Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие словарного состава в древнеанглийский период



2019-10-11 314 Обсуждений (0)
Развитие словарного состава в древнеанглийский период 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

Имени Франциска Скорины»

 

 

Факультет иностранных языков

Кафедра теории и практики английского языка

 

 

Курсовая работа

 

"Активность и продуктивность основных словообразовательных моделей в истории английского языка"

 

 


Введение

 

Развитие языка совершается постоянно и осуществляется на всех уровнях: подвергается различным изменениям звуковая система, меняется морфологический состав слова, претерпевают семантические изменения слова и словосочетания. Наиболее заметные и ощутимые трансформации происходят в словарном составе языка, т.е. в лексике.

Возникновение новых слов в наше время происходит, можно сказать, в геометрической прогрессии. Существуют в языке слова, которые широко употребляются говорящими, но существует и другая категория слов – слова окказиональные, которые создаются в речи каждодневно, ежечасно, и их число не поддаётся никакому подсчёту. Поэтому проблема словообразования остаётся актуальной и по сегодняшний день.

Большой вклад в изучение данного процесса внесли многие лингвисты, как зарубежные, так и советские учёные, в первую очередь С.С. Хидекель, Е.С. Кубрякова, А.И. Смирницкий, В.Д. Аракин и др. Основная задача словообразования как науки, по мнению лингвистов, состоит в изучении формальных, семантических, генетических и других закономерностей и особенностей образования новых лексических единиц.

Подавляющее большинство новообразований создаётся посредством тех словообразовательных способов и средств, которыми располагает тот или иной язык. К основным способам словообразования в современном английском языке относятся: словопроизводство, словосложение, конверсия, сокращение, обратное словообразование, лексико-семантический способ. Роль этих способов в создании новых слов далеко не одинакова. Не одинакова и их роль в одном и том же языке в разные периоды его развития.

Ключевой проблемой словообразования является проблема производности (деривации). Словообразование должно в первую очередь заниматься исследованием вопросов о том, как «сделаны» новые слова. Следовательно, непосредственной целью словообразовательного анализа является доказательство производности конструкции. Таким образом словообразовательный анализ начинается с установления деривационных отношений и заканчивается определением формальных и семантических особенностей производного.

Исследуя производные слова, мы тем самым выявляем словообразовательные модели, словообразовательные значения, семантические связи между производящими и производными словами и, в результате, устанавливаем закономерности создания новых слов.

В данной работе рассмотрено развитие словарного состава как в диахронном, так и в синхронном срезе, а также освещён вопрос об активности и продуктивности основных словообразовательных моделей. Каждый пункт начинается с теоретического освещения того или иного способа образования новых слов, даётся описание присущих данному способу словообразовательных средств и моделей, большое внимание уделяется иллюстрациям описываемого материала.


Словообразовательные процессы в истории английского языка

Развитие словарного состава в древнеанглийский период

 

Обогащение словаря совершалось главным образом путём образования новых слов от имеющихся в языке различными постепенно вырабатывавшимися приёмами словопроизводства (суффиксацией и префиксацией) и словосложения.

Образование новых слов путём суффиксации. Суффиксы имён существительных

Для обозначения людей по роду их деятельности в древнеанглийском языке были производные слова, образованные присоединением суффикса – ere (латинского происхождения: из латинского суффикса – arius) к основам имён или глаголов, которые указывают на объект или характер деятельности.

Так возникли многочисленные существительные – имена деятелей (fiscere – рыбак (от fisc – рыба), вōсеrе – книжник (от bōс – книга)).

Для обозначения женщин, занимавшихся определённым видом деятельности, применялись производные слова с суффиксом – estre:

bæcestre – булочница (от bacan – печь);

tæppestre – трактирщица (от tæppa – затычка бочки с вином);

Для обозначения человека по его происхождению, принадлежности к определённому роду или племени, употреблялись производные существительные с суффиксом – in . Так, король Альфред называется в летописи Æþelwulfin – но имени с моего отца (Æþelwulf).

Суффикс – ling использовался для образования существительных, имевших уменьшительно-ласкательное или уменьшительно презрительное значение (darling).

Отвлечённые существительные с значением качества образовывались от основы соответствующих имён прилагательных при помощи суффикса – in (hætu < hatin (от hāt – жаркий) > heat – жара; brædu < brādin (от brād широкий) – ширина).

Впоследствии в древнеанглийском периоде стал всё шире употребляться другой суффикс отвлечённых существительных – þu > н.э. – th, который присоединялся к основам, уже испытавшим перегласовку (т.е. раньше имевшим суффикс – in). Так возникли, например, отвлечённые имена существительные len þu, stren þu. [1, c. 263]

В древнеанглийском было существительное dōm – суждение, решение, рок, власть, двн. tuom, др. ск. dōmr. Оно входило в состав многих сложных существительных с отвлечённым значением, например wīsdom (мудрое суждение, мудрость). Смысл таких сложных слов определялся прежде всего по их первой части, а значение второй части всё более обобщалось, пока из лексического не стало грамматическим, пока самостоятельная основа не превратилась в суффикс – dom, образующий абстрактные существительные.

Для образования отвлечённых существительных, обозначающих состояние, в древнеанглийском употреблялся суффикс – scipe, образованный от существительного scipe – форма, состояние. Этот суффикс сохраняется в ряде употребительных теперь слов и даже не совсем утратил продуктивность. Звучит он теперь [∫ip]:

frēōondscipe – дружба (от существительного frēōnd – друг).

B среднеанглийский период др. а. существительное rœden (правило, совет, условие) превратилось в суффикс – red, с его помощью были образованы новые слова, например:

hatred – ненависть (вытеснившее др. а hatun ); kindred родство (от существительного kin – родня),                                

В новый период суффикс – red утратил продуктивность и теперь встречается лишь в нескольких словах.

Слово hād – (состояние, звание, способ) входило вторым элементом в состав сложных существительных с отвлечённым значением, например:

cildhād – состояние ребёнка, детство, в новоанглийском childhood;

weoruldhād – мирская жизнь (от существительного weoruld – мир., свет).

В древнеанглийском таких сложных слов было немного, и – hād ещё сохраняло свою самостоятельность. Впоследствии оно превратилось в суффикс, образовавший ряд новых слов.

Широко распространены были суффиксы – in и – un , присоединявшиеся к глагольным основам для образования имён существительных, обозначавших действия, состояния, или же результаты и продукты действий:

rētin – приветствие (от глагола rē приветствовать) > н. а. greeting;

lеоrnun – учение (от глагола leornian – учить) > н.э. learning;

В среднеанглийском суффикс – ing получил широкое распространение, вытеснив свой вариант – ung, а в новый период – ing стал одним из самых продуктивных суффиксов. [2, c. 193]

Суффикс – nis(s), – nes(s) использовался для образования от основ прилагательных отвлечённых существительных, выражающих качество, например:

īdelnis – праздность (от прилагательного īdel – праздный) > н.а. idleness;

swētnes – сладость (от прилагательного swēte – сладкий) > н.а. sweetness.

Существительное man(n) – человек использовалось для образования сложных существительных – названий лиц по их национальной принадлежности, социальному положению, профессии, например:

sæman – моряк (от существительного sæ – море),

rædesman – советник (от существительного ræd – совет).

В среднем периоде и особенно в новом периоде слово man стало настолько широко использоваться для образования новых существительных, что почти образовало новый суффикс [men]. Всё же в написании различаются – man и – mеn. [1, c. 289]

Суффиксы имён прилагательных

Из многих суффиксов имён прилагательных мы назовём лишь те, которые остались продуктивными до настоящего времени.

Широкое распространение в древнеанглийском имел общегерманский суффикс – i , который в среднеанглийский период превратился в – i (у) (Bysi –занятый > busy; hali – святой (от hāl – здоровый, целый) > н.э. holy)

Суффикс – lic (из существительного līc – тело, облик, образ) образовывал качественные прилагательные от основ существительных и прилагательных:

ærlic – ранний (от ær-раньшe) н.а. early;

dēādlic – смертельный (от dēād-мёртвый) > н.а. deadly;

Многие прилагательные с суффиксом – lic в дальнейшем развитии языка оказались лишними (из dēōp и dēōplic – только deep).

Если же смысловое различие было (или стало) достаточно важным, сохранялись оба прилагательных, например:

н.а. sick – больной (<др. а. sēōc) и sickly – болезненный, хилый.

Суффиксы – full и – lēās, как и – lic, были образованы от полнозначных слов (от прилагательных full – полный и lēās – лишённый чего-либо).

Суффикс – ful(l) > н, а. – ful использовался и сейчас используется образования качественных прилагательных от основ существительных (mōdful – мужественный (от mōd-мужество)).

Суффикс – lēās образовывал от основ существительных прилагательные, обозначающие отсутствие какого-либо свойства или качества (recelēās – безрассудный, беззаботный > н.а. reckless).

Относительные прилагательные образовывались при помощи суффикса – isc (Englisc – английский (от названия племени Engle – англы) > н.а. English).

Суффикс – еn служил для образования относительных прилагательных, обозначающих материал, вещество, из которого предмет сделан (līnen – полотняный, льняной (от liп – лён) > н.а. linen; fliexen – льняной (от fleax н.а. flax – лён) > н.а. flaxen).

Суффиксы глаголов

Наиболее употребительным был суффикс -ί/ί-, вызывавший перегласовку корневого гласного. Он образовывал глаголы I класса, иногда один, иногда вместе с другим суффиксом – n –:

læran – учить (от основы существительного lār – учение, знание);

nemnan – звать (от основы существительного nåmа – имя);

Глаголы II класса имели в первой основе суффикс – ōi-, перегласовке подвергалось – ō-, а корневой гласный сохранялся неизменно:

lufian – любить (от основы существительного luf-u – любовь) > н.а love

macian – делать > н.а. make.

Иногда к суффиксу присоединялся ещё – s –:

ricsian – царствовать (от основы существительного rice-царство, королевство).

Образование новых слов путём префиксации

Из числа сохранивших продуктивность древнеанглийских префиксов можно назвать следующие: mis- и un –.

Префикс mis – придавал существительным и глаголам значение неправильного или дурного действия или поступка (misdæd – дурной поступок (от dæd – действие) > н.а. misdeed).

Префикс an – придаёт существительным и прилагательным отрицательное значение (unfrið-вражда, война (от frið-мир)).

В среднеанглийском, и особенно в новоанглийском, этот префикс оказался очень продуктивным.

Словосложение

Сложные имена существительные, образованные из основ двух существительных (folc – народ + to a – ведущий > folcto a – вождь; læсе – лекарь + cræft – искусство > læcecræft – врачевание).

Некоторые из таких сложных слов настолько прочно слились друг с другом, что в современном языке уже не представляется возможным различить их составные элементы, они превратились, в простые слова, например:

wif – жена + man – человек > wīfman – женщина > н.а, woman;

hus – дом + bonda – житель > hūsbonda – хозяин дома > н.а. husband – муж, хозяин;

Сложные имена существительные, образованные из основ прилагательного и существительного:

hāli – святой + dæ – день > hāli – праздник > н.а. holiday;

wīd – широкий + sæ – море > wīdsæ – океан.

Сложные имена существительные, образованные из основ существительного и причастия настоящего времени:

flett – жилище + sittende – сидящий > flett-sittende гость;

sæ – море + līðend – странствующий > sæ-liðend – моряк.

Этот тип образования сложных существительных, достаточно распространённый в древнеанглийский период, не получил дальнейшего развития. [1, c. 301]

Сложные прилагательные, образованные из основ существительного и прилагательного:

mod – характер + wlånc – гордый > mōdwlånc – горделивый;

old – золото + fāh – пёстрый old-fāh – отливающий золотом.

Сложные прилагательные, образованные из основ прилагательного и существительного:

stip – сильный + mōd – характер > stipmōd – храбрый.

Сложные наречия, образованные из основ двух существительных:

drop – капля + mæl – раз > dropmælum – капля по капле.

Сложные наречия, образованные из предлога и существительного (в косвенном падеже):

on+ we – дорога > onwe – прочь > н.а. away.

Сложные имена существительные из словосочетаний

Чаще всего в одно слово переходили определительные сочетания двух существительных, причём первое из них (определение) сохраняло суффикс родительного падежа, например:

Wītena emōt – совет старейшин, (wītena – родительный падеж мн. числа от wīta – мудрый, старейший + emōt – совет, сходка).

Интересны названия дней недели, составленные по образцу соответствующих латинских наименований, вторым элементом которых было слово день, а первым – имя божества:

Sunnandæ (sunna – солнце, считавшееся божеством) > н.а. Sunday – день солнца, воскресенье.

Некоторые древнеанглийские сложные существительные, образованные из словосочетаний, превратились в простые слова, составные части которых уже не выделяются говорящими, например:

England – Англия < En lena land (Англов страна).

 



2019-10-11 314 Обсуждений (0)
Развитие словарного состава в древнеанглийский период 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие словарного состава в древнеанглийский период

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (314)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)