Глава IV . Бюджет маркетинга
Бюджет маркетинга - раздел плана маркетинга предприятия, отражающий проектируемые величины доходов, затрат и прибыли. Основанием для разработки плана маркетинга являются оперативный план и разработанные программы действий. Составление бюджета маркетинга помогает правильно расставить приоритеты между целями и стратегиями маркетинговой деятельности, принять решения в области распределения ресурсов, осуществлять эффективный контроль. В составлении бюджета принимают участие как руководство фирмы, так и менеджеры по основным функциям, которых в той или иной степени затрагивает план маркетинга. Утверждённый бюджет маркетинга является основой для закупок сырья и материалов, планирования производства, трудовых ресурсов и маркетинговой деятельности. Корректировка бюджета маркетинга осуществляется во время пересмотра плана маркетинга согласна плана контроля или в процессе деятельности предприятия по мере необходимости. При разработке бюджета маркетинга используют две схемы. Первая -планирование на основе показателей целевой прибыли. Вторая - планирование на основе оптимизации прибыли. [17,16,2] Рассмотрим первую схему по этапам: 1.Оценка общего объема рынка на следующий год. Она формируется путем сопоставления темпов роста и объемов рынка в текущем году. 2. Прогнозирование доли рынка в будущем году. Например, сохранение доли рынка, расширение рынка, выход на новый рынок. 3. Прогноз объема продаж в будущем году, то есть, если доля рынка составляет n %-, а прогнозируемый общий объем рынка в натуральных единицах равен m единиц, то расчетный объем составит X единиц. 4. Определение цены, по которой товар будет продан посредникам (цена за единицу). 5. Расчет суммы поступлений планируемого года. Определяется умножением объема продаж на цену за единицу. 6. Расчет себестоимости товара: сумма постоянных и переменных издержек. 7. Прогноз валовой прибыли: разность валовой выручки (дохода) и валовой себестоимости реализованной продукции. 8. Расчет контрольного показателя целевой прибыли от сбыта, в соответствии с планируемым коэффициентом рентабельности. 9. Расходы на маркетинг. Определяются как разница суммы валовой прибыли и целевой прибыли по плану. Полученный результат показывает, какую сумму можно истратить на проведение маркетинга с учетом расходов на налогообложение. 10. Распределение бюджета на маркетинг по следующим составляющим комплекса маркетинга: реклама, стимулирование сбыта, маркетинговые исследования. [9] Вторая схема планирования на основе оптимизации прибыли. Оптимизация прибыли требует от руководства фирмы четкого осознания взаимосвязи между объемом продаж и различными составляющими комплекса маркетинга. Для обеспечения взаимосвязи между объемом продаж и одним или несколькими этапами комплекса маркетинга можно использовать термин "Функция реакции сбыта". Функция реакции сбыта – прогноз вероятного объема продаж в течение определенного отрезка времени при разных условиях затрат на один или несколько элементов комплекса маркетинга. Предварительную оценку функции реакции сбыта применительно к деятельности фирмы можно сделать тремя способами: статистическими, экспериментальными, экспертными. В соответствии с принципами бюджетирования на всех уровнях обязательными для нормирования, планирования и контроля являются следующие статьи доходов и виды затрат. Доходы - планируемые продажи (в натуральных и стоимостных показателях). а) Переменные коммерческие расходы: 1) комиссионные сбытовым посредникам; 2) доставка собственным транспортом; 3) премиальные; 4)прочие переменные коммерческие расходы; 5) переменные расходы по реализации в целом. б) Условно-постоянные коммерческие расходы: 1) реклама; 2) стимулирование сбыта; 3) исследование рынка; 4) заработная плата сбытового персонала с начислениями; 5) командировочные расходы; 6) прочие условно-постоянные коммерческие расходы; 7) условно-постоянные расходы по реализации в целом.
Таблица 3.3 - Бюджет маркетинга ОАО «Птицефабрика «Челябинская»
Составление бюджета маркетинга помогает правильно установить приоритеты между целями и стратегиями маркетинговой деятельности, принять решения в области распределения ресурсов, осуществить эффективный контроль (таблица 3.3). Затраты на осуществление отдельных элементов маркетинга, представленных в бюджете, выводятся из детального маркетингового плана. Составим ежеквартальный бюджет (таблица 3.4) маркетинга для различных групп товаров и покупателей. В таблице 3.4.1 приведен бюджет маркетинга, ориентированного на сбыт продукции мелким и крупным перерабатывающим предприятиям, с учетом планируемых доходов.
Таблица 3.4 – Ежеквартальный бюджет маркетинга
Квартал 1 |
Квартал 2 |
Квартал 3 |
Квартал 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Статья расходов | Расходы, руб. | Расходы, руб. | Расходы, руб. | Расходы, руб. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реклама: |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СМИ | 17500 | 0 | 18900 | 14000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Печать (каталог товаров и услуг "ПРАЙС") | 6900 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разное | - | 0 | 1580 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
итого : | 24400 | 0 | 20480 | 14000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выставки: |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
участие | 0 | 0 | 17800 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оформление стенда | 0 | 6500 | 0 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Презентация | 0 | 0 | 8520 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разное | 2700 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
итого : | 2700 | 6500 | 26320 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Административные расходы: |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Управление | 0 | 0 | 15800 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммуникации | 0 | 500 | 0 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Командировки | 0 | 0 | 8600 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оргтехника | 0 | 0 | 0 | 1000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
итого : | 0 | 500 | 24400 | 1000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обучение перснала: |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Треннинги | 3000 | 0 | 0 | 2500 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семинары | 5000 | 0 | 0 | 1000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
итого : | 8000 | 0 | 0 | 3500 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стимулирование: |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программы мотивации | 23000 | 24000 | 32000 | 23000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зарплаты | 18900 | 18900 | 18900 | 18900 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
итого : | 41900 | 42900 | 50900 | 41900 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
итого расходы по кваталам : |
77000 |
49900 |
122100 |
60400 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расходы за год |
309400 |
Таблица 3.4.1. Планируемые доходы.
Составляющие бюджета | Прямые затраты на маркетинг, рублей |
Предполагаемый доход от продаж | 1552300 |
Минус общие маркетинговые затраты | -309400 |
Доход за вычетом маркетинговых затрат | 1242900 |
В результате составленных таблиц видно, что затраты на проведение маркетинговых мероприятий достаточно велики. Но с помощью проведения маркетинговых исследований и рекламы – продвижение и сбыт продукции будет наиболее эффективен, что покроет затраты. Есть, конечно возможность снизить эти затраты, выбирая наиболее оптимальные и дешевые виды продвижения продукта. Или проводить рекламные компании в периоды, наиболее выгодные для сбыта (так как сельскохозяйственная продукция носит сезонный характер в частности). В периоды спада спроса можно лишь напоминать о себе, здесь достаточно будет: рассылок по электронной почте, телефонных переговоров с потребителями. Самые высокие затраты – это реклама на телевидении (размещение баннеров, ролики и т.д.) если ограничить ежеквартальные выходы, а допустим делать такую рекламу 1 раз в 6 месяцев, то можно сэкономить порядка 30 000 руб. Но реклама должна быть, ведь «Реклама – двигатель торговли!».
Бюджета маркетинга составляется каждый год. При этом в течение года следует придерживаться составленного бюджета. Это поможет избежать каких-то непредвиденных ситуаций при выполнении плана маркетинга.
Заключение
Каждая фирма заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. В частности, ей нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать походящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий.
Отправная точка маркетинговой деятельности - анализ рыночных возможностей. Руководству необходимо знать, как следует выявить и оценить эти возможности. Оно может найти их, работая с сеткой развития товара и рынка и обращая внимание на новые сферы деятельности. Каждую возможность необходимо оценить с точки зрения ее соответствия целям и наличным ресурсам.
Для выполнения всей этой маркетинговой работы фирме необходимо создать 4 системы - маркетинговой информации, планирования маркетинга, организация службы маркетинга и маркетингового контроля. Система планирования маркетинга включает в себя и стратегическое и маркетинговое планирование. Система стратегического планирования имеет основной целью создание крепкой фирмы, в которой есть, по крайней мере, несколько растущих производств, компенсирующих те, что, возможно, идут по нисходящей. В рамках системы маркетингового планирования разрабатываются перспективные годовые планы для каждого из конкретных производств обычных и марочных товаров, перед которыми уже поставлены задачи стратегического характера. Планирование - одна из основных функций менеджмента. Корпоративный или бизнес-план компании направляет ее деятельность. План маркетинга - только одна из составляющих корпоративного плана, поэтому процесс планирования должен осуществляться как часть генерального плана компании и процесса бюджетирования.
В результате данной курсовой работы был составлен план маркетинга для предприятия ОАО «Птицефабрика «Челябинская». Даная работа позволила овладеть методикой разработки маркетингового плана исследования предприятия. Получен практический опыт маркетингового планирования.
В работе предложены конкретные меры по решению выше указанных проблем. Основные из них:
- для четкого распределения работы и ее конкретизации и на предприятии следует ввести специалиста по исследованию рынка;
-также для более рациональной реализации продукции специалистами должен разрабатываться детальный план маркетинга;
- особое внимание следует уделять составлению бюджета маркетинга. Это поможет избежать предприятию многих неприятностей, а также спланировать затраты по продвижению продукции.
Если четко соблюсти перечисленные моменты, можно достичь весьма высокого уровня подготовки и реализации плана маркетинга, а соответственно и более эффективной деятельности специалистов службы исследования рынка, специалистов службы маркетинга и хорошо наладить систему реализации производимой продукции. И в итоге получать больше прибыли и повысить деловую репутацию, что также немаловажно в обстановке рыночной экономики.
Список используемой литературы и источников
1. Абрамова Г. П. и др. Маркетинг в АПК: Учебник, М.: Колос, 1999.
2. Академия рынка: маркетинг: пер. с ф./ А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.; Науч. Ред. .А. Г. Худокормов. – М.: Экономика, 1993. – 572с.
3. Ведута Е. Глобализация и стратегическое планирование // Обозреватель.-2003.-№11.-С.21-23.
4. Годовая бухгалтерская отчетность ОАО «Птицефабрики «Челябинская» за 2004 - 2006 год.
5. Абрамова Г.П. и др. Маркетинг в АПК: Учебник. - М: Колос, 1999.-395с.
6. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М,1999.-268с.
7. Бережнов Г.В. «Чуден Днепр при тихой погоде…» // Российское предпринимательство.-2004.-№4.-С.20-23.
8. Лавров А.С. Устойчивый поиск // Российское редпринимательство.-2004.-№5.-С.38-43.
9. Бизнес-планирование: Учебник/Под ред. В.М. Попова и С.И. Ляпунова.-М.: Финансы и статистика,2002.-672с.:ил.-с.35-46.
10. Давыдов С.В. Опережающий бег…// Российское предпринимательство.-2003.-№11.-С.10-15.
11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник. – 3-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2003.- 367c.-С. 45-53.
12. Минго Джек. Как компании стали великими. Истории о бизнесе и торговле. Пер. с англ. Раков А.А. - Санкт-Петербург: Издательство Питер, 1995.-670 с.-С.523-541.
13. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. – Учебник / Под ред. проф. В.А. Алексунина – М.: Издательско-книготорговый центр “Маркетинг”, 2001.-390с.-С. 67-74.
14. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-400 с.-с. 325-327.
15. Костяев А.И. Внешние условия и внутренние факторы сельскохозяйственного производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2003.-№3.-С.8-11.
16. Евдокимов Ф. И., Гавва В. М. Азбука маркетинга: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. И доп. – Д.: Сталкер, 1998. – 432с.
2019-10-11 | 220 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Глава IV . Бюджет маркетинга |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы