Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка влияния минерально-сырьевого комплекса на экономику страны



2019-10-11 193 Обсуждений (0)
Оценка влияния минерально-сырьевого комплекса на экономику страны 0.00 из 5.00 0 оценок




Начавшееся межотраслевое взаимодействие предприятий минерально-сырьевого комплекса выдвинуло задачу количественной оценки данного процесса. Для этого наиболее целесообразно использовать методологию межотраслевого баланса в различных ее модификациях и методологию оценки межотраслевых взаимодействий. В результате разработана новая методика оценивания мультипликативного эффекта воздействия минерально-сырьевого сектора на другие отрасли. Эта методика реализуется в многофакторных эко-нометрических моделях, позволяющих учитывать динамику межотраслевого взаимодействия различных отраслей. Используя многофакторные регрессионные зависимости, можно выстраивать прогнозы влияния процессов взаимодействия минерально-сырьевого комплекса с другими отраслями на валовой продукт и отраслевую структуру экономики.

Основными экзогенными переменными в моделях выступают физические объемы добычи нефти, газа, угля; производство чугуна, стали и стальных труб; производство алюминия, меди, никеля; объем производства электроэнергии. В качестве показателей динамики соответствующих отраслей используются индексы физического объема производства относительно предыдущего года.

Модель реализуется в три этапа, ее общая схема представлена на рис. 2. На первом этапе с помощью статистических методов моделируются зависимости объема производства электроэнергии, топливной промышленности, черной и цветной металлургии от экзогенных переменных: добычи нефти и газа, производства чугуна и стали, алюминия и никеля. На втором — производится расчет регрессионных зависимостей составляющих валового внутреннего продукта: производства товаров, чистых налогов и промышленного производства от предопределенных переменных — производства электроэнергии, черной и цветной металлургии, топливной промышленности. На третьем этапе суммируются модельные компоненты валового внутреннего продукта в совокупный валовой продукт экономики. Таким образом, моделируется межотраслевое влияние импульса, задаваемого в добывающих отраслях, на другие отрасли и экономику в целом, а относительно простая структура модели дает наглядное представление о пути первоначального импульса.

Однако при моделировании в уравнения зависимости объемов производства товаров и индексов промышленного производства в целом не вошел показатель производства алюминия, который оказался значимым только при расчете динамики чистых налогов. Такое «поведение» алюминия в модели свидетельствует о ее адекватности реальной ситуации в алюминиевой промышленности России.

Рис. 2. Принципиальная схема модели

Сегодня алюминиевая промышленность вошла в сферу мировой торговли - за период с 1992 г. поставки алюминия на экспорт в условиях резкого падения спроса внутреннего рынка на эту продукцию возросли в общем объеме производства с 47% до 88-90%, мощности российских алюминиевых заводов на 60% загружены импортируемым сырьем из-за дефицита его в нашей стране. Вместе с тем отношение объема производства алюминия в России к объему его производства в США составляет 83,07%, а потребление -всего лишь 17,51%. Таким образом, преимущественный экспорт первичного алюминия без его глубокой переработки на территории страны, импорт алюминийсодержащего сырья без развития собственной минерально-сырьевой базы для его добычи «выключают» российскую алюминиевую промышленность из участия в межотраслевом взаимодействии. Отрасль не стимулирует рост производства в сопряженных секторах промышленности, не добавляет валового внутреннего продукта в секторах производства конечной продукции. Фактически отрасль ведет независимую, изолированную от остальной экономики производственную деятельность.

Аналогичная ситуация сложилась в черной металлургии. В полученных связях выявлена обратная зависимость валового продукта от производства черных металлов.

Анализ показал, что в 1990-1999 гг. произошло усиление структурных диспропорций в экономике России, создавших условия для работы металлургии независимо от общеэкономической ситуации в стране. Приоритет же получала та часть черной металлургии, которая в большей степени работала на потребности других стран, чем на национальную экономику. Одним из критериев эффективности развития предприятий была доля экспорта в структуре производства. Более того, в новом варианте Федеральной целевой программы предусмотрено дальнейшее увеличение доли экспорта в структуре товарной продукции черной металлургии с 48,8% (1998 г.) до 56% (2005 г.).

Полученная эконометрическая модель валового внутреннего продукта, величина которого определяется промышленным производством основных отраслей экономики, дает отклонения от реальных показателей ВВП в пределах 2%, производства товаров - 5%, объема чистых налогов - 4%. В полученных моделях все коэффициенты регрессионных уравнений значимы. Эконометрическая модель индекса промышленного производства в целом дает отклонение от действительного значения в пределах 2,8%. Величина ошибки модели существенно не изменяется в пределах моделируемого периода.

Такой подход нельзя абсолютизировать, несмотря на необходимость поступления валюты в страну, что наглядно подтвердилось отрицательным знаком в полученной модели. Экспортная ориентация металлургии приводит к диспропорциям в структуре производства и потребления металла*. Под влиянием спроса на западных рынках и трансформации отечественного внутреннего спроса снижение объемов выпуска сопровождалось ухудшением качества и упрощением сортамента металла, в структуре выпуска значительно возросла доля первичных переделов при резком снижении удельного веса конечных производств. В структуре выпуска проката сокращается удельный вес сортовой конструкционной стали, уменьшается выпуск проката из специальных сталей (подшипниковой, нержавеющей, быстрорежущей и т. д.), но растет производство катанки и арматурной стали.

В результате усиливается сырьевая направленность российской металлургии. Экспорт сырьевых ресурсов и узкого спектра металлопродукции (при наличии собственных мощностей по их переработке) подрывает основу отечественной металлургии и отрывает динамику объемов производства отрасли от динамики экономики страны. Вне металлургии использование данной металлопродукции (слитки, заготовки) практически невозможно. Утрата мощностей конечных производств (вне зависимости от масштабов первичных переделов) приводит к необходимости импорта для удовлетворения потребности внутреннего спроса.

* Специфика климатических условий предполагает значительные потребности в хладостойких сталях. Потребности в поддержании разветвленной трубопроводной сети определяют спрос на продукцию трубной промышленности, огромная территория предполагает затраты металла для отраслей транспорта.

Основные потребители российского металла - страны Юго-Восточной Азии и Китай. Страны с высокими стандартами на металлопродукцию в основном импортируют из России металлопродукцию базовых переделов. Фактор качества в рамках данных экспортных поставок не имеет большого значения. В то же время отечественные потребители металла за последние годы существенно повысили требования к уровню качества. Это стало одной из причин расширения ввоза металла в Россию (в том числе из Италии, Германии, Японии и др.) после того, как внутренние цены достигли мирового уровня (1995 г.). Другой важный фактор увеличения импорта - углубление технологической неоднородности российской металлургии: в 90-х годах в отрасли модернизировались промежуточные стадии технологического цикла, осуществлялись затраты на сертификацию продукции по западным стандартам.

Таким образом, экспорт черных металлов привел не столько к развитию металлургии, сколько к ее сдерживанию. Он негативно сказывается на динамике валового внутреннего продукта, что проявляется в структурной несбалансированности предложения и внутреннего спроса на металлопродукцию. Происходит то, что можно назвать анк-лавизацией экономики. При неудовлетворенном спросе внутри страны предприятия отрасли переключились на внешний рынок - перестроили не только ассортимент, но и технологию. Постепенно предприятия все больше изолируются от национальной экономической и технологической среды и становятся анклавом мирового хозяйства на российской территории. Массовый разрыв внутренних связей на уровне предприятий, появление разнокалиберных анклавов и дезинтеграция экономики на уровне отраслей создают эффект распадающейся экономики.

Дальнейший анализ результатов полученных межотраслевых зависимостей строится на основе возможных вариантов развития экономики и отдельных отраслей с учетом роста добычи нефти, газа, производства чугуна, стали, никеля и алюминия. По полученным эконометрическим моделям был произведен расчет и проанализировано конечное влияние минерально-сырьевого сектора на валовой внутренний продукт и отдельные отрасли промышленности (табл. 3-4).

