Структура и состав языка
Языковая система, как и любая другая, имеет свою структуру, внутреннее строение которой определяется иерархией уровней. Уровни языка – это подсистемы (ярусы) общей языковой системы, каждая из которых обладает набором своих единиц и правил их функционирования. Традиционно выделяются такие основные уровни языка: фонетический (фонемный), морфологический (морфемный), лексический, синтаксический. Им соответствуют следующие единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение. При этом единицы нижестоящего уровня служат «строительным материалом» для единиц более высокого уровня. Русский национальный язык – понятие очень широкое, ядром национального русского языка является литературный русский язык, который имеет ряд отличительных признаков: 1) нормированность. Все в литературной речи подчинено нормам; 2) обработанность (обогащение) литературного языка мастерами художественного слова; 3) наличие устной и письменной формы; 4) наличие функциональных стилей (разговорный стиль, книжные стили: официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный); 5) вариативность языковых единиц. Существуют равноправные и неравноправные варианты употребления слов, форм слов, конструкций; 6) универсальность (пригодность для всех сфер деятельности). Помимо русского литературного языка существуют периферийные формы национального языка, обслуживающие те или иные неофициальные ситуации общения. Это территориальные диалекты, просторечие, жаргоны. Территориальные диалекты – это разновидность национального языка, существующая как система местных говоров. В русском языке две системы говоров: акающие (на юге России) и окающие (на севере). Диалекты – это единственная периферийная языковая группа, которая системно (на всех уровнях языка) противостоит литературному русскому языку. Просторечие – социальная разновидность национального языка, которая не имеет признаков системной организации, поэтому характеризуется лишь как отклонения от литературных норм. Это речь малообразованных слоев населения. Жаргоны – разновидность национального языка, которая обнаруживается лишь в лексике и фразеологии. Жаргоны делятся на социальные и профессиональные. 2. Язык и речь. Культура речи Язык – это система знаков, средств и правил, общая для всех носителей и постоянная для определенного исторического периода. Речь - проявление и функционирование языка, это явление переменное в зависимости от говорящего лица (речь может быть быстрой и плавной, громкой и тихой, грамотной и т.д.). Таким образом, язык и речь не существуют друг без друга, в то же время это разные явления. Понятия «язык» и «речь» соотносятся как общее и частное: общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка). Язык – орудие общения, а речь – произведение общения. Язык социален, иерархичен – речь индивидуальна, линейна, более динамична, чем язык. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации; соблюдение этики общения. Таким образом, культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический. 3 . Нормативный аспект культуры речи Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве эталона, образца. Норма языка (литературная норма) – это единообразное общепризнанное употребление элементов литературного языка в определенный период его развития. Характерные особенности нормы русского литературного языка: относительная устойчивость, распространенность, общеупотребительность, общеобязательность, кодифицированность (закрепление этой нормы в словарях, грамматиках, справочниках). Источники языковых норм – произведения классической литературы, речь образованных людей, общепринятое современное употребление языка, язык средств массовой информации, научные исследования. Нормы помогают сохранить целостность и общепонятность литературного языка. Норма отражает стремление языка в данный период к стабильности, преемственности, всеобщности, универсальности и в то же время стремление к выходу за пределы исходного, порождающее новые возможности. Владение нормами литературного языка – это важнейший показатель культуры личности. Выделяют следующие виды норм: 1) нормы письменной и устной форм речи; 2) нормы письменной речи; 3) нормы устной речи. К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся: лексические нормы; грамматические нормы; стилистические нормы.Лексические нормы включают правила употребления слов и устойчивых выражений в соответствии с их значениями. Грамматические нормы делятся на два подвида: морфологические (правила образования форм слов разных частей речи) и синтаксические (правила построения словосочетаний и предложений). Стилистические нормы – это правила употребления языковых единиц в соответствии с их стилистической окраской Специальными нормами письменной речи являются нормы правописания: пунктуационные (правила постановки знаков препинания) и орфографические (правила написания слов). Только к устной речи применимыорфоэпические нормы: нормы произношения; нормы ударения; интонационные нормы. При относительной устойчивости и стабильности все же наблюдается подвижность и изменчивость языковой нормы, что обусловлено ее историческим характером. Это проявляется в том, что в определенные исторические и временные отрезки для одного и того же языкового явления существует не один единственный регламентированный способ выражения. Когда прежняя норма еще не утрачена, но наряду с ней возникает новая норма, мы говорим о вариативности языковой нормы. Вариативность закрепляется в словарях. Например, в «Словаре современного русского литературного языка» как равноправные фиксировались ударения в словах мЫшление и мышлЕние. Однако в «Орфоэпическом словаре русского языка» и в «Словаре трудностей русского языка» употребление слова мышлЕние указано как предпочтительное, а вариант мЫшление зафиксирован с пометой «допустимо». Итак, можно говорить о трех степенях языковой нормы: 1) норма 1-ой степени - императивная, строгая, жесткая, не допускающая вариантов, например, квартАл (не квАртал); 2) норма 2-ой степени - нейтральная, допускающая равноправные варианты, например, твОрог-творОг; 3) норма 3-ей степени - подвижная, допускающая разговорные устаревшие, профессиональные варианты формы, например, укрАинский (устар.), шелкОвый (народнопоэтич.), компАс (проф). Вариативность употребления языковых единиц носит стадиальный характер и проходит четыре этапа: I этап: господствует единственная форма, конкурирующий вариант считается неправильным и находится за пределами литературного языка. Например, слово токАрь в 18-19 в.в. считалось единственно правильным вариантом. II этап: конкурирующий вариант проникает в литературный язык, считается допустимым вариантом (помет «доп.») и является либо разговорным (помета «разг.»), либо равноправным по отношению к первоначальной норме (помета «и»). Колебания относительно слова токаАрь-тОкарь начались в конце 19 в. и продолжались до 20-30 г.г. 20 века. III этап: первоначальная норма теряет свою главенствующую роль, уступает место конкурирующей норме и переходит в разряд устаревших (помет «устар.»). Так слово токАрь в словаре Ушакова зафиксировано как устаревшее. IV этап: конкурирующая норма становится единственной нормой литературного языка. В словаре трудностей русского языка слово тОкарь зафиксировано как единственный вариант, т.е. как литературная норма. 4. Коммуникативный и этический аспекты культуры речи. Совершенный с точки зрения следования нормам текст может иметь очень невысокую коммуникативную эффективность. Основные коммуникативные качества речи - точность, логичность, понятность, богатство и разнообразие речи, ее чистота, выразительность. Точность речи – строгое соответствие слов, обозначаемым предметам, явлениям действительности. Логичность - это последовательность, непротиворечивость высказывания в соответствии с законами логики. Понятность речи - это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (диалектных, профессиональных, жаргонных и слов-паразитов: короче, это самое, вот, ну, прикинь и пр.). Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней (экспрессивные слова, интонация, крылатые слова, пословицы, поговорки и т.д.). Богатство – это широкое и свободное использование разнообразных языковых единиц в речи, уместных в данной коммуникативной ситуации. Этический аспект культуры речи подразумевает моральную ответственность за каждое написанное и сказанное слово. У каждой нации существуют свои этические нормы языкового поведения, свой речевой этикет (формулы приветствия, благодарности, извинения и т.д.), так, у русских принято обращение на Вы к малознакомому собеседнику. В основе речевого этикета всегда доброжелательность и внимание к собеседнику или адресату. 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Русский язык и деловое общение» При изучении дисциплины используются следующие формы учебной работы: - лекции, на которых рассматриваются и обсуждаются основные вопросы дисциплины. При конспектировании лекции необходимо кратко, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю; - практические занятия, на которых выполняются задания и упражнения по определённой теме с опорой на изученный теоретический материал, словари и справочники, а также обсуждаются трудности, возникшие при выполнении практических заданий; - самостоятельная работа. Самостоятельная деятельность обучающегося по освоению дисциплины включает систематическую работу с конспектами лекций, учебной литературой, словарями и лингвистическими электронными ресурсами, выполнение домашней контрольной работы, написание эссе, аннотации, текста презентационной речи, составление деловых бумаг.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |