Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диагностика депрессивных состояний у подростков



2019-10-11 1004 Обсуждений (0)
Диагностика депрессивных состояний у подростков 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Исследование наличия депрессивных состояний у подростков проводилось в МОУ СОШ №7 города Тюмени. Испытуемыми были учащиеся 8-9 классов, в количестве 62 человек, в возрасте 13-15 лет.

Этапы исследования:

1. Изучение депрессивных состояний у подростков с применением опросников CDI и СПА.

2. Проведение индивидуальной стандартизированной беседы среди подростков с высокими показателями депрессии и дезадаптации.

3. Применение теста Люшера, с целью уточнения психологического диагноза.

Опросник CDI ("Описание детской депрессии") в изучении депрессивных состояний у подростков.

Данная методика была выбрана, поскольку позволяет выявить состояние депрессии у подростков.

Цель: выявить депрессию у подростков и детей в возрасте от 13 до 15 лет.

Данный опросник специально разработан М. Ковач для диагностики депрессии у детей и подростков. Охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.

Данный опросник состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. Бланк опросника представлен в Приложении 1.

При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.

 

Ключ:

выбор

балл

1,3,4,6,9,12,14,17, 19, 20,22,23,26,27

1

0

2

1

3

2

2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25

1

2

2

1

3

0

 

Интерпретация:

0-10 - состояние без депрессии;

11-16 - легкое снижение настроения;

17-19 - субдепрессия, или маскированная депрессия;

20 - критическое число, рассматривается в качестве показателя для углубленного изучения ребенка или подростка на предмет идентификации депрессивного заболевания.

В таблице №1 представлены результаты по методике CDI М. Ковач. Данные свидетельствуют о том, что депрессивное состояние присутствует у трех испытуемых, что соответствует пяти процентам от общей группы испытуемых. Это подтверждает данные ученых о том, что в подростковом возрасте встречаемость депрессивных состояний составляет пять-семь процентов.

На диаграмме № 1 в процентном соотношении представлены результаты данного диагностического исследования. Это свидетельствует о том, что почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения у трети подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии.

Таким образом, неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная депрессия и наличие депрессии у некоторых подростков, что в совокупности составляет более 50% испытуемых, требует со стороны психолога пристального внимания.

Поэтому автором исследования была предпринята попытка разработки и проведения программы коррекции депрессивных состояний у подростков.

 

Таблица 1. Данные по опроснику CDI

ъ

возраст

пол

CDI

возраст

пол

CDI

 

 

 

 

балл

 

 

 

 

балл

1

Н.С.

14

М

18

32

И.Н.

14

Ж

18

2

Ж.Д.

14

М

14

33

Х.Л.

13

Ж

14

3

А.Д.

14

М

10

34

А.С.

14

М

10

4

А.Н.

14

М

10

35

А.М.

14

Ж

16

5

А.Я.

14

Ж

9

36

В.С.

13

Ж

18

6

Х.Д.

13

М

18

37

Г.С.

14

М

11

7

М.Н.

14

Ж

10

38

П.А.

14

М

10

8

З.С.

13

М

14

39

Т.К.

15

Ж

13

9

К.Р.

14

М

19

40

Я.М.

13

М

9

10

А.К.

13

М

15

41

С.О.

13

Ж

4

11

Б.Я.

13

Ж

19

42

Т.И.

14

М

17

12

О.М.

14

Ж

12

43

К.С.

14

Ж

15

13

А.К.

13

Ж

13

44

Т.А.

14

Ж

14

14

М.Е.

14

Ж

13

45

А.Д.

14

Ж

3

15

С.А.

13

Ж

4

46

Д.А.

15

М

2

16

Б.А.

14

Ж

4

47

О.С.

14

Ж

21

17

С.Ю.

13

Ж

10

48

Р.Л.

14

Ж

10

18

Б.А.

15

Ж

21

49

Б.И.

13

М

10

19

Р.С.

14

Ж

11

50

О.К.

13

Ж

9

20

М.Д.

14

Ж

14

51

И. К

14

Ж

8

21

К.М.

14

М

15

52

С.О.

13

Ж

4

22

С.А.

15

М

17

53

М.К.

15

Ж

10

23

К.М.

14

Ж

11

54

С.А.

14

М

11

24

С.К.

14

Ж

19

55

Л. А

13

М

6

25

М.С.

14

М

10

56

Ю.Н.

13

Ж

7

26

С.К.

13

Ж

12

57

А. Л

14

М

12

27

Г.М.

14

М

4

58

А.Р.

14

Ж

4

28

С.И.

14

М

6

59

О.Х.

14

Ж

9

29

Г.А.

13

Ж

8

60

М.Л.

15

Ж

10

30

И.А.

14

М

10

61

К.Л.

14

М

11

31

Я.Ю.

14

Ж

21

62

А.А.

14

Ж

6

 

Для наглядности представим данные опросника на рисунке 1.

 

Рис.1 Данные опросника CDI

 

2.2 Использование опросника СПА ("Социально-психологическая адаптированность")

 

В данном психологическом исследовании был использован опросник СПА (К. Роджерс и Р. Даимонд, 1954г., адаптирован Осницким А.К., 1998г), в целях подтверждения гипотезы о том, что испытуемым, показавшим высокий балл по опроснику CDI свойственен низкий уровень адаптивности Бланк опросника представлен в Приложении 2.

Цель: выявить уровень адаптированности\ дезадаптированности в системе межличностных отношений и в качестве оснований для дезадаптации предполагается ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень самоприятия, низкий уровень приятия других, эмоциональный дискомфорт. Опросник состоит из 101 утверждения, в которых содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях привычках, стиле поведения. Испытуемый должен соотнести каждое утверждение со своими привычками, со своим образом жизни и оценить его по 7-балльной шкале:

0 - это ко мне совершенно не относится;

1 - это на меня похоже;

2 - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

3 - не решаюсь отнести это к себе;

4 - это на меня похоже, но нет уверенности;

5 - это на меня похоже;

6 - это точно про меня.

Данный опросник состоит из 8 шкал, семь из которых включают по 2 подшкалы.

 

Показатели

 

Номера высказываний

нормы

1

а

Адаптивность

4,5,9,12,15, 19,22,23,26,27,29,33,

 68 - 170

35,37,41,44,47,51,53,55,61,63,67,

72,74,75,78,80,88,91,94,96,97,98

б

Дезадаптивность

2,6,7,13,16,18,25,28,32,36,38,40,

68 - 170

42,43,49,50,54,56,59,60,62,64,69,

71,73,76,77,83,84,86,90,95,99,100

2

а

Лживость

34,45,48,81,89,

18 - 45

б

 

8,82,92,101

3

а

Приятие себя

33,35,55,67,72,74,75,80,88,94,96

22 - 52

б

Неприятие себя

7,59,62,65.90,95,99

14 - 35

4

а

Приятие других

9,14,22,26,53,97

 

б

Неприятие других

2,10,21,28,40,60,76

14-35

5

а

Эмоциональный

23,29,30,41,44,47,78

14 - 35

комфорт

б

Эмоциональный

6,42,43,49,50,83,85

14 - 35

дискомфорт

6

а

Внутренний

4,5,11,12,13, 19,27,37,51,63,68,79

26 - 65

контроль

91,98

б

Внешний

25,36,52,57,70,71,73,77

18 - 45

контроль

7

а

Доминирование

58,61,66

 

б

Ведомость

16,32,38,69,84,87

 

8

 

Эскапизм

17,18,54,64,86

 

 

Показатели и ключи к интерпретации.

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в графе норма. Результаты "до" зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а "после" самого высокого показателя в зоне неопределенности - как высокие.

В таблице № 2 отражены результаты опросника СПА, которые свидетельствуют о том, что испытуемые, имеющие балл по опроснику CDI от 17 до 21, имеют низкий уровень адаптивности, т.к средний балл адаптивности по данным 12 испытуемым составляет 41, а по всей группе испытуемых - 62.

В соответствии, с чем можно сделать вывод о том, что уровень депрессии обратно пропорционален уровню адаптивности.

 

Таблица 2. Результаты опросника СПА ("Социально-психологическая адаптивность")

Ф.И.

В.

Шкала I

Шкала II

Шкала III

Шкала IV

Шкала V

Шкала VI

 

 

 

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

1

Н.С.

14

90

119

17

26

18

24

21

35

26

40

18

24

2

Ж.Д.

14

110

69

20

7

19

5

26

15

28

19

35

28

3

А.Д.

14

115

50

26

4

16

11

31

14

30

12

31

17

4

А.Н.

14

109

44

27

4

20

6

25

6

37

7

34

19

5

А.Я.

14

120

52

30

7

25

5

24

9

31

17

34

16

6

Х.Д.

13

62

145

19

30

10

35

16

37

19

33

12

29

7

М.Н.

14

124

51

19

7

21

13

22

8

28

14

37

17

8

З.С.

13

121

40

21

7

22

3

25

6

27

13

34

18

9

К.Р.

14

96

125

19

1

10

10

26

4

24

12

33

12

10

А.К.

13

110

90

19

21

21

12

29

13

27

23

29

24

11

Б.Я.

13

100

130

20

32

15

29

18

30

11

32

11

29

12

О.М.

14

132

147

16

10

24

9

26

5

28

4

21

14

13

А.К.

13

130

82

21

11

26

18

34

19

29

15

28

18

14

М.Е.

14

121

89

27

13

27

18

31

8

35

30

31

22

15

С.А.

13

129

7

24

16

22

2

28

0

21

1

24

6

16

Б.А.

14

119

30

30

1

16

8

24

0

29

10

31

11

17

С.Ю.

13

105

38

36

3

24

9

26

2

27

17

35

16

18

Б.А.

15

81

150

21

40

21

34

14

38

16

43

25

24

19

Р.С.

14

100

50

41

6

27

10

25

11

27

9

26

13

20

М.Д.

14

118

87

18

17

26

24

31

17

37

20

17

9

21

К.М.

14

124

92

19

20

18

12

34

17

35

17

8

18

22

С.А.

15

92

110

20

15

19

28

21

23

12

23

19

24

23

К.М.

14

115

49

16

25

24

12

26

12

17

14

28

16

24

С.К.

14

90

129

18

7

14

19

13

29

9

29

24

24

25

М.С.

14

128

51

18

17

24

10

36

20

19

16

27

17

26

С.К.

13

135

43

27

18

26

12

24

16

28

14

26

6

27

Г.М.

14

131

30

31

6

28

5

29

10

25

10

28

12

28

С.И.

14

134

40

32

7

30

7

38

7

16

9

30

4

29

Г.А.

13

134

38

24

18

34

9

32

3

27

4

31

6

30

И.А.

14

144

53

25

20

26

15

30

11

30

11

30

11

31

Я.Ю.

14

91

148

26

37

13

37

20

35

16

40

11

35

32

И.Н.

14

86

130

20

28

16

30

27

22

19

34

14

30

33

Х.Л.

13

116

40

20

23

30

19

29

15

25

16

18

18

34

А.С.

14

100

115

21

4

29

10

25

5

24

20

17

18

35

А.М.

14

81

125

15

20

26

16

30

15

32

19

25

20

36

В.С.

13

114

100

11

26

13

25

20

30

10

21

24

24

37

Г.С.

14

120

80

19

15

33

4

26

14

20

14

28

19

38

П.А.

14

145

65

28

8

31

6

33

6

27

7

30

13

39

Т.К.

15

139

49

28

17

26

18

29

9

28

17

31

7

40

Я.М.

13

119

65

31

7

27

9

27

3

28

14

32

16

41

С.О.

13

139

49

15

1

28

14

28

15

31

16

31

18

42

Т.И.

14

61

70

14

21

9

10

25

17

20

18

30

14

43

К.С.

14

122

97

19

11

20

6

26

16

21

16

38

16

44

Т.А.

14

119

100

23

13

36

25

26

14

28

14

34

18

45

А.Д.

14

126

93

35

4

34

21

28

6

30

9

32

7

46

Д.А.

15

131

69

34

4

16

1

29

4

19

10

32

10

47

О.С.

14

101

130

8

42

18

35

17

29

10

12

20

26

48

Р.Л.

14

126

40

40

25

30

30

14

21

26

20

11

29

49

Б.И.

13

115

48

28

17

19

4

28

16

28

18

19

18

50

О.К.

13

121

87

15

8

24

2

29

17

24

14

16

15

51

И. К

14

124

92

28

14

26

16

28

11

28

11

21

20

52

С.О.

13

121

100

24

15

30

9

31

16

29

12

28

11

53

М.К.

15

139

40

26

7

21

10

18

11

19

8

29

15

54

С.А.

14

124

87

21

11

26

16

25

9

32

18

30

14

55

Л. А

13

128

80

35

4

27

17

26

3

33

20

31

16

56

Ю.Н.

13

130

48

23

11

21

9

29

7

30

12

35

17

57

А. Л

14

135

43

34

13

35

11

31

15

28

12

24

18

58

А.Р.

14

127

98

42

16

14

3

34

17

24

11

24

18

59

О.Х.

14

119

65

32

18

28

6

31

11

25

15

27

11

60

М.Л.

15

115

110

21

17

28

11

25

6

26

10

22

9

61

К.Л.

14

120

80

23

8

31

19

28

10

28

9

20

10

62

А.А.

14

126

86

24

7

35

17

29

12

27

13

21

9

 

Для подтверждения данной зависимости, была проведена ранговая корреляция, с применением коэффициента ранговой корреляции по Спирмену. В приложении 3 приведена таблица, которая была использована при данной статистической проверке данных. Гипотеза о том, что между двумя наборами данных присутствует статистически достоверная зависимость, подтвердилась, т.к коэффициент корреляции отличен от нуля, и составляет - 0,532. Минус перед коэффициентом означает, что между двумя наборами данных существует обратная зависимость: при увеличении одного, повышается, соответственно, второй.

Вычисления производились по следующей формуле:

 

rsэмп = 1 - 6∑ (d2) /N (N2-1),

 

где d - разность между рангами двух наборов данных, N - количество испытуемых.

 

rsэмп = 1 - 6*60847/238266=-0,532

 

Так как остальные шкалы опросника СПА: самоприятие, приятие других, доминирование, эмоциональный комфорт, внутренний контроль выделены на основе факторного анализа, то проведение корреляционного анализа на выявление зависимости между CDI и данными шкалами, не столь важно.

Но из таблицы 2 видно, что у испытуемых с низким показателем адаптивности (12 чел) присутствует тенденция к низкому уровню самоприятия, приятия других; им свойственна ведомость, внешний контроль. Это свидетельствует о дезадаптации, возможно в результате депрессии.

Таким образом, это явление требует пристального внимания психолога, а также будет учтено при разработке программы коррекции депрессивных состояний у подростков.

Применение стандартизированной беседы и теста Люшера для подтверждения состояния депрессии у подростков.

Цели:

Получить дополнительные данные о психо-эмоциональном состоянии подростков.

Подтвердить результаты диагностического исследования.

Убедить подростков в необходимости групповой коррекции данного эмоционального состояния.

Она направлена на выявление у подростков депрессивного настроения, равнодушия к радостям жизни, переживанию горя, отсутствия реакции, бессонницы или гиперсомнии, деперсонализации, чувства чрезмерной вины.

На беседу были приглашены 12 подростков, показавших высокие баллы по депрессии (17-21).

Для проведения беседы была разработана анкета с бланком фиксации полученных результатов, который находится в Приложении 4.

Анализ беседы с двенадцатью подростками представлен ниже, где видно, что 50% испытуемых имеют депрессию, а остальные имеют тенденцию к ее обнаружению.

1. Часто ли ты испытываешь грусть? Часто - 6 испытуемых, редко - 6, никогда - 0.

2. Часто ли тебе хочется плакать? Часто - 5, редко - 6, никогда - 1.

3. Чувствуешь ли ты себя несчастным? Да - 12, нет - 0.

4. Как долго это длится? Недавно - 7, давно - 5.

5. Чувствуешь ли ты себя, что просто не можешь так веселиться, как обычно? Часто? Часто - 5, редко - 4, никогда - 3.

6. Возможно, недавно ушел из жизни или уехал кто-то, кто был очень близок тебе? Да - 2, нет - 10.

7. Если тебе грустно, и вдруг происходит что-то хорошее, тебе становиться лучше? Часто - 1, редко - 9, никогда - 1.

8. Трудно ли тебе засыпать? Да - 5, нет - 7.

9. Ты спишь больше, чем обычно? Да - 7, нет - 5.

10. Чувствуешь ли ты иногда, словно находишься вне самого себя, наблюдаешь за тем, как ты что-то делаешь или говоришь, но не являешься частью этого? Часто? Часто - 8, редко - 3, никогда - 1.

11. Часто ли ты чувствуешь вину? Часто - 7, редко - 4, никогда - 1.

12. Часто ли ты думаешь о том, что тебе следует быть наказанным? Часто - 4, редко - 5, никогда - 3.

Восьмицветовой тест Люшера.

Цель: выявление эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния.

Тест Люшера относится к категории проективных методов и основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации. Основные преимущества данной методики: быстрота тестирования, простота поставленной перед испытуемым задачи, полная закрытость от испытуемого психологического содержания, фиксируемого методикой, возможность многократного повторного тестирования того же испытуемого, результат не зависит от точности самооценки испытуемого и его способности к вербализации своих состояний.

Цветовой набор теста состоит из четырех основных и четырех дополнительных цветов. Каждый цвет имеет свой порядковый номер.

Основные цвета и их символические значения:

№1 - синий цвет. Символизирует спокойствие, удовольствие, нежность и привязанность.

№2 - зеленый цвет. Символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение.

№3 - красный цвет. Символизирует силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность.

№4 - желтый цвет. Символизирует активность, стремление к общению, Любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие.

Дополнительные цвета и их символические значения.

№5 - фиолетовый, №6 - коричневый, №7 - черный, №0 - серый. Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожност



2019-10-11 1004 Обсуждений (0)
Диагностика депрессивных состояний у подростков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диагностика депрессивных состояний у подростков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1004)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)