Организация работы по взаимодействию с родителями
Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможно решить в полной мере без активного участия в этом родителей. Поэтому до сведения всех специалистов ДОУ доводятся особенности содержания работы с родителями по оздоровлению, развитию и воспитанию детей в учреждении (в зависимости от вида учреждения роль родителей существенно отличается). Рекомендации педагогическому персоналу по организации иного подхода в работе с родителями доводятся на консультативных, индивидуальных встречах в конце текущего учебного года. Перед педагогическим коллективом ставятся следующие задачи: - повысить педагогическую культуру родителей; - определить единые подходы в организации питания, сна, средств закаливания, в проведении культурно-гигиенических навыков, установлении времени для пребывания детей на свежем воздухе, проведении статических занятий, использовании электронных средств информации; - привлечь родителей к активному участию в решении как организационных, так и педагогических задач. Первое, что необходимо сделать руководителю, это предварительно показать родителям условия, в которых будет воспитываться их ребенок; познакомить с содержанием работы ДОУ и наличием дополнительных услуг, а также с педагогами группы, в которую будет ходить малыш. Далее следует оформить и подписать договор, предварительно обговорив с родителями все его положения, особенно вопросы питания, оплаты, обеспечения детей спортивной формой (в соответствии с сезоном), время прихода в дошкольное учреждение. Важно, чтобы родители поняли необходимость постепенного введения ребенка в детский коллектив, для чего предложить им предварительно побывать с ребенком на разных занятиях, которые организуются в дошкольном учреждении для тех, кто готовится к поступлению в ДОУ. После этого целесообразно организовать для ребенка кратковременное посещение детского сада (занятие, прогулка, питание, сон). При благоприятной адаптации ребенка этот период может составить 2—3 недели. Немаловажным для педагогов является вопрос знакомства с семьей своего воспитанника. Для этого рекомендуются следующие методы изучения семьи: - беседы с родителями (о составе семьи, об участии членов семьи в воспитании ребенка; о подготовленности родителей к совместному участию в воспитании, об особенностях в поведении их ребенка и др.), беседы с ребенком на темы, близкие его возрасту и интересам; - наблюдения за ребенком; - анкетирование (по любым интересующим педагогов вопросам); - посещение семьи; - изучение рисунков ребенка на тему «Моя семья». Для проведения анкетирования родителей в помощь педагогам во время консультации или на стенде информации можно предложить следующие примерные анкеты. Анкета 1 Уважаемые родители! Просим вас ответить на следующие вопросы: ♦ Сколько лет вашему ребенку? ♦ Как долго ваш ребенок посещает наше дошкольное учреждение? ♦ Вы получаете информацию о: — целях и задачах дошкольного учреждения в области обучения и воспитания вашего ребенка? — режиме работы дошкольного учреждения (часах работы, праздниках, нерабочих днях)? — питании (меню)? ♦ Проводится ли в дошкольном учреждении специальная работа по адаптации детей (беседа с родителями, пребывание их в группе в первые дни посещения ребенком дошкольного учреждения и т.д.)? ♦ Имеете ли возможность присутствовать в группе, участвовать в экскурсиях с детьми и других мероприятиях? ♦ Получаете ли вы информацию о повседневных происшествиях в группе, успехах ребенка, об изменениях в состоянии здоровья ребенка, его привычках (информационный стенд, устные сообщения сотрудников)? ♦ Вас лично удовлетворяют уход, воспитание и обучение (оздоровление, развитие способностей и т.д.), которые получает ваш ребенок в дошкольном учреждении? Напишите ваши предложения по улучшению работы детского сада. Мы будем очень признательны, если вы вернете анкету заполненной. Анкета 2 Общие сведения о ребенке и семье - Фамилия, имя, дата рождения ребенка. - Состав семьи. - Профессия родителей. - Образование отца и матери. - Материальное положение. - Бытовые условия. - Какой ребенок по счету в семье? - Какие болезни перенес ребенок? - С какого времени ребенок посещает дошкольное учреждение? - Особенности воспитания ребенка в семье, его интересы. - Какие игры, игрушки, материалы для занятий есть у ребенка и где они хранятся (в специальном уголке; нет специального уголка, но игрушек достаточно; мало игрушек)? - Часто ли ребенок остается дома один (только с теми членами семьи, которые с ним занимаются; остается с членами семьи, но каждый занимается своим делом; часто остается один)? - Какие меры воздействия на ребенка используются в семье (поощрение, наказания, внушение, выговоры, объяснения, совместные обсуждения)? - Единодушны ли все взрослые члены семьи в приемах воспитания ребенка (единодушны, не всегда, разные подходы)? - Есть ли у ребенка навыки самообслуживания (навыки есть, навыки появляются только при напоминании, нет навыков)? - Помогает ли ребенок по дому (участвует в домашней уборке, накрывает на стол, ухаживает за животными, поливает растения, помогает в уходе за малышами и т.д. Ребенок старается все делать самостоятельно, частично обслуживает себя, за ребенка все делают взрослые)? - Назовите любимые игры и игрушки ребенка, любимые сказки и книжки. - Какие виды деятельности выполняет ребенок успешнее других (придумывание совместных игр, рассказывание сказок, историй, рисование, лепка, аппликация, пение, конструирование из кубиков)? - Назовите друзей вашего ребенка во дворе, детском саду. - Готовят ли ребенка к школе в семье (да, нет, укажите, как готовите)? - Какие качества вашего ребенка вы особенно цените (доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание)? Анкета 3 Уважаемые родители! В целях успешного воспитания ребят просим ответить на вопрос: чем занимаются в выходные дни мама, папа, ребенок?
Укажите наиболее частые занятия каждого члена семьи. Спасибо! Анкета 4 Уважаемые родители! Просим дать ответы на следующие вопросы: - Как вы объясните выражение «эмоциональный контакт родителя и ребенка»? Есть ли у вас эмоциональный контакт с ребенком: да, нет, трудно сказать (подчеркните)? - Какие средства воздействия на ребенка вы используете в общении с ним (подчеркните): просьба, замечание, указание, предупреждение, жест, мимика. Как часто вы ругаете или наказываете ребенка: часто, редко, трудно ответить (подчеркните). - Какое может быть самое большое наказание для вашего ребенка? Представьте, что вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват? Как вы поступите? Примерный план работы с родителями па учебный год: Сентябрь - Дни открытых дверей. - Консультации специалистов: психологов, логопеда, музыкального руководителя, воспитателя по физкультуре, инструктора по плаванию, педагогов групп. - Анкетирование. Октябрь - Общее родительское собрание «О здоровье всерьез». Заведующая, врач. - Наглядная информация — ширмы: «Возраст строптивости» (1-я младшая группа); «Сто тысяч почему?» (младшая группа); «Хвалить или ругать» (средняя группа); «Как учить общаться» (старшая группа); «Психологическая готовность ребенка к школе» (подготовительная к школе группа). Ноябрь - Консультации: «Принципы воспитания» (1-я младшая группа); «Развитие потребности в общении в первые годы» (младшая группа); «Игра в общении дошкольника» (средняя группа); «Как помочь ребенку стать добрым» (старшая и подготовительная к школе группы). - Спортивный праздник «Папа, мама, я — спортивная семья» (подготовительная к школе группа). Декабрь - Неделя открытых дверей. - Консультации специалистов. - Спортивный праздник «Папа, мама, я — спортивная семья» (старшая группа). - Совместная работа с родителями на участке (оформление зимних участков). - Участие родителей в проведении новогодних елок. Январь - Участие родителей в проведении зимних каникул. - Участие в празднике «Лыжня зовет». - Изготовление ширм «Пушкин — малышам» в старшей и подготовительной к школе группах. - Открытые занятия совместно с родителями по ознакомлению с окружающим, развитию речи и математике. Февраль - Консультации: «Физическое воспитание детей в семье» (1-я младшая группа); «О детях с ослабленным здоровьем» (младшая группа). - Художественно-эстетическое воспитание дошкольников: концерт детей ДОУ; выставка детского творчества; ярмарка. Распродажа работ, сделанных руками детей и родителей. - Участие родителей в празднике «Масленица». Март - Консультации на темы: «Воспитание у детей внимания и усидчивости» (старшая группа); «Воспитание умственной активности в играх и на занятиях» (подготовительная к школе группа). Апрель - Месяц открытых занятий. - Консультации врача, психолога, логопеда на тему «Готов ли ваш ребенок к обучению в школе? » Май - Круглый стол: результаты диагностических методик (участие специалистов ДОУ); наблюдения в природе. - Консультации на темы: «С ребенком на дачном участке»; «Здравствуй, лето!»; «Наблюдения в природе». Большую роль играет наглядная информация для родителей.
Рис. 2. Разделы наглядной информации для родителей
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |