Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос №35: Наука как деятельность.



2019-08-13 232 Обсуждений (0)
Вопрос №35: Наука как деятельность. 0.00 из 5.00 0 оценок




Наука — это не только научное знание, но и особого рода деятельность. В отечественной философской литературе прошлых десятилетий, в терминах марксистской традиции, было принято называть научную деятельность одним из видов “духовного производства”. Действительно, научная деятельность, как и всякая другая, должна что-то создавать. Наука в процессе своей деятельности производит множество специфических продуктов, наиболее очевидными из которых являются научные знания и научные методы.

Кроме того, в ходе научной деятельности создается в определенной степени сам ее субъект. На индивидном уровне им выступает профессионально подготовленный специалист, владеющий соответствующими навыками и знаниями. Добавим, что субъект, “выращиваемый” наукой, должен обладать даже особыми личностными качествами, такими как критичность, честность, целеустремленность, свобода мышления, способность к решению нестандартных задач.

Но наиболее фундаментальным результатом научной деятельности является то, что в научном познании производится и воспроизводится само особое отношение к миру — научно-познавательное, или, шире, рационально-теоретическое. Наука создает и развертывает особый способ фундаментальной ориентации человека в действительности. Эго научное отношение состоит в постижении мира рациональным способом, в теоретическом осмыслении его в виде универсальных концептуальных схем, в нацеленности на раскрытие причинно-следственных связей мира, глубинных законов, лежащих в его основе. Хотя между наукой и стихийной поисково-познавательной деятельностью и существует историческая связь, в целом научную деятельность нельзя рассматривать как только продолжение стихийного процесса познания; качественное отличие науки состоит в том, что,, науке присущ особый теоретический фон.

Итак, научная деятельность прежде всего вырабатывает и реализует рационально-теоретический способ постижения мира.Сама по себе научная деятельность — достаточно сложный процесс, в который включено множество конкретных видов познавательной деятельности: это и мышление, основанное на применении строгих логико-математических методов; и процедуры критики и обоснования, базирующиеся на более широких средствах рациональности; и процессы эвристического поиска и выдвижения гипотез, включающие воображение и интуицию; и лабораторно-экспериментальная практика, использующая самые современные технические средства; и конструирование моделей; и многое другое. Характеристика научной деятельности — трудная задача. До сих пор не выработано общепринятого определения того, что же такое научная деятельность. В ходе философско-науковедческих исследований выяснилось, что наука является чрезвычайно сложным феноменом, при изучении которого открываются все новые и новые проблемы.Несомненно то, что столь сложное явление, каким выступает научная деятельность, следует описывать с помощью многомерного пространства параметров.

Характер1. Социальный. Обобщенным субъектом научно-познавательного процесса является общество в целом. Специализированным агентом научной деятельности является научное сообщество (которое имеет по крайней мере три уровня: ученый, или научный работник, как представитель сообщества; группа ученых; научное сообщество в целом). Но научное сообщество — лишь часть всего общества с его социокультурной средой. Поэтому научная практика как бы уходит корнями в жизнедеятельность общества в целом, в его культурно-исторические основания. Социально-коммуникативная природа научной деятельности проявляется во многих качествах: и в обмене научной информацией между учеными (публикации, сообщения), и в коммуникативных процессах между деятелями науки и другими социальными группами, и в самом способе научных исследований, которые ведутся часто большими коллективами.

2. Целеустремленный. Это означает, что научный поиск не есть нечто хаотичное. Научный поиск движется к теоретической цели, к решению наличных задач. Конечно, в научном познании присутствуют и стихийные компоненты. Скажем, при столкновении с какой-то аномалией, с каким-то малоизученным явлением часто осуществляется экспериментирование как спонтанно-поисковая деятельность для удовлетворения простого любопытства. Могут ставиться, в частности, эксперименты, не подкрепленные никакими выверенными теоретическими соображениями. Но не следует противопоставлять эти отдельные моменты спонтанного поиска общему принципу научной деятельности, который конституирует специфическую для науки концептуально-исследовательскую установку; этот принцип можно назвать принципом активности разума.

