Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философская картина мира



2019-08-13 419 Обсуждений (0)
Философская картина мира 0.00 из 5.00 0 оценок




Научная картина мира

 

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, выработанные на конкретном этапе развития науки. Она вводит также представление об общенаучном на данном этапе предмете исследования посредством обозначения фундаментальных объектов изучения и особенностей их взаимодействий.

 

Научная картина мира начала формироваться с появлением первых достоверных знаний об отдельных сторонах и свойствах мира еще в странах Древнего Востока и Греции, однако ее идеи и представления были органично вписаны в натурфилософскую космоцентристскую картину мира. Собственно НКМ интенсивно начинает складываться в XVI-XVII веках, когда на смену геоцентризму приходит гелиоцентризм и возникает классическая механика.
Под НКМ понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, которая возникает в результате обобщения и синтеза основных научных понятий и принципов, отражающих эти объективные закономерности.
В НКМ следует различать общенаучную (ОНКМ) и частнонаучные (ЧНКМ) картины мира. В ОНКМ обобщаются и синтезируются научные знания, накопленные всеми науками о природе, обществе, человеке и результатах его деятельности. Среди ЧНКМ называют физическую, химическую, космологическую и космогоническую, биологическую, экологическую, информационную, политическую, экономическую и т.д. и т.п. картины мира.

 

Главная особенность НКМ состоит в том, что она выстраивается на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научной теории и в той области науки, которая занимает в данную эпоху лидирующее положение.

 

Функции научной картины мира:

1) Научная картина мира устанавливает связь между научным знанием и тем реальным миром. Нормативная - задает систему принципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования.

2) Научная картина мира систематизирует научные знания. Что предполагает поиск таких общих понятий и принципов, которые помогают понять роль конкретных закономерностей в общей системе научного знания.

3) Научная картина мира как исследовательская программа. Так, возникновение более общей картины мира, например естествознания, предполагает анализ различных дисциплин, изучающих природу. Еще более обширный и глубокий анализ приводит к формированию общей научной картины мира, то есть научные картины мира различного уровня глубины можно рассматривать как результат осуществления соответствующей исследовательской программы.

 

 

Религиозная картина мира

Философия средних веков развивалась в тесном контакте с религией. Религия - форма мировоззрения, в основе которого лежит вера в сверхъестественное.

 

Религиозная картина мира: обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.


Творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца. Человеку в РКМ отводится роль дитя, которого любят, поощряют и возвышают по мере его стремлений и усилий приблизиться к Творцу и жить по его наставлениям. В различных религиозных конфессиях РКМ различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма, божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.

 

Философская картина мира

 

Предельно общую картину мира дает философия. Создаваемая в рамках онтологии ФКМ определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества.

 

Философская картина мира возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философских учений классической поры. Мир и человек в философии изначально рассматривались в связи с идеей Разума. В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельностное начало - ЛОГОС, разум. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.

Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в ее соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью и соответствующая определенному этапу исторического развития.

Главная тема философии — соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятель-ностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

В качестве основных структурных элементов философской картины мира можно выделить следующие виды знаний: о природе, об обществе, о познании, о человеке. В рамках данной картины мира сформировались две модели бытия:

 

 

8. Философские идеи эпохи Просвещения. Общие характеристики

 

Родина идей Просвещения — Англия конца XVII в., но особого взлета они достигли во Франции в XVIII в.

 

Просвещение - это идеи прогрессивной общественной мысли в период становления промышленной (индустриальной) цивилизации в Европе. Философия эпохи Просвещения представляет собой последова­тельный культ человеческого разума.

 

Основные черты философии Просвещения наиболее ярко и последовательно проявились во Франции в преддверии Великой французской буржуазной революции 1789 года.

 

Представители: Англия: Джон Локк ; Франция: Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье, Ламетри, Гельвеций, Гольбах и др.

 

Основные проблемы:

Проблема познания мира: разум или чувства

Критический анализ существующего общественного устройства

Поиски путей переустройства общества

 

Для философии Просвещения было характерно признание приоритета разума в решении всех проблем, критицизм и антиклерикальная направленность, деизм, материализм в понимании природы, сенсуализм и созерцательность в гносеологии, исторический оптимизм.

После продолжительного периода господства схоластики умы эпохи П. стали изучать природу. Большое кол-во наук быстро прогрессировало. Круче всех была механика. Так, ее строгие математические законы попытались обобщить уровень природы, упрощая естественные законы жизни.

Человечество старалось систематизировать полученные знания, выделяя в каждом объекте его отличительные черты, отвлекая или не обращая своего внимания на тот факт, что сам изучаемый объект может меняться. В этом и состояла сущность материализма. После открытия Дарвином его эволюционной теории стало ясно, что каждый объект или природа в целом должны быть изучены в процессе их развития. Основные аспекты эпохи ПРОСВЕЩЕНИЯ : 1) вместо осн. догматов (религ.) на первое место - рассуждающий разум; 2) атеистичность; 3) очень прагматична, исследует человека с позиций полезности для общества; 4) "Наука и прогресс" - главный лозунг. Наука - средство, прогресс - цель; 5) просветительство (ликбез); 6) механистический материализм.

Основные понятия просвещения :

 

Деизм (лат.deus– бог) - философское учение, признающее бога творцом мира, но отрицающее его участие у жизни природы и общества

Атеизм(греч.theos– бог, а - приставка, выражающая отрицание чего-то) - отрицание существования бога, система взглядов, отрицающих всю совокупность религиозных представлений о мире

Сенсуализм (лат. sensus- ощущение) – философское учение, признающее единственным источником познания ощущения

Механицизм– все движение сводится к механическому. Весь мир (природа, общество, человек) рассматриваются как механизм, все объясняется законами механики.

 

 

ЕСЛИ РАЗОБРАТЬ ПО ПУНКТАМ :

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:

 

Окончательно отрицается познавательная ценность религии. Вера уступает место независимому человеческому разуму. Даже проблема существования бога уже решается не верой, а разумом

На проблему существования бога основной точкой зрения становится деизм, который затем сменяется атеизмом

Сенсуализм: единственным источником знаний признаются человеческие ощущения, отрицается теория врожденных идей. Утверждается, что разум выводит все теоретические знания из ощущений (опыта) и что «Мысль без чувств пуста». Кроме эмпирио и рацио других видов познания нет

Природа рассматривается как механизм.Разум и целеполагание - свойства только человека, в природе их нет.

Вера в безграничные возможности человеческого разума:

не ставятся границы перед познавательными способностями разума (разум, опираясь на опыт, может объяснить практически все в мире). В том числе, разум должен и может решить вопрос о существовании бога.

разум поможет человеку покорить природу

разум поможет человеку переустроить общественные дела, которые, по их мнению, на тот момент были устроены неразумно.

 

То есть веру в бога просветители заменили верой в человеческий разум, его безграничные возможности. Они верили, что разум поможет человеку создать рай на земле.

 

 

13. Философский смысл понятий бытие, материя, субстанция

Бытие:

Один из ключевых разделов философии, изучающих проблему бытия - онтология Онтология - учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.

 

Впервые понятие “бытие” как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно.

 

Значительное внимание проблеме бытия уделял Платон. Бытие отождествляется Платоном с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. “

 

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия - это синонимы. Бытие есть все то, что есть - "вся видимая же и невидимая", как утверждается Символом веры. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения - все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия.

 

Бытие - это основная философская категория, обозначающая реальность, все существующее. Это понятие охватывает все то, что только имеет место «Быть»

 

Материя:

Материя (от лат. material – «вещество») – философская категория для обозначения некой пространственной телесности, «мертвое вещество», противоположное жизни, душе и духу. В области мировоззрения она оформилась как материализм, а в сфере науки – как естествознание.

 

Материя- Это объективная реальность, которая существует независимо от сознания и отражается в нем.

 

Материя – это бесконечное множество всех существующих явлений, объектов и систем, субстрат всех многообразных свойств, взаимодействий и форм движения. Материя существует во множестве конкретных форм, каждая из которых обладает многообразием свойств и взаимодействий, сложным строением и является элементом более общей системы.

 

На разных этапах научного познания существовали различные модели понимания материи:

· атомистическая модель (Демокрит);

· эфирная модель (Декарт);

· вещественная (Гольбах).

 

Субстанция:

 

Субстанция (буквально сущность) – то что лежит в основе, неизменная, неуничтожимая основа бытия в противоположность его меняющимся свойствам и состояниям.

 

Понятие субстанции используется в двух смыслах:

1) то что существует само по себе, является причиной самой себя и не зависит в своем существовании не от чего другого.

2) Субстанция это первооснова, от ее существовании зависит существование других вещей.

 

Представление о субстанции связано с вопросом о первопричине мира: "Откуда все есть?" Проблема субстанции в явном виде была поставлена древнегреческим философом Аристотелем. Специфическую трактовку понятие субстанции получает в схоластической средневековой философии, где основой существующего мира материальных явлений считают божественное духовное начало.

 

В Новое время в учении нидерландского философа Спинозы (XVII в.) под субстанцией понимается весь материальный мир, в котором растворен Бог. Спиноза говорит, что субстанция является причиной самой себя (саиза зш). В этот же период французский философ и математик Декарт различает абсолютную субстанцию (Бог) и порожденные ею две независимые друг от друга субстанции - телесную (материя) и духовную (мышление).

 

В марксистской философии под субстанцией понимается материя. Она сама является основанием своего существования и всех своих формообразований.

 

В конце XX века философия постмодернизма уходит от понимания субстанциальности мира, который предстает для нее хаотичным, неустойчивым, случайным. Такой мир не может иметь однозначных определений.

 



2019-08-13 419 Обсуждений (0)
Философская картина мира 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философская картина мира

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (419)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)