Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 1. Введение. Предмет и методы истории



2019-10-11 214 Обсуждений (0)
Вопрос 1. Введение. Предмет и методы истории 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 1. История как наука. Российские исторические школы. Древнейшие цивилизации на территории России.

 

План

 

1. Введение. Предмет и методы истории.

2. Российские исторические школы.

3. Древнейшие цивилизации на территории России.

 

При изучении данной темы необходимо уяснить, что такое историческая наука, каков объект ее исследования, в чем субъективизм изучения истории, каковы ее основные научные категории, что представляют собой основные концепции истории России. Студентам также следует познакомиться с основными историческими школами России, их основоположниками, главными историческими трудами.

 

Вопрос 1. Введение. Предмет и методы истории

 

В современном мире все больше понимают важность гуманитарных и социальных наук. В западных учебных заведениях им отводят до 25 % учебного времени. К таким наукам относится история. Образованный человек должен знать историю своей страны, так как без знания прошлого нельзя изменить настоящее. В противном случае общество повторяет одни и те же ошибки.

История – одна из древнейших наук, ей более 2500 лет. В V в. до н. э. греческий ученый Геродот написал книгу «История». Древние высоко ценили историю, называли ее «учительницей жизни». Покровительницей истории в греческой мифологии считалась муза Клио, изображавшаяся в виде молодой женщины с одухотворенным лицом и со свитком пергамента в руках. Само слово «история» заимствовано из греческого языка и означало повествование о событиях.

Представление о том, что такое история, чем она занимается, видоизменялось в процессе развития человечества. В.О. Ключевский говорил о значении термина «история»: «Это движение во времени, процесс и познание этого процесса». В настоящее время данный термин используется в двух смыслах: во-первых, для обозначения процесса развития человеческого общества, личности во времени; во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей этот процесс.

История – это язык фактов, но интерпретировать их можно по-разному. Поэтому изучение истории субъективно. Каждый ученый для исследования прошлого выделяет в нем основное – предмет, исходя из которого выстраивается логика исторического процесса.

Предметом изучения может быть социальная, политическая, экономическая и другая история. Выделение предмета истории связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Например, историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, зависящие от способа производства материальных благ. Историки, находящиеся на либеральных позициях, предметом изучения истории считают человека (личность) в реализации его естественных прав.

Независимо от предмета изучения все историки используют научные категории: историческое движение (время, пространство), исторический факт, теория исторического процесса.

Историческое время движется только вперед. События, следующие одно за другим, имеют внутреннюю связь. Вне понятия исторического времени история не существует, но это понятие может изменяться, что отражается на периодизации исторического процесса. Так, в эпоху Античности периоды истории различались по правлению государей или деятельности великих преобразователей, а историки-материалисты конца XIX в. разделили историю общества на несколько общественно-экономических формаций.

Под историческим пространством понимается совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих во времени на определенной территории. Понятие «историческое пространство» может употребляться вне связи с конкретной территорией. Например, «христианский мир» был синонимом Запада, а «мусульманский» – Востока.

Исторический факт – это реальное событие, явление, процесс прошлого, то, что считается общепризнанной истиной (египетские пирамиды, восстание Спартака, создание «Русской Правды» и т. д.). Исторические факты можно разделить на простые (событие, происшествие) и сложные (войны, революции и пр., что включает в себя момент интерпретации, некоторые смысловые схемы, объясняющие простые факты).

Конкретные исторические факты мы получаем из исторических источников. Это  остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Все исторические источники можно разделить на шесть групп.

1. Наиболее многочисленная группа – письменные источники (древние надписи на камне, металле, керамике, берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте, бумаге, печатные материалы и т. д.).

2. Вещественные, или материальные, памятники (орудия труда, посуда, одежда, оружие, монеты, остатки жилищ, ремесленные изделия и пр.).

3. Этнографические памятники, т. е. сохранившиеся до наших дней остатки, пережитки древнего быта различных народов.

4. Фольклорные материалы (памятники устного народного творчества: предания, песни, былины, пословицы, поговорки и др.).

5. Лингвистические памятники (географические названия, имена людей).

6. Кинофотодокументы.

Только изучение в совокупности всех видов источников, высокая степень их достоверности позволяют воссоздать достаточно полную картину исторического процесса. Но сами по себе факты ничего не объясняют, это может сделать только историк, руководствуясь своими идейно-теоретическими взглядами. Между историческим фактом и соответствующими ему выводами стоит объяснение-интерпретация. Различные методологии-интерпретации зависят от установок и системы взглядов исследователя на исторический процесс и современное общество.  Они выделяют «свои» закономерности исторического процесса, «свое» видение исторического прошлого и будущего.