3. Методический. В науке важно не просто найти решение проблемы, а методологически закрепить его. Научное знание органично включает в себя и интерсубъективно признанный метод его нахождения, получения. Поэтому используемые методы сами подлежат обоснованию, они должны быть подкреплены надежным, достоверным знанием.

Обоснованность методов имеет принципиальное значение. Ведь ученый всегда должен иметь возможность оперативного достижения того или иного результата, должен уметь контролировать процесс получения знания, быть способным привести других к этому же результату.

4. Самокорректируемый. Существенной чертой научной деятельности является то, что она направлена не только на познание окружающего мира, но и в определенном смысле сама на себя: она повышает свою собственную рациональность. Это такая познавательная деятельность, которая одновременно ищет способы увеличения своей собственной эффективности. Научный поиск самокорректируется, исправляет собственные ошибки, самосовершенствуется. Эго достигается за счет присутствия устойчивого импульса сознательности, или рефлексивности, в научном поиске. Степень осознанности имеющегося положения дел может изменяться в различной степени. 5. Поступательный. Научный поиск никогда не останавливается на достигнутом. От наличных теоретических структур, от достигнутого уровня знания он движется вперед, к еще не познанным областям, стремясь расширить сферу своих владений. Научная деятельность ориентирована на постоянный прирост знаний, на новации и открытия. Методологические ориентиры могут меняться, но рост научного знания должен продолжаться непрерывно. Наука постоянно пересматривает свое содержание. Но стабильным остается само стремление к постоянному расширению предметной сферы, росту знания, усовершенствованию теорий, выходу к более высоким ступеням общности и более широким возможностям приложения; самокорректирующийся, ориентированный на прирост и усовершенствование знаний, поисковый творческий процесс.

Цель.Научную деятельность трудно свести к какой-то единственной цели. Она работает с некоторой совокупностью целей, которая к тому же изменяется с ходом времени. Кроме того, за понятием “наука” мы должны видеть весьма разнородное семейство дисциплин, цели которых могут значительно отличаться.

Цели науки внешние (прикладные) и внутренние (теоретические). Прикладные цели — наиболее очевидные и чрезвычайно важные. Прикладные цели задаются актуальными потребностями общества; ведь сама жизнь постоянно ставит перед наукой конкретные научно-практические задачи (освоение новых источников энергии, борьба с заболеваниями и т.д.). В этом смысле можно было бы считать, что целью научной деятельности вообще является решение актуальных общественно значимых познавательных задач. Однако научная деятельность не только решает предлагаемые ей извне проблемы и задачи, но и сама активно создает их. Это очень важный момент, ведь внутренняя жизнь науки достаточно автономна.

Существует ли единая охватывающая цель науки, которая сохраняется постоянной над обновляющимися специфицированными целями и руководит самим научным проектом?. Охватывающей целью, которая наиболее согласуется с нашими интуитивными представлениями о научном проекте, можно, конечно, считать достижение истинного знания об окружающем мире: получение объективных законов, точных значений, истинных объяснений, восстановление подлинной картины исторических событий и т.п. Однако есть и возражения на этот счет. Укажем два из них.

1. В реальной научной практике полученные отдельные фрагменты истинных знаний вплетаются в новые программы исследований, подхватываются и поглощаются теоретическими конструкциями, которые преследуют более объемлющие познавательные цели. Иными словами, наука не останавливается на достигнутых фрагментах истинного знания самого по себе, а продолжает развертывать новые серии вопросов. Поэтому характеристика цели науки как просто получения истинных знаний оказывается недостаточной.

