Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результат процесса познания – это знания.  



2019-08-13 245 Обсуждений (0)
Результат процесса познания – это знания.   0.00 из 5.00 0 оценок




Знания — это представления о мире, или идеальные образы мира, находящиеся в сознании людей. Знания могут быть индивидуальными и коллективными. Знания могу соответствовать действительности, то есть истинные. Могут же отличаться или противоречить действительности, то есть ложные или заблуждения.

Проблемы:

Что такое знание?

В чем состоит сущность познания?

Как соотносятся знания со своим предметами?

Каковы источники познания?

 

Учение об истине:

Наиболее распространенным в истории философии является определение истины как знания, соответствующего действительности. Истина всегда конкретна. Это означает что истинное связанное с конкретными условиями, временем, местом, обстоятельствами.

 

23.Философское учение о человеке, личности, общества: проблема свободы и ответственности личности.

 

О человеке:

 

Тема человека является центральной в философии. Раздел философии, который изучает человек, называется философской антропологией. А философское учение, в центре которого стоит человек, называется антропоцентричным (от «антропос» - человек).


Философское постижение человека началось ещё в древности в различных мифологических, религиозных и натуралистических представлениях. По мнению древних( античность), человек содержит в себе все элементы или стихии космоса: состоит из тела и души, которые рассматривались как два аспекта единой реальности в учении Аристотеля или как две разнородные субстанции в учении Платона.

 

С философии Протагора и Сократа началось обращение к теме отдельного человека. Смысл жизни, по мнению Сократа, в познании человеком самого себя.

 

Большое внимание проблеме человека уделялось в древнекитайской и древнеиндийской философских традициях. Так, напр., китайский философ Конфуций предложил следующие этические принципы поведения «идеального человека»: гуманность, человечность, любовь к людям.

В античной философии человек рассматривался как составная часть мироздания, космоса. Жизнь человека получает смысл, если он реализует свое предназначение в космосе – следует своей судьбе. Но и космос получает смысл, поскольку в нем существует человек. «Человек – это мера всех вещей», – утверждали древнегреческие софисты.

Для выдающегося древнегреческого философа Сократа главный интерес представлял собой внутренний мир человека. Аристотель писал о том, что человек – существо «политическое», т. е. существующее только в полисе, в сообществе людей.

Христианство сформировало понимание сущности человека как свободной личности, находящейся в центре мировой истории.

В эпоху Возрождения человек рассматривается как самостоятельный творец истории и окружающего его мира. В Новое время формируется понимание человека как субъекта познания. Здесь становится возможным крайность субъективизма – утверждение о том, что мир не существует вне нашего восприятия и представления о нем.

В философии XX в. распространяется представление о человеке как о существе, чье существование предшествует сущности. Это означает, что нет раз и навсегда определенных представлений о том, каким должен быть человек. Каждый человек в ходе своей жизни делает свой выбор, каким образом он будет человеком.

 

О личности:

При этом личность понимается как отпечаток тех общественных отношений, в которые человек вступает на протяжении всей своей жизни. Процесс формирования личности называется «социализация».

Личность имеет сложную структуру. Личность рассматривается как индивидуальное выражение ценностей, идеалов, норм данного конкретного общества. Личность формируется в конкретной исторической ситуации, в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.

 

Проблема личности в философии – это вопрос о сущности человека, его месте в мире, его социальном предназначении как творца истории. Важной характеристикой личности является его нравственно-духовная сущность. Чем ярче выражены у человека интеллектуальность, нравственность и волевые качества, тем ярче и значительнее сама личность. Личность такого человека ориентирована на общечеловеческие ценности, на свободное самовыражение, творчество, добро.

 

Личность в представлении философов не сводится ни к индивиду, ни к индивидуальности.

 

Личность – это уникальная духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека, выступающего как субъект жизнедеятельности, обладающий сознанием собственного «Я» (самосознанием), самостоятельный, свободный и ответственный за самоосуществление в перспективе своей жизни.

 

Личность – субъект, «автор» жизни, определяющий ее смысл, цели, идеалы, направляющий себя к их воплощению. Успешное осуществление того, что понимается под смыслом жизни, сопровождаемое положительной самооценкой личности, выражающей удовлетворенность общим течением своей жизни, составляет счастье в его широком философском осмыслении.

 

 Человеческая личность возникает и существует в общении с другими личностями. Фундаментальным фактором бытия личности, утверждающим ее достоинство, является субъект-субъектное отношение – общение, диалог, свободная духовная коммуникация, основанные на любви и долге.

 

 Кроме того, личность включена в нормативно регламентированные социальные отношения и выступает носителем общественных ролей-функций, предписываемых ее полом, возрастом, этнической принадлежностью, семейным положением, родом занятий, имущественным и властным статусом и т. д. Личность как субъект многообразной активности обладает автономным «Я», препятствующим ею отождествлению с ее ролями. Существенное значение для обеспечения автономии личности имеет ее нравственное самосознание, которое побуждает к исполнению обязанностей сохранения и возвышения достоинства личности в целом.

 

Для И. Канта отдельный человек как личность есть субъект исполнения нравственного долга, принадлежащий миру свободы, а как лицо он детерминирован природными и социальными закономерностями и принадлежит миру необходимости, миру природы.

Обществе:

В истории философии можно выделить два подхода к определению понятия общества. Первый, социальный атомизм, рассматривает общество как сумму индивидов, которые связаны договором. Этого подхода придерживался, например, Д. Локк, создатель философии либерализма. Основой такого подхода является учение о естественном человеке, наделенном естественными свойствами и правами.

Другой, органический подход к определению понятия общества развивается в работах Платона, Э. Дюркгейма, К. Маркса и др. . В основе этого подхода лежит принцип: целое больше суммы своих частей. Поэтому и общество, хотя и существует благодаря людям, обретает свои особые свойства, структуру. Понятием, которое выражается целостность общества, является «общественные отношения». Общество определяется как целостная система общественных отношений. Люди оказываются всего лишь частицами, моментами этого целого. Взятый в своих крайних формах органаческий подход преуменьшает значение личности.

Рассмотренные подходы являются, по сути, взаимодополнительными. Каждый из них подчеркивает какую-то одну сторону общества: либо его целостность, либо то, что оно есть форма существованию человека.

Поэтому, давая определение общества, можно сказать, что общество – это исторически сложившаяся система общественных отношений, которые появляются в результате взаимодействия людей.

Одной из наиболее известных ранних концепций общества и государства была теория идеального государства Платона . По мнению философа, идеальное государство должно иметь своей целью общее благо; достижению этой цели подчиняются частные интересы людей. Идеальное государство состоит из трех каст: философов, или правителей; воинов, или стражей; ремесленников и земледельцев. Три сословия выделяются Платоном по аналогии с тремя частями человеческой души: разумной (философы), яростной (воины) и вожделеющей (ремесленники и земледельцы). Различие в душевных свойствах дается от рождения: человек рождается представителем определенной касты.

 

 



2019-08-13 245 Обсуждений (0)
Результат процесса познания – это знания.   0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результат процесса познания – это знания.  

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)