Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные течения авангарда.



2019-10-11 195 Обсуждений (0)
Основные течения авангарда. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 23. Искусство Западной Европы и США 20 в.

1. Социокультурные условия развития искусства в Западной Европе и США в 20 в.

2. Формирование авангардистских течений, их эстетические программы.

3. Постмодернизм в художественной культуре кон.20-нач. 21 вв.

 

Социокультурные условия развития искусства в Западной Европе и США в 20 в.

Специфика художественной культуры XX века в отличие от предшествующих периодов истории заключается в ее принципиальном переходном характере: формируется новое видение мира, новые подходы к языку и мышлению, а также новое самосознание человека в мире, его отношение к предметам искусства и реалиям бытия. Этот процесс характеризуется активным поиском изобразительных приемов и экспериментальной попыткой создания нового стиля, который мог бы соответствовать новому мировоззрению. XX век стал переломным также и вследствие мощного скачка научно-технического прогресса.

Искусствоведение, осмысливающее явления и исследующее процессы развития искусства XX века, углубляющееся в их закономерности и выявляющее узловые моменты этих процессов, не в состоянии судить о них в целом по их конечным результатам. Историк искусства прошлых эпох вправе рассмотреть исследуемый им материал в свете проистекающих из него выводов и последствий. Но истории искусства XX века противопоказаны попытки дать окончательное суждение о неоконченных процессах. Справедливо будет лишь ограничиться некоторыми историко-художественными предпосылками, на основе которых предстоит рассматривать искусство XX века.

Искусство XX века – это переломное искусство, а не просто старый или просто новый период его истории. Его нельзя представить как прямое и последовательное угасание прошлого или как линейно-восходящее движение, все стилеобразующие факторы которого уже сложились.

Это искусство кризисное в изначальном, словарном смысле этого слова, выражающем наивысшую напряженность перелома. В нем проявляются закономерности отмирания старого и развитие нового. В силу этого в искусстве господствуют законы, присущие исключительно переломному времени: аллегоризм как тип художественного мышления; новаторство, сопряженное с отрицанием прошлого и др. С особой остротой, невиданной для классических эпох, поднимаются вопросы о сущности и значении искусства, его роли в общественной жизни.

С точки зрения классических эпох, создающих несомненные художественные ценности, гармонически соответствующие породившей их среде, искусство неклассической поры выглядит во многих отношениях неудовлетворительным, таким оно рисуется в восприятии значительной части его современников.

Искусство XX века представляет собой многоликую палитру национальных искусств и в целом образует систему, которую вполне можно назвать мировым искусством. Включаясь в кругооборот художественной жизни, каждое из национальных искусств утверждается как современная эстетическая ценность.

Конец XIX-XX век является одним из сложнейших периодов в развитии мировой культуры. Это время отмечено мировыми войнами, социальными катаклизмами, национальными конфликтами; это период научно-технического прогресса, начала атомной, космической эры человеческой цивилизации.

Все это определило многогранность и противоречивость социокультурных процессов, обусловило поиски новых художественных систем, методов, течений.

При всем разнообразии явлений культуры конца XIX-XX веке можно выделить две основные тенденции художественного развития: это реализм п нереалистические направления, получившие название модернизма (фр. moderne - новейший, современный) или авангарда. Это противостояние нашло свое воплощение в различных видах искусства.


 

 

Основные течения авангарда.

Философские идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона легли в основу различных направлений искусства XX века, связанных с отходом от реализма и объединяемых понятием модернизма (авангарда).

Первым художественным течением этого плана был фовизм (фр. fauve – дикий зверь), его представители получили название "диких". В 1905 году на выставке в Париже А. Матисс, А. Дерен, А. Марке и другие экспонировали свои картины, поразившие резким противопоставлением цветов и упрощенностью форм.

Анри Матисс (1869 – 1954) – живописец яркого колористического и декоративного дарования, начал как реалист, прошел через увлечение импрессионизмом, но в поисках повышенной интенсивности чистого и звучного цвета пришел к упрощенности форм, в которых почти нет объема. Композиция строится на контрасте цветов, ритмичности линий рисунка, крупных цветовых плоскостей. Условность формы и пространства ведет к орнаментальному характеру полотен (натюрморт "Красные рыбы", "Семейный портрет", панно "Танец", "Музыка" и другие).

Почти одновременно с фовизмом возникает кубизм, направление, связанное с именами художников Пабло Пикассо (1881 – 1973), Жоржа Брака (1882 – 1963) и поэта Гийома Аполлинера (1880 – 1918). От Сезанна кубисты взяли тенденцию к схематизации предметов, но они пошли далее – к разложению изображения предмета на плоскости и комбинированию этими плоскостями. Цвет сознательно изгонялся из живописи, поражавшей аскетизмом палитры. Кубизм оказал значительное влияние на развитие мировой живописи.

П. Пикассо отдал дань увлечению кубизмом ("Три женщины", "Портрет Воллара" и другие), но его сложная, напряженная творческая жизнь, проникнутая бесконечными исканиями, не укладывается в схему какого-либо одного метода или направления. Уже в ранний период творчества ("голубой" – 1901 – 1904 и "розовый" – 1905-1906) проявляется сила его психологического проникновения в человеческие характеры, судьбы, гуманизм, особая чуткость.

Герои его картин - простые женщины, странствующие актеры, акробаты, люди одинокие и обездоленные ("Старый нищий с мальчиком", "Девочка на шаре", "Любительницы абсента" и другие). Уже здесь художник обращался к повышенной выразительности форм, экспрессивности. В дальнейшем ощущение дисгармоничности мира приводит П. Пикассо к усилению приемов деформации в живописи.

Поразительна многогранность творчества Пикассо. Это и иллюстрации к "Метаморфозам" Овидия – рисунки, воскрешающие светлый гуманизм античности, реалистические портреты и натюрморты, выполненные в неповторимой индивидуальной манере; это графические работы, раскрывающие темы всемирного зла, мрачной силы, воплощенной в образах минотавра и других чудовищ; это и панно "Герника" (1937) – глубоко трагическое произведение, обличающее фашизм, решенное в стилистике кубизма. Многие работы Пикассо полны света, восхищения красотой человека ("Мать и дитя", "Танец с бандерильями", портреты и другие). С глубоким уважением отзываясь о своих великих предшественниках, Пикассо изобразил мир, увиденный глазами человека XX века.

В 1909 г. в Италии зарождается новое модернистское направление–футуризм (от лат. – будущее). У его истоков стоял поэт Т. Маринетти (1876 – 1944), опубликовавший первый манифест футуристов. В группу вошли художники У. Боччони (1882 – 1916), К. Карра (1881 – 1966), Дж. Северини (1883 – 1966) и другие. В манифесте содержался призыв воспевать красоту скорости и агрессивность движения, свойственные XX веку, но в то же время разрушать библиотеки, музеи, академии "всех сортов".

Итальянский футуризм всегда подчеркивал свою антидемократическую направленность. В "Политической программе футуризма" (1913) утверждались идеи милитаризма и национального превосходства. В области художественного творчества низлагались все традиционные принципы, отвергались реалистические формы, даже кубизму ставился в упрек "чрезмерный реализм". Футуристы надеялись воссоздать в искусстве физические явления природы – звук, скорость, электричество и т.д., утверждая, что только их творчество может воспроизвести пульс современной жизни (Боччони – "Эластичность", "Смех", Карра – "Портрет Маринетти", Северини – "Голубая танцовщица" и другие).

И кубизм, и футуризм прервали свое развитие в связи с Первой мировой войной, хотя отдельные явления этих течений получили дальнейшее распространение.

Своеобразием отличалось творчество художников, объединенных идеями экспрессионизма, зародившегося в Германии, инициатором течения явился Э.Л.Кирхнер (1880 – 1938), в группу вошли К. Шмидт-Ротлуф (1884 – 1970), М. Пехштейн (1881 – 1955), О. Мюллер (1874 – 1930) и другие. Это же направление развивалось в театральном и особенно киноискусстве. Выступив и против импрессионизма, и против салонного искусства, эти художники искали жесткие, порой дисгармоничные цвета, пронзительное освещение, стремясь донести свое нервное напряжение, передать сильнейшие человеческие чувства (темы: безработица, убогие кабаки, люди "дна" и т.п.). Экспрессионисты добивались глубокой психологической выразительности. Мировая война разъединила художников, но не устранила экспрессионизма, появились новые его сторонники. Приемы экспрессионизма позволяют раскрыть тему трагедийных ситуаций современной жизни.

Действительность XX века, уровень технического прогресса давали двоякое представление о мире материальном и нематериальном. Материя, пространство, время, космос, волны, колебания, вибрации, рентгеновские лучи, впоследствии лазерное излучение, атомная энергия и т.д. – все это не поддавалось чувственному восприятию мира, предметы казались лишь обманчивой видимостью. И родилось искусство, отразившее это новое мироощущение.

В 1910 г. русский художник В. Кандинский (1816 – 1944) создал свои "Композиции", которые дали начало новому направлению в мировой живописи, получившему название «абстракционизм» (беспредметное искусство). Его композиции явились символами субъективного внутреннего состояния, сохранившими связь с эстетикой психологического "настроения", характерной для декадентства конца XIX века.

Представители этого нового беспредметного искусства считали, что нельзя себя связывать рамками оптического опыта, который дает лишь иллюзии. Художник, утверждали они, должен заглянуть за внешнюю оболочку мира и показать его суть, его внутреннюю природу.

Кандинский, испытав влияние Сезанна, символистов, видел в живописи возможность воплотить бессознательное, интуитивное, голос "внутреннего диктата". Рано уехав из России, Кандинский прожил большую часть своей жизни в Германии, во Франции, оказав огромное влияние на современную культуру.Знаменательно, что русский православный философ о. П. Флоренский привлекает художественное творчество и теоретические положения В. Кандинского для раскрытия своих мыслей о духовности в искусстве; в абстрактной живописи он видит поиски наиболее идеального, абсолютного. Цель искусства, считает о. П. Флоренский, – "преодоление чувственной видимости, натуралистической коры случайного" и обращение к общезначимому, устойчивому и неизменному. Он говорит о самоценном значении чистой живописи, ее духовной направленности, что смыкается с мыслями В.Кандинского, изложенными в трактате "О духовном в искусстве".

Вслед за Кандинским к беспредметной живописи приходят художники и теоретики из разных стран: К. Малевич, Пит Мондриан, супруги Делоне,Глез, Метценже, Боччони, Дуусбург, Клее и другие. Заметную роль в распространении абстракционизма играл творческий центр в Германии Баухауз, где преподавали Кандинский, Клее и другие лидеры движения.

В 30-е гг. XX в. абстрактное искусство находит последователей в США. Центральной фигурой американской абстрактной живописи является Джексон Поллок (1912 – 1956). Утверждая, что важен не результат, а процесс творчества, он превратил живопись в мистический процесс. Его метод получил название "дриппинг" (беспорядочное разбрасывание красок из банки при помощи кистей).

В 60-е гг. в США возникают течения модернизма под названием "поп-арт" (популярное искусство) и "оп-арт". "Поп-арт" явился своеобразной реакцией на абстракционизм. Беспредметному искусству он противопоставил грубый мир вполне реальных вещей. Художники этого направления считают, что каждый предмет может стать произведением искусства. Соединенные в особые комбинации вещи приобретают новые качества. Подобные работы были представлены на выставке "Новый реализм". В 1964 г. состоялась крупнейшая международная выставка в Венеции – Биенале, где были представлены экспонаты "поп-арта" (различные вещи в случайных соединениях); авторы – Дж. Чемберлен, К. Ольденбург, Дж. Дайн и другие. Крупнейший мастер "поп-арта" – Роберт Раушенберг (ранняя работа "Картина времени": к закрашенному красками холсту прикреплены часы и т.п.). С 1963 г. он освоил метод шелкографии как способ перевода на холст различных фотографий, афиш, репродукций, которые комбинируются с кусками масляной живописи и различными предметами (композиции "Обстановка", "Исследователь").

"Оп-арт" противопоставил себя "поп-арту". Это направление пошло по пути новой абстракции, создавая свой особый мир, особую среду и формы. Создатели "оп-арта" отказались от холстов и красок. Первостепенное значение в их конструкциях из дерева, стекла и металла имеют эффекты цвета и света (они создаются при помощи линз, зеркал, вращающихся механизмов и т.д.). Это мелькание лучей образует подобие орнаментов и представляет эффектное зрелище. Выставки "оп-арта", начиная с 1965 года: "Чуткий глаз", "Колористический динамизм", "11 вибраций", "Импульс" и другие. Достижения "оп-арта" были использованы в промышленности и прикладном искусстве (мебель, ткани, посуда, одежда).

В 20-е гг. формируется новое направление авангардистского искусства–сюрреализм. Название позаимствовано у Аполлинера и означает "надреализм", хотя есть и иные толкования: "суперреализм", "сверхреализм". Основателем группы художников и литераторов явился писатель и теоретик искусства А. Бретон, к нему присоединились Ж. Арп, М. Эрнст, Л. Арагон, П. Элюар и другие. Они были уверены в том, что бессознательное и неразумное начало олицетворяет собой высшую истину, которая и должна быть воплощена в искусстве. На это направление оказала воздействие философия А. Бергсона, его мысли об интуитивном озарении. Но особое значение для сюрреалистов имела теория психоанализа австрийского врача и философа З. Фрейда, содержащая обоснование подсознательных факторов психики, являющихся стимулом творческой деятельности художника.

Сюрреализм, считает А. Бретон, основывается на вере в высшую реальность определенных форм ассоциаций, во всесилие сновидений, в свободную игру мышления (три "Манифеста сюрреализма" с 1924 по 1930 гг.). Это направление проявило себя в живописи, скульптуре, литературе, театре, киноискусстве различных стран: Франции, Германии, Испании, Бельгии, Англии, США, Латинской Америки и других. Сюрреализм стал логическим продолжением дадаизма (фр. dada – деревянная лошадка, в переносном смысле – детский лепет), его парадоксальности.

Концентрированное выражение особенностей художественного языка сюрреализма содержится в творчестве испанского художника Сальвадора Дали (1904 – 1989). Дарование Дали было многогранно: живописец, театральный художник, автор киносценариев, постановщик фильмов, дизайнер и т.д. Он не переставал поражать воображение зрителей парадоксальностью образного восприятия, неисчерпаемой фантазией. Сверхоригинальный художник, Дали в то же время постоянно вел диалог с классиками, в его работах – своеобразные цитаты из Рафаэля, Вермеера, Микеланджело, которые он трансформировал в своих композиционных решениях ("Загадочные элементы в пейзаже", "Испания", "Трансформация Кранаха" и т.д.). Его работы требуют более глубокого и сложного отношения: "Атомная Леда", "Лицо войны", "Геополитик, наблюдающий рождение нового человека", "Искушение св. Антония" и другие.

Одна из самых глубоких картин Дали – "Предчувствие Гражданской войны" (1936). Два огромных существа, напоминающие деформированные, сросшиеся части человеческого тела, сцеплены между собой в жуткой схватке. Искажено болью и страданием лицо одного из них. Они вызывают чувство отвращения, являются контрастными по отношению к прекрасно написанному реалистическому пейзажу: миниатюрные изображения старинных городков на фоне невысокой горной гряды. Картина символизирует антивоенную идею, звучит как призыв к человеческому разуму, суровое предупреждение.

Знаменательны картины, в которых Дали обращался к образу Христа: "Христос Валенсийский", "Гиперкубическое распятие", "Тайная вечеря" и особенно – "Христос св. Иоанна". Распятый на кресте Христос распростерт над миром. Он летит над неким космическим пейзажем. Наклонный крест отгораживает нас от мрачной бездны, заполняющей верхнюю часть холста. Распятый Христос как бы удерживает эту всепоглощающую тьму своей жертвенностью. Впервые в мировом искусстве художник пренебрег каноном, определяющим композицию Распятия.

Творческое наследие Дали огромно; его идеи, образы, художественный метод далеко неоднозначны и достаточно противоречивы, как и личность самого художника, которая будет удивлять и волновать, раздражать и восхищать многие поколения. Сальвадор Дали и его творчество – существенная составная часть духовного наследия XX века.



2019-10-11 195 Обсуждений (0)
Основные течения авангарда. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные течения авангарда.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)