Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика и основные направления развития искусства Испании 15-16 вв. Творчество Эль Греко.



2019-10-11 278 Обсуждений (0)
Специфика и основные направления развития искусства Испании 15-16 вв. Творчество Эль Греко. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 19. Искусство Испании 15-16 вв. Искусство Северного Возрождения.

1. Исторические условия развития искусства Испании 15-16 вв.

2. Специфика и основные направления развития искусства Испании 15-16 вв. Творчество Эль Греко.

3. Северное Возрождение: хронологические и географические рамки, особенности периода.

4. Искусство Нидерландов 15-16 вв.

5. Искусство Германии 15-16 вв. Творчество А.Дюрера.

 

Исторические условия развития искусства Испании 15-16 вв.

В 15 веке в Испании завершается многовековая борьба с арабами (реконкиста). Вскоре Испания выдвигается в число могущественнейших государств Европы, она становится богатейшей колониальной державой. Со второй половины 15 в. Испания уже была единым государством; в начале XVI в. это абсолютистское государство достигло наивысшего политического и экономического могущества в Европе. Продолжающееся завоевание Нового Света, открытие новых торговых путей превратили Испанию в самую сильную морскую державу, владеющую гигантскими колониями. Колоссальные богатства были сконцентрированы в руках земельной аристократии, двора и церкви, могущественной в Испании, как ни в одном другом европейском государстве.

В Испании устанавливается абсолютистский строй; главной опорой испанского абсолютизмабыла католическая церковь. Еще предшествующие столетия приобрела в Испании исключительно большое влияние. С возникновением абсолютизма церковь была поставлена в зависимость от королевской власти, в руках которой фактически оказалась учреждённая в 1478 году инквизиция.

Завоевательная политика испанских королей, лелеявших мечту о создании всемирной христианской монархии во главе с Испанией, подтачивала силы страны и, с другой стороны, вызывала энергичное сопротивление со стороны европейских государств. При Филиппе II одна за другой следуют неудачи во внешней политике. В 1588 году Англия нанесла смертельный удар испанскому флоту, разгромив «Непобедимую армаду», посланную испанским королём для завоевания Англии. Безрезультатной оказалась и попытка Филиппа II вмешаться во внутренние дела Франции в период религиозных войн. Наконец, сильнейший удар престижу и могуществу Испании нанесло отпадение Нидерландов, остававшихся под властью Испании после разделения Германской империи в 1556 году. Эти неудачи обнаружили перед всем миром слабость Испании, вынужденной с этого времени уступить ведущую роль в Европе более передовым государствам.

Быстрый подъём Испании в конце 15 – первой половине 16 века сопровождался расцветом её культуры. Культура Испании 15 – 16 веков складывалась в сложных условиях. С одной стороны, она унаследовала глубоко народные черты испанской традиции, сформировавшейся в период многовековой борьбы против арабов. Суровое и героическое прошлое страны оставило глубокий след в испанской культуре. Вся средневековая история Испании, все становление этой нации происходили в постоянной борьбе против ига чужеземцев.

Дольше, чем в других странах, в Испании сохраняется религиозный характер культуры. Для испанского искусства было характерно преобладание традиций не классических, а средневековых, готических. Роль мавританского искусства в связи с многовековым господством арабов в Испании несомненна для всего испанского искусства, сумевшего необычайно интересно переработать мавританские черты, сплавив их с исконно национальными.

У испанских художников было два основных заказчика: первый — это королевский двор, богатые испанские дворяне (гранды), аристократия, и второй — церковь. Роль католической церкви в сложении испанской школы живописи была очень велика. Под ее влиянием формировались вкусы заказчиков. Но суровость судьбы испанского народа, своеобразие его жизненных путей выработали специфическое мировоззрение испанцев. Религиозные идеи, которыми, по сути, освящено все искусство Испании, воспринимаются очень конкретно в образах повседневной действительности, чувственный мир удивительно уживается с религиозным настроем, а в мистический сюжет врывается народная, национальная стихия. В испанском искусстве идеал национального героя выражен прежде всего в образах святых. Черты мистической экзальтации присущи как литературе, так и изобразительному искусству Испании 15 – 16 веков.

 

Специфика и основные направления развития искусства Испании 15-16 вв. Творчество Эль Греко.

Блестящий расцвет живописи начинается с появлением в Испании в 1576 г. живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, поскольку он был греческого происхождения и родился на острове Крит (1541—1614). До Испании Эль Греко учился в Италии у Тициана (именно в Венеции он впервые узнал масляную технику), изучал в Риме произведения Микеланджело. Не оцененный при мадридском дворе, он уезжает в Толедо. Эль Греко становится основателем и главой толедской школы и пишет преимущественно по заказу монастырей и церквей Толедо.

Как художник он сложился рано и мало эволюционировал. Истоками его творчества была византийская монументальная и станковая живопись (иконы и мозаики); из итальянского искусства наибольшее влияние на него имели Тициан и Тинторетто, венецианская школа в целом.

Тематика произведений Эль Греко обычна для его времени. Это, прежде всего, религиозные сюжеты («Взятие под стражу», «Моление о чаше», «Святое семейство»), чаще всего — алтарные образа («Погребение графа Оргаса», церковь Сан Томе, Толедо). Значительно реже он обращается к античным мифам («Лаокоон»).

Он пишет много портретов и пейзажей, в основном виды Толедо. Его картины на сюжеты, использованные уже многими художниками до Эль Греко, производят неожиданное впечатление. Герои Эль Греко «вкушают радость в страдании», находятся в состоянии крайней взволнованности, эмоционального напряжения. Это возбуждение, беспокойство, напряжение передается цветом: зеленое, желтое, синее, киноварь звучат у Эль Греко вполне условно. Художникне теряя общего впечатления вещественности, усиливает цветом состояние напряжения, устремления ввысь.

 В композициях Эль Греко свет скользит по фигурам, вспыхивает и затухает, все кажется колеблющимся в беспокойном ритме. Лица героев Эль Греко всегда удлиненные, аскетические, глаза посажены асимметрично и широко открыты. Напряженный динамизм пронизывает все композиции мастера. Его портреты грандов, высшей кастильской знати все чем-то похожи друг на друга: этих людей снедает внутренний огонь, на их бледных лицах горят не видящие внешний мир глаза, они полны напряжения сложной духовной жизни. В пейзажах, изображающих обычно Толедо в грозу, во вспышках молнии, Эль Греко подчеркивает ничтожность человека перед силами природы, и в этом одно из резких отличий в восприятии природы человеком барокко и человеком Ренессанса.

Лучшее, что есть в искусстве Эль Греко, имело большое влияние на формирование живописи Испании в XVII в.

 



2019-10-11 278 Обсуждений (0)
Специфика и основные направления развития искусства Испании 15-16 вв. Творчество Эль Греко. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика и основные направления развития искусства Испании 15-16 вв. Творчество Эль Греко.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)