Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Связь социально-экономического краеведения с другими науками.



2019-10-11 1083 Обсуждений (0)
Связь социально-экономического краеведения с другими науками. 0.00 из 5.00 0 оценок




В вашем городе (селе) есть краеведческий музей? Посещали ли Вы его? Что интересного узнали? Для чего нужно изучать свой край?

Могучим и неисчерпаемым источником духовности, нравственности и культуры современного человека является его любовь к родному краю, его бесценным богатствам, глубокое уважение к вековым традициям своего народа.

Наука краеведение занимается изучением своего родного края, то есть того места, где человек родился, живет, которое считает своей родиной.

Краеведение – это совокупность знаний об отдельной местности. Оно включает в себя сведения по географии, биологии, истории, археологии, этнографии, филологии.

Географическое краеведение изучает такие особенности территории, как климат, рельеф, водные объекты; биологическое – изучает флору и фауну родного края; историческое – знакомит с событиями, происходившими в крае в разное время; социальное – исследует черты быта местного населения, его обычаи, особенности языка, этническую принадлежность; экономическое

– подробно изучает хозяйство региона; экологическое – исследует экологические проблемы родного края; топонимическое – исследует происхождение географических названий; этнографическое – занимается описанием культуры, быта, народного творчества местного населения; искусствоведческое – это архитектура, литература, живопись, декоративно- прикладное искусство местных мастеров; литературное – занимается изучением жизни и творчества местных поэтов и писателей, изучением произведений о своём крае.

Наш регион известен во всем мире благодаря качественному углю, мощной металлургии, современному машиностроению, развитой химической промышленности, крупнейшим ВУЗам. Донетчина – это, прежде всего, трудолюбивые люди. И вы – будущее нашего края!

Подумайте и ответьте на такие вопросы:

- Вы – наблюдательный человек?


- Приходили ли Вы к выводу, что гордитесь своим селом, городом, районом, регионом?

Изучив все разделы данного учебного пособия, вы смело сможете называть себя краеведами. У всех народов мира были люди, хорошо знающие окружающую местность, природу, народные обряды, основы хозяйственной деятельности. Свои наблюдения и знания передавались последующим поколениям устно, а затем и в документах, летописях, картосхемах.

Для успешного изучения этого курса потребуется ваше сотрудничество с учителями и родителями, работниками музеев, представителями промышленных предприятий и старожилами родного края. Они помогут вам понять отдельные темы, привести конкретные примеры, выполнить научные исследования.

Стремитесь знать больше!… Будьте частью истории, станьте гордостью родного края!

Задачи социально-экономического краеведения

Главное назначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать возможность интересующимся людям наблюдать географическую действительность в знакомой местности и использовать результаты наблюдений для формирования понятий, составляющих основу географической науки.

Занимаясь краеведением, вы развиваете как и индивидуальные способности, так и знакомитесь с техникой и технологией местного производства, что поможет Вам в выборе дальнейшей профессии.

Велико значение школьного краеведения в охране природы. Занимаясь краеведческой работой, вы познакомитесь с конкретными примерами преобразования человеком природы своего края, активно включитесь в работу по ее охране. Вы, юные краеведы, можете многое сделать для воспитания у учеников младших классов бережного отношения к «зеленому другу». Изучая местность родного края, у вас будет возможность активно включиться в общественно полезный труд и тем самым принять участие в дальнейшем обогащении своего региона.

Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых знаний и умений.

Социально-экономическое краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному применению полученных знаний.

Систематическое изучение природы в процессе краеведческих наблюдений воспитывает активное природоохранное отношение к ней.

Большие возможности дает краеведение для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызовет у Вас любознательность и желание глубже познать тайны природы.

Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда связываются незабываемые образы родного края.


На современном этапе национальное краеведение переживает эпоху ренессанса. Краеведческое движение богато интересными традициями, плодотворными поисками и открытиями.

Но мало любить свой край – его еще нужно хорошо знать. Всестороннее знание родного края не просто обогащает и возвеличивает человека, оно служит своеобразным мостиком, который соединяет поколения прошлого с поколениями грядущими. Уважение к традициям древней культуры и славного прошлого – это основа настоящего и залог стабильного будущего.

