Особенности проявления профессиональной компетентности в деятельности социального педагога в общеобразовательном учреждении
Социальный педагог - это должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно, в среде, окружающей личность - общаться с семьей, «трудиться» на улице, где нет привычной ситуации с привычным и определенным школьным режимом, наличием авторитетов и т.д. Традиционно сложены взаимоотношения социального педагога со школой, учителями. К сожалению, их часто разъединяет борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов и пр. Многое можно если не оправдать, то объяснить не всегда положительными традициями школы. Все это не совпадает со свободным выбором содержания и форм жизнедеятельности ребенка во внешней для него и для школы среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения со взрослыми, между взрослыми и т.д. Как ни важны социум и микросоциум, без школы развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод банален: необходимо сотрудничество - взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело, более никому не доступное. Методику такого взаимодействия еще предстоит совершенствовать ученым и практикам. Но вовсе не кажется парадоксальной мысль, что судьба социального педагога во многом зависит от школы и, наоборот, успех последней прямо связан с умелыми действиями социального педагога. Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте. [65] Диагностика — важнейший компонент социальной технологии (цель—диагноз — прогноз — программа — внедрение — анализ). Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования. Алгоритм процедур типовой технологии предполагает: - ознакомление с клиентом, постановку задач, выделение пред мета диагностики, выбор основных показателей или критериев; - измерение и анализ показателей; - формулирование и оформление выводов, заключение, постановку социального диагноза. Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка, взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики личности необходимо: - выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения; - уточнение социальной ситуации развития; - определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п.); - ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента, построение «социального портрета» личности. В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, — медико-психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке. Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог руководствуется в своей деятельности следующими требованиями: соблюдать общие технологические требования: определить цель, выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий, непосредственно получить данные и провести их отбор, переработать и интерпретировать данные (статистическая обработка и качественный анализ), установить диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание социально-педагогической деятельности (особенности социально-педагогической деятельности) с конкретным подопечным; соблюдать этические нормы; защищать интересы подопечного: соблюдать принцип добровольности при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения; информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; знакомить его с результатами исследования, предоставляя ему возможность некоторой корректировки этих результатов, а также в собственно педагогических целях; обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки используемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не допускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.). Социальный педагог может самостоятельно выполнять диагностические операции, а также прибегать к услугам специалистов, применяя их данные в своей работе. Разные лица могут использовать диагностические данные с разными целями: социальный педагог — для последующей работы с данным подопечным; специалисты-смежники — для формулирования административного решения, постановки профильного или комплексного диагноза (в медицине, судебной практике, медико-психолого-педагогической экспертизе и т.п.); сам подопечный — в целях саморазвития, коррекции поведения и т.п. Результаты диагностической деятельности оформляются социальным педагогом в единую «Карту-характеристику личности», «Медико-психолого-педагогическую характеристику личности» и т.п. Для составления этих и подобных карт-характеристик личности социальный педагог может использовать широкий спектр диагностических методик: социально-психологических, психологических, социологических, педагогических, медицинских. Охарактеризуем отдельные из них. Наблюдение — метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности. Социально-педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь, мимика), а главное, научиться правильно истолковывать их социальное значение. Изучение поведения ребенка в микросоциуме не сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями, высказываниями. Беседа — в социально-педагогической работе метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта; от степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу. Метод экспертной оценки основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования и др. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей [67]/ Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.[56] Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию. Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях: Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям. [26] Работа социальных педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебною - воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Итак, работа социального педагога - создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать. Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению. Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой - учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучив теоретические основы специфики профессиональной деятельности социального педагога в общеобразовательном учреждении мы пришли к следующим выводам, что в современных условиях социальный педагог востребован в различных социальных структурах: в школе и семье, в приюте и в детском доме, в различных реабилитационных центрах и т.д. В каждом из этих учреждений свои особенности работы социального педагога, но везде к его личности предъявляют единые требования. Ум и образованность, эрудиция, знание среды, гражданственность и гуманизм, профессиональная честность и неприятие дискриминации личности, чувство собственного достоинства являются условиями успеха в работе социального педагога. Социальный педагог – сотрудник определенной социальной службы, учебного заведения, отсюда его ответственность как государственного служащего и обязательное знание своих обязанностей. Социальный педагог – это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному. Главное требование к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус. Можно выделить следующие направления деятельности по совершенствованию профессионализма социальных педагогов: 1.Подготовка в высших учебных заведениях высококвалифицированных специалистов, обладающих как теоретической и технологической готовностью к социально-педагогической деятельности, так и высоким уровнем личностной культуры, которую характеризуют следующие показатели: - осознанный выбор профессии; внутренняя предрасположенность к социально-педагогической деятельности; - высокий уровень коммуникативной культуры и профессиональной компетентности. 2.Постоянное повышение уровня профессионализма и квалификации, совершенствование социально-педагогической деятельности. Характеристикой высокого уровня профессионализма социального педагога могут быть: профессиональный статус (должностное положение субъекта в системе межличностных отношений) и следующие умения: — аналитические (анализ совместной деятельности по устранению проблемы); — прогностические (выделение цели деятельности, ее задач, отбор способов осуществления, предвидение результата); — проективные (определение программы деятельности, исходя из системного понимания ситуации); — рефлексивные (самоанализ собственной деятельности); —коммуникативные (владение культурой межличностного общения)[3]. В результате исследования профессиональной компетентности выяснилось, что у студентов средний уровень компетентности. Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены, условия, выдвинутые в гипотезе подтверждены.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов, А. Организация деятельности социального педагога с семьей //Социальная педагогика. – 2008. - №4. 2. Бакланов, П.А. Профессиональная компетентность как основа конфликтологической культуры. - М., 2009. - 55 с. 3. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. 4. Безвесильная, А.А. Информационные технологии в профессиональной деятельности социального педагога // Среднее профессиональное образование. – 2008. - №11. 5. Борисова, В.А. Социальный педагог в условиях села //Вестник психо-социальной коррекционно-реабилитационной работы. – 1998. - № 1. 6. Боталова, Н. Функции школьного социального педагога //Социальная педагогика. – 2003. - № 1. 7. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994. 8. Бочарова, В.Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание. – М., 2007. 9. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2001. 10. Василькова, Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 11. Введение в новую профессию: Социально-исторический контекст //Социальная работа. – 1994. - № 1. 12. Вульфов, Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания (школьников) //Педагогика. – 1992. - № 5-6. 13. Галагузова, Ю.Н. Профессиональная подготовка социальных педагогов //Социальная работа. – 1992. - № 6. 14. Гуманитарные технологии и компетентностная модель школьного педагога. – СПб., 2007. 15. Гуров, В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья, школа. – Ставрополь, 1993. 16. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. – М., 1994. 17. Дипломированный социальный педагог: Специфика профессиональной деятельности /Под ред. М.А. Галагузовой. – Екатеринбург, 1996. 18. Завитаева, О. Чем занимается социальный педагог в школе? //Социальная педагогика. – 2009. - № 1. – С. 91-92. 19. Закатова, Н.И. Социальный педагог в учреждении образования. – М., 2001. 20. Капустникова, З. О проектировании и моделировании деятельности социального педагога образовательного учреждения //Воспитание школьников. – 2002. - № 6. 21. Клементович, И.П. Новая профессия – социальный педагог. //Школа. – 1998. - № 3. 22. Коджаспирова, Г.М., Кождаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 23. Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий. – СПб, 2008. 24. Краснорядцева, О.М., Морозова В.