Диагностика депрессивных состояний у подростков
Исследование наличия депрессивных состояний у подростков проводилось в МОУ СОШ №7 города Тюмени. Испытуемыми были учащиеся 8-9 классов, в количестве 62 человек, в возрасте 13-15 лет. Этапы исследования: 1. Изучение депрессивных состояний у подростков с применением опросников CDI и СПА. 2. Проведение индивидуальной стандартизированной беседы среди подростков с высокими показателями депрессии и дезадаптации. 3. Применение теста Люшера, с целью уточнения психологического диагноза. Опросник CDI ("Описание детской депрессии") в изучении депрессивных состояний у подростков. Данная методика была выбрана, поскольку позволяет выявить состояние депрессии у подростков. Цель: выявить депрессию у подростков и детей в возрасте от 13 до 15 лет. Данный опросник специально разработан М. Ковач для диагностики депрессии у детей и подростков. Охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования. Данный опросник состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. Бланк опросника представлен в Приложении 1. При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.
Ключ:
Интерпретация: 0-10 - состояние без депрессии; 11-16 - легкое снижение настроения; 17-19 - субдепрессия, или маскированная депрессия; 20 - критическое число, рассматривается в качестве показателя для углубленного изучения ребенка или подростка на предмет идентификации депрессивного заболевания. В таблице №1 представлены результаты по методике CDI М. Ковач. Данные свидетельствуют о том, что депрессивное состояние присутствует у трех испытуемых, что соответствует пяти процентам от общей группы испытуемых. Это подтверждает данные ученых о том, что в подростковом возрасте встречаемость депрессивных состояний составляет пять-семь процентов. На диаграмме № 1 в процентном соотношении представлены результаты данного диагностического исследования. Это свидетельствует о том, что почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения у трети подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии. Таким образом, неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная депрессия и наличие депрессии у некоторых подростков, что в совокупности составляет более 50% испытуемых, требует со стороны психолога пристального внимания. Поэтому автором исследования была предпринята попытка разработки и проведения программы коррекции депрессивных состояний у подростков.
Таблица 1. Данные по опроснику CDI
Для наглядности представим данные опросника на рисунке 1.
Рис.1 Данные опросника CDI
2.2 Использование опросника СПА ("Социально-психологическая адаптированность")
В данном психологическом исследовании был использован опросник СПА (К. Роджерс и Р. Даимонд, 1954г., адаптирован Осницким А.К., 1998г), в целях подтверждения гипотезы о том, что испытуемым, показавшим высокий балл по опроснику CDI свойственен низкий уровень адаптивности Бланк опросника представлен в Приложении 2. Цель: выявить уровень адаптированности\ дезадаптированности в системе межличностных отношений и в качестве оснований для дезадаптации предполагается ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень самоприятия, низкий уровень приятия других, эмоциональный дискомфорт. Опросник состоит из 101 утверждения, в которых содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях привычках, стиле поведения. Испытуемый должен соотнести каждое утверждение со своими привычками, со своим образом жизни и оценить его по 7-балльной шкале: 0 - это ко мне совершенно не относится; 1 - это на меня похоже; 2 - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; 3 - не решаюсь отнести это к себе; 4 - это на меня похоже, но нет уверенности; 5 - это на меня похоже; 6 - это точно про меня. Данный опросник состоит из 8 шкал, семь из которых включают по 2 подшкалы.
Показатели и ключи к интерпретации. Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в графе норма. Результаты "до" зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а "после" самого высокого показателя в зоне неопределенности - как высокие. В таблице № 2 отражены результаты опросника СПА, которые свидетельствуют о том, что испытуемые, имеющие балл по опроснику CDI от 17 до 21, имеют низкий уровень адаптивности, т.к средний балл адаптивности по данным 12 испытуемым составляет 41, а по всей группе испытуемых - 62. В соответствии, с чем можно сделать вывод о том, что уровень депрессии обратно пропорционален уровню адаптивности.
Таблица 2. Результаты опросника СПА ("Социально-психологическая адаптивность")
Для подтверждения данной зависимости, была проведена ранговая корреляция, с применением коэффициента ранговой корреляции по Спирмену. В приложении 3 приведена таблица, которая была использована при данной статистической проверке данных. Гипотеза о том, что между двумя наборами данных присутствует статистически достоверная зависимость, подтвердилась, т.к коэффициент корреляции отличен от нуля, и составляет - 0,532. Минус перед коэффициентом означает, что между двумя наборами данных существует обратная зависимость: при увеличении одного, повышается, соответственно, второй. Вычисления производились по следующей формуле:
rsэмп = 1 - 6∑ (d2) /N (N2-1),
где d - разность между рангами двух наборов данных, N - количество испытуемых.
rsэмп = 1 - 6*60847/238266=-0,532
Так как остальные шкалы опросника СПА: самоприятие, приятие других, доминирование, эмоциональный комфорт, внутренний контроль выделены на основе факторного анализа, то проведение корреляционного анализа на выявление зависимости между CDI и данными шкалами, не столь важно. Но из таблицы 2 видно, что у испытуемых с низким показателем адаптивности (12 чел) присутствует тенденция к низкому уровню самоприятия, приятия других; им свойственна ведомость, внешний контроль. Это свидетельствует о дезадаптации, возможно в результате депрессии. Таким образом, это явление требует пристального внимания психолога, а также будет учтено при разработке программы коррекции депрессивных состояний у подростков. Применение стандартизированной беседы и теста Люшера для подтверждения состояния депрессии у подростков. Цели: Получить дополнительные данные о психо-эмоциональном состоянии подростков. Подтвердить результаты диагностического исследования. Убедить подростков в необходимости групповой коррекции данного эмоционального состояния. Она направлена на выявление у подростков депрессивного настроения, равнодушия к радостям жизни, переживанию горя, отсутствия реакции, бессонницы или гиперсомнии, деперсонализации, чувства чрезмерной вины. На беседу были приглашены 12 подростков, показавших высокие баллы по депрессии (17-21). Для проведения беседы была разработана анкета с бланком фиксации полученных результатов, который находится в Приложении 4. Анализ беседы с двенадцатью подростками представлен ниже, где видно, что 50% испытуемых имеют депрессию, а остальные имеют тенденцию к ее обнаружению. 1. Часто ли ты испытываешь грусть? Часто - 6 испытуемых, редко - 6, никогда - 0. 2. Часто ли тебе хочется плакать? Часто - 5, редко - 6, никогда - 1. 3. Чувствуешь ли ты себя несчастным? Да - 12, нет - 0. 4. Как долго это длится? Недавно - 7, давно - 5. 5. Чувствуешь ли ты себя, что просто не можешь так веселиться, как обычно? Часто? Часто - 5, редко - 4, никогда - 3. 6. Возможно, недавно ушел из жизни или уехал кто-то, кто был очень близок тебе? Да - 2, нет - 10. 7. Если тебе грустно, и вдруг происходит что-то хорошее, тебе становиться лучше? Часто - 1, редко - 9, никогда - 1. 8. Трудно ли тебе засыпать? Да - 5, нет - 7. 9. Ты спишь больше, чем обычно? Да - 7, нет - 5. 10. Чувствуешь ли ты иногда, словно находишься вне самого себя, наблюдаешь за тем, как ты что-то делаешь или говоришь, но не являешься частью этого? Часто? Часто - 8, редко - 3, никогда - 1. 11. Часто ли ты чувствуешь вину? Часто - 7, редко - 4, никогда - 1. 12. Часто ли ты думаешь о том, что тебе следует быть наказанным? Часто - 4, редко - 5, никогда - 3. Восьмицветовой тест Люшера. Цель: выявление эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния. Тест Люшера относится к категории проективных методов и основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации. Основные преимущества данной методики: быстрота тестирования, простота поставленной перед испытуемым задачи, полная закрытость от испытуемого психологического содержания, фиксируемого методикой, возможность многократного повторного тестирования того же испытуемого, результат не зависит от точности самооценки испытуемого и его способности к вербализации своих состояний. Цветовой набор теста состоит из четырех основных и четырех дополнительных цветов. Каждый цвет имеет свой порядковый номер. Основные цвета и их символические значения: №1 - синий цвет. Символизирует спокойствие, удовольствие, нежность и привязанность. №2 - зеленый цвет. Символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение. №3 - красный цвет. Символизирует силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность. №4 - желтый цвет. Символизирует активность, стремление к общению, Любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие. Дополнительные цвета и их символические значения. №5 - фиолетовый, №6 - коричневый, №7 - черный, №0 - серый. Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожност
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1004)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |