Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая культура



2019-10-11 177 Обсуждений (0)
Психологическая культура 0.00 из 5.00 0 оценок




Культура интеллектуального труда.

 

ПЛАН

1. Культура мышления, культура письма, культура речи

2. Культура научного труда, психологическая культура, «интернетная» культура.

3. язык как основа культуры, культура массовых коммуникаций.

Культура мышления
Культура мышления – это одна из главных составляющих общей культуры человека. Культуру мышления нельзя отнести к врождённым качествам. Она не даётся человеку в готовом виде при рождении, а лишь начинает постепенно формироваться и развиваться в результате приобретения знаний и освоения окружающей действительности. По своей натуре культура мышления напоминает зеркало, в котором отражается уровень развития способности человека или каких-то мыслительных форм собственного существования.

На сегодняшний день, как и в другие времена, человек использует целый ряд эффективных способов повышения собственной культуры мышления, один из которых – это получение умственного опыта при чтении разного рода литературы. К недостаткам этого способа можно отнести только то, что чтение в первую очередь несёт бессистемный характер, а во-вторых, нет осознанного усвоения законов, правил, форм, которые несут познавательную деятельность и являются непосредственным содержанием культуры мышления. Различаются люди с высокой и низкой культурой мышления. Для того чтобы описать значение культуры мышления можно провести параллель между культурой мышления и этическими нормами принятыми в обществе. Самым важным разделом в области анализа и построения мировоззрения, является культура мышления, то есть изучение тех законов и методов, при помощи которых функционирует человеческий разум. Только при соблюдении вполне определенных законов здравого смысла и правил мышления, можно достичь позитивного результата при попытке разобраться во всем многообразии религиозных и иных мировоззрений.

Каждый видит мир по-разному, поскольку каждый человек особенный. И для каждогохарактерна своя дорога мышления, которая зависит от среды обитания, вида деятельности некоего персонажа. То - бишь мышление зависит от культуры человека. Культура мышления - качество мышления, обеспечивающее определенную эффективность мыслительной работы в тех или иных ситуациях. Человек имеет свое понятие добра и зла, этики, эстетики.

Далее мы размещаем некоторые выдержки из курса культуры мышления, посвященные законом логики и некоторым методологическим приемам, используемым нами при сравнительном религиоведении и анализе мировоззренческих идей.

Логика как теория мышления

Аристотель создал логику — науку о мышлении, в рамках которой он рассмотрел такие составные части мышления как понятие, суждение и умозаключение.

Необходимо подчеркнуть, что владение в совершенстве законами и требованиями логики напоминает фундамент, без которого невозможно начать строить культуру мышления.

Само собой возникает вопрос: неужели так необходимо изучать все эти правила, теории, чтобы правильно мыслить? Ведь можно рассуждать логично, и при этом не изучать никаких правил, теорем логики, это как люди зачастую привыкли излагать свои мысли, не изучая его грамматики. Как однажды иронично заметил великий немецкий философ Гегель: “Переваривать пищу можно и без знания основ физиологии”.

Действительно, ведь по большой части люди следуют логическим законам, как говорится на “автопилоте”, не осознавая и даже не замечая их существование. Получается так, что естественная логика человека применяется постоянно автоматически, что вызывает у них иллюзии того, что развитие мышления не нуждается в анализе и контроле, как например, дыхание и пищеварение. Но если конкретная задача физиологии – это “научить человека, как правильно дышать, кушать, как правильно отдыхать и работать для того, чтобы прожить подольше”, то задача логики заключается в правильном мышлении, которое научит нас не совершать собственных логических ошибок и предоставить их, как пищу для рассуждения другим людям. Что бы получить желаемый результат при пользовании любым инструментом, нужно соблюдать правила, при которых данный инструмент работает. Законы логики, а так же некоторые правила спора и аргументации, являются теми условиями полноценной работы разума, необходимыми для получения желаемых результатов, диалога, общения, дискурса. Мышление, если уж оно существует, происходит по законам логики. Это не говорит о том, что законы логики являются отражением «объективности», истинности познания и мышления. Мы этого не знаем. Они являются просто определением разума – мышление это переходы мысли и познания вот по этим законам. Именно такое мышление называется разумом. Несоблюдение правил логики не будет называться мышлением.

Мышление

Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Мышление противопоставляют «низшим» способам освоения мира в форме ощущения или восприятия, которые свойственны в том числе и животным. Многие философы называли мышление сущностным свойством человека. Это свойство мышления осуществляется посредством таких умозаключений как аналогия и дедукция. Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества, также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира.

Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин — логики, гносеологии, диалектики.

Уже в античной науке с мышлением была связана установка на выявление не явлений, а сущности, не видимого (данного в чувственном восприятии), а того, что существует на самом деле, — отмечает доктор философских наук, профессор. Результатом такого мышления может быть как истина, так и мнение. Процесс мышления Платоном понимается как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. И само мышление, которое он считал главным, когнитивным процессом, по сути является мышлением репродуктивным, а не творческим, хотя он и оперирует понятием интуиция, ведущим для творческого мышления.

Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, то есть она всегда знает о том, что происходит внутри неё.

В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; именно к мышлению относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

Анализ — разделение предмета явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.

Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.

Анализ и синтез являются основными операциями мышления, на основе которых выстраиваются иные типологические единицы.

Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.

Классификация — группировка предметов по признакам.

Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.

Конкретизация — выделение частного из общего.

Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Великий гуманист Лев Николаевич Толстой стремился постичь начала подлинно человеческого бытия. И он, как и многие другие гении прошлого, убеждался в одном: «Все дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования — работать над мыслями». Умение «работать над мыслями» — признак развитой логической культуры человека.

В нынешних условиях особо возрастает роль культуры мышления и социального действия. Это связано с расширением применения демократического принципа плюрализма мнений, верований, идеалов, политических воззрений с необходимостью вести диалог и переговоры, приходить к согласию, участвовать в коллективных действиях, стремиться к общим целям, добиваться взаимной выгоды. Из глубины веков дошло до нас мудрое предостережение: «Бойся мысли — она начало поступка». Суть здесь в том, что односторонние суждения и поспешные действия ведут к дорогостоящим ошибкам, напрасным тратам сил. К тому же у людей не редкость, когда у них не совпадают мысль, слово и дело. Часто бывает, что поведение человека не согласуется с провозглашаемыми им истинами. В этом случае мы опять-таки сталкиваемся с проявлением малокультурное, ведь от других людей мы ожидаем прежде всего умения правильно судить о вещах и ситуациях, верно (без обмана) излагать свое мнение, «держать слово».

Логика

Напомним, что древние греки называли «логосом» разум, слово, рассуждение. Произведенный от него термин «логика» стал означать науку о том, как при помощи мышления достигается истина. К истине ведут не любые рассуждения, а лишь те, которые осуществляются правильно, т. е. по законам самого мышления. Уже Аристотель ( IV в. до н. э.) исследовал такие формы мышления, как понятие, суждение, умозаключение, индукция (ход мысли от частного к общему). Дедукция (умозаключение от общего к частному), силлогизм (способ дедукции) и др.

Современная логика включает как учение о структурах мысли традиционной («формальной») логики, так и теорию выводного знания с применением математических методов и специального аппарата символов; особые разделы логики ныне образуют логика норм, логика оценок, логика решений, логика предпочтений и др.

Вместе с тем ядро логической культуры составляют несколько основных положений. Ими выражены правила (законы), которым должно подчиняться мышление, чтобы оно могло привести к истине.

В правильном рассуждении наши мысли внутренне связаны, вытекают одна из другой. Можно, например, суждение «в комнате стало теплее» подтвердить иным: «ртуть термометра расширилась» или же указать на причину — «включили отопление», «затопили печку». «Мы все должны мыслить на достаточном основании» — таково содержание закона логики, именуемого законом достаточного основания.

Таким образом, определенность мысли, ее непротиворечивость ,последовательность в суждениях и обоснованность утверждений — вот главные требования, предъявляемые логикой к человеческому мышлению во всех ситуациях социального взаимодействия, о чем нужно помнить всегда, а особенно во время дискуссии и спора.

Диалог

Видимо, вы уже поняли, что жить достойно для человека — значит общаться с другими людьми, согласовав их суждения с собственными мыслями. Из этого следует необходимость учиться культуре диалога.

Но что такое диалог? Диалог (беседа, спор, переговоры, дискуссия) — это разговор между двумя или несколькими лицами с использованием возражений, вопросов и ответов. Именно так любил вести беседы знаменитый Сократ.

В науке, в политике, используется такой вид диалога, как дискуссия. Но чаще всего мы соприкасаемся с диалогом в форме спора. Человеку свойственно спорить. Даже придумана поговорка: «В споре рождается истина». Хотя следовало бы уточнить, что это происходит не при всяком споре. А лишь тогда, когда соблюдается культура мысли. Спор — занятие непростое. Всякое нарушение правил логики влечет за собой ошибки в рассуждении независимо от того, сознает ли это участник спора или нет.
Теперь предположим, что вы рассуждаете в соответствии с правилами логики, умеете вести диалог с людьми, избегаете софистических уловок. Достаточно ли всего этого, чтобы считать себя человеком развитой культуры мышления? Не правда ли, подобная «обдуманность» далеко не исчерпывается навыками правильного логического мышления? Ведь человек — не бесстрастный компьютер, не рассудочная логическая машина. Все мы — живые личности. Каждый из нас в собственных действиях, а тем более участвуя в социальных акциях и общественных делах, опирается на приобретенный опыт жизни, личные и общечеловеческие потребности.

Немецкий философ Гегель был убежден, что мир вещей, в котором живут и действуют люди,— это мир сложных процессов и постоянного изменения взаимосвязанных и внутренне противоречивых предметов, а не простая совокупность изолированных и тождественных самим себе объектов. Соответственно, требуется понимать и мышление человека. В тождестве обнаруживаются различия, понятия уточняются, изменяются и развиваются. Значит, отмечает Гегель, при всей значимости законов традиционной логики она все же не полностью пригодна для истинного познания действительности .

Мыслить логически и в то же время диалектически — значит усвоить и сознательно стремиться использовать в раздумьях и делах ряд важных советов. Некоторые из них изложены Л. Н. Толстым. В более общем виде они высказывались многими философами-диалектиками. Таким образом, мыслить, рассуждать, вести диалог и действовать диалектически означает: рассматривать при исследовании, обсуждении и в делах предмет объективно, как он есть сам по себе, во всем многообразии его свойств, как целостную систему;

Выводы: 1. Быть человеком культурным — значит мыслить правильно, в согласии с требованиями логики. 2. Логику мысли желательно сочетать с диалектическим видением действительности. 3. В людском общении изъяны в культуре проявляются в виде рассогласованности мысли, слова и действия; в неумении вести диалог, в употреблении софистических уловок, в скудности речи.

Словарь:

Аргумент — суждение, приводимое в подтверждение тезиса; логический довод, служащий основанием доказательства.

Дедукция — умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам.

Диалектика — философская теория о единстве мира и его развитии.

Диалектическая логика — философское рассмотрение предметов в их взаимосвязи и развитии.

Диалог — разговор между двумя или несколькими людьми.

Индукция — умозаключение от частных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

Логика — наука о законах, формах и средствах правильного мышления; умение правильно мыслить.

Логическая культура — способность и умение человека правильно мыслить, вести диалог.

Полемика — острый спор, дискуссия, столкновение мнений по какому-либо вопросу.

Понятие — мысль, выражающая существенные признаки предмета.

Оппонент — противник в споре.

Силлогизм — дедуктивное умозаключение.

Софизм — логическая уловка, умышленно ошибочное рассуждение, которое выдается за истинное.

Спор — столкновение различных мнений, при котором каждый участник стремится к победе своей точки зрения.

Суждение — высказывание, выражающее мысль, которая является либо истинной, либо ложной.

Тезис — утверждение в споре, которое защищается или опровергается.

Термин — слово, выражающее понятие.

Тождество — равенство предмета, явления с самим собой; сохранение им одних и тех же устойчивых черт.

Традиционная (формальная) логика — наука о законах выводного знания, полученного путем умозаключения.

Умозаключение — мысленный вывод из нескольких суждений.

Язык — способ существования мысли, важнейшее средство человеческого общения.

 

Культура письма.

Письмо является расширением человеческого языка во времени и в пространстве. В lV веке до н.э. сложность торговых отношений и административного управления переросли возможности человеческой памяти, и письмо стало более надёжным способом учёта и представления взаимодействий на постоянной основе.

В Древнем Египте письмо развивалось через календари и политическую необходимость записи общественных и природных событий.

Способы записи информации разделяются на 4 категории:
-Лорографические.
-Слоговые.
- Буквенные.
- Характеристические.

Есть ещё одна 5 категория это Идеографическое письмо. (Символы идей).,

6 категория это -Пиктографическое письмо.

Лорограмма представляет собой запись знаков, отображающих отдельные слова или морфемы.

Или ещё данное письмо называют алфавитным.

Основной лорографической системой пользуются в настоящее время являются китайские иероглифы, использующиеся с некоторыми изменениями в различных языках Китая и Японии.

Слоговое письмо представляет собой набор письменных знаков , которые представляет собой слоги. Знак в слоговом письме обычно отображает более сложные слоги.

Лучше всего подходит для Японии. Язык Ван в Либерии . Эфиопское письмо.

Материалы и средства для письма.

Ещё на заре просвещения в XVIII веке в России выходит " Письмовик" Николая Курганова - нормативный и общеобразовательный учебник по русскому языку и правилам составления и написания писем.

Правилом хорошего тона было умение писать послание членам семьи, её друзьям, знатным особам и даже его величеству.

Её основная идея до сих пор жива. Обеспечивая общественную потребность, письмовики или их ближайшие аналоги должны чаще обновляться и руководить твёрдым намерением корреспондента , написать письмо адекватно его причине и адресату.

Поступательное письмо - это калейдоскоп культурных средств в распоряжении.

Письмо- это рукописное текстовое сообщение на бумаге или на др. носителе ( лист, пергамент ).

В настоящее время под письмом понимают такое сообщение , созданное или переданное электронным способом . Письмо - это текст на бумаге или других материалах использующиеся при переписке между 2 -мя и более адресатами.

Интересные факты:

Самым большим письмом в мире является пергамент длиной 10 метров и шириной 7 метров.

Отправленный персидским шахом турецкому султану Сулейману Великолепному в XVI веке это послание хранится в этнографическом музее Анкары.

За историю письменности письма писались в самых разнообразных носителях . В музее Краснодарского края - хранится письмо , написанное на листе магнолии и датированное нуу

Уэлс утверждал ,что письмо может " зафиксировать соглашение, законы, заповеди в виде документов" . Оно обеспечивает рост государства до размеров , превышающие старые города- государства

Психологическая культура

Когда мы говорим о ком-то, что он культурный человек, то, как само собой разумеющееся, имеем в виду и его психологическую культуру. Она, как и правовая, политическая, экономическая культура человека, является одним из важнейших и необходимых элементов общей культуры. Нужно ли объяснять, насколько важна психологическая культура для нынешних поколений? Складывающаяся теперь информационно-компьютерная цивилизация нуждается в людях с особым типом психики, которая бы отвечала потребностям современной жизни. Человек сегодня постоянно оказывается в ситуациях, когда ему крайне желательно проявлять инициативу и предприимчивость, умение соотносить свои намерения и цели со стремлениями других людей. Здесь нужны способности понимать не только собственный, но и чужой личностный мир психологических переживаний.

В самом общем виде психологическая культура касается сферы душевной жизни человека: его мыслей, чувств, состояний, межличностного взаимодействия, словом, всего того, что принято называть психологической реальностью.

Именно умение выделять в целостных явлениях окружающего мира их психологическую составляющую или, по крайней мере, отдавать себе отчет в ее присутствии, следует считать важнейшим моментом психологической культуры человека. Назовем это умение знанием. Знание в нашем случае есть не просто набор слов по поводу психологических явлений, а будет всегда выступать как определенное видение ситуации и выражение этого видения в соответствующих словах. Психологически культурный человек не тот, кто прочел много книжек по психологии и щеголяет россыпью малопонятных для других слов, а тот, для кого неочевидная, как правило, психологическая реальность столь же значима (а иногда и более) и понятна, как и наличие материальных предметов.

В то же время можно вообразить себе человека, знающего о психологической реальности, но неспособного использовать это знание в своей деятельности. Агрессия, несдержанность, несобранность нередко свойственны даже весьма образованным людям. Легко представить себе человека, болезненно воспринимающего любую, даже самую доброжелательную критику. Между тем такой человек может вполне отчетливо осознавать и свое собственное состояние, и последствия этого нелепого поведения, но справиться с собой он не может. Если такие «срывы» достаточно часты, то, скорее всего, такого человека нельзя считать в полной мере психологически культурным.

Таким образом, психологическая культураэто умение человека выделять из явлений окружающей жизни психологическую реальность, получать знание о ней, влиять с помощью полученного знания на свою внутреннюю жизнь и, соответственно, поведение. Правда, при этом следует помнить об условности «извлечения» психологической культуры из общей культуры человека. В действительности бывает довольно не просто «отделить» психологическую культуру от нравственной, эстетической ее составляющих.

Теперь давайте рассмотрим психологическую культуру человека в трех ее относительно самостоятельных аспектах: деятельности, общения, опыта самоорганизации. Не будем при этом забывать, что данные аспекты — суть нашей с вами абстракции, но абстракции, так сказать, второго порядка. Сначала мы из общей культуры человека выделили психологическую культуру, а затем из психологической культуры вычленили еще несколько характеристик.



2019-10-11 177 Обсуждений (0)
Психологическая культура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая культура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)