Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стиль модерн в русском искусстве кон. 19 – нач. 20 века. Творчество М.А. Врубеля.



2019-10-11 347 Обсуждений (0)
Стиль модерн в русском искусстве кон. 19 – нач. 20 века. Творчество М.А. Врубеля. 0.00 из 5.00 0 оценок




Стиль модерн проявился в архитектуре, декоративно прикладном искусстве, в живописи и графике русских художников. В изобразительном искусстве представителями модерна были это В.М. Васнецов, М. А. Врубель, М.В. Нестеров, А. Я. Головин, С.В. Малютин, И. Я. Билибин, М.В. Якунчикова, ведущие деятели «Мира искусства»: К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М.В. Добужинский, А.Н. Бенуа. Явные признаки «нового стиля» модерна можно обнаружить в некоторых произведениях В.А. Серова и К.А Коровина, В.В. Кандинского, Н. К. Рериха, И.И. Левитана и К.С. Петрова-Водкина. 

Некоторые события русской художественной жизни, общественные вкусы особенно способствовали развитию модерна.

 Это, прежде всего, Абрамцевский кружок -  творческое содружество, сложившееся в середину 1870-х годов вокруг С. И. Мамонтова, промышленника, известного мецената и художественно одаренного человека. Поэтому часто этот кружок называют мамонтовским. На протяжении четверти века подмосковное имение Мамонтова «Абрамцево» оказалось местом, куда приезжали художники –от уже известных до совсем молодых. Среди посетителей были Репин, Поленов, Васнецов, Серов, Врубель, Поленова. Здесь очень много рисовали, усердно занимались живописью, открывая и показывая красоту природы, ставили домашние спектакли, осуществляли интересные архитектурные замыслы, работали в специально устроенных кустарных мастерских.

Художественная жизнь Абрамцева – это история формирования «неорусского стиля», который оказался гранью модерна в России. Абрамцевский кружок никогда не имел ни своего устава, ни заранее сформулированной или же продуманной программы. Красота пользы и польза красоты – такими двумя понятиями можно определить ту атмосферу, окружающую художников в имении «Абрамцево». Мамонтовский кружок разделял распространенные убеждения эпохи. О нем тогда говорили и писали чаще всего как раз в той художественной среде, где складывались принципы модерна. Своеобразие этого кружка заключалось в том, что соединение пользы и красоты представлялось членам содружества не только серьезным общественным долгом художественной интеллигенции, но и живой традицией, свойством крестьянского искусства, воплощающим в себе важные черты народного идеала.

Следуя своим общественным идеям и творческим интересам, члены Абрамцевского кружка организовали две мастерские. Дело касалось попыток возродить художественные кустарные промыслы, имея перед глазами собранные в деревнях изделия народного искусства. Намерения были вернуть декоративно-прикладному искусству его сущность и, вместе с ней, его основную функцию – украшать повседневный быт человека.

Вместе с Абрамцевом существовал другой интересный очаг русской культуры того времени– находящееся вблизи Смоленска село Талашкино и его окрестности. Им владела меценат, художница и коллекционер М.К. Тенишева. Среди работающих там художников были Рерих и Малютин. Интерес талашкинских мастеров к возрождению крестьянских ремесел, а также к воссозданию творческой фантазии народа был гораздо более сосредоточен на стилевых задачах искусства. А вот об абрамцевском «стиле» как о самостоятельном явлении русского искусства можно говорить лишь условно – он постоянно развивался, обретал новые свойства и качества. Талашкинский «стиль», наоборот, представлял собой и устойчивую разновидность русского модерна.

Архитектором, наиболее полно воплотившим основные тенденции развития русского модерна, был Ф. Шехтель. Он подсознательно шел к модерну через творчество театрального декоратора, оформителя народных празднеств, создателя театрализованных архитектурных комплексов (что очень созвучно самой природе модерна). В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги») на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Яркими примерами московского модерна являются - знаменитые особняки Рябушинского и Дерожинской работы Ф.О. Шехтеля, особняк Миндовского и собственный дом архитектора Л.Н.Кекушева, доходный дом М. В. Сокол архитектора И. П. Машкова. Множество так называемых «доходных домов» начало века построены в стиле модерн.

В русском изобразительном искусстве одним из самых ярких представителей романтики периода модерна был Михаил Александрович Врубель (1856-1910) . Как подлинный романтик он ощущал прошлое живым настоящим. В творчестве Врубеля соединяются экспрессия, фантастика, магия формы, эстетизм, любовь к сказочным сюжетам.

Своеобразие врубелевской живописной манеры заключается в бесконечном дроблении формы на грани, как бы окрашенные изнутри светом и цветом, наподобие кристаллов или фантастических каменных цветов. Он создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины на эту тему - Демон сидящий, Демон летящий и Демон поверженный. Закономерно обращение М. Врубеля, как и многих других мастеров Модерна, к керамике. Композицию «Принцесса Грёза» художнику удалось реализовать на фасаде одного из лучших в майоликовом зданий московского Модерна - гостиницы «Метрополь».

Одной из основных черт модерна необходимо считать орнаментализм, возведенный в ранг искусства. Ярким примером выдающейся русской модерновой орнаментики является творчество Ивана Яковлевича Билибина.

Внимание к декорам и мелочам, стилистическое изображение привычных объектов часто затмевает сюжет картин и иллюстраций художника. Создается ощущение, что изображение сказочного сюжета было лишь предлогом для художника, чтобы очередной раз покрыть холст или лист бумаги затейливым стилизованным декором.

 



2019-10-11 347 Обсуждений (0)
Стиль модерн в русском искусстве кон. 19 – нач. 20 века. Творчество М.А. Врубеля. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стиль модерн в русском искусстве кон. 19 – нач. 20 века. Творчество М.А. Врубеля.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)