Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима



2019-10-11 208 Обсуждений (0)
Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономическая мысль Древнего мира

Выразители экономической мысли Древнего мира – это правители государств и крупные мыслители того периода времени. Истоки экономической науки следует искать, прежде всего, в учениях мыслителей стран Древнего Востока — колыбели мировой цивилизации.

Древний Египет. Первый памятник экономической мысли – это «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXXII до н.э., Древний Египет). В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства.

Древний Вавилон. Это древневосточное государство Месопотамии, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата, оставило потомкам творение своего царя Хаммурапи, часто именуемое кодексом законов, который действовал в этой стране в XVIII в. до н.э. Этими законами ограничивалось долговое рабство (не более 3 лет), защищалась частная собственность (за посягательство – обращение в рабство либо смертная казнь).

Древний Китай. Экономическая мысль Древнего Китая связана с именем Конфуция (Кун Цзы (VI-V до н.э.) и его сборником «Лунь юй» («Беседы и суждения»), а также с идеями популярного в IV-III вв. до н.э. коллективного трактата «Гуань-цзы».

Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь «отцом народа», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. По его мнению, тогда «у народа будет достаток», когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.

Авторы «Гуань-цзы» в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» и так же ратовали за незыблемость сословного деления общества. В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб (дабы «в селениях царило спокойствие»), создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными (перекладывая эти налоги на производимые с их использованием товары) и др.

Древняя Индия. Древнеиндийский трактат советника царя Чандрагупты Каутильи «Артхашастра» (буквально – «наука о пользе, о практической жизни, материальной выгоде») – это собрание наставлений по вопросам управления государством (IV в. до н.э.). По мнению автора трактата, государство обеспечивает охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д. Согласно трактату, «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан-ариев, и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время либо навсегда.

 

Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима

Ксенофонт (V-IV в. до н.э.) – автор трактата «Экономика», которому мы обязаны появлением изучаемого термина. Собственно, термин «экономика» происходит от древнегреческого «ойкономия». Это словосочетание состоит из двух греческих слов: «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – закон, правило, что очень близко известному русскому словосочетанию – «домострой». Трактат Ксенофонта стал руководством по управлению домашним хозяйством рабовладельца. На Руси «Домострои», подобные ксенофонтовскому, появились в XI веке. Автором одного из самых известных «Домостроев» был советник Ивана IV Сильвестр. Русский «Домострой» был руководством по организации феодального хозяйства.

Экономические рассуждения Платона представлены в его диалогах «Государство» и «Законы». В «Государстве» Платон отразил роль аристократов (философов) и армии в обеспечении общественных интересов: оба сословия, относясь к управленческому аппарату государства, не должны иметь собственность. Их материальное обеспечение по уравнительному принципу должно стать общественным. Третье сословие – чернь (земледельцы, ремесленники, купцы) – обладает и распоряжается своей собственностью. В «Законах» философ выдвинул обновленную модель идеального общества: «управленцы» наделены правом владения и пользования (но не распоряжения) предоставляемым им государством по жребию домом и землей с правом передачи по наследству при ограничении - ценность имущества не должна различаться более, чем в 4 раза; обосновал ведущую роль земледелия по отношению к ремеслу и торговле, осудил ростовщичество.

Аристотель (IV в. до н.э.) в работах «Никомахова этика» и «Политика»  основывал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство – явление естественное и всегда должно быть основой производства. Философ предложил учение об экономике и хрематистике, согласно которому все виды хозяйства и деятельности людей делятся на две сферы. Земледелие, скотоводство, ремесло, торговля и т.п. относятся к естественной сфере, экономике. Бесчестные крупные торговые, посреднические, ростовщические операции в целях создания состояния, богатства – к неестественной сфере, то есть хрематистнке.

Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима (II-I вв. до н.э.) Варрона, Катона Старшего, Калумеллы, Сенеки, Лукреция Кара  являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь также обосновывается необходимость рабства, преимущества земледелия перед другими отраслями экономики.

 



2019-10-11 208 Обсуждений (0)
Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)