Связь социально-экономического краеведения с другими науками

  Приведите конкретные примеры связи краеведения с другими науками.
Очень тесно связаны социально- экономическое краеведение с социально- экономической географией – наукой о развитии                     и      территориальной

организации населения и хозяйства. Объектом изучения этой науки является природно-ресурсный потенциал страны или региона, населенные пункты, промышленные центры, транспортные сети, отрасли хозяйства.

Хозяйственный (территориальный социально-экономический)  комплекс

  Какие из этих наук вам знакомы? Поработайте со словарями и выпишите в тетрадь определения неизвестных вам наук.

– это сочетание взаимосвязанных элементов хозяйства: промышленных, транспортных, сельскохозяйственных предприятий и населенных пунктов на определенной территории. Причем на каждой территории формируется свой хозяйственный комплекс, который зависит от природных и экономических условий и ресурсов, стратегических интересов.

 

Краеведение

физическое: социально-экономическое:
физика топонимика
астрономия математика и статистика
почвоведение социология
геоморфология история
геология этнография
гидрология экономика
биогеография экология
картография библиография
систематика  

 

ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ

Краеведение – это совокупность знаний об отдельной местности. Оно включает в себя сведения по географии, биологии, истории, археологии, этнографии, филологии.

Географическое краеведение изучает такие особенности территории как климат, рельеф, водные объекты.

Биологическое – изучает флору и фауну родного края.

Историческое – знакомит с событиями, происходившими в крае в разное время.

Социальное – исследует черты быта местного населения, его обычаи, особенности языка, этническую принадлежность.

Экономическое – подробно изучает хозяйство региона.

Наш регион известен во всем мире благодаря качественному углю, мощной металлургии, современному машиностроению, развитой химической промышленности, крупнейшим Вузам.

 

 

      ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Что изучает краеведение? 2. С какими науками связано краеведение? 3. Как вы понимаете выражение «родной край»?
      ИЗ ДНЕВНИКА КРАЕВЕДА: Что такое донбасский патриотизм? Это, прежде всего, любовь к Донбассу как к своему Отечеству, земле своих предков. Это любовь к нашим степным просторам и терриконам – неизменной части нашего быта. Это сохранение всего комплекса исторического наследия, включающего дореволюционный и советский периоды, а особенно героические годы борьбы с немецко-фашистскими оккупантами. Это глубокое уважение к тяжелому труду шахтеров, металлургов, машиностроителей, словом – рабочих, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Это сохранение родного языка, обогащение культуры на основе многонациональных традиций, в том числе и великой русской культуры. Это неприятие национализма, экстремизма, насилия в вопросах языка и веры. Это верность каноническому православию. Это защита социально-экономических интересов региона.

§2. Известные краеведы нашего края

Как называется улица, на которой вы живете? Откуда произошло ее название? Как вы об этом узнали?

Краеведами называют людей, которые занимаются изучением своего края. История развития Донецкой земли очень интересная, много «белых» пятен на ней, и потому, многие люди посвятили свои жизни изучению нашего края.

Степан Львович Рудницкий (1877–1938 гг.)

Основателем географического краеведения по праву считается выдающийся ученый-энциклопедист, академик С.Л. Рудницкий (1877–1938 гг.). В своем фундаментальном труде «Нынешняя география» (1905 г.) С.Л. Рудницкий неоднократно обращал внимание на связь географического образования и краеведения в различных аспектах и постулировал тезис: «География учит нас познавать свой родной край». Он писал: «На понятие отечество и

народность накладываются очень разные элементы; антропо- и этнологический, филолого-литературный, историко-политический и другие, но без сомнения важнейшим является географический, так как народ без родного края – тростник, вырванный из почвы».

Замковой Валентин Поликарпович (1911–2003 гг.)

Духовным наставником Замкового В.П.  был Баранский Н.Н., известный ученый-географ России. Он назвал Валентина Поликарповича «молодым полпредом учителей географии Донбасса» и нацелил его на изучение родного края, сбор краеведческого материала об экономическом районе Донбасса. В 1951 году Валентин Поликарпович подготовил рукопись своей первой  книги

«Донбасс – край индустриальных чудес».

В.П. Замковым было выдано много книг, напечатано сотни статей, посвященных географии и методике ее преподавания. Его книги «Советы учителю географии» и «Мастерство учителя географии» актуальны до сих пор. Благодаря образности, богатому фактическому материалу и доступности изложения фрагменты его работ вошли в школьные хрестоматии по географии.

Много лет Валентин Поликарпович посвятил возрождению краеведческого движения. Он собрал уникальные материалы для  музеев


Донецка, Киева, Артемовска. Как краевед он работал в архивах и библиотеках Москвы, Ленинграда, Киева, Баку, Мурманска. Его  статья

«Летопись Бахмута-Артемовска» включает 240 дат из истории города. Благодаря его заботам в городе установлены мемориальные доски и переименованы улицы в честь писателей-земляков Всеволода Гаршина, Бориса Горбатова, Ирины Левченко.

В.П. Замковой много лет вел рубрику «Привал краеведа» в областной газете «Комсомолец Донбасса», тем самым пропагандируя географические знания и освещая вопросы краеведческой работы в Донецком крае.

Николай Алексеевич Вознесенский (1903–1950 гг.)

Уроженец города Енакиево, доктор экономических наук, академик (был главой Госплана СССР). Был генератором деловых идей, сам воплощал их в жизнь. Вознесенский Н.А. был настоящим ученым, делая всегда ставку на самые современные способы научного управления государством и хозяйством. Его теории были всегда привязаны к конкретным географическим местам. Он лично рассчитывал многие экономические проекты, держал связь с

управляющими в регионах, с директорами крупных промышленных предприятий. Его даже Сталин называл своим приемником, но попал под следствие и был расстрелян в октябре 1950 года.

Григорий Григорьевич Горбунев (1939–2002 гг.)

С юных лет увлекался историей родного края. Окончив Харьковский политехнический институт, работал в отделе техники безопасности Донецкого электромеханического завода, стал автором множества статей по истории города, развитию металлургии. Он собрал огромный архив с краеведческими работами, топографическими картами. Им были написаны книги об истории предприятий Донбасса.

Вадим Васильевич Пассек (1808–1842 гг.)

Родился в России, в городе Тобольске. За свою короткую жизнь – 34 года, исследовал Харьковскую губернию. Он был литератором, историком, археологом, этнографом, экономическим краеведом. Его любовь к географии была очень высока. Это видно по его произведениям «О курганах и городищах уездов Харьковщины», «Историко-статистическое описание Харькова». Его книгами зачитывались многие губернии,

люди Слобожанщины. Такой успех объяснился интересными географическими наблюдениями, простым разговорным языком, где популярно, ярко и красочно описывались поселения, обряды, традиции, хозяйственная жизнь края.


Николай Тимофеевич Янко (1912 г.)

Скромный учитель географии Алексеево- Дружковской средней школы. Закончил Луганский педагогический институт, географический факультет. Он был новатором среди учителей 60–70 годов. Написал много методических пособий. Был краеведом-практиком. Его краеведческий материал был уникален. Позже его заинтересовало население края и географические названия Донецкой области. Результатом социально- топонимического краеведения стал  Топографический

словарь и более 100 статей в сборниках и газетах. Исследователь был отмечен орденом «Знак почета», медалями и памятными призами. Николай Тимофеевич стал кандидатом педагогических наук, действительным членом Географического общества.

Ему было присвоено звание «Почетный краевед Донецкой области» под номером один.

Кондратюк Евгений Николаевич (1914–1992 гг.)

Родился в селе Старый Солотвин Бердичевского района Житомирской области.

Е.Н. Кондратюк был вторым директором Донецкого ботанического сада. Он был видный специалист по созданию ботанических садов и корифей в промышленной ботанике. До приезда на Донбасс он занимал должность заведующего кафедрой ботаники Украинской сельскохозяйственной академии, а ранее в 1959–1965 годы был директором Национального ботанического сада  им.

Н.Н. Гришко в Киеве.

В период Великой Отечественной войны Е.Н. Кондратюк был в составе действующей армии. Капитан, в РККА с июня 1941 года, в октябре 1942 года был награжден орденом Красной Звезды, будучи начальником штаба 327 БАО (батальона аэродромного обслуживания) 8-й воздушной армии, обслуживавшего ночных бомбардировщиков. В наградном листе указывалось, что «во время напряженной боевой обстановки Кондратюк лично организовывал своевременный подвоз ГСМ и боеприпасов  для

самолетов на аэродромы подскока». Также он был награжден медалью «За оборону Сталинграда» и другими медалями.

Е.Н. Кондратюк в Донецком ботаническом саду проработал до 1987 года, а в последние годы жизни он был советником при дирекции этого научного учреждения. Именно при нем 31 мая 1977 года Донецкий ботанический сад принял первых своих посетителей после окончания строительства. Во время его руководства был заложен  фундамент


коллекционного фонда живых растений, определены основные направления исследований. В 1984 году за теоретические и практические разработки по вопросам охраны природы коллектив сада награжден серебряной медалью Программы ООН по вопросам окружающей среды (ЮНЕП).

Графф Виктор Егорович (1819–1867 гг.)

В 2013 году исполнилось 170 лет Великоанадольскому лесу – первому на территории бывшей Российской империи лесному массиву, искусственно созданному в сухой степи для защиты прилегающих сельскохозяйственных земель от засух и пыльных бурь. Великоанадольский опытный лес и Великоанадольская лесная школа (ныне лесхоз-техникум) были основаны знаменитым лесоводом В.Е. фон Граффом.

Родился Виктор Егорович Графф на Волыни. Отцом мальчика был немец, матерью – итальянка. Сына  крестили

по православному обычаю. В некоторых письменных документах его имя пишется с приставкой «фон», то есть фон Графф, что свидетельствует о его принадлежности к немецкому дворянству.

В 14 лет Виктор стал воспитанником Санкт-Петербургского лесного и межевого института. В 22 года он получает офицерское звание и как отличник в чине подпоручика подряжается на действительную службу. Первая его должность – помощник лесничего Екатиренославской губернии. Молодому офицеру поручают провести детальное исследование залежных казенных земель в Павлоградском, Бахмутском и Александровском уездах (ныне территории Днепропетровской, Донецкой и Запорожской областей). Цель исследования – определение места под показательную лесную посадку.

И он его определил – Великоанадольская пустошь, недалеко от села Благодатного на южном склоне Донецкого кряжа. 23 ноября 1843 года в присутствии группы чиновников, сельских старшин и местных крестьян, священник, отслужив молебен, благословил новое дело, и несколько волов плугами нарезали черные борозды в вековой целине. В те борозды В. Графф и его помощники посеяли желуди, семена клена, ясеня и других деревьев и кустарников.

Сегодня приходится только удивляться самоотверженности молодого офицера. Во-первых, он выбрал очень сложное место для апробации идей степного лесоводства, хотя у него была возможность выбрать иное, более удобное место. Во-вторых, он начал по настоящему жить своим лесом. Известно, в частности, что он не позволял себе брать отпуск, пока  его

«зеленое дитя» не окрепло.

В. Графф взял на воспитание одиннадцать крестьянских детей, и они со временем стали его надежными помощниками. На то же время приходится и его предложение открыть в селе Новотроицкое училище сельских лесников. Тогда и были заложены основы знаменитого Великоанадольского лесного техникума.


Швец Николай Александрович (1947)

С февраля 1973 г. и по сей день работает учителем географии и биологии в Алексеево-Дружковском  УВК

«общеобразовательная школа-детский сад № 14». Все эти годы активно занимается географическим краеведением, много печатается в местной прессе (газета «Наша Дружковка») и географических, исторических и литературных журналах Украины.

