оппозиционных политических партий и движений (в Чаде – значительнее, в Камеруне – слабее). Наиболее активно в этом плане выступает «Обновленный национальный фронт Чада» (ФНТР), неоднократно призывавший руководство ВБ отказаться от какого-либо участия в проекте. В одном из последних воззваний ФНТР, распространенном в Париже в конце авг. 1999 г., генсек движения Ахмат Якуб аргументировал данную позицию тем, что «финансирование нефтяного проекта означает разделить официальную ответственность за нарушения прав человека с властями Нджамены». В коммюнике Фронта содержались утверждения о карательных операциях, якобы проведенных правительственными войсками в июле-августе на востоке страны, в результате которых было убито более тридцати мирных граждан, заподозренных в сочувствии оппозиции и обращение к международным правозащитным организациям провести независимое расследование данных фактов».

 

Северная Африка

Второй нефтегазоносной провинцией на африканском континенте является Северная Африка - бассейны суши и акватории Восточного Средиземноморья и Суэцкого залива. Здесь, в акваториях Египта, разрабатывается 36 месторождений (добыча в 1998 г. - 43 млн т). Работы, проведенные в течение последних лет в Восточном Средиземноморье, показали наличие многочисленных подводных выходов газов, газогидратов и грязевых вулканов. Это подтверждает высокие перспективы акватории. Следует заметить, что она в тектоническом плане относится не к "пассивной" окраине, а к зоне "коллизии" Африки и Европы, занимаемой Средиземным морем, - к южной окраине Атласско-Альпийской складчатой области.

Ливия - бесспорный лидер на африканском континенте по размерам подтвержденных запасов нефти (по данным из разных источников, они составляют от 3,1 до 4,1 млрд т). Доказанные запасы нефти в других странах Африки значительно меньше: в Египте они составляют 500 млн т, Алжире - 1,2 млрд т, Нигерии - 2,3 млрд т. Однако, по мировым стандартам, ливийские запасы нельзя назвать очень большими: они составляют всего 2,2-3,0% от доказанных запасов нефти во всем мире. Примерно таким же количеством нефти располагают Китай (2,3%) и США (2,9%).

По размерам запасов Ливия явно "не дотягивает" до таких признанных лидеров на нефтяной карте мира, как Саудовская Аравия (25,2%), Ирак (10,8%), ОАЭ (9,4%), Кувейт (9,3%), Иран (9,0%), Венесуэла (6,9%). Однако, во-первых, ливийские недра пока недостаточно исследованы, и размер запасов нефти может увеличиться по мере проведения разведочных работ, во-вторых, она обладает очень хорошим качеством (ее плотность достигает 35-410 API) и, в-третьих, залегает на небольшой глубине, что немаловажно в условиях, когда нефтяные компании вынуждены экономить средства и искать возможности максимального снижения себестоимости добычи.

Ливийский нефтяной рынок практически полностью ориентирован на снабжение этим сырьем стран Европы, в частности - Италии, Германии, Испании, Франции, Великобритании, Бенилюкса и др., потребность которых в ливийской нефти оценивается в 1 млн баррелей в сутки, что составляет 77% нефтедобычи этой страны (на начало 1999 г. Ливия добывала 1,3 млн баррелей в сутки). Не в последнюю очередь такое положение объясняется запретом, наложенным правительством США на работу в Ливии американских нефтяных компаний, которые активно осваивали ливийский рынок до 1986 г.

Кроме того, Ливия активно стремится к доминированию на африканском рынке энергоносителей, предъявляя серьезные претензии на обеспечение большинства стран Африки углеводородным сырьем. Несмотря на то, что потребность в сырой нефти стран африканского континента вырастет не очень сильно (всего на 83 млн т к 2020 г.), сам факт ливийских претензий на лидерство в ее обеспечении заслуживает пристального внимания.

 

Заключенме

В поисках выхода из глубокого экономического кризиса, охватившего в начале 80-х годов большинство стран Африки, многие из них, следуя указаниям МВФ, пошли по пути структурной перестройки экономики, основными лозунгами которой были ослабление регулирующей роли государства, полная свобода рыночных отношений и ускоренная приватизация. «Шоковая терапия» по-африкански привела к еще большему росту социальной напряженности среди почти трехсотмиллионного населения и усилению финансово-экономической зависимости от ведущих западных стран-доноров. Закончив на этом общую экономическую характеристику, перейдем к не менее интересной проблеме коммерческих рисков, связанных с инвестированием капитала в данный регион. На Западе этому уделяют повышенное внимание. Существует ряд специальных рейтинговых агентств, которые ежегодно публикуют соответствующие оценочные данные. Обратимся к одному из таких изданий, выпускаемому американским Wall Street Journal совместно с Heritage Foundation под названием «Индексы экономической свободы» (Index of Economic Freedom). В нем анализируется внутренняя ситуация в более чем 160 странах мира с точки зрения привлекательности для прямых иностранных инвестиций. При этом оцениваются степень открытости внутренних рынков, участие государства в управлении экономикой, положение частного бизнеса, способность правоохранительных органов обеспечить внутреннюю стабильность и безопасность, уровень коррумпированности госаппарата, наличие основных демократических свобод, состояние банковской системы, размеры инфляции, потребность в зарубежных инвестициях и характер существующего налогового законодательства.

Каждый из этих показателей оценивается по пятибалльной шкале, причем чем ниже балл, тем более прогрессивным и привлекательным считается соответствующий рынок для вложения капиталов. В течение последних пяти лет первое место в мировом рейтинге со средним общим индексом 1,30 стабильно занимает Гонконг, а последнее - 161-е - КНДР (5,0). Государства Африки находятся в интервале от 61 (Бенин) до 156 (Заир) места. Пользуясь указанной методикой, можно попытаться оценить привлекательность («степень свободы») национальных экономик нефтедобывающих стран рассматриваемого региона (см. табл.).

Основные показатели:

I. открытость рынка (степень протекционизма во внешней торговле и коррупция в таможенной службе);

II.  налоговая политика (уровень налогообложения физических и юридических лиц);

III. степень государственного вмешательства в экономику (соотношение доли государственной и частной собственности в ВВП);

IV. финансовая политика и уровень инфляции;

V. потребность в зарубежных инвестициях и наличие соответствующей законодательной защиты;

VI. степень развития банковской системы и ее зависимость от государства;

VII. социально-экономическая политика (дотационная политика, регулирование цен, поддержка малого и среднего бизнеса);

VIII. отношение к частной собственности;

IX. внутриполитическая стабильность, наличие развитой законодательной базы и степень исполняемости законов;

X.  наличие «теневой экономики» («черного рынка» труда, товаров и услуг), соблюдение авторских прав и т.д.

 

Подводя итог краткому «деловому знакомству» с «черным континентом», хочется сказать следующее. Данный регион, безусловно, остается не самым привлекательным во многих (если не во всех) отношениях. Но он молод (с точки зрения индустриального развития) и перспективен. Сейчас энергетические ресурсы расположенных здесь стран «работают» в основном на экспорт - правительствам как воздух нужна валюта для решения острейших социальных проблем. Но, возможно, через некоторое время приутихнут конфликты, «задышит» экономика. Вот тогда и будут в полной мере востребованы местные энергоресурсы - теперь уже для динамично растущего внутреннего потребления. Именно тогда энергетические рынки западноафриканских стран и станут по-настоящему привлекательными.

 

 

Список литературы

 

1. http://press.lukoil.ru/text.phtml?result_artic=524&result=70

Нефть и газ «черного» континента. Андрей ФЕДОТОВ

2. http://press.lukoil.ru/text.phtml?result_artic=390&result=65

Кому подвластен Мировой океан?

3. http://press.lukoil.ru/text.phtml?result_artic=141&result=54

Ливия начинает и выигрывает. Ольга СЕРГЕЕВА

4. 4. http://www.polpred.com/afrika/kamerun/04.html (Камерун)



2019-10-11 248 Обсуждений (0)
Нефтепровод Чад-Камерун 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нефтепровод Чад-Камерун

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)