Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Общественное производство.



2019-10-11 173 Обсуждений (0)
II. Общественное производство. 0.00 из 5.00 0 оценок




Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт. Поэтому всякий производственный процесс требует соединения в определенных пропорциях в единое целое каждого из четырех факторов производства и представляет собой их взаимодействие.

Соединение всех факторов производства в единый производственный процесс в системе общественного разделения труда и использование полученного общественного продукта называется общественным производством.

Выделяют следующие фазы общественного производства:

- Производство – целенаправленная деятельность, основанная на привлечении ресурсов для создания материальных и нематериальных благ. Отметим, что потребление является целью производства только в условиях нерыночной экономики. Например, целью социалистического производства провозглашалось повышение народного благосостояния. Целью производства в первобытном обществе было текущее потребление добытого племенами. Целью производства в рабовладельческом обществе – потребление рабовладельцев, рабы – говорящие орудия, которым доставалась ничтожная часть. 

- Обмен – фаза, которая способствует перемещению в пространстве благ таким образом, что полнее удовлетворяются потребности человека.

- Распределение – предполагает распределение не только распределение произведенных благ, но и распределение ресурсов. В последнем случае распределение не опосредует связь между производством и потреблением, а выступает первичным по отношению к производству.

- Потребление – это отрицательное потребление (по А. Маршаллу), то расходование созданной полезности. Потребление может быть личное потребление (осуществляют домохозяйства вне рамок общественного производства – еда, питье и т.д.) и производственное потребление (осуществляют фирмы, используя средства производства).

Поскольку потребности требуют постоянного удовлетворения, то процесс общественного производства протекает непрерывно.

Непрерывно возобновляющийся процесс повторения производства, распределения, обмена и потребления созданных благ называется процессом воспроизводства. Воспроизводство может быть простым (кругооборот общественного продукта в неизменном масштабе) и расширенным (в увеличивающихся масштабах).

 

III. Проблема выбора в экономике.

Граница производственных возможностей.

Структура создаваемого общественного продукта зависит от того, каким образом общество решает проблему выбора, стремясь как можно полнее удовлетворить потребности в условиях ограниченности ресурсов. Обществу приходится принимать решение, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться.

В основе решения данной проблемы выбора, которая всегда была и будет, лежит необходимость рационального ведения общественного хозяйства. Рациональное ведение хозяйства предполагает эффективное использование редких ресурсов для наибольшего удовлетворения потребностей общества.

Экономическая эффективность есть соотношение между эффектом (результатом) производства и факторами его создания.

Эффективность означает не только отсутствие потерь, но и наилучшее использование факторов производства, т.е. специфической чертой экономической эффективности является экономия затрат труда, средств производства, природных ресурсов при производстве единицы продукции.

Чтобы добиться эффективности, с точки зрения распределения ресурсов, их следует использовать таким образом, чтобы они вносили наиболее полный вклад в общий объем продукции, иначе говоря, добиться оптимального варианта.

Обеспечение экономической эффективности составляет одну из ключевых проблем экономической теории.

Для иллюстрации данной проблемы выбора предположим ситуацию, когда в обществе производится только два вида благ, например, самолеты и зерно, или пушки и масло, средства производства и предметы потребления. При этом для производства данных благ полностью используются все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы, например, только земля и труд.

Таблица 1. Производство самолетов и зерна.

 Возможности (альтернативы) А Б В Г Д
Самолеты, тыс. шт. 10 9 7 4 0
Зерно, млн. тонн 0 1 2 3 4

Полностью используя ресурсы, мы можем производить либо 10 тыс. штук самолетов, либо 4 млн. тонн зерна. Между этими крайними точками существуют и другие возможные комбинации Б, В, Г. На основе этой таблицы можно построить график (Рис. 1). На границе производственных возможностей, в каждой ее точке в обществе производится максимально возможное при данных ресурсах количество продукции. Если общество захочет одновременно произвести больше самолетов и зерна (точка Е), то ресурсы не позволят ему осуществить это одновременно.

Таким образом, производство вне границы производственных возможностей невозможно. Но возможно ли производство внутри производственных возможностей? Обратимся к точке М. Как и любая другая точка внутри кривой, она указывает на неполную занятость ресурсов, их резервы. Наличие резервов позволяет в экстремальной ситуации резко увеличить объем выпуска какого-либо продукта, не сокращая выпуск другого. Классическим примером такой ситуации может служить перевод промышленности на военные рельсы в период второй мировой войны в США и в СССР. Наличие безработицы и незанятых полностью других ресурсов позволило США увеличить производство вооружения, не сокращая производства зерна. Нашей же стране, и до войны производящей на границе своих производственных возможностей, пришлось полностью отказаться от производства сливочного масла.

Таким образом, граница производственных возможностей характеризует одновременно и возможный, и желательный объем продукции, который можно произвести при абсолютном использовании всех ресурсов. Данный график является лишь абстрактной моделью реально существующего производственного потенциала страны.

Рассмотрим отдельные точки на данной кривой. Каждая из этих точек (А, Б, В, Г или Д) характеризует определенную комбинацию двух благ, которая может быть произведена, то есть конкретный выбор общества, что ему необходимо произвести. А множество этих точек есть множество альтернатив, с которыми сталкивается общество в хозяйственной деятельности. А сама хозяйственная деятельность общества есть постоянный выбор из множества альтернатив.

Выбирая одну из возможных альтернатив, общество лишается возможности получить комбинацию данных благ в другом количестве. Например, выбирая точку В, т.е. производя 7 млн. шт. самолетов и 2 млн. тонн зерна, общество лишается возможности получить 3 млн. тонн зерна при производстве 4 млн. шт. самолетов (точка Г). Таким образом, общество платит цену, равную 3 млн. шт. самолетов, чтобы произвести дополнительную тонну зерна. Поэтому стоимость одной тонны зерна можно рассматривать как определенное количество того блага, от производства которого приходится отказаться. В данном смысле стоимость блага называется альтернативной стоимостью. Вообще с производством единицы любого блага связаны издержки упущенных возможностей, которые не отражаются в бухгалтерском учете предприятия в виде затрат на те или иные ресурсы, необходимые в производстве, но могут быть выражены стоимости того количества других благ, которые могли бы быть произведены с помощью этих ресурсов.       

График производственных возможностей является графиком, с помощью которого можно иллюстрировать различные аспекты развития общества. Например, Рис. 2 иллюстрирует процесс экономического развития нации. СС – кривая развития бедной нации, а точка А показывает уровень ее потребления. Она довольствуется предметами первой необходимости, а потребление предметов роскоши незначительное. В результате интенсивного развития уровень потребления страны определяется точкой Б, находящейся на кривой єє развитой нации.

     Данная кривая иллюстрирует, как по мере развития общества, увеличения его богатства происходит изменение приоритетов в удовлетворении потребностей. С ростом богатства удовлетворение общественных потребностей происходит быстрее.

С помощью графика производственных возможностей можно показать, как производственное накопление сказывается на потреблении, то есть, как сказывается на потреблении уровень капитальных вложений. Проанализируем взаимосвязь производственных возможностей и закона относительного возрастания затрат.

Как видно из графика (Рис. 3), каждая дополнительная единица пищи требует все большего отказа от производства одежды, то есть растут общие затраты общества на производство пищи и одежды.

Однако недаром данный закон называется законом относительного возрастания затрат. Это часто встречающаяся закономерность, но она не имеет универсальной силы, особенно в условиях НТР.

В силу того, что ресурсы не обладают равной производительностью во всех возможных процессах их использования, переключение ресурсов из одной сферы их применения в другую обусловливает действие закона относительного возрастания затрат.

Результаты научных достижений оказывают существенное влияние на затраты при производстве различных продуктов и, следовательно, на действие данного закона. Так достижения науки позволяет сократить расход сырья (затрат), например, льна на производство одежды (Y). Это позволит при том же количестве сырья, при тех же затратах увеличить продукта (Х), оставляя неизменным объем производства продукта (Y). При другом распределении сырья можно увеличить производство обоих продуктов. И в первом и во втором случаях происходит снижение общих затрат на производство продукции. В данном случае мы имеем экономию затрат, а не их возрастание. И в тех странах, где активно используют достижения НТР, экономия затрат имеет ярко выраженную тенденцию, в отличие от тех стран, где с внедрением научных достижений дело обстоит плохо.

Экономия затрат не противоречит закону относительного возрастания затрат, ибо он относится к тем случаям, когда затраты на производство альтернативных продуктов остаются неизменными.

 



2019-10-11 173 Обсуждений (0)
II. Общественное производство. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Общественное производство.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)