Существующие теории (методологические интерпретации) можно сгруппировать по трем направлениям: религиозно-историческое, всемирно-историческое, локально-историческое.

В рамках религиозных воззрений рассматривается, прежде всего, смысл человеческой истории, ее начало и конец. Все религии основаны на представлении кратковременности существования материального (тело человека) и вечности души. С точки зрения христианства смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, освобождении от первобытных страстей. В этой религии отсчет человеческой истории идет от грехопадения Адама и Евы, конец истории – второе пришествие Христа, сроки которого скрыты от человеческого разума. Тот факт, что различные народы живут в разное историческое время, сторонники религиозно-исторической теории объясняют более ранним или более поздним принятием христианства.

В основе всемирно-исторической (линейной) интерпретации лежит закон универсальности развития общества. Разные народы, развиваясь по восходящей, проходят одни и те же стадии развития, но у одних это происходит раньше, у других – позднее. Для этой теории характерен европоцентризм, выстраивание народов по иерархической лестнице (передовые и отсталые), на которой России отводится роль догоняющей страны.

Всемирно-историческая теория имеет в свою очередь три основных направления: историко-материалистическое, историко-либеральное, историко-технологическое.

Историки-материалисты главное внимание уделяют изучению развития общества, общественных отношений, связанных с различными формами собственности. История им представляется как закономерность смены общественно-исторических формаций, в основе которых лежит противоречие между уровнем развития производительных сил (человек с его навыками, орудия труда, энергия, информация) и производственных отношений (совокупность материальных, экономических отношений между людьми в процессе общественного производства). Движущей силой развития общества считается классовая борьба.

Историко-либеральное направление делает упор на изучении истории человека (личности), обеспечении его индивидуальных свобод. Оно выявляет в историческом процессе альтернативы развития, а не закономерности. Выбор пути при этом связывается с сильной личностью.

Сторонники историко-технологического направления считают основным в изучении истории человечества технологическое развитие и связанное с ним изменение в обществе. Вехами в развитии являются фундаментальные открытия (появление земледелия и скотоводства, освоение металлургии железа, изобретение паровой машины, освоение космоса и пр.). Эти открытия определяют прогресс и судьбу человечества и не зависят от идеологии политического режима.

Предметом изучения локально-исторической теории являются локальные цивилизации (регионы мира, в которых развитие человечества происходит в особом направлении, на основе собственных культурных норм и ценностей, особого мировоззрения). История человечества при этом рассматривается как история отдельных культурно-территориальных образований, самобытных, слитных с природой, проходящих в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка, гибели. В рамках этой теории сложилось «евразийское» направление, согласно которому у России, в отличие от других стран, «особый» путь развития.

Составной частью всех теорий является государственно-патриотическая идея, мягко или жестко противопоставляющая народы разных государств и консолидирующая свой народ на патриотизме, специфике развития своей страны.

Главными функциями истории являются познавательная (просвещение) и воспитательная.

На современном этапе сложились целые отрасли исторических знаний: гражданская история, история государства и права, история экономики, история культуры и др. Изучение прошлого можно вести по территориальному принципу (история России, история Англии, история Китая и т. д.) или по хронологическому (история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени и т. д.).

Существует целый ряд вспомогательных исторических дисциплин: археология, нумизматика, хронология, источниковедение, этнография и др. Археология, например, изучает историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей, давая сведения о событиях, не освещенных письменно. Нумизматика – наука о монетах. Монеты являются документом по экономической и политической истории, идеологии общества, это произведение искусства и отражение уровня технических достижений времени. Этнография исследует процесс возникновения и развития этносов (народов), стереотипы их поведения, расселение, миграции, культурно-историческое взаимодействие народов и т. д. Генеалогия занимается изучением происхождения и развития родственных связей и отношений отдельных людей и целых семейств. Каждая из этих дисциплин вносит свой вклад в изучение исторического процесса.

Для полноты знаний историку необходимо также привлечение данных многих социально-экономических наук: экономики, социологии, антропологии и др.

Таким образом, изучение истории – сложный процесс реконструкции прошлого, включающий в себя сообщения источников, собственные представления ученых об историческом процессе, данные других исторических и пограничных с ними дисциплин.

 

 



2019-10-11 214 Обсуждений (0)
Вопрос 1. Введение. Предмет и методы истории 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 1. Введение. Предмет и методы истории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)