Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-педагогическая работа с многодетными семьями



2019-10-11 279 Обсуждений (0)
Социально-педагогическая работа с многодетными семьями 0.00 из 5.00 0 оценок




Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы. Многодетную семью все специалисты единодушно относят к семье «группы риска». Как правило, эти семьи являются экономически неблагополучными, особенно в тех случаях, когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, низкая заработная плата родителей, в семье физически или психически больные дети, лечение которых требует финансовых затрат. Чаще всего такие семьи имеют плохие материально-жилищные условия.

Но хуже всего, когда в такой семье воцаряется социально-психологическое неблагополучие. Его причины и признаки: потребление алкоголя, наркотиков, низкая общая и санитарно-гигиеническая культура, неблагоприятный психологический климат (неуважительные отношения между членами семьи, использование насилия как основного средства разрешения противоречий и т.п.). Такая семья не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, рекреативной, коммуникативной, филицитологической (создание атмосферы счастья), регулятивной) и, естественно, становиться не состоятельной в воспитательном отношении, не оправдывая ожиданий общества.

С такой семьей нужно вести уже реабилитационную работу. Большинству же семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь с тем, чтобы они перечисленные выше функции более успешно выполняли. Важно, чтобы помощь носила конкретный характер и давала ощутимые результаты. Ведь общепризнанным является, что семья, первый устойчивый коллектив (группа) в жизни каждого человека, - базисная основа первичной социализации личности. В процессе формирования личности, ее самосознания, семья играет главенствующую роль. Именно с семьи начинаются процессы индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков, опыта человеческого взаимопонимания, профессиональное самоопределение. В семье складываются нравственный облик и характер ребенка, его отношение к людям и окружающей действительности. Поэтому обществу не может быть безразлично, что происходит в семье, тем более – многодетной.

Естественно, работа социального педагога должна начинаться с заполнения социально-педагогического (социально-демографического) паспорта микрорайона образовательного учреждения, заключительный раздел которого посвящен составу семей. Полученные и занесенные в него данные позволят более целенаправленно на основе дифференцированного подхода работать с семьями. Далее работа с конкретной семьей ведется с использованием «Социального паспорта семьи», куда заносятся данные диагностики, демографические сведения и пр.

Какие меры реальной помощи могут быть оказаны социальным педагогом многодетным семьям?

Предположим, что в микрорайоне образовательного учреждения или небольшом городе проживают 12 многодетных семей. В семи семьях – по 6 детей, в остальных пяти – 8,9,10, 12 и 5 детей. В основном (половина детей) – это школьники от 7 до 15 лет.

Круг проблем, с которыми сталкиваются многодетные семьи, весьма широк и разнообразен. Для того, чтобы оказать им реальную помощь, социальный педагог должен, во-первых, выявить эти семьи и их проблемы, а во-вторых, определить очередность их решения в соответствии со степенью актуальности для каждой конкретной семьи.

В описываемой ситуации методом анкетирования, беседы и анализа сведений из официальных источников социальным педагогом выявлены следующие проблемы многодетных семей:

1. Низкая материальная обеспеченность (75% из 12 семей).

2. Отсутствие доверительных отношений между членами семьи (42%).

3. Проблемы с выплатами детских пособий (46%).

4. Хронические заболевания членов семьи (51%).

5. Эмоционально-напряженная атмосфера в семье (13%).

6. Неуспеваемость школьников в учебе (25%).

7. Плохая адаптация к среде сверстников (в основном дети с 7 до 19 лет – 31%).

8. Неорганизованный отдых или отсутствие такового вообще (71%).

9. Незнание своих социальных льгот и прав как членов многодетных семей (18%).

10. Полное отсутствие полового воспитания детей-подростков (9%).

11. Неумение найти для семьи дополнительный заработок детьми-подростками и их родителями (70%).

Реальная помощь социального педагога этим 12 многодетным семьям может быть следующей:

· Организация встреч родителей со специалистами-психологами, медицинскими работниками и работниками правоохранительных органов по решению проблем организации труда и быта, здорового образа жизни.

· Психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч).

· Организация семейных клубов, школ семейной жизни, воскресных школ.

· Психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного психологического консультирования.

· Подбор специальной литературы по вопросам полового воспитания детей, медицинским проблемам.

· Правовое просвещение в многодетных семьях.

· Консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков.

· Психотерапевтическая и психиатрическая помощь матерям и другим членам семьи.

· Организация социальным педагогом благоприятной социальной среды в семьях.

· Создание производственных участков с целью обеспечения условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков.

· Обогащение выбора форм и видов досуговой деятельности в учебных заведениях и по месту жительства, секции, кружки, «группы встреч».

· Квотирование рабочих мест для подростков, что является важным условием эффективного успешного функционирования ребенка в социуме.

· Организация системы допрофессионального образования и дополнительного социального образования подростков и молодежи из многодетных семей (курсы лекций по психологии, организация здорового образа жизни, курс планирования карьеры, домоводства, тренинги общения, самопознания, занятия по обучению рациональному использованию времени).

· Ознакомление со службой экстренной психологической помощи. («Телефон доверия» оказывает заочные психологические услуги детям, подросткам и родителям, испытывающим трудности в общении и воспитании ребенка. Дети и их родители могут позвонить по телефону доверия для снижения психологического дискомфорта и укрепления чувства психологической защищенности).

· Помощь детям в преодолении затруднений в учебе.

· Помощь в решении проблем личного роста.

· Адаптация в кризисные периоды.

· Помощь школьникам в выборе верного направления в общении со сверстниками или коммуникативной переориентации.

· Помощь в выборе образовательного пути.

· Организация досуга детей и их родителей.

· Сбор денежных средств и вещей для многодетных семей.

· Обучение способам повышения самооценки.

· Духовное просвещение детей и родителей.

· Ежегодное проведение научно-практических конференций по проблемным темам с участием всех заинтересованных лиц: педагогов, психологов, валеологов, школьных медиков, сотрудников правоохранительных органов и др.

· Убедительное, подробное разъяснение родителям вреда физического наказания и его последствий. Чем многочисленнее семья, тем выше уровень конфликтности в ней между родителями и детьми и тем чаще родители применяют физическую силу, чтобы держать детей в повиновении.

· Помощь в преодолении предсказуемых жизненных изменений.

· Информирование о работе различных служб.

Детям из неблагополучных многодетных семей необходимо сообщить номера различного вида телефонов доверия: экстренной помощи, телефона доверия для детей и подростков, молодежный телефон доверия и др., телефоны различных центров. Это могут быть: межшкольный центр социально-психологической помощи, психолого-медико-социальный центр помощи детям и подросткам, центр социально-педагогической реабилитации, центр семьи и детства, центр помощи детям, пострадавшим от насилия и т.п.

Основное назначение социального педагога – это социальная защита ребенка, подростка, содействие в оказании ему социальной или медицинской помощи, помощь в организации его обучения, адаптации и реабилитации в школе, семье, обществе.

Для решения этих задач социальный педагог изучает эмоционально-психологическое состояние и материальное положение ребенка, определяет, как далеко зашел кризис, планирует пути его преодоления.

Поддержать ребенка в трудную минуту – дело нелегкое. Как ему помочь в беде? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог?

Прежде всего, нужно поддержать духовно, убедить его в том, что все в его жизни можно изменить к лучшему, затем помочь найти путь выхода из кризисной ситуации и, приняв решение вместе, последовательно его реализовывать.

Для успеха работы с семьей социальному педагогу необходимо связываться с другими специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Он должен быть хорошо подготовлен в профессиональном плане, быть образованным, эрудированным, обладать достаточно высоким уровнем педагогического мастерства и организаторскими способностями.

 



2019-10-11 279 Обсуждений (0)
Социально-педагогическая работа с многодетными семьями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-педагогическая работа с многодетными семьями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)