Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Советское искусство периода Великой Отечественной войны.



2019-10-11 272 Обсуждений (0)
Советское искусство периода Великой Отечественной войны. 0.00 из 5.00 0 оценок




С началом Великой Отечественной войны художники принимают активное участие в военных действиях. В ранние годы появляются произведения, суть которых - фиксация происходящего, "живописная зарисовка". В них выражалось искреннее отношение художника к происходящему, высота нравственной патетики.

Художники, видя и испытывая на себе разрушительное влияние войны, восхищаются её героями - людьми из народа, стойкими и благородными духом, проявлявшими наивысшие гуманистические качества. Такие тенденции вылились в парадные портреты: «Портрет маршала Г.К. Жукова» кисти П.Д. Корина, жизнерадостные лица с полотен П.П. Кончаловского. Большое значение имеют портреты интеллигенции М.С. Сарьяна, созданные в годы войны - это образ академика И.А. Орбели, писательницы М.С. Шагинян и др.

С 1940 по 1945 годы также развивается пейзаж и бытовой жанр, которые объединил в своём творчестве А.А. Пластов. "Фашист пролетел" передаёт трагичность жизни этого периода. Психологизм пейзажа здесь ещё больше наполняет произведение грустью и молчанием человеческой души, только вой преданного друга прорезает ветер смятения. В конечном итоге значение пейзажа переосмысляется и начинает олицетворять суровый образ военного времени.

Отдельно выделяются сюжетные картины, например, "Мать партизана" С.В. Герасимова, которой характерен отказ от героизации образа.

Историческая живопись своевременно создаёт образы национальных героев прошлого. Одним из таких непоколебимых и, внушающих уверенность, образов является "Александр Невский" П.Д. Корина, олицетворяющий непокорённый гордый дух народа.

В живописи послевоенного времени сер. 1940 - кон. 1950-х в живописи ведущие позиции занимает тема войны, как нравственного и физического испытания, из которого советский человек вышел победителем. Развивается историко-революционный, исторический жанры. Основной темой бытового жанра становится мирный труд, о котором мечтали долгие военные годы. Полотна этого жанра пронизаны жизнерадостностью и счастьем. Художественный язык бытового жанра становится повествовательным и тяготеет к жизнеподобию. В последние годы этого периода пейзаж тоже претерпевает изменения. В нём возрождается жизнь края, вновь укрепляется связь между человеком и природой, появляется атмосфера умиротворённости. Любовь к природе воспевается и в натюрморте.

Интересное развитие получает портрет в творчестве разных художников, для которого характерна передача индивидуального. Одними из выдающихся произведений этого периода стало "Письмо с фронта" А.И. Лактионова. Название картины "Письмо с фронта" говорит само за себя. На картине изображена семья, которая получила очень долгожданную весточку с фронта от родного человека. Для прочтения письма собрались все. И это показывает то, насколько эти люди ждали эту весточку. На картине можно заметить солдата, который, вероятнее всего, принес семье своего сослуживца его письмо. Можно заметить, что на лице у детей и женщины улыбка, значит, новости с фронта хорошие.

 

Искусство 1960-1980-х гг.

На рубеже 50–60-х годов активизируется художественная жизнь страны. В 1957 г. состоялся Первый Всесоюзный съезд советских художников, собравший делегатов от более чем 7000 художников и искусствоведов, на котором были подведены итоги прошедшего и определены пути дальнейшего развития советского искусства. В этом же году состоялась Всесоюзная художественная выставка, экспозиция которой была построена соответственно культурным традициям советских республик. В ней приняли участие художники как старшего поколения, так и молодые. Появились новые журналы по искусству – «Творчество», «Декоративное искусство СССР», «Художник» и новое издательство – «Художник РСФСР».

Начинается обмен выставками с другими странами. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе многие советские художники получили высокие награды. С выставок стали постепенно исчезать ложнопатетические, повествовательно-натуралистические произведения. Высокогражданственного звучания в картинах и скульптурах художники стремились достичь без декламации и излишнего пафоса.

60-е годы – это время наиболее плодотворной творческой работы тех художников, которых сегодня относят к старшему поколению. Идут поиски новых выразительных средств в каждом из видов изобразительного искусства, поиски динамичности, лаконизма, простоты фабулы, обобщенности при эмоциональности и остроте самого характерного. Художники разрабатывают новый, так называемый суровый стиль (этот термин принадлежит советскому искусствоведу А. Каменскому). Именно в это время выявилось стремление художественно воссоздать действительность без обычной в 40–50-е годы парадности, сглаживания всех трудностей, без поверхностной фиксации бесконфликтных малозначительных сюжетов, укоренившейся манеры изображать борьбу «хорошего с лучшим», а также без иллюстративности, «литературщины», ставших почти нормой, т.е. без всего того, что лишает произведение глубины и выразительности, пагубно влияя на образное содержание и художественное мастерство. Героическое начало в произведениях этого стиля рождается из правдивости в передаче суровых трудовых будней (отсюда и название стиля). Оно раскрывается не прямым действием героев, а самим эмоциональным строем картины, не описанием, а авторской позицией, высказанной в произведении.

Можно увидеть определенную эволюцию в развитии портрета от 60-х к 70-м и последующим годам. Поиск сурового лаконичного образа сменяется более углубленной психологической характеристикой, но в целом художники остаются верны открытому выражению драматических переживаний и сложных психологических состояний. Свое восприятие современности со всеми ее проблемами художники пытаются выразить в сюжетах бытового жанра или группового портрета. Естественен интерес художников «сурового стиля» к жанру историческому и историко-революционному. Историческое осмысление судеб России претерпевало у них такие же изменения, какие испытало наше общество в целом. Это ни в коей мере нельзя назвать конъюнктурой – это серьезные и вдумчивые попытки разобраться в сложной судьбе нашей страны.

Прошедшая война продолжает волновать как людей старшего поколения, так и молодежь, тех, кто не принимал в ней участия, а в иных случаях еще тогда и не родился. Но показательно, что и те, и другие изображают войну, прежде всего, как величайшую трагедию человечества. Мысли о жизни и смерти, вечности и мгновенности, интерес к старости, размышление над человеческой жизнью вообще – вот что питает творчество этих художников. Тема памяти трактуется в искусстве чаще всего не прозаически-предметно, а символически.

Искусство этой эпохи трудно ограничить рамками одного направления, и далеко не все художники двух последних десятилетий испытали влияние «сурового стиля». Многие из них обращаются к традициям древнерусского искусства, искусства XVIII – начала XX вв., к проторенессансу, к искусству «малых голландцев», к французскому классицизму и, конечно, к фольклору. Не всегда ретроспекция бывает удачной, дает интересные результаты, но обращение к наследию в самом широком смысле, освоение различных пластов искусства, несомненно, обогатило творческую лабораторию художников.

В 70-80-е годы заявляет о себе поколение, которое во многом определяет содержание советской живописи и сегодняшнего дня. Современные художники много и интересно – на языке изобразительного искусства - размышляют о традициях, об истории,  воспринимают красоты мира. Они иначе, чем художники предыдущего десятилетии, понимают образно-выразительные средства и возможности искусства: колорита, композиции, линейного и ритмического строя. Им близок язык символов. Их живописная форма богата театральной зрелищностью, иногда внешними эффектами, но всегда необыкновенно артистична, виртуозна. В ней нет места прямолинейной повествовательности 50-х годов, противопоказанной природе изобразительного искусства.

В скульптуре последнего тридцатилетия все большее место – по глубине идеи, по силе и оригинальности художественного выражения, занимает архитектурно-скульптурный комплекс, мемориал. Начало было положено еще в 40-е годы мемориальным комплексом Вучетича в Трептов-парке в Берлине и памятником Микенаса, воздвигнутым в честь гвардейских полков, погибших при взятии Кенигсбергской крепости.

В 1960-е годы мемориалы воздвигаются на месте лагерей смерти, на месте массовых казней, в честь героической обороны города; как единая композиция-музей, подобно Брестской крепости или памятнику-ансамблю героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963-1967, скульптор Вучетич и др.), или же мемориалы на кладбищах, как, например, на Пискаревском в Ленинграде (1960, скульптор В. Исаева, Р. Таурит и др.). Во всех этих памятниках в соответствии с замыслом и талантом художников по-разному разработаны проблемы синтеза, взаимосвязи скульптуры и архитектуры.

Станковая скульптура проходит в основном те же пути, что и станковая живопись этих лет. Она стремится освободиться от парадности и помпезности, патетики и наигранности. Скульпторы, как и живописцы, приходят к языку сдержанному, лишенному повествовательности. Еще одна важная характерная черта – постоянное совершенствование художественного мастерства и, как и в монументальной скульптуре, стремление к разнообразию форм и материалов, от бронзы и кованой меди, до шамота и терракоты.

В тесной связи с архитектурой и архитектурно-декоративной скульптурой развивается декоративно-прикладное искусство и дизайн, та сфера прикладного искусства, которая связана исключительно с промышленностью (оформление станков, машин, приборов, предметов быта, витрин и др.).

С середины 50-х годов в архитектуре началась «эра блочного строительства»: важнейшее место занимает типовое жилищное строительство из крупнопанельных блоков и строительство из объемных блоков, то есть сформированных на заводе частей зданий – комнат, кухонь, отдельных элементов лестничных клеток. Архитекторы стремятся найти наиболее конструктивные решения, покончить не только с практикой украшательства, но и со скукой однообразных плоскостей, в результате чего здание, будь то общественное или жилое органически бы вливалось в ансамбль города, не портя его.

Все более сложными становятся «взаимоотношения» архитектуры со скульптурой и живописью. Роль монументально-декоративного искусства заметно повышается в общем ансамбле.

Отечественное искусство 80-х гг. достаточно многообразно. За этот период рядом с официальным искусством шел процесс легализации различных неформальных объединений. «Андеграунд» не только вошел в отечественную художественную жизнь, но и стал чуть ли не элитарным видом искусства, которое еще потребует серьезной и объективной оценки.



2019-10-11 272 Обсуждений (0)
Советское искусство периода Великой Отечественной войны. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Советское искусство периода Великой Отечественной войны.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)