Таблица 3

Влияние базовых изменений производства минеральных продуктов на совокупный объем промышленного производства

 

 

Варианты изменения показателей модели, %

I II III IV V
Добыча нефти Добыча газа Добыча никеля 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0
Электроэнергетика Цветная металлургия Топливная промышленность 5,13 2,95 8,06 2,95 5,13 3,94 4,13 5,13 8,06
Промышленное производство 11,47 0,94 8,14 2,39 10,53

Таблица 4

Влияние базовых изменений производства минеральных продуктов на валовой внутренний продукт

   

Вариант

изменения

 
   

показателей модели, %

 
  I II III IV V VI
Добыча газа 5,0       5,0  
Добыча никеля 5,0     5,0    
Производство стали 5,0   5,0     5,0
Производство чугуна 5,0 5,0       5,0
Производство алюминия 5,0          
Электроэнергетика 5,2 - - - 5,2 -
Цветная металлургия 3,1 - - 3,1 - -
Черная металлургия 5,2 -4,4 9,6 - - 5,2
Газовая промышленность 5,0 - - - 5,0 -
ВВП: производство товаров 10,8 4,7 -10,3 3,7 12,6 -5,60
ВВП: чистые налоги 19,5          
Валовой внутренний            
продукт 5,9 1,9 -4,2 1,5 5,1 -2,2

Исходные уравнения были также использованы для оценки натурально-стоимостных изменений валового продукта и промышленного производства (табл. 5).

Таблица 5

Влияние базовых изменений производства минеральных продуктов на валовой внутренний продукт

 

 

Варианты изменения абсолютных значений показателей (ВВП в млн руб. в ценах 1998 г.)

I II III IV V VI
Добыча газа, млрд м3 Производство стали, млн т Производство чугуна, млн т Электроэнергетика, млрд кВтч 30 2 2 42 2 2   30 42 2 2
Электроэнергетика Цветная металлургия Черная металлургия Газовая промышленность 13459 2490 5656 1788 -4796 10451 2490 13459 1788 5656
ВВП: производство товаров ВВП: чистые налоги Валовой внутренний продукт 118336 43226 161563 52193 52193 -113747 -113747 41017 41017 138874 138874 -61555 -61555
Мультипликатор 6,91 -10,88 -10,88 16,47 9,11 -10,88

Указанные варианты развития экономики не являются завышенными по показателю роста. Так, по данным «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2001 год» предположение о 5%-м росте добычи минерального сырья и производства черных и цветных металлов представляется возможным вариантом развития событий.

Подводя итоги, можно сказать, что в случае роста добычи нефти, газа, производства чугуна, стали, никеля и алюминия на 5% валовой внутренний продукт увеличится на 5,9%, а промышленное производство в целом - на 11,5%. В стоимостных показателях суммарный рост производства продукции электроэнергетики, черной и цветной металлургии и газодобывающей промышленности на 23,4 млрд руб. в ценах 1998 г. приводит к росту валового внутреннего продукта на 161,6 млрд руб.

Мультипликатор увеличения производства в сырьевых отраслях составил 6,91, то есть при увеличении промышленного производства на 1 руб. валовой продукт с учетом межотраслевого влияния возрастет на 6,91 руб. Максимальное влияние на валовой внутренний продукт оказывает цветная металлургия: увеличение продукции цветной металлургии на 1 руб. приводит к росту валового внутреннего продукта на 16,47 руб.; в газодобывающей промышленности - на 9,11 руб. Мультипликатор на чистые налоги составил от промышленного производства 1,84.

Особо следует выделить результат, полученный при моделировании влияния промышленного производства черной металлургии на динамику валового внутреннего продукта. Увеличение производства продукции черной металлургии на 1 руб. может привести к сокращению валового продукта на 10,88 руб.

Оценка величины ошибки ВВП в целом определяется величиной ошибки моделирования компоненты ВВП - производство товаров. Оцененная величина ошибки (среднеквадратичного отклонения) ВВП в единицах национальной валюты составила 91,65 млрд руб., а мультипликативный эффект - 161,56 млрд руб. В результате можно заключить, что мультипликативный эффект минерально-сырьевого комплекса на экономику России носит не случайный характер.



2019-10-11 193 Обсуждений (0)
Оценка влияния минерально-сырьевого комплекса на экономику страны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка влияния минерально-сырьевого комплекса на экономику страны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)