Функции и основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения
Новая профессия потребовала более детальной и четкой проработки функций и основных направлений деятельности специалиста социальной сферы. Однако в справочной и педагогической литературе нет пока четкой формулировки понятия «функции деятельности социального педагога». Но разработанным является понятие «функции педагогического процесса», которое определяется как: «назначение, роль, ради которых возник и существует организованный и целенаправленный педагогический процесс» [30, 161]. Исходя из этого, по аналогии можно рассмотреть и понятие «функции социального педагога» как: назначение, роль, ради которых возникла и осуществляется организованно и целенаправленно социально-педагогическая деятельность. Функции, которые социальный педагог выполняет в своей профессиональной деятельности, представляют собой относительно самостоятельные, различные по характеру, но в то же время тесно взаимосвязанные виды деятельности, которые в совокупности обеспечивают достижение целей и качественных результатов профессиональной деятельности. Такие функции, как правило, формулируются в должностных инструкциях социальных педагогов в конкретных социальных службах. Их выделяют исследователи в своих научных работах, авторы учебников и учебных пособий по социальной педагогике. При этом, функции социального педагога, выделяемые разными авторами могут значительно различаться и по количеству, и по названию, и по содержанию. Так в «Справочнике социального педагога» (автор-составитель Т.А. Шишковец) выделяются 10 функций социального педагога образовательного учреждения: - аналитико-диагностическая; - прогностическая, - организационно-коммуникативная, - коррекционная, - социально-профилактическая и реабилитационная, - координационно-организационная, - социально-педагогическая поддержка и помощь учащимся, - охранно-защитная, - психотерапевтическая, - посредническая. По мнению автора в этот список следует включить еще одну функцию – самообразование, так как для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Это касается и социального педагога. В учебном пособии «Социальная педагогика» под редакцией М.А. Галагузовой [10] рассматривается 7 функций: - диагностическая, - прогностическая, - посредническая, - коррекционно-реабилитационная, - охранно-защитная, - предупредительно-профилактическая, - эвристическая. Анализируя научные работы, статьи, посвященные изучению особенностей профессии – социальный педагог, можно встретить и другие точки зрения на данный вопрос. В этой связи интерес представляет позиция Натальи Боталовой , рассмотренная в статье «Функции социального педагога», где раскрывается специфика и отличие деятельности социального педагога от работы школьного учителя через то, какие функции он выполняет. Автор называет 11 функций: - диагностическая, - прогностическая, - правозащитная, - предупредительно-профилактическая, - посредническая, - организационная, - коммуникативная, - социально-педагогическая, - социально-психологическая, - социально-медицинская, - социально-бытовая Однако, как считает Н. Боталова, в образовательных учреждениях особое значение приобретают методическая, организаторская и административная функции. Методическая функция. Планирование любой системы – необходимое условие воспроизводства и развития социально-экономических и других отношений. Планирование должно на всех уровнях отвечать ряду требований: единство целевой установки и условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал при разработке прогнозов и планов; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов. На основании школьной политики, в соответствии с ее приоритетами, принципами, целями, разрабатывается школьная программа мероприятий, охватывающая детей, родителей, педагогов и учитывающая ресурсы поддерживающих групп. Определяется школьный координатор (социальный педагог – заместитель директора по правовому регулированию), который отвечает за выполнение программ, обеспечивает методическое руководство, назначает сроки и контролирует исполнение мероприятий. Обычно мероприятия разбиваются на этапы (подготовительный, деятельностный, оценочно-отчетный) и время их проведения фиксируется в календарном плане. Наличие информации по итогам работы школы за год рассматривается в качестве одной из важнейших предпосылок принятия обоснованных управленческих решений по вопросу развития образовательной школы в перспективе. Составной частью обоснования и разработки прогнозов при планировании развития школы является ее функционирование на один год и более длительные сроки. Успешное претворение в жизнь концепции развития школы зависит от качества планов и комплексно-целевых программ, а также от уровня их реализации. Организаторская функция. Во всех взаимосвязанных этапах управленческого цикла есть особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития школы. Эта стадия – организация исполнения решений. Организационные отношения можно определить как связи между людьми, установленные по поводу распределения и формального закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организационные отношения существуют объективно и отражают процессы распределения и кооперации труда. Конкретное выделение этапов, функциональных стадий в организационно-исполнительской деятельности позволяет спроектировать содержание деятельности социального педагога. В зависимости от общих целей социальный педагог должен уметь прогнозировать условия, выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов. Конечно, не все проблемы социальный педагог может решить сам. В этом случае он должен уметь выступать посредником в координации усилий разных специалистов, а также ведомств и административных органов (образования, здравоохранения, социальной защиты) для комплексного решения проблем. Административная функция. Задачи управления конкретизируют поэтапное претворение в жизнь концепции развития школы, определяют средства осуществления плана и комплексно-целевой программы. Принципы и содержание управления устанавливают те исходные позиции и правила, руководствуясь которыми можно достичь цели. В условиях большой самостоятельности, предоставления многих прав и полномочий самой школе контрольно-оценочная деятельность руководителей должна занять особое место в мотивации и стимулировании учителя и ученика. Сочетание административного и общественного контроля внутри школы с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника становится традиционным для многих школ. Процесс управления требует надежной обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами. Именно контроль в различных его формах и методах обеспечивает такую обратную связь, являясь важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления развития школы в целом. На школу, являющуюся сложной, многоуровневой и относительно законченной системой, в процессе функционирования оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов. Это диктует необходимость взаимодействия прогнозов при планировании как между звеньями внутри школы, так и с прогнозами и планами других социальных сфер, взаимодействующих с ней. Социальный педагог для изучения работы классных руководителей с классным коллективом осуществляет просмотр документации (планов, отчетов), непосредственно наблюдает за проведением мероприятий, наличием отклоняющегося поведения у школьников, проводит беседы с учащимися, родителями. Регулярный контроль предупреждает стихийность, неритмичность в работе. Другой автор - О. Завитаева в статье «Чем занимается социальный педагог в школе?» [14], не только ставит этот важный вопрос, но и пытается дать на него свой ответ, выделяя при этом такие функции как: - диагностическая, - профилактическая, - просветительская, - правозащитная, - воспитательная Что касается воспитательной функции, по мнению автора, в деятельности школьного социального педагога ей отводится особое место, так как при реализации этой функции свои усилия социальный педагог направляет, прежде всего, на детей с асоциальным поведением и взрослых членов семьи. Социальный педагог пытается формировать положительные личностные качества характера, значимые для жизнедеятельности школьника и его активной жизненной позиции. Он помогает в овладении позитивными социальными ролями, правилами поведения в обществе, обеспечивает возможность нормально развиваться и самореализовываться, воспитывает социальную активность. Социальный педагог работает с семьей в целях установления здоровых отношений между ребенком и взрослыми. Социальный педагог в образовательных учреждениях должен помочь ребенку справиться с социальными и психологическими проблемами в процессе социализации. Как отмечает Г.Н. Штинова, к числу наиболее общепризнанных, выделяемых большинством исследователей и руководителей сферы социальной педагогики, можно отнести следующие функции: Диагностическая: – постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; - выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем; - установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия в семье; - содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |