Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативные основы деятельности бизнес-инкубаторов



2019-10-11 224 Обсуждений (0)
Нормативные основы деятельности бизнес-инкубаторов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В постановлении Правительства РФ от 22.04.2005 г. №249 «Об условиях и порядке предоставления в 2006 г. средств бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»*(55) отдельная глава посвящена предоставлению субсидий на создание и развитие бизнес-инкубаторов.

Названное постановление определяет бизнес-инкубаторы как организации, созданные для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг (п. 14).

Субсидии, предоставленные на реализацию мероприятий по созданию и развитию бизнес-инкубаторов, направляются на следующие цели:

строительство здания (части здания) бизнес-инкубатора;

реконструкция, расширение и техническое перевооружение здания (части здания) бизнес-инкубатора;

капитальный ремонт здания (части здания) бизнес-инкубатора;

организационное техническое обеспечение доступа к системам тепло-, газо-, энерго- и водоснабжения, водоотведения, подземным инженерным коммуникациям;

обеспечение связи;

приобретение офисной мебели, электронно-вычислительной техники (иного оборудования для обработки информации), программного обеспечения, периферийных устройств, копировально-множительного оборудования.

Форма поддержки предпринимательства с помощью бизнес-инкубаторов давно и успешно применяется на Западе. В России первые бизнес-инкубаторы возникли в начале 1990-х годов как организации и структуры с ограниченным персоналом, развивающие малое предпринимательство. Бизнес-инкубаторы облегчают начальный этап функционирования новых малых предприятий, представляют помещения и оборудование на основе совместного пользования, обеспечивают доступ к большому набору услуг, новейшим инновационным технологиям и методикам и комплексу программ деловой поддержки. Бизнес-инкубаторы оказывают помощь в совершенствовании управления малыми предприятиями, организации финансирования, реализации специализированных программ обучения персонала современным методам управления, в создании пространства информационного обмена, где субъекты малого и среднего предпринимательства могли бы делиться опытом и совместно решать накопившиеся проблемы и др. Как правило, нахождение субъектов малого и среднего предпринимательства в бизнес-инкубаторе рассчитано на первые 2–3 года жизни малого предприятия, чтобы обеспечить его становление для дальнейшей самостоятельной деятельности. При этом зачастую спустя несколько лет такой субъект может продолжать участвовать в работе тех же самых инкубаторов, но уже в роли консультанта, специалиста, на собственном опыте знающего, каким образом нужно развивать бизнес и что полезного можно почерпнуть в «инкубаторе».

Создание бизнес-инкубаторов в конце прошлого века осуществлялось успешно, и уже в 1997 г. по инициативе 22 действующих бизнес-инкубаторов и организаций, оказывающих поддержку малому предпринимательству, было учреждено «Национальное содружество бизнес-инкубаторов». Его цель – координация и управление процессом становления бизнес-инкубаторов в регионах России. В настоящее время в различных регионах страны действует более 60 бизнес-инкубаторов*(56).

Проведенное в рамках «Национального содружества бизнес-инкубаторов исследование показало, что 43% бизнес-инкубаторов осуществляют сервисное обслуживание малых предприятий; 24% оказывают учебно-методическую помощь; 17% – финансовую поддержку и 16% – психологическую поддержку. Среди клиентов бизнес-инкубаторов 38% составляют производственные малые предприятия; 23% – предприятия сферы услуг; 15 – научно-технические организации; 14 торговые предприятия; 3 – строительные организации и 7% – другие. Характерно, что 72,7% опрошенных малых предприятий показали, что устанавливается предельный срок нахождения в бизнес-инкубаторе, причем 45% опрошенных заявили, что ограничение срока пребывания обеспечивается путем увеличения размера арендных платежей.

Как уже было отмечено выше в целях обеспечения равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению имущественной поддержки предоставление нежилых помещений в Бизнес-инкубаторе в аренду, как правило, осуществляется на конкурсной основе.

Более подробно о деятельности технопарков и бизнес-инкубаторов см. в комментарии к ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации»

В России бизнес-инкубаторы начали создаваться в начале 90х годов. Сначала было создано 13 бизнес-инкубаторов в рамках Морозовского проекта, идеологом которых была Академия менеджмента и рынка, и несколько бизнес-инкубаторов – на гранты США и Канады. По данным Российского центра малого предпринимательства сейчас в России создано более 60 технопарков и 100 бизнес-инкубаторов.

С 2005 года Правительством РФ выделяются субсидии субъектам РФ на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение зданий бизнес-инкубаторов. Только в 2008 г. на развитие региональных бизнес-инкубаторов из федерального бюджета было выделено 667,95 млн. рублей, из региональных бюджетов – 374,53 млн. рублей. По словам министра экономического развития России Э.С. Набиуллиной, бизнес-инкубаторы позволяют значительно повысить выживаемость начинающих компаний с 15% до 85%.

Для создания наилучшей системы условий, касающихся инкубационной среды и услуг, в которой будет обеспечиваться поддержка динамичного развития начинающих и развивающихся предприятий, бизнес инкубаторам необходимо обладать стратегией инкубации, которая учитывает потребности клиентов, а также цели и задачи инкубатора, политикой приема и выпуска клиентов. Кроме этого, руководящая инкубатором группа должна иметь предпринимательский опыт, осуществлять доверительные отношения с клиентами, использовать предпринимательский подход и навыки коммуникации. Основой успеха любого инкубатора также является деловое наставничество и постоянный мониторинг и оценка эффективности деятельности инкубатора. Для выхода бизнес-инкубатора на уровень самоокупаемости через 3–5 лет важно обеспечить его специальным программным обеспечением, организовать тренинги для менеджеров бизнес-инкубатора, создать сети бизнес-ангелов всех уровней и проч.

Основными показателями эффективности бизнес-инкубатора, по мнению заместителя председателя координационного совета Национального содружества бизнес-инкубаторов О. Лаптевой, могут считаться не только привлеченные инвесторы и объем инвестиций, но и число «выращенных» предприятий. Необходимо соблюдать баланс между стремлением получить прибыть и вырастить новый бизнес.

В Уральском федеральном округе еще в 2003 году решением расширенного заседания Экспертно-консультативного совета по развитию малого и среднего бизнеса при полномочном представителе президента РФ в УрФО на тему «О приоритетных направлениях и задачах развития малого предпринимательства в Уральском федеральном округе и опыте Челябинской области по реализации государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства» органам власти Тюменской, Курганской, Свердловской, Челябинской областей, ХМАО и ЯНАО были даны рекомендации совместно с органами местного самоуправления провести анализ эффективности использования производственных площадей и помещений государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Создать на базе временно свободных производственных площадей государственных и муниципальных унитарных предприятий «бизнес-инкубаторы» для субъектов малого предпринимательства. Таким образом, была оказана поддержка действующим бизнес-инкубаторам и дан старт созданию новых.

Деятельность бизнес-инкубаторов в России не регулируется отдельным законом, поэтому каждый из бизнес-инкубаторов уникален. Действующие на территории УрФО бизнес-инкубаторы различны по организационно-правовой форме, составу учредителей, профилю, комплексу услуг, предоставляемых предпринимателям.

К примеру, в Челябинском бизнес-инкубаторе, работающем более 3х лет, основными видами услуг является информационно-консультационная и образовательная поддержка, поиск инвесторов для проектов.

В Кургане первый бизнес-инкубатор открылся 1 сентября с.г., право на управление им выиграл Курганский госуниверситет. Инкубатор будет предоставлять рабочие места начинающим предпринимателям на конкурсной основе, оказывать консультационную финансовую, правовую и маркетинговую поддержку.

В Свердловском областном бизнес-инкубаторе (СОБИ), который был открыт в мае 2007 года, общая площадь составила около 1000 кв. м. СОБИ предоставляет предпринимателям офисные помещения (85 рабочих мест, оборудованных оргтехникой и офисной мебелью), энергоснабжение, коммунальное обслуживание, уборку и охрану здания, секретарские услуги, доступ к локальной компьютерной сети. Предприниматели оплачивают услуги бизнес-инкубатора из расчета 543 рубля в месяц на 1 кв. м. При этом ежемесячная компенсация затрат от областного Фонда поддержки малого предпринимательства составляет 326 рублей. Во 2 и 3 год работы в здании бизнес-инкубатора предпринимателям компенсируется соответственно 40 и 20 процентов расходов на оплату услуг. Кроме базового комплекса услуг, в бизнес-инкубаторе организовано предоставление ряда дополнительных возмездных услуг – от информационных до бухгалтерских, что существенно облегчает развитие бизнеса начинающих предпринимателей.

В ХМАО бизнес-инкубаторы существуют более 5 лет при Окружном фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции и его филиалах.

20 августа с.г. Минэкономразвития РФ выделило ЯНАО на создание бизнес-инкубатора в г. Муравленко 13 млн. 620 тыс., еще 15 млн. руб. выделено из регионального бюджета. В том числе планируется создание бизнес-инкубатора в г. Лабытнанги, в котором действует чуть более полутысячи предпринимателей, а бюджет является высокодотационным.

В Тюменской области также ведется работа органами власти по созданию сети инкубаторов. В настоящее время для создания бизнес-инкубаторов в Тюмени, Ишиме и Тобольске уже выбраны помещения, государственные контракты по приобретению нежилых помещений подписаны в Департаменте имущественных отношений Тюменской области, идет процедура государственной регистрации помещений.

По словам заместителя губернатора Тюменской области А.В. Моора, «цель создания бизнес-инкубаторов в Тюменской области – образование новых организаций в приоритетных сферах развития малого предпринимательства путем формирования материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для становления, развития, подготовки к самостоятельной деятельности субъектов малого бизнеса. …Нежилые помещения, в которых будут располагаться бизнес-инкубаторы, станут государственной собственностью Тюменской области. До конца этого года планируется провести все подготовительные мероприятия, необходимые для начала их функционирования (ремонт, приобретение и установка оборудования, мебели). Для управления бизнес-инкубаторами будет создано автономное учреждение Тюменской области «Областной бизнес-инкубатор».

Предположительно в январе 2009 года откроются первые три бизнес-инкубатора в Тюмени, Ишиме и Тобольске. В Ялуторовске и Заводоуковске конкурсы по выбору управляющей компании для организации деятельности бизнес-инкубаторов в этих городах и отбору субъектов малого предпринимательства на получение государственной поддержки в форме предоставления нежилых помещений на льготных условиях пока не проведены.

В результате создания и организации деятельности сети бизнес-инкубаторов открыть свое дело смогут одновременно не менее двух сотен начинающих предпринимателей с постоянной ежегодной ротацией до трети их численности.

По словам директора Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области В.М. Шумкова, предприниматели получат в аренду на льготных условиях оборудование, необходимое им для работы. Кроме того, все бизнес-инкубаторы будут проводить обучение и давать бесплатные консультации по правовым и финансовым вопросам. По его словам, Департамент продолжает активную работу со всеми муниципальными образованиями области, чтобы поддержка бизнеса оказывалась на всех уровнях, а предпринимателям за решением своих проблем не приходилось ехать в областную столицу: «Бизнес-инкубаторы в районах будут ориентированы на наиболее перспективные отрасли промышленности. Так, в Тобольске с 2011 года откроется комплекс Тобольск-Полимер, который будет производить 500 тыс. т полимерных гранул в год. Эту продукцию можно экспортировать, но для нас лучше создать к этому времени условия для малых и средних предприятий, которые будут на месте перерабатывать эти гранулы. Кроме того, в Тобольске очень перспективная сфера бизнеса – это туризм. Местный бизнес-инкубатор будет ориентировать предпринимателей на создание фирм по въездному туризму, а в Ишиме малые предприятия будут ориентироваться на деревообрабатывающее производство компании IKEA».

Однако, существуют проблемы, сдерживающие развитие структур поддержки начинающих предпринимателей. Прежде всего, это отсутствие нормативно-правовой базы. Во многих регионах имеется успешный опыт сотрудничества с администрацией, но такие взаимоотношения следует закрепить законодательно. В России начинает накапливаться опыт развития бизнес-инкубаторов, управления ими на муниципальном и региональном уровнях.

 



2019-10-11 224 Обсуждений (0)
Нормативные основы деятельности бизнес-инкубаторов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативные основы деятельности бизнес-инкубаторов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)