Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая культура самоорганизации



2019-10-11 253 Обсуждений (0)
Психологическая культура самоорганизации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В жизни мы часто сталкиваемся с необходимостью регулировать свои мысли и чувства, управлять своим поведением. Самоуправление часто сообразуется с умением соотносить собственные действия со значимым эталоном. В качестве последнего обычно выступают общепринятые нормы. Правила, принятые в человеческом общежитии, один из важнейших источников самоорганизации. Между тем современная ситуация очень часто характеризуется нормативным конфликтом, то есть таким положением, когда обстоятельства предъявляют к индивиду противоречивые, а иногда и взаимоисключающие требования. Назовем такого рода ситуации «неопределенными». Именно в них не годятся привычные решения и возникает необходимость в новых формах самоорганизации. От человека требует умение анализировать обстоятельства, определять свое отношение к ним, строить программу поведения в нетипичных условиях. Все это, вместе взятое, можно рассматривать как психологическую культуру самоорганизации.

Понимание и переживание жизненной ситуации, ее анализ, самоопределение индивида по отношению к его результатам, выработка соответствующей им стратегии поведения возможны только как внутренняя активность сознания, как самоуглубление, когда предметом сознания выступают не окружающие обстоятельства^ а оно само. Мы как бы раздваиваемся, занимаем по отношению к содержанию и процессу собственного восприятия внешнюю позицию. Такой тип активности внутреннего мира человека в психологии принято называть рефлексией. Рефлексия становится механизмом самоорганизации, а значит, и ядром психологической культуры.

Рефлексивное умение — довольно позднее новообразование человеческой жизни. Маленькие дети, как правило, не умеют становиться в отношение к самим себе. Швейцарский психолог Жан Пиаже поставил на эту тему довольно интересный опыт.

 

Пиаже спрашивал пятилетнего Люсьена:

· Есть у тебя брат?

· Артур.

· А у него есть брат?

· Нет.

· А сколько у вас братьев в семье?

· Двое.

· А у тебя сколько братьев?

· Один.

· А твой брат имеет братьев?

· Совсем не имеет.

· Ты же его брат. -Да.

· Тогда у него есть брат?

· Нет.

 

Язык как основа культуры

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву.

В теориях культуры всегда важное место отводилось языку. Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.

Язык — явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов кивков, манеры улыбаться и хмуриться, — язык служит основным средством передачи культуры.

Каждая локальная культура формируется в специфических исторических и природных условиях, создает свою картину мира, свой образ человека и свой язык общения. Каждая культура имеет свою языковую систему, с помощью которой ее носители общаются друг с другом, однако не только в этом заключается назначение и роль языка в культуре. Вне языка культура просто невозможна, поскольку язык образует ее фундамент, ее внутренний базис. Посредством языка люди передают и фиксируют символы, нормы, обычаи, передают информацию, научные знания и модели поведения, верования, идеи, чувства, ценности, установки. Так происходит социализация, которая выражается в усвоении культурных норм и освоении социальных ролей, без которых человек не может жить в обществе. Благодаря языку в обществе достигаются согласованность, гармония и стабильность.

В культурологической литературе значение языка чаше всего оценивается как:

· зеркало культуры, в котором отражается не только реальный, окружающий человека мир, но и менталитет народа, его национальный характер, традиции, обычаи, мораль, система норм и ценностей, картина мира;

· кладовая, копилка культуры, так как все знания, умения, материальные и духовные ценности, накопленные народом, хранятся в его языковой системе — фольклоре, книгах, в устной и письменной речи;

· носитель культуры, поскольку именно с помощью языка она передастся из поколения в поколение. Дети в процессе и культурации, овладевая родным языком, вместе с ним осваивают обобщенный опыт предшествующих поколений;

· инструмент культуры, формирующий личность человека, который именно через язык воспринимает менталитет, традиции и обычаи своего народа, а также специфический культурный образ мира.

Кроме того, язык:

· облегчает адаптацию человека в условиях окружающей среды;

· помогает правильно оценить объекты, явления и их соотношение, способствует идентификации объектов окружающего мира, их классификации и упорядочению сведений о нем;

· способствует организации и координации человеческой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что язык является многогранным и уникальным феноменом культуры. Язык и культура оказываются соотносительными и неразрывно связанными. Более того, язык и культура находятся в отношениях двунаправленных векторов, язык не может существовать вне культуры, а культура без языка. Неоднозначность понимания отношений языка и культуры свидетельствует о сложности данной проблемы, что подтверждает ее актуальность на протяжении нескольких сотен лет. Изучение взаимоотношений языка и культуры в науке осуществляется в рамках различных подходов и теорий. Они показали, что язык воплощает своеобразие народа, национальное видение мира, является базисом его культуры.

               



2019-10-11 253 Обсуждений (0)
Психологическая культура самоорганизации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая культура самоорганизации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)