2. Характеристика цели науки в терминах истинности, объективности, реализма отсылает к новым проблемам, связанным со сложностью самих этих понятий; ведь данные понятия кажутся самоочевидными лишь на первый взгляд. Вопросы о критериях истинности, об онтологическом статусе гипотетических сущностей, о том, что такое реальность и т.п., как правило, постоянно оказываются непреодолимо дискуссионными.

На основании трудностей подобного рода некоторые исследователи (JI.Лаудан и др.) выдвигают тезис, что не существует единственной цели, которая охватывала бы все науки, а есть подвижный комплекс целей, создающийся и пересматривающийся в ходе самой научной деятельности. В этом утверждении есть определенный резон: говоря только о ближайших целях науки, т.е. о целях специфицированных, постоянно обсуждающихся и корректирующихся в ходе научной работы, мы избегаем приписывания науке каких-либо запредельных или недостижимых целей.Противоположным тезисом является утверждение о том, что все же научному проекту как таковому может быть приписана общая регулятивная цель, которая, конечно, специфицируется в ходе научного продвижения. Она задает базовые ориентиры научной деятельности, оставляя достаточно простора для вариаций в конкретных дисциплинах.

Заслуживает внимания уточнение, которое делает Ф. Китчер: цель науки — не просто истинное знание, а достижение существенных истин. Нам не нужны точные сведения сами по себе; нам нужны знания, которые отвечают на существенные, важнейшие для нас глубокие вопросы.

Предмет.На что направлена научная деятельность, что является точкой ее приложения? Самый простой ответ, который напрашивается, — это реальность. Научное познание направлено на достаточно разнородную совокупность предметов, явлений, процессов окружающей действительности. Многие из этих феноменов попадают в поле зрения человека в процессе его повседневной жизнедеятельности, например, это растения, минералы, вещества и т.п. Однако наука занимается и такими объектами, которые не могут появиться в повседневности, а являются производными от самой научной деятельности, открываемыми или даже создаваемыми ею. Например, таковы объекты микромира, процессы далекого прошлого, абстрактные математические структуры. Язык, который использует современная наука, часто оказывается весьма далеким от сфер повседневного мышления. Вследствие гигантского усложнения научной деятельности наука замыкается в своем содержании. Связь с другими сферами человеческой деятельности становится затрудненной. Если, скажем, музыкальный концерт или выставка картин принципиально открыты для всех, то на симпозиуме по космологии постороннему, непосвященному человеку просто нечего делать. Для того чтобы понимать, чем занимается наука, нельзя быть “посторонним” ей; нужно как бы уже находиться внутри ее способа мышления, смотреть на мир с ее точки зрения, компетентно пользоваться ее специальным языком.

Наука активно формирует собственный предмет изучения. Эго одно из проявлений концептуальной свободы научного поиска..

Средства.Точно так же в ходе самой научной деятельности, как бы внутри нее, формируются и разрабатываются специальные средства научного познания: язык, концептуальные структуры, материально-технические средства (приборы, инструменты, технические установки). С усложнением научной деятельности усложняются и ее специальные средства. Так, конструирование экспериментально-технических установок само базируется порой на весьма глубоких теориях, на концепциях высокого уровня абстракции. Сегодня для многих областей научной деятельности характерно замысловатое переплетение, взаимодействие теории и исследовательских средств.

Ценность.Какая базисная ценность является смыслообразующим началом научной деятельности, главным идеалом научного знания? Несомненно, эта фундаментальная ценность — истина. Научное познание нацелено на обнаружение, постижение и раскрытие истинностных параметров бытия, на достижение, как говорилось выше, существенных и глубоких истин о мире.Кроме истины, современная философия науки рассматривает ряд других важнейших ценностей, релевантных научному познанию. К ним относятся: аппроксимативная истина, простота, непротиворечивость, согласованность с опытом, широта охвата, информативность, предсказательная точность, объяснительная сила и т.п. Их принято называть когнитивными ценностями.


 



2019-08-13 232 Обсуждений (0)
Вопрос №35: Наука как деятельность. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос №35: Наука как деятельность.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)