Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мировоззренческие трансформации в позднесредневековой культуре.



2019-10-11 188 Обсуждений (0)
Мировоззренческие трансформации в позднесредневековой культуре. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 17. Искусство эпохи Возрождения. Проторенессанс и Раннее Возрождение.

1. Мировоззренческие трансформации в позднесредневековой культуре.

2. Общая характеристика искусства эпохи Возрождения.

3. Живопись Джотто.

4. Архитектура Раннего Возрождения: новые конструктивные и художественные решения.

5. Скульптура и живопись Раннего Возрождения: общая характеристика, ведущие мастера.

 

Мировоззренческие трансформации в позднесредневековой культуре.

Возрождение (фр. «Ренессанс») – термин, впервые введенный Джорджио Вазари, итальянским художником и биографом 16 в. Употребляется для обозначения переходной эпохи от средневековой культуры к Новому времени. Как отдельный период рассматривается с 18 в. Полное прочтение и первоначальный смысл понятия – «возрождение античных наук и искусств» - возник в среде культурных деятелей позднего средневековья, негативно настроенных в современной им готической культуре. Альтернативу они видели в культуре античности, которую намерены были «возродить» путем изучения греческого языка, классической латыни, античных текстов, следования греческим образцам в искусстве, восприятия способа мышления греков и римлян, возрождения их морально-этических, эстетических и гражданских идеалов. Деятели Ренессанса впервые сознательно противопоставили античность периоду европейской истории 5-14 вв., который считали временем варварства, культурного упадка, а потому называли «средними веками». Свою же миссию видели в возвращении к античному идеалу, а свою историческую эпоху воспринимали как культурное обновление.

Эпоха Возрождения – это период в истории европейской культуры, который характеризуется переносом культурных интересов из сфер высшего, небесного мира, из области сакрального к материальным проявлениям жизни, или в сферу профанного, земного. Культура Возрождения антропоцентрична, т.к. человек занимает центральное место в бытии. Эпоха Возрождения характеризуется:

· взлетом художественного творчества, прежде всего, в живописи и скульптуре; 

· формированием национальных языков на основе латыни и местных диалектов;

· становлением национальных литератур;

· развитием городов;

· нарастанием индивидуалистических тенденций;

В эпоху Ренессанса происходит секуляризация - уменьшение роли и значения религии в общественно-культурной жизни, формирование светской культуры, независимой от религии.

Формируются основы новоевропейского чувства личности – автономной индивидуальности, сознающей собственную ценности, активно действующую в мире, испытывающую потребность в свободе. Человеческая личность, а не мироздание в целом, впервые становятся исходным моментом восприятия мира.

Историко-культурные предпосылки Ренессанса:

· Развитие ремесел и торговли;

· Усиленная урбанизация (т.е. рост численности городов и городского населения);

· Многовековое господство христианства, которое дало европейской культуре опыт Божественной Личности, а значит и подобной Ей личности человеческой.

В 13 в. Италия становится первым очагом Возрождения:

· В Италии существует множество независимых городов-государств, отсутствует феодальный строй в том виде, в каком существовал во всей Европе.

· На территории Италии много памятников античного искусства

· Через Италию проходят торговые пути на Восток – она открыта для культурных влияний

· После падения Византии в 1453 г. многие византийские художники и интеллектуалы переселяются в Италию.

    Эпоха Возрождения характеризуется подчинением мира всепобеждающей воле человека. Человек осмысливается как центр мироздания, его вершина и цель, а природный мир – как то, что призвано служить человеку. Именно в эпоху Возрождения формируются основы объектного отношения человека к миру, когда мир воспринимается как поле для человеческой деятельности, средство для удовлетворения человеческих потребностей и достижения целей. Наглядным образом это проявляется в усиливающемся господстве прямой перспективы в живописи и архитектуре эпохи Возрождения.

Прямая перспектива формируется только на основе определенного переживания пространства как бесконечно однородного, не имеющего качественных различий и полностью подвластного человеку. Это пространство символизирует мир как сферу реализации человеческой свободы и в нем больше не ощущается Божественного присутствия. Пространство прямой перспективы пассивно, оно полностью зависит от человека, его взглядов на мир. Не случайно параллельно с формированием прямой перспективы совершаются Великие географические открытия: географическое пространство тоже начинает восприниматься как подвластное человеческой воле, как объект покорения.

Целостное мироздание Средневековья распадается на отдельные части, которые приобретают бытие, независимое от целого. Отсюда реализм в живописи, господство контура, огромные пустые пространства в картинах. Мир в эпоху Возрождения начинает восприниматься как пустота с заполняющими ее вещами. Он теряет насыщенность красок. Как следствие – появление и активное развитие черно-белой графики. Пространство белого листа и заполняющие его предметы отражают переживание мира как пустоты, наполненной отдельными вещами.  

В результате подчинение мира человеку из природы удаляется активное начало. Формируется механистическая картина мира. Отношения человека и природы теряют непосредственный характер и опосредуются возникающей техникой.

Личность осмысливается как центр материального мира, активная творческая сила. Целю человеческой жизни становится не только (и не столько) спасение души, как в Средние века, а самореализация в земной жизни, раскрытие и развитие своих способностей, достижение славы как признания в осязаемой форме. В эпоху Ренессанса активно и по-новому осмысливается понятие судьбы – как ветреной фортуны, которую человек все же способен покорить.

В восприятии времени делается акцент на настоящем как быстротекущем миге. Время – уже не собственность Бога, а средство достижения человеческих целей, поле для самореализации человека, мера человеческой деятельности («Лови момент», «Время – деньги» и т.п.).

Ощутив себя творцом, которому все подвластно, человек почувствовал свободу в сфере художественного вымысла. Свои творения ренессансный художник моделирует из элементов, а не выводит из сакрального целого мира. Он руководствуется не иерархической системой мироздания, а только собственным вкусом. Принципиально меняется композиционное решение. В Средневековом искусстве композиция умозрительна, в эпоху Ренессанса – зрительна, т.е. опирается на опытное познание мира. Формируется жанровая система в европейском искусстве: отмежевание человека от природы порождает пейзаж, интерес к человеческой личности – портрет.

 



2019-10-11 188 Обсуждений (0)
Мировоззренческие трансформации в позднесредневековой культуре. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мировоззренческие трансформации в позднесредневековой культуре.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)