Вместе с женой Швец Н.Я. и учащимися школы создал         первую в Донецкой области экологическую

учебно-экскурсионную тропу (1980 г.), на которой уже побывали представители 23 стран мира и многих областей Украины. Экскурсии на тропе ведут учащиеся 9–11 классов.

Его воспитанники берут активное участие во многих городских, областных и республиканских соревнованиях, конкурсах, выступают по местному ТВ и радио. С 1975 г. и по 2010 г. его учащиеся являются активными участниками городских, областных и республиканских конкурсов учащихся-членов МАН. Швец Н.А. – один из авторов регионального учебного пособия «География родного края» и многих других книг и учебных пособий.

 

ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ

Краеведами называют людей, которые занимаются изучением своего края. История развития Донецкой земли очень интересна, много «белых» пятен на ней, и потому, многие люди посвятили свои жизни изучению нашего края.

Основателем географического краеведения по праву считается выдающийся ученый-энциклопедист, академик С.Л. Рудницкий (1877– 1938 гг). В своем фундаментальном труде «Нынешняя география» (1905 г) С.Л. Рудницкий неоднократно обращал внимание на связь географического образования и краеведения в различных аспектах и постулировал  тезис:

«География учит нас познавать свой родной край».

Николаю Тимофеевичу Янко было присвоено звание «Почетный краевед Донецкой области» под №1.

Великоанадольский опытный лес и Великоанадольская лесная школа (ныне – лесхоз-техникум) были основаны знаменитым лесоводом В.Е. фон Граффом.

Н.А. Швец с февраля 1973 г. и по сегодня работает учителем географии и биологии в Алексеево-Дружковском УВК «Общеобразовательная школа- детский сад № 14». Все эти годы активно занимается географическим краеведением, много печатается в местной прессе и географических, исторических и литературных журналах.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Перечислите фамилии людей, которые изучали наш край. 2. Расскажите о краеведах нашего края. 3. Если бы Вы были краеведом, о чем бы Вы написали в местной газете? 4. Как вы понимаете определение «родной край»?

 

    ИЗ ДНЕВНИКА КРАЕВЕДА: Василий Васильевич Докучаев в конце ХІХ века организовал особую экспедицию, целью которой было улучшение естественных условий земледелия с упорядочением водного хозяйства в степной России посредством лесонасаждения и обводнительных работ. Для выполнения этой задачи одним из опытных участков Докучаев выбрал Великоанадольский участок на водоразделе между Донцом и Днепром. В наши дни в честь учёного гордо носит своё название город Докучаевск. В 1988 году Менделеев прибыл в Юзовку, где провел три месяца, изучая оборудование цехов, угледобычу, качество производимого металла, условия труда металлургов и горняков. Восхищенный, он сказал Джону Юзу: «Вы совершили подвиг! Недавняя пустыня ожила! Результат очевиден, успех полный, возможность доказана делом». Эта фраза: «возможность доказана делом» теперь красуется на гербе Донецкой области.

РАЗДЕЛ І. ДОНЕЦКИЙ РЕГИОН НА КАРТЕ МИРА


§3. Экономико- и политико-географическое положение

Что изучает физическая география? Дайте характеристику физико-географическому положению Донецкого края.

Донетчина – регион на юго-востоке Украины. На севере она граничит с Харьковской областью, на востоке – с Луганской, на западе – с Днепропетровской, на юго-западе – с Запорожской, на юго-востоке – с Ростовской областью России. Главный центр – город Донецк. Регион образован 2 июля 1932 года.

Территория Донецкой области составляет 26,5 тыс. км. кв., что составляет 4,4 % площади Украины.

В мае 2014 года, в результате обострения политического кризиса на Украине, на территории области была провозглашена Донецкая Народная Республика.

Географическое положение объекта – важная географическая категория. Оно всегда индивидуально, в мире нет двух объектов (государств), которые имели бы одинаковое географическое положение.

Сегодня ученые выделяют несколько видов географического положения:

- макроположение (глобальное);

- мезоположение (региональное);

- микроположение (соседское).

Как вы понимаете  термин «экономико-географическое положение»?
Экономико-географическое положение (ЭГП) – это положение города, района, страны или иного экономико- географического объекта по отношению к прочим экономико-географическим

объектам, имеющим для него хозяйственное значение.

Согласно типовому плану учитывают экономико-географическое положение по отношению:

- к соседним странам;

- к соседним регионам;

- к главным сухопутным и морским транспортным путям;

- к главным топливно-сырьевым базам;

- к           промышленным          и сельскохозяйственным районам;


- к рынкам сбыта;

- к изменению ЭГП во времени.


Рис. 1. Географическое положение Донетчины


Общий вывод о степени выгодности ЭГП.

Используя типовой план, дайте
характеристику области.
ЭГП
Донецкой
ЭГП объекта может быть оценено как благоприятное или неблагоприятное.

Благоприятное ЭГП – это возможность успешного хозяйственного развития, сама же степень развития и  его

темпы зависят от конкретных исторических и социально-экономических условий.

Геополитическое положение (ГПП) – это пространственное отношение географического объекта (страны, города) к другим географическим объектам, лежащим вне его и имеющим или могущим иметь на него существенное влияние.

ГПП характеризуется положением по отношению к странам:

- имеющим высокий политико-экономический потенциал;

- экспортирующим и импортирующим продукцию в больших количествах;

- к странам, с которыми осуществляется тесное политическое, экономическое, культурное сотрудничество;

- к странам, которые предъявляют экономические, политические или территориальные претензии;

- к странам – очагам региональных конфликтов;

- к странам-нейтралам;

- к странам, с которыми осуществляется тесное политическое, экономическое, культурное сотрудничество;

- к региональным группировкам, военно-политическим союзам стран.

Рассмотрим несколько примеров:

Геополитическое положение предполагает отношения нашего региона с другими странами (или группами стран) с точки зрения: ее собственной безопасности, межгосударственных отношений (союзов), возможных военных угроз.

Транспортно-географическое положение – особенности и возможности транспортных связей нашего края с другими странами. При этом рассматриваются и оцениваются особенности транспортной сети внутри Донецкого региона.

Эколого-географическое положение характеризуется внешними и внутренними источниками экологической опасности для нашего региона. Оно учитывает расположение крупных промышленных районов соседних стран, количество и характер вредных выбросов, направление водных и воздушных потоков.

Особенности экономико-географического и геополитического положения Донецкого края.

Наш край расположен в Восточной Европе. Территория находится на пересечении крупных транспортных путей между Востоком и Западом, Севером и Югом, что дает определенные экономические выгоды, например, транзит грузов по ее территории.


Наш край имеет выход в Атлантический океан через Азовское море, что благоприятствует развитию связей как с соседними странами, так и со странами Европы и других континентов. Непосредственное соседство с развитыми странами способствует развитию торговли и сотрудничеству, выходу во внешний мир.

В настоящее время наиболее существенным фактором экономико- и политико-географического положения является соседство с Россией – наиболее могущественным в экономическом и военно-политическом отношениях соседом. Этому способствуют:

- самая длинная государственная граница;

- наличие большого количества русского населения;

- общие этнические земли;

- хорошие торговые отношения;

- сформировавшаяся система транспортных магистралей;

- экономическая помощь в регулировании военного конфликта. Географическое положение может способствовать или сдерживать развитие хозяйства региона, но в конечном итоге не оно определяет успехи государства. Главное наше богатство – это люди, которые при грамотной социально-экономической политике способны вывести регион в число передовых.

ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ
Экономико-географическое положение – это положение города, района, страны или иного экономико-географического объекта по отношению к прочим экономико-географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение. Одно из свойств ЭГП – его постоянное изменение, т.к.  это связано с развитием самой страны, территории и т.д.

 

      ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Какие виды географического положения вам известны? 2. Дайте определение понятиям «экономико-географическое положение» и «геополитическое положение». 3. Охарактеризуйте экономико-географическое положение Донецкой области. 4. Дайте    оценку    современному    геополитическому положению Донецкой области.



2019-10-11 1083 Обсуждений (0)
Связь социально-экономического краеведения с другими науками. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Связь социально-экономического краеведения с другими науками.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1083)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)