Е. Проблемы диагностики профессиональной компетентности специалистов дошкольного образования//Проблемы и перспективы дошкольного и начального образования на пороге третьего тысячелетия. Сб-к к юбилейной научно-метод. конференции педагогического факультета БГПУ.- Б.,1999.-С.125-126. 25. Крокинская, О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – с. 171-175. 26. Куличенко, Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. – Тамбов, 1998. 27. Левина, И.Р. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки. – Уфа, 2004. 28. Липский, И. Кодекс этики социального педагога и социального работника – основа профессиональной позиции. //Социальная педагогика. – 2008. - № 2. 29. Лукьянова, М. Психолого-педагогическая компетентность социального педагога и его профессионально значимые личностные качества. //Социальная педагогика. – 2007. - № 2. 30. Марголис, А.А., Коновалова И.В. Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога. // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 1. 31. Маркова, А.К. Психология труда учителя М., 1993. 32. Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: Научно-методические материалы / Под ред. Хухлаева О.Е., Чибисовой М.Ю. – СПб., 2008. 33. Мельников, В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. – М., 2006. 34. Методика и технология работы социального педагога. / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М., 2002. 35. Методика работы социального педагога. /Под ред. А.В. Кузнецовой. – М., 2004. 36. Методика и технология работы социального педагога /Б.Н. Алмазов. – М., 2006. 37. Муреева, С.В. Развитие межкультурной компетенции будущих юристов при изучении классической латыни. – Саратов, 2001. 38. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., Екатеринбург, 2002. 39. Нагавкина, Л.С., Крокинская О.К. и др. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов. – СПБ., 2000. 40. Никитина, Л. Нормативно-правовая база деятельности социального педагога //Воспитание школьников. - 2001. - № 4. 41. Никитина, Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении. //Воспитание школьников. – 2001. - № 1. 42. Никитина, Л.Е.. Социальный педагог в учреждениях образования (модель и методика работы). – М., 2001. 43. Никитина, Л. Узловые моменты профессии (социальный педагог) //Воспитание школьников. – 2000. - № 7. - С. 20-22 44. Никитина, Л. Функции и роли социального педагога. //Воспитание школьников. – 2000. - № 8. 45. Ополовская, Л. Новое время – новая профессия: социальный педагог //Дошкольное воспитание . – 2004. - № 11. 46. Оценка профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования: Методические рекомендации / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб., 2008. 47. Педагогический энциклопедический словарь. Москва. « Большая Российская энциклопедия». 2003. 48. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2002. 49. Протасова, И. Социальный педагог в образовательном учреждении: модель личности и деятельности. //Социальная педагогика. – 2007. - №1 50. Прохорова, О.Г. Социальный педагог в общеобразовательном учреждении. – Норильск, 1996. 51. Рабочая книга социального педагога. /Под ред. Н.Ф. Масловой. – Орел, 1995. 52. Растянников, А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. – М., 2002. 53. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой: В 2-х ч. – М., 1997. 54. Сластенин, В.А. Социальный педагог и социальный работник: Личность и профессия. //Теория и практика социальной работы: В 2-х т. Т. 2. М.; Тула. – 1993. 55. Сластенин, В.А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности //Научные труды МПГУ. – М., 1995. 56. Словарь по социальной педагогике и социальной работе. – Омск, 1998. 57. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. /Автор-составитель Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. 58. Специалист в области гуманитарных технологии: компетентность и сферы профессионального применения. – СПб., 2007. 59. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. /Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 60. Социальный педагог и социальный работник в России: Профессиональные и этические стандарты. //Социальная защита человека: региональные модели. / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой. – М., 1995. 61. Социальный педагог: Квалификационные характеристики и учебные планы подготовки специалистов. /Под ред. М.А. Галагузовой, Д.М. Комского. – Екатеринбург, 1994. 62. Учитель, социальный педагог - социальный работник и их практическая деятельность. Сборник научных статей/Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина. - Тамбов: ТГУ, 1997 – 113 с. 63. Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов/М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2007. - 512 с. 64. Холостова, Е.И. Глоссарий социальной работы. – М., 2009. 65. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2004. 66. Шептенко, П.А. Введение в специальность социального педагога. – М.; Барнаул, 2004. 67. Шептенко, П.А., Воронива Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2001. 68. Эльконин, Д.Б. Понятие компетентности с позицией развивающего обучения. Красноярск. 2002. 69. Яркина, Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы (в контексте мирового опыта). – М., 1996. 70. Яшнева, О. Профессиограмма социального педагога начальной общеобразовательной школы. //Воспитание школьников. – 2002. - № 7.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |