Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законодательная база банкротства



2019-10-11 169 Обсуждений (0)
Законодательная база банкротства 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 8: Аналитическая диагностика вероятности банкротства организации 2/2

1. Законодательная база банкротства.

2. Методические подходы к финансовому анализу неплатежеспособных организаций.

3. Зарубежные методики диагностики вероятности банкротства.

 

Законодательная база банкротства

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в процедурах банкротства, является закон РБ от 13 июля 2012 г. № 415-з «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). Закон определяет банкротство как – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением экономического суда о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица, прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя.  Законом определены основные понятия и процедуры банкротства:

неплатежеспособность – неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по платежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений;

экономическая несостоятельность – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением экономического суда об экономической несостоятельности с санацией должника (далее – решение о санации);

защитный период – процедура экономической несостоятельности (банкротства), применяемая к должнику с момента принятия экономическим судом заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) в целях завершения досудебного оздоровления, а также проверки наличия оснований для открытия конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника;

конкурсное производство – процедура экономической несостоятельности (банкротства), осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процедуре санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения – в процедуре ликвидационного производства должника.

Должник вправе подать в экономический суд заявление о своей экономической несостоятельности (банкротстве) при наличии одного из следующих оснований:

1) неплатежеспособность должника приобретает устойчивый характер;

2) неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер.

Должник обязан подать заявление в экономический суд при наличии одного из следующих оснований:

1) удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника – юридического лица;

2) органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника – юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в экономический суд заявления должника;

3) собственником имущества должника – унитарного предприятия или органом, им уполномоченным, принято решение о подаче в экономический суд заявления должника.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 сентября 2013 № 785 утвержден Комплекс мероприятий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и проведению процедур экономической несостоятельности (банкротства) государственных организаций, градообразующих организаций, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы.  Приказом Министерства экономики от 6 апреля 2016 года № 43 утверждены Методические рекомендации по осуществлению мероприятий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и проведению процедур экономической несостоятельности (банкротства) вышеуказанных субъектов.

В производстве экономических судов Беларуси по состоянию на 1 октября 2016 г. находилось 3093 дела, из которых количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве) организаций частной формы собственности составило 3004 дела (97 % от общего количества дел данной категории). В подавляющем большинстве в отношении должников частной формы собственности открыты ликвидационные производства.

В Верховном Суде Республики Беларусь ведется ежемесячный мониторинг дел об экономической несостоятельности (банкротстве) должников, имеющих значение для экономики и социальной сферы страны. В 2016-2018 гг. количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве) в отношении указанных должников, по которым вынесено решение об открытии ликвидационного производства превышало количество дел, по которым вынесено решение о санации.

Решение о санации принимается экономическим судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе в случаях, установленных Законом.

 

 2. Методические  подходы к финансовому анализу неплатежеспособных организаций.

В соответствии со статьей 43 Закона о банкротстве анализ финансового состояния и платежеспособности должника проводится:

1) в процедуре защитного периода – в целях определения наличия оснований для открытия конкурсного производства, а также достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения (заработной платы) управляющему;

2) в процедуре конкурсного производства – в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, мер по восстановлению платежеспособности должника, если имеется возможность ее восстановления, а также подготовки плана санации должника или плана ликвидации должника – юридического лица либо плана прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя;

Анализ хозяйственной (экономической) деятельности, анализ финансового состояния и платежеспособности должника также обязан проводить Управляющий с момента его назначения (статья 77 Закона о банкротстве). При необходимости экономический суд по предложению управляющего вправе назначить экспертизу финансового состояния и платежеспособности должника.

Внешним признаком экономической несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей и неспособность удовлетворить требования кредиторов в установленные договорами сроки их исполнения, а экономическим признаком несостоятельности предприятия является неудовлетворительная структура баланса.

Порядок проведения анализа финансового состояния и платежеспособности должника установлен совместным нормативным правовым актом Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь (органа государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве)) - постановлением от 27.12.2011 № 140/206 (в ред. от 22.02.2016) «Об утверждении  Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования (далее — Инструкция № 140/206). 

Основной целью финансового анализа при банкротстве является определение платежеспособности или неплатежеспособности субъекта хозяйствования и выявление причин неплатежеспособности. Анализ можно разделить на 2 этапа:

1 этап предусматривает установление платежеспособности или  неплатежеспособности субъекта хозяйствования на основе расчета  значений трех коэффициентов: коэффициентов текущей ликвидности (К1), обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) и обеспеченности обязательств активами (К3), которые затем сравниваются с нормативными величинами. Нормативные значения коэффициентов, дифференцированные по видам экономической деятельности, утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 г. № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» (далее – Постановление № 1672).

Согласно п. 3 Постановления № 1672 критерием признания субъекта хозяйствования неплатежеспособным является наличие одновременно коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения менее нормативных, а также коэффициента обеспеченности обязательств активами, значение которого менее или равно 1, для лизинговых организаций – менее или равно 1,2.

Неплатежеспособность приобретает устойчивый характер, если одновременно коэффициенты К1 и  К2 на конец отчетного периода, имеют значения менее нормативных (в зависимости от основного вида экономической деятельности) в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последней бухгалтерской отчетности, и коэффициент К3 имеет значение менее нормативного (1,0) или равное ему.

Неплатежеспособность имеет устойчивый характер при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1) одновременно коэффициенты К1 и К2 на конец отчетного периода (в зависимости от основного вида экономической деятельности), имеют значения менее нормативных в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последней бухгалтерской отчетности, и коэффициент К3 на дату составления последней бухгалтерской отчетности имеет значение более нормативного (1,0);

2) значение коэффициента обеспеченности обязательств активами  на дату составления последней бухгалтерской отчетности составляет  более 1, а для лизинговых организаций – более 1,2.

2 этап предусматривает проведение детального анализа бухгалтерской отчетности субъекта хозяйствования, целью которого является выявление причин неплатежеспособности. В Инструкции № 140/206 (глава 3) даны рекомендации по его содержанию, в соответствии с которыми анализ проводится по следующим направлениям.

1. Анализ имущественного положения субъекта хозяйствования. Он предусматривает анализ величины и структуры активов и источников их формирования. Согласно Инструкции № 140/206 необходимо провести анализ динамики итога бухгалтерского  баланса, в ходе которого сопоставляются данные на начало и конец отчетного периода. В случае его уменьшения в абсолютном выражении проводится анализ причин сокращения хозяйственного оборота. При его увеличении оценивается влияние переоценки активов, когда изменение их стоимости не связано с осуществлением хозяйственной деятельности.

Также необходимо проанализировать структуру бухгалтерского баланса, для чего определяется удельный вес его отдельных статей и разделов на начало и конец отчетного периода в общем итоге.

При анализе долгосрочных и краткосрочных активов субъекта хозяйствования учитываются их изменение, движение денежных средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, влияние на них изменения курса белорусского рубля по отношению к иностранной валюте на основании данных отчета о движении денежных средств.

При изменении активов субъекта хозяйствования анализируются их структура и ликвидность, динамика и причины их изменения. Для определения части краткосрочных обязательств, которая может быть погашена немедленно, используется коэффициент абсолютной ликвидности. Его значение должно быть не менее 0,2. Кроме перечисленных в Инструкции № 140/206 показателей, целесообразно рассчитать и проанализировать:

- коэффициент срочной (быстрой) ликвидности, который показывает обеспеченность организации относительно высоколиквидными оборотными средствами для своевременного погашения срочных обязательств (его рекомендуемое значение 0,7 – 1,0);

- величину собственных оборотных средств, характеризующую ту часть собственного капитала организации, которая является источником покрытия краткосрочных активов (она должна быть больше 0).

При анализе основных средств учитывается изменение их стоимости и удельного веса вследствие воздействия внешних факторов (порядка учета, переоценки, инфляции), движения (выбытия, ввода в эксплуатацию).

Оценка экономического потенциала и имущественного положения субъекта хозяйствования осуществляется с помощью анализа не только структуры основных средств (первоначальная и остаточная стоимость зданий, сооружений, передаточных устройств, машин и оборудования, транспортных и других основных средств, удельный вес каждой из этих групп в общей стоимости основных средств), но и дополнительных показателей:

1) доля активной части основных средств, которая характеризует способность субъекта хозяйствования вести основную деятельность, степень гибкости, мобильность основных средств;

2) коэффициент износа основных средств, который характеризует состояние основных средств, представляя долю перенесенной на затраты (амортизированной) стоимости в восстановительной стоимости основных средств;

3) коэффициент обновления основных средств, который показывает, какую часть имеющихся на конец отчетного периода основных средств составляют введенные в эксплуатацию в течение этого периода основные средства;

4) коэффициент выбытия основных средств, отражающий то, какая часть основных средств, с которыми субъект хозяйствования начал деятельность в начале отчетного периода, выбыла в течение этого периода.

В ходе анализа долгосрочных активов рассматриваются также тенденции изменения вложений в долгосрочные активы, в т. ч. незавершенные капитальные вложения и оборудование к установке. Поскольку эти активы не участвуют в основной деятельности, увеличение их доли негативно влияет на ее результативность. В то же время наличие этих вложений может указывать на инвестиционную направленность деятельности субъекта хозяйствования.

Далее анализируются тенденции изменения различных элементов краткосрочных активов (рост или снижение удельного веса запасов и затрат, дебиторской задолженности и т.п.), используя не только данные баланса (формы 1), но и данные формы 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов».

2. Анализ причин финансовой неустойчивости субъекта хозяйствования, приведших к его неплатежеспособности. Анализ предусматривает исследование структуры собственного капитала и обязательств, а также динамики их изменения в целом и отдельных элементов. Для этого определяют долю собственных и заемных средств (а также отдельных их элементов) в источниках финансирования хозяйственной деятельности. Увеличение доли собственных средств способствует росту финансовой устойчивости. Наличие нераспределенной прибыли рассматривается как источник пополнения оборотных средств и снижения краткосрочной кредиторской задолженности.

При исследовании краткосрочных обязательств проводится анализ структуры и тенденций изменения краткосрочных кредитов и займов, кредиторской задолженности (в т. ч. перед контрагентами, по расчетам с персоналом, налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению, лизинговым платежам, прочих краткосрочных обязательств). Составляется перечень кредиторов субъекта хозяйствования с указанием их полного наименования, места нахождения, сроков и сумм платежей и удельного веса задолженности по каждому кредитору в общей задолженности субъекта хозяйствования. Увеличение доли заемных средств в источниках финансирования активов является признаком усиления финансовой неустойчивости и повышения степени финансовых рисков.

Для оценки структуры источников финансирования применяются показатели финансовой устойчивости:

1) коэффициент капитализации – отношение обязательств субъекта хозяйствования к собственному капиталу. Его значение должно быть не более 1,0;

2) коэффициент финансовой независимости (автономии) –  отношение собственного капитала к итогу бухгалтерского баланса. Его значение должно быть не менее 0,4–0,6.

 

3. А нализ финансовых результатов деятельности, структуры и направлений использования полученной прибыли. Для этого  используются данные отчета о прибылях и убытках и отчета об изменении капитала. При получении субъектом хозяйствования прибыли проводится анализ ее формирования, распределения и использования, выявляются резервы ее роста. Для оценки результатов деятельности субъекта хозяйствования рассчитываются показатели рентабельности (продукции, продаж, активов, собственного капитала).

4. А нализ деловой активности  проводится для оценки эффективности использования средств. Согласно Инструкции № 140/206 анализ заключается в исследовании динамики показателей оборачиваемости:

1) коэффициент общей оборачиваемости капитала, который рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней стоимости активов;

2) коэффициент оборачиваемости оборотных средств (краткосрочных активов), который рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней стоимости краткосрочных активов.

Чем выше скорость оборота, тем более эффективно используются средства субъекта хозяйствования, поэтому желателен рост значений этих показателей в динамике.

Оценка динамичности развития производится путем расчета и сравнения темпов роста выручки, прибыли и авансированного капитала, анализа изменения других показателей финансово-хозяйственной деятельности и ее эффективности. Одним из обобщающих показателей деловой активности является коэффициент устой чивости экономического роста, который показывает, какими в среднем темпами может развиваться субъект хозяйствования в дальнейшем, не меняя сложившееся соотношение между различными источниками финансирования и распределение прибыли (рассчитывается как отношение чистой прибыли за вычетом выплаченных дивидендов к собственному капиталу).

Таким образом, основной сферой финансового анализа при банкротстве является финансовое состояние субъекта хозяйствования, однако необходимо также изучить его имущественное положение и деловую активность. От объективности и качества оценки действительного финансового и экономического положения должника зависят своевременность принятия защитных мер, возможность восстановления платежеспособности субъекта хозяйствования, выявление виновных в банкротстве лиц и привлечение их к ответственности.

Министерство экономики (Департамент по санации и банкротству) постоянно проводит оценку финансового состояния и платежеспособности государственных организаций, выявляет неплатежеспособные государственные организации.

Оценка финансового состояния и платежеспособности включает в себя:

- ежеквартальную обработку данных форм статистической отчетности (4-ф (средства) «Отчет о составе средств», 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах» и 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов»), представляемых Белстатом;

- расчет коэффициентов платежеспособности в соответствии с Инструкцией № 140/206 и  оценку платежеспособности государственных организаций на основании полученных значений коэффициентов платежеспособности в соответствии с Постановлением № 1672.




2019-10-11 169 Обсуждений (0)
Законодательная база банкротства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законодательная база банкротства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)