Расчет вала на прочность.
Во время работы вал насоса подвергается воздействию крутящего момента, осевой сжимающей нагрузки на верхний торец вала и радиальной нагрузки. Радиальная нагрузка на вал вызывается насосным расположением валов секций насоса и протектора и возможность неточного изготовления шлицевого соединения. Предварительно оценивают средний диаметр вала по внутреннему диаметру шлицев d концентрационных напряжений и изгиба вала: τкр=M кр. max=M кр. max (3.26)
Wр=0,2*d3 вн. где, dвн.=М кр. max (3.27) 0,2*τкр Максимальный крутящий момент: Мкрmax=N max (3.28) w где, N max– приводная мощность двигателя, 13 т; w= π* n - угловая скорость, сек; 30 п-частота вращения электродвигателя, об/мин. Напряжение на кручение определяем по пределу текучести материала σт. Допустимое касательное напряжение при кручении принимаем с коэффициентом запаса прочности η=1,5; τ=[τ]= τ т = σ т (3.18) η 2η Для вала насоса ЭЦН берем сталь 40ХН с пределом текучести τ=750 Мпа. Насосное соединение валов и некомпенсированные зазоры создают радиальную нагрузку в 60-130 кг.с, действующую на шлицевой конец вала насоса. Радиальная нагрузка Р, находится по формуле: Р1=K[3E*J*∆у] (3.29) C3 где, К – коэффициент, учитывающий компенсирующее влияние зазоров и равный 0,45-0,85; Е – модуль упругости материала вала, Па. J – момент инерции вала, принимаемый с учетом тела втулки. М; ∆у – стрела прогиба шлицевого конца вала, вызванная неспособнос- тью в сочленении насоса и протектора, принимается равным 25*10 м; С – расстояние от центра подшипника до середины муфты, м; Момент инерции вала:
J=π* d4 вн. *а* (D-d вн.)*( D+d вн.)* z (3.30) 64
где, а – ширина шлицы, м; D – наружный диаметр шлицев, м; z – число шлицев. Радиальная нагрузка на вал Р2, зависящая от неравномерной передачи крутящего момента шлицами малы и ею можно пренебречь. Пять работающих шлицев дают нагрузку, равную 0,2*Р, где Рокр.=2*М кр. max (3.31) dср. где, D – средний диаметр шлицев. Р2=0,2*Рокр. (3.32) Изгибающий момент на шлицевом конце вала: Мизгб.max=(Р1+Р2)*b (3.33) где, b-расстояние от середины муфты или от точки приложения силы Р до проточки под стопорное кольцо, м. Мизг.max.=(Р1-Р2)*b. Зная момент изгиба и момент кручения, можно определить напряжение изгиба и кручения в опасном сечении вала (под проточку на стопорное кольцо). σизг.max=М изг. max (3.34) Wx Wх=π* d4 кр. (3.35) 32*D где, Wх- момент сопротивления в месте проточки под стопорное кольцо, м; dкр.-диаметр вала в месте проточки под стопорное кольцо, м; σизгб.min=М изг. min (3.36) Wx Напряжение кручения τкр.=М кр. max (3.37) Wp Wр=2*Wx – полярный момент сопротивления вала в месте проточки под стопорное кольцо; Эквивалентное напряжение находим по четвертной прочности: σэкв.=√σ2изг.max+3τ2 (3.38) По этой величине и пределу текучести материала вала устанавливается запас прочности с учетом статистических нагрузок: п=σ т≥1,3 (3.39) σэкв
Исходные данные: Приводная мощность двигателя N = 2000Вт. Частота оборотов двигателя п=2840 об/мин. Предел текучести материала вала σ=750 МПа. Модуль упругости материала вала У=20*10 МПа. По данной методике произведем расчет с цифровыми значениями:
Момент инерции вала: J= π* d4 вн. + а (D-d вн) * ( D +d вн) 2* z 64 J= 3 , 14*0,0124 + 0,0035 (0,017 – 0,012)*(0,017+0,012) 2*6 64 J=2,3*10-10 м;
Нагрузка создаваемая работающими шлицами: Р2=0,2*Рокр. Р2=0,2* M кр. max dср Р2=0,2 * 2*67,28 0,0155 Р2= 1736,2584.
Максимальный изгибающий момент в месте проточки под стопорное кольцо: Мизг.max= (Р1+Р2)*b Мизг.max=(258,957+1736,258)*0,035 Мизг.max=69,83 Н*м.
Минимальный изгибающий момент в этом сечении: Мизг.min=(Р1-Р2)*b Мизг.min=(258,957-1736,258)*0,035 Мизг.min=51,74 Н*м;
Напряжение изгиба в опасном сечении: σизг.max=М изг. max Wx где, W= π* d4 кр 32*D W=3,14*0 , 01574 32*0,017 W=3,51*10-7 м3;
Это мы нашли осевой момент сопротивления вала:
σизг.max.= 69,83 3,51*10-7 σизг.max =198,945Мпа
Минимальное напряжение изгиба σизг.min.= 51, 71 3,51*10-7 σизг.min.= 147,321 МПа
Напряжение кручения: τкр=М кр .max Wp где, Wр=2*Wх Wр=2*3,51*10-7 Wр=7,02*10-7 м
Это мы нашли полярный момент сопротивления вала
τкр.= 67,28 7,02*10-7 τкр.=96,114 Мпа; Эквивалентное напряжение: σэкв=√σ2 изг.max + τкр2 σэкв=√198,9452+3*96,1142 σэкв.=259,409 Мпа; Запас прочности по пределу текучести: п= σ т ≥ 1,3 σэкв п= 750 259,409 п=2,8; Из результатов расчетов видно, что вал из стали 40 ХН диаметром 17 мм со шлицем и с проточкой под стопорное кольцо выдерживает заданные нагрузки с коэффициентом запаса прочности п=2,8, который удовлетворяет условию 2,8>[1,4].
Прочностной расчет
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |