Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос №33: Современное научное знание. Общая характеристика



2019-08-13 285 Обсуждений (0)
Вопрос №33: Современное научное знание. Общая характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок




СОВРЕМЕННАЯ НАУКА - сложноорганизованная система, предполагающая дифференциацию и интеграцию различных научных дисциплин, направленная на целостное обобщение многообразных областей знания. Современная наука нацелена на глубинное постижение объективного мира, поэтому основополагающей мировоззренческой установкой является стремление к созданию единой общенаучной картины мира, включающей в себя противоречивое объяснение многообразных явлений действительности, в том числе и паранаучных. Это приводит к тенденции объединения специализированных подходов различных наук для решения проблем, изучение которых требует междисциплинарного комплексного подхода. Реализация комплексных научных программ порождает особую ситуацию соединения в единой системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, усиления взаимодействия сложившихся в различных дисциплинарных областях науки идеалов, норм и методов познания, что связано с изменением понимания объекта исследования. Объектом классической науки являлись простые системы, поскольку считалось, что сложная проблема (или система) не содержит в себе никаких дополнительных обстоятельств помимо тех, которые образуются при разложении ее на простые составляющие. Следовательно, сложная система не рассматривалась как целостность, обладающая своим собственным качеством.

Неклассический подход как антиэлементаристская стратегия, несмотря на многообразие ее воплощения, напротив, основан на понимании того, что сложная система как целостность обладает собственными свойствами, индивидуальностью, подчиняющей элементы, которые в нее входят, - целостность реальна и первична по отношению к своим частям. Понимание предметной области, основанное на осмыслении сложной системы как целостности, предполагающее целенаправленное применение понятия системы для решения научных проблем, оформилось в направление системных исследований в науке. В области внимания ученых оказываются исторически развивающиеся системы, с течением времени формирующие новые уровни своей организации; при этом возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и композицию их элементов. Системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, напр. «человекоразмерные» системы (медико-биологические объекты, объекты биотехнологий, системы человек - машина, объекты экологии, включая биосферу в целом и др.), становятся объектом современной постнеклассической науки и обусловливают появление новых мировоззренческих ориентации и становление новой междисциплинарной методологии познания. Для современной науки характерно принятие идеи социокультурной обусловленности науки, ученые обращаются к традициям восточного мышления и его методам, признается не только сила, но и слабость европейского рационализма и его методов. Идеал современной науки воплощается в подходе, объединяющем строгие математические и физические модели постижения действительности с наукой об обществе. Мир предстает как неравновесная, динамическая, сложно регулируемая система, зависящая от деятельности человечества. Это предполагает постулирование обратной связи и особой роли активности субъекта познания, который рассматривается как коллектив, состоящий из специалистов разных дисциплинарных областей научного знания. Мировоззренческие установки современной науки, определяемые взаимосвязью квантовой физики, релятивистской космологии, генетики, предполагают переосмысление таких категорий, как необходимость и случайность, причина и следствие, часть и целое (в современной науке причинность определяется как система вероятностных взаимодействий, а случай - как «Его Величество случай»). В современной науке изменяется стратегия экспериментирования, переосмысляется значение эксперимента как многократно повторяющего серии одних и тех же результатов.

Применительно к развивающимся нестабильным системам эксперимент, основанный на энергетическом взаимодействии с системой, не позволяет воспроизводить одни и те же ее состояния, поскольку необратимость процессов развития не позволяет исследователям воссоздать начальные состояния системы до ее участия в эксперименте, что приводит к развитию компьютерного моделирования, позволяющего просчитать многообразие возможностей состояний системы. Выбор состояний системы осуществляется в направлении от наименее вероятностного к наиболее вероятностному состоянию и ситуации, когда из мыслимо возможного отбирается наиболее адаптивно возможное к задачам исследования. Динамическое постижение мира, предполагающее понимание его как сложноорганизованной системы, включает в себя идею эволюционирования объектов любого рода.

Концепция универсальности процессов эволюции основывается на теории нестационарной Вселенной, синергетики (теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы, которая имеет свои культурно-исторические истоки понимания как содействия, соучастия в древнегреческом варианте, согласованного действия, непрерывного сотрудничества - в традиции исихазма, как диалектического понимания генезиса процессов - в концепциях Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, К. Маркса), теории биологической эволюции и развитой на ее основе концепции биосферы и ноосферы, является основой синтеза знаний в современной науке. Поскольку, во-первых, анализирует взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности и объясняет генезис новых структур; во-вторых, рассматривает в диалектической взаимосвязи социальную, живую и неживую материю; в-третьих, формирует основание для рассмотрения человека как объекта космической эволюции, закономерного и естественного этапа в развитии нашей Вселенной, несущего ответственность за состояние мира, в который он погружен; в-четвертых, является важнейшим принципом исследования новых типов объектов.

Распространение идей и методов синергетики, междисциплинарная природа которой позволяет обогатить мировоззрение современной науки как выводами из области естественно-научного знания, так и установками современных гуманитарных наук, приводит к тому, что постулируются принципы, на которых строится современная наука: открытость систем - для вещества, энергии, информации; нелинейность - признается множество путей эволюции системы и возможность выбора альтернаты; когерентность - протекание во времени процессов в конкретной системе рассматривается как согласованное; основополагающим предстает хаотический характер переходных состояний в системах, непредсказуемость их поведения; способность активного взаимодействия со средой, изменения ее в направлении, обеспечивающем наиболее успешное функционирование системы, что предполагает гибкость структуры и способность учитывать прошлый опыт развития системы.

Нестабильность мира не означает, что он не поддается научному изучению, неустойчивость далеко не всегда есть зло, подлежащее устранению, или же некая досадная неприятность (И. Пригожий). Неустойчивость в современной науке понимается как условие стабильного и динамического саморазвития, которое происходит за счет уничтожения, изъятия нежизнеспособных форм. Современная наука функционирует как наука вероятностей, нестабильностей и неопределенностей, что приводит к пониманию научных теорий как гипотетичных.

Современная наука, исследуя новые типы объектов (в отношении к классической науке), предстает как сложноорганизованная система, направленная 1) на целостное обобщение многообразных областей знания (постулируется ценность всестороннего взгляда на мир); 2) укрепление и широкое применение принципов коэволюции (рассмотрение сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого приводит к необходимости синтеза знаний, совмещения различных уровней эволюции и представлений о коэволюционных процессах, выраженных не только в науке, но и в искусстве, религии, философии); 3) применение методологии и принципов философии во всех науках, что приводит к плюрализму в отношении выбора методологии научного исследования (строгие нормативы научного дискурса сосуществуют с признанием внерационального компонента научного исследования - интуиция, эстетические факторы и т. д.); 4) преодоление разрыва объекта и субъекта (в научной картине мира происходит соединение объективного мира и мира человека, что приводит к тому, что природа рассматривается не сама по себе как таковая, а как сеть взаимоотношений человека с природой, следовательно, научное исследование строится не как монолог, а как диалог с природой - активное вопрошание природы рассматривается как неотъемлемая часть ее внутренней активности);5) внедрение концепта времени во все науки (что влечет за собой широкое распространение идеи развития и историзацию науки); 6) увеличение уровня абстрактности и сложности научных теорий (математизация научных теорий); 7) объединение в единое целое идеи системного и эволюционного подходов, что влечет за собой тенденцию построения общенаучной картины мира на основе принципиального (универсального) эволюционизма;8) формирование организмического понимания природы (природа рассматривается не как конгломерат изолированных объектов и даже не как механическая система, но как целостный живой организм, изменения которого могут происходить в определенных границах, нарушение которых приводит к изменению системы, ее переходу в качественно иное состояние, которое может вызывать необратимое разрушение целостности системы), понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенного. Таким образом, современная наука предстает как синтез классических, неклассических и постнеклассических стратегий и парадигм.

 

 


 



2019-08-13 285 Обсуждений (0)
Вопрос №33: Современное научное знание. Общая характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос №33: Современное научное знание. Общая характеристика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)