Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 1 Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития



2019-08-13 255 Обсуждений (0)
Раздел 1 Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1.1 Мифологическое мышление и древневосточное мировоз­зрение.

 

  1. Когда примерно возникла философия и в силу каких обстоятельств?
  2. В чем состоят существенные различия между философией Запада и философией Востока?
  3. Какова историческая связь между школами индийской философии и Священным Писанием индуизма - «Ведами»?
  4. «Инь» и «Ян» - которое из этих понятий китайской философии выражает начало творчески активное и которое - пассивное?
  5. Раскройте смысл ключевых понятий индийской философии: «Брахман», «Атман», «Карма», «Майя», «Нирвана». Постарайтесь раскрыть смысловые связи между данными понятиями.
  6. Какую роль играет в философии конфуцианства понятие «жэнь»?
  7. Как вы понимаете утверждение Конфуция о том, что он ничего нового не создает, а лишь собирает старое - традиции? Действительно ли Конфуций не сотворил ни­чего нового?
  8. Означает ли даосский принцип «не-деяния» проповедь бездействия или же здесь скрыт некий иной смысл?
  9. В чем заключается принцип единства физического и психического в философских концепциях Востока?
  10. Основателем какой школы китайской философии был Лао-цзы? Каковы основные принципы и понятия этой школы.

 

Тема 1.2 Возникновение философии в античности. Основные эта­пы и школы. Раннегреческая философия. Сократ и софис­ты. Классическая философия (Платон, Аристотель). Фи­лософия эпохи эллинизма.

                                                  

  1. В чем сущность античного космоцентризма? Назовите его основные черты.
  2. В чем суть диалектики Гераклита?
  3. Как вы понимаете следующие афоризмы Гераклита: «В ту же реку вступаем и не вступаем», «Жизнь есть смерть. Смерть есть жизнь»?
  4. Что общего и различного между диалектикой Гераклита и логическими построе­ниями поздних софистов?
  5. Какой философской школе античности принадлежит идея (и попытка ее логиче­ского обоснования) о целостности, неделимости и неизменности бытия?
  6. Попытайтесь дать смысловое объяснение следующего афоризма Парменида: «В познании, откуда бы ни начинать, безразлично, все равно вернешься к началу, ибо истина хорошо закруглена».
  7. Как вы думаете, имел ли бы Пифагор основание утверждать, что основой мира является число, если бы он не исходил из убеждения, что мир устроен по принци­пу гармонии? Попытайтесь раскрыть смысловую связь между этими двумя миро­воззренческими компонентами.
  8. К какому философскому направлению античности относится Протагор?
  9. Как вы понимаете афоризм Протагора: «Каждому утверждению противостоит равносильное»? Попытайтесь провести смысловую связь с другим афоризмом то­го же мыслителя: «Человек есть мера всех вещей - существующих, что они суще­ствуют, и не существующих, что они не существуют».
  10. В чем состоит смысл жизни, по Эпикуру?
  11. Раскройте философский смысл афористического высказывания Эпикура: «Величайший плод ограничения желаний - свобода».
  12. Почему историки философии разделили античность на два периода - досократический и сократический?
  13. Излагал ли Сократ свои мысли в письменном виде? Если нет, то кто это сделал за него и в каких произведениях?
  14. В чем заключалось принципиальное расхождение между софистами и Сократом, приведшее к их острейшему жизненному конфликту?
  15. Как называется досократическая школа античной философии, представленная следующими именами: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен? Кто из перечисленных философов утверждал, что первоначалом всего сущего является вода?
  16. В чем заключался смысл логического постулата Демокрита об абсолютной неде­лимости атома? Как вы думаете, почему он приписал атому абсолютную неделимость?
  17. Покажите различия в понимании соотношения общего и единичного Платоном и Аристотелем. Кто из них имел склонность к акцентированию значимости общего?
  18. Почему Платон считал, что природный мир есть неистинное бытие?
  19. Что означает платоновское понятие «эйдос»?
  20. Раскройте смысловую связь между аристотелевскими понятиями энергейи и энтелехии.
  21. Каким образом платоновское учение об идеальном государстве сопряжено с его учением о душе? Раскройте эту связь.
  22. Представителям какого слоя населения в наибольшей мере подходит, по Платону, функция управления государством?
  23. Перечислите основные философские направления периода эллинизма и назовите характерную черту, общую для всех них.

     

     Тема 1.3 Философия Средневековья и Возрождения: от теоцентризма к антропоцентризму.

 

  1. Назовите характерные черты теоцентризма.
  2. Какова роль неоплатонизма в становлении христианской теологии?
  3. Раскройте смысл афоризма Тертуллиана: «Верую, потому что абсурдно».
  4. Что понимается под «Градом Божьим» в учении Августина?
  5. Что означают термины «креационизм» и «волюнтаризм» применительно к христианскому мировоззрению? Какую роль они играют для принципиального отличия христианского мировоззрения от религиозных систем Востока?
  6. Почему средневековое теологическое направление, противоположное номина­лизму, получило название «реализма»?
  7. Кому из средневековых теологов принадлежит идея гармонии веры и разума?
  8. На какие три основных ветви разделилось христианство в результате церковной реформации? Кто дал толчок данному процессу?
  9. Назовите главные черты ренессансного (возрожденческого) антропоцентризма.
  10. Чем определено название «эпоха Возрождения»? О каком возрождении идет речь? Проследите в процессе перехода к данной эпохе реализацию известного универсального закона диалектики - закона отрицания отрицания.
  11. Раскройте смысл парадоксального утверждения Николая Кузанского о том, что Бог есть всё и ничто.
  12. Кто из мыслителей Возрождения занимался проблемой соотношения материи и формы, выдвинутой еще Аристотелем?
  13. Как вы думаете, кому из мыслителей Ренессанса принадлежит изречение: «Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф»?

 

      Тема 1.4 Проблема метода познания в философии Нового времени. Понятие науки. Становление социальной философии.

 

  1. Назовите основные характерные черты эпохи Нового времени.
  2. Какая общая цель объединяла противоположные философские традиции в эпоху Нового времени (XVII-XVIII вв.) - эмпиризм и рационализм?
  3. Расшифруйте афоризм Фрэнсиса Бэкона: «Общее согласие - самое дурное пред­знаменование в делах разума». Как объяснить смысл данного афоризма с точки зрения специфики миропонимания в эпоху Нового времени?
  4. Что означают понятия «детерминизм», «фатализм», «индетерминизм»? Которые из этих понятий созвучны со следующим афоризмом Декарта: «Стремись всегда побеждать скорее самого себя, чем судьбу, и менять скорее свои желания, чем порядок в мире»?
  5. В чем состоит универсальный смысл формулы Декарта «Мыслю, следовательно, существую»? Какова смысловая связь между данным изречением и проблемой самосознания?
  6. В чем суть и причина механицизма материалистической философии XVII-XVIII вв.?
  7. Назовите наиболее ярких представителей антиматериалистического направления в философии XVIII в. Укажите гносеологические основания их антиматериалистических концепций. \
  8. Кому из философов XVIII в. принадлежит изречение: «Существовать - значит быть воспринимаемым»? Каким термином обозначается данная философская позиция?
  9. Назовите главные характерные черты представлений о роли человека в мире в эпоху Просвещения.
  10. Как вы думаете, сохраняет ли свою поучительную роль в условиях современности следующее этическое высказывание просветителя Джона Локка: «Обучение наукам способствует развитию добродетели в людях с хорошими духовными задатками; в людях, не имеющих таких задатков, оно ведет лишь к тому, что они ста­новятся еще более глупыми и дурными»?
  11. Каков мировоззренческо-психологический смысл следующего высказывания Джона Локка: «Мы все - своего рода хамелеоны, принимающие окраску от вещей, находящихся около нас»?
  12. Кому из философов Нового времени принадлежит, по вашему мнению, следующее высказывание: «Опыт более чем достаточно учит, что язык всего менее находится во власти людей и что они всего менее способны умерять свои страсти»? Аргументируйте свое предположение.
  13. Почему учение Лейбница получило название «монадологии»?
  14. Постарайтесь определить, с каким современным теоретическим положением в области информатики и квантовой механики в принципе созвучно интуитивное вы­сказывание Лейбница о том, что каждая монада несет на себе отпечаток всего вселенского строя.
  15. Каким термином можно обозначить концепцию Вольтера, выраженную им в следующей сентенции: «Случайности не существует, все на этом свете либо испыта­ние, либо наказание, либо награда, либо предвестие»?
  16. Дайте интерпретацию следующего образного высказывания Дидро под углом зрения просвещенческой проблемы перспектив овладения человеком природой: «Природа напоминает женщину, любящую переодеваться, - ее разнообразные на­ряды, от которых ускользает то одна часть тела, то другая, дают надежду настойчивым поклонникам некогда узнать ее всю».

 

Тема 1.5 Немецкая классическая философия.

  1. Перечислите основные характерные черты немецкой классики XVIII-XIX вв.
  2. В чем суть переворота, совершенного Кантом в теории познания?
  3. В чем состоит теоретический смысл кантовского понятия «вещь-в-себе»?
  4. Как вы полагаете, можно ли безоговорочно считать Иммануила Канта представителем агностицизма? Аргументируйте свой ответ.
  5. Каково соотношение теоретического и практического разума в концепции Канта?
  6. Приведите систему вопросительных предложений Канта, ответы на которые при­званы дать в совокупности философия, этика, религия и антропология.
  7. Что означает термин «не-Я» в философии Фихте?
  8. Чье учение представляет собой систему объективного идеализма - Фихте или Шеллинга? Объясните, почему такого рода идеализм называется объективным.
  9. Что означает тождество диалектики, логики и теории познания в философии Гегеля?
  10. В чем у Гегеля выразилось неразрешимое противоречие между диалектическим методом и системой философских выводов?
  11. В чем Маркс усматривал суть и ограниченность антропологического материализма Фейербаха?
  12. Что означает в учениях Фейербаха и Маркса понятие «родовая сущность человека»? Какие пути были намечены Фейербахом и Марксом для преодоления соци­ального отчуждения? Различие этих путей?

 

Тема 1.6 Постклассическая философия XIX в.

1. Назовите основные характерные черты «философии жизни». Почему у данного направления такое специфическое название?

2. Раскройте содержание понятия «иррациональное».

3. В силу каких причин в середине XIX в. начался антропологический поворот в философии?

4. В чем отличие постклассического идеала рациональности от классического?

5. Раскройте содержание понятий «отчуждение» и «коммунизм» К.Маркса.

6. Раскройте содержание понятия «общественно-экономическая формация».

7. В чем смысл материалистического понимания истории (Маркс)?

8. В чем отличия учения о воли Шопенгауэра и Ницше?

9. В чем смысл учения и сверхчеловеке Ф. Ницше?

10. Что означает понятие экзистенции в философии экзистенциализма?

11. Перечислите основные черты позитивизма.

12. Дать характеристику типам мировосприятия С. Кьеркегора.

 

       Тема 1.7 Проблемное поле философии XX в.

  1. Назовите основные принципы логического позитивизма.
  2. Назовите основные принципы постпозитивизма.
  3. Раскройте содержание понятий «верификация» и «фальсификация».
  4. Почему философское направление, основанное Эдмундом Гуссерлем, называется феноменологией?
  5. В чем суть феноменологической редукции?
  6. Раскройте содержание понятия «интерсубъективность».
  7. Раскройте содержание понятия «Жизненный мир».
  8. Какого философа можно считать основателем философской герменевтики? Почему данное направление называется герменевтикой?
  9. Раскройте содержание понятия «герменевтический круг». В чем специфика философского понимания?
  10.  В чем отличие религиозного направления экзистенциализма от так называемого атеистического?
  11.  Какие типы бунта выделяет А. Камю? Какова связь бунта с экзистенцией?
  12.  Почему Сартр рассматривает экзистенциализм как гуманизм? Приведите соответствующие аргументы.
  13.  Какова связь бытия и времени (М. Хайдеггер).
  14.  Как Хайдеггер понимает человека.

 

Тема 1.8 Русская философия: генезис и особенности.

  1. В чем особенности русской философии?
  2. Когда возникает русская философия? Дайте характеристику основных подходов.
  3. Что конкретно означает диалектика всеединства в русской философии? Перечис­лите структурные компоненты этого единства.
  4. Можно ли безоговорочно считать Чаадаева патриотом России? Дайте обоснование вашего ответа.
  5. В чем суть полемики славянофилов и западников? Чьи аргументы вам кажутся наиболее убедительными и почему?
  6. Назовите основные характерные черты русского космизма.
  7. Назовите представителей научной ветви русского космизма.
  8. Что понимается под «ноосферой» в философских суждениях академика Вернадского?
  9. Как в философских взглядах Николая Бердяева совмещаются между собой соборность и индивидуальная свобода личности?
  10.  В чем специфика русского марксизма?
  11.  В чем суть ленинского понимания причин кризиса научно-материалистического мировоззрения на рубеже XIX и XX вв.? Дайте ленинское определение материи.
  12.  В чем специфика советского периода развития отечественной философии?
  13.  Современная отечественная философия: тенденции и перспективы.

 



2019-08-13 255 Обсуждений (0)
Раздел 1 Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 1 Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)