Понятие о делопроизводстве.
МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИИ «Введение в документоведение ». Введение: - показать актуальность темы; - довести целевую установку через основные положения лекции; - охарактеризовать место и значение данной темы в курсе; - описать обстановку, которой разрабатывалась теоретическая проблема и шла ее практическая реализация; - дать обзор важнейших источников, монографий, литературы по теме; - вскрыть особенности изучения студентами материала по рассматриваемой проблеме. Делопроизводство — это специфическое направление деятельности, которое занимается составлением, оформлением документов, их обработкой и хранением. Значение документов в управленческой деятельности трудно переоценить, так как документ является основным носителем информации, на базе которой принимается любое решение. В документах отражается и учитывается деятельность любой организации, фирмы, предприятия. Ведение многих документов предписано законами, например Устава, бухгалтерских документов, первичных учетных и т.д. При ревизии работы организации проверяются ее документы. От того, насколько грамотно составлен и оформлен документ, часто зависит решение вопроса, а от быстроты получения и обработки информации — своевременность принятия решений. Все работающие в сфере управления имеют дело с документами. Одни с ними работают, другие составляют, подписывают, визируют, третьи оформляют, обрабатывают и т. д. Документ является главным объектом труда управленца. Организация и ведение делопроизводства требуют профессиональных знаний и навыков, поэтому эту работу в учреждении (фирме) ведут специальные подразделения {службы делопроизводства), а в небольших организациях и фирмах — секретари-референты (секретари). Навыки работы с документами складывались и вырабатывались в течение нескольких веков, поэтому вам предстоит ознакомиться с кратким очерком истории организации делопроизводства в России. Составлением и оформлением документов занимаются практически все специалисты сферы управления, в том числе и в правоохранительной системе, поэтому основное содержание дисциплины направлено на теорию и практику составления и оформления служебных документов, что, несомненно, полезно любому управленцу. Составление, оформление документов и организация работы с ними регламентированы законодательными и нормативно-методическими актами, на основе которых учреждения составляют свои организационные и нормативно-методические документы, обеспечивающие рациональную постановку делопроизводства. Разбору основных законодательных и нормативно-методических документов будет посвящена одна из первых лекций. Большое место в реализации учебной программы уделено оформлению каждого реквизита документа. Требования к тексту, особенности языка и стиля служебных документов, порядок их редактирования выделены в отдельные занятия. Так как каждый вид документа — приказ, протокол, справка, письмо и др. — имеет свои особенности, их составление и оформление будут рассмотрены отдельно. Кроме того, вам предстоит ознакомиться с технологией работы с документами. На занятиях будут изложены все этапы работы с документами, начиная с их получения, первичной обработки, регистрации, ведения срокового контроля, информационно-справочной работы. Отдельно будет рассмотрено порядок текущего хранения документов и подготовки их для сдачи в архив. Следует обратить внимание на на освоение вами Федеральных законов «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О государственном языке в Российской Федерации», постановлений правительства, ведомственных нормативных актах, касающиеся вопросов организации делопроизводства, форм документов. Все они полезны как для занятий, так и для будущей практической работы. Понятие о делопроизводстве. Приступая к изучению курса, прежде всего следует ознакомиться с основными профессиональными терминами и определениями, постоянно встречающимися в работе с документами. Делопроизводство — отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Первоначально термин появился в устной речи (предположительно в XVII в.) и означал процесс решения (производства) дела: «дело производить» — решать вопрос. В ходе решения возникала необходимость закрепления результата, например, достигнутой договоренности. Для этого издревле и создавали документы, так как устное слово кратковременно, может быть забыто, искажено при передаче или не так понято. Уже в XVI в. употребляется слово дело как собрание документов, относящихся к какому-либо делу, вопросу. Впервые в этом понятии слово «дело» зафиксировано в документах в 1584 г.
Современное делопроизводство включает: § обеспечение своевременного и правильного создания документов (документирование); § организацию работы с документами (получение, передача, обработка, учет, регистрация, контроль, хранение, систематизация, подготовка документов для сдачи в архив, уничтожение). § Параллельно с термином «делопроизводство» в последние десятилетия используется термин документационное обеспечение управления (ДОУ). Его появление связано с внедрением в управление компьютерных систем и их организационным, программным и информационным обеспечением для приближения к терминологии, употребляемой в компьютерных программах и литературе. В настоящее время термины «делопроизводство» и «документационное обеспечение управления» являются синонимами и применяются для обозначения одной и той же деятельности. И тот, и другой термин можно встретить, например, в названиях документов, регламентирующих организацию документационных процессов: «Государственная система документационного обеспечения управления» и «Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации». § Документирование — это процесс создания и оформления документа. Государственный стандарт определяет документирование как «запись информации на различных носителях по установленным правилам».
Необходимость фиксировать информацию появилась у людей в глубокой древности. До нашего времени дошли «документы» различных эпох, созданные на глиняных табличках, бересте, каменных стелах и т.д. Способы нанесения информации также были разными: рисунок, графика, письмо. В настоящее время в управленческой практике используют главным образом документы, созданные каким-либо способом письма — рукописным, машинописным, типографским, компьютерным, а также с использованием графики, рисунка, фотографии, звуко- и видеозаписи и на специальном материале (бумаге, кино- и фотопленке, магнитной ленте, диске и др.). Изучением развития способов документирования и носителей информации занимается научная дисциплина — документоведение. Древнейшей техникой документирования было текстовое рукописное письмо. В конце XIX в. с изобретением пишущей машинки для документирования все больше стали применяться средства механизации труда. В течение XX в. канцелярская пишущая машинка постоянно совершенствовалась за счет появления более совершенных моделей пишущих и организационных автоматов и создания электронных моделей пишущих машинок различного назначения. С внедрением в 1980-е годы вуправленческую деятельность персональных компьютеров они стали широко использоваться для создания документов. В настоящее время практически все компьютеры имеют программное обеспечение, позволяющее автоматизировать процессы составления, корректировки, редактирования, оформления, изготовления и пересылки текстовых документов. Однако внедрение новых информационных технологий не исключает составления документов на бумажной основе и их обязательного оформления в соответствии с установленными правилами. Документирование в аппарате управления может осуществляться на естественном языке (рукопись, машинопись, телеграмма, телефонограмма, факсограмма, машинограмма) или на искусственных языках с использованием соответствующих носителей (магнитные ленты, диски, лазерные диски, дискеты и др.). На сегодняшний день в управленческой практике преобладающим способом документирования является машинописная или компьютерная печать. Однако ряд документов, таких, например, как заявления, объяснительные записки, создается обычно рукописным способом. Во многих случаях документирование является обязательным, предписывается законами и актами государственного управления. Так, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 5) указывает: «Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации». Организация работы с документами — это обеспечение движения документов в аппарате управления, их использования в справочных целях и хранения. Термин определяется государственным стандартом как «организация документооборота, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения». Документооборотомстандарт называет движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления. В технологию работы с документами входит:
• прием и первичная обработка документов; • их предварительное рассмотрение и распределение; • регистрация документов; •контроль исполнения документов; •информационно-справочная работа; • исполнение документов; •их отправка; •систематизация (формирование дел) и текущее хранение документов. Раскроем некоторые из перечисленных понятий. Так, регистрация означает запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующая факт его создания, отправления или получения; контроль исполнения документов — совокупность действий, обеспечивающих их своевременное исполнение, формирование дела — группирование исполненных документов в дело в соответствии с номенклатурой дел (систематизированным перечнем наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленным в установленном порядке) и систематизация документов внутри дела.